Особенности младшего школьного возраста, влияющие на процесс обучения
Любой учебный курс должен учитывать примерный психологический портрет группы людей, к которой он применяется. В данной работе нас интересует начальная ступень общеобразовательной школы. В данной главе мы постарались перечислить и рассмотреть основные особенности младших школьников, которые необходимо учитывать при обучении.
Ограниченный запас внимания У детей, проходящих обучение в начальных классах очень рассеянное и непроизвольное внимание. Им сложно сосредоточиться на чём-то одном, они легко отвлекаются и быстро устают.
Наглядно-образное мышление Для младших школьников характерно исключительно наглядно-образное мышление. Лишь спустя какое-то время у них формируется способность мыслить абстрактно и использовать логику. Чем больше наглядных материалов в своей работе использует учитель, тем проще детям младшей группы усвоить материал.
Эмоциональное восприятие У ребёнка 7−10 лет очень яркое, эмоциональное восприятие окружающего мира. Всё, чем он занимается, проходит сквозь призму его эмоций, поэтому так важно обеспечить комфортную дружественную атмосферу в классе. Если ребёнка что-то беспокоит, ему будет очень сложно усвоить материал. Тяжёлые, монотонные, скучные задания вызывают негативную эмоциональную реакцию, и как следствие, неприязнь к изучаемому предмету и ко всему обучения в целом.
Образная память Ребёнок в возрасте 7−10 лет запоминает только эмоционально-окрашенную информацию. Любой серый, безынтересный материал не задержится в памяти надолго. Главная задача учителя начальных классов — заинтересовать ребёнка в процессе обучения, иначе каким-бы старательным не был ребёнок, он не сможет хорошо запоминать получаемую информацию.
Репродуктивная деятельность Нельзя не отметить и то, что для детей младшей группы характерна преимущественно репродуктивная деятельность. Они ещё неспособны к продуктивному созиданию, на основе уже полученных образов и знаний, так как их для этого банально недостаточно. Первые проблески продуктивной деятельности появляются у ребёнка в возрасте 7−8 лет и связано это, в первую очередь, с началом обучения в школе. (Мухина В. С. Детская психология. Стр. 68).