Системно-интегративный подход в обучении (П. Р. Атутов, В. А. Разумный)
Формирование готовности к самостоятельному выбору профессии, сознательному самоопределению. Расширение представлений об особенностях экономической жизни и рыночной экономики; Формирование готовности к соблюдению режима труда и отдыха, здорового образа жизни; Осуществление связи обучения с трудом, расширение познавательного кругозора; Развитие психофизиологических, эмоционально-волевых свойств… Читать ещё >
Системно-интегративный подход в обучении (П. Р. Атутов, В. А. Разумный) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Системно-интегративный подход в обучении ориентирует на осуществление всеобщей связи и взаимодействия педагогических явлений и процессов в их развитии и движении. На понимании системности как элементов, находящихся в связях друг с другом, образующих целостность основана и система и системный подход в обучении.
Система характеризуется в энциклопедическом словаре как целое, составленное из частей; соединение, множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом.
Интеграция — понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, процесс сближения и связи наук.
Ученые выделяют три основные вида интеграции учебных курсов.
- 1. Расширенная предметная (моно дисциплинарная).
- 2. Объединенная предметная (междисциплинарная).
- 3. Стержневая (проблемная, тематическая).
И система, и интеграция имеют много общего. Разница в том, что система выступает как результат интеграции. Интеграция ведет к системе. А. С. Макаренко отмечал, что «человек не воспитывается по частям. Он созидается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается». Объединение в целое разнородных частей, осуществление взаимосвязи между элементами образует нечто новое, более значительное, чем пустая сумма ее элементов.
Наиболее благоприятные условия для реализации интегративного подхода сложились в системе начального образования.
Подготовка учителя начальных классов осуществляется в процессе овладения взаимосвязанными знаниями, умениями и навыками 4-х циклов наук: социально-гуманистических, психолого-педагогических, специальных, методических. Важное место занимает также подготовка учителя к творческой педагогической деятельности. Разрабатываются новые интегративные курсы, соединяющие в себе информацию из разных учебных дисциплин. К примеру: природоведение и труд; математика и конструирование; речь и культура и т. п.
Интегративная модель, ориентированная на общее развитие и социализацию школьников в трудовой деятельности включает в себя такие содержательные компоненты:
- • осуществление связи обучения с трудом, расширение познавательного кругозора;
- • формирование основ мировоззрения;
- • расширение опыта нравственного сознания и поведения;
- • развитие художественно-эстетических качеств личности;
- • расширение представлений об особенностях экономической жизни и рыночной экономики;
- • развитие психофизиологических, эмоционально-волевых свойств;
- • формирование готовности к соблюдению режима труда и отдыха, здорового образа жизни;
- • развитие творчества детей;
- • формирование готовности к самостоятельному выбору профессии, сознательному самоопределению.
В современных условиях наметилась попытка создания интеграционных центров образования. Профессор В. А. Разумный разработал рекомендации по созданию центров вместо предметного преподавания: «зала мудрости», «фантазии», «культуры», «спорта», «вдохновения», «образного мышления», «проблемной лаборатории». На наш взгляд, попытка эта проблематична, организация учебно-воспитательной работы по намеченным центрам не выходит за круг просветительского, духовного, интеллектуального развития, не предусмотрена, к примеру, специальная работа по трудовой подготовке учащихся, учителя, как одного из ведущих факторов общего развития и социализации личности.