Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Методические основы творческой деятельности школьников при изучении народных художественных промыслов: На прим. 
Коряк. авт. 
округа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы исследования: аналитические (анализ научной, методической и технической литературыизучение традиций народных художественных промыслов Камчатского региона) — диагностические (анкетирование, индивидуальные и групповые беседы, диагностика современного состояния трудового обучения в Камчатском регионе по действующим школьным программам) — Формирующие (составление программы трудовой подготовки… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ
    • 1. Педагогический аспект развития творческой деятельности школьников в процессе трудовой подготовки средствами декоративно-прикладного искусства
    • 2. Исторический и этнокультурный аспекты развития народных художественных промыслов в системе преемственности поколений (на примере Камчатского региона)
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ КАМЧАТСКОГО РЕГИОНА ПРИ ИЗУЧЕНИИ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ
    • 1. Содержание трудового обучения школьников при изучении народных художественных промыслов Камчатского региона
    • 2. Методические условия развития творческой деятельности 70 школьников при изучении народных художественных промыслов
    • 3. Внеклассная творческая деятельность школьников как одна из форм дополнительного образования. ¦

Методические основы творческой деятельности школьников при изучении народных художественных промыслов: На прим. Коряк. авт. округа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Стремительные социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране, вызваны, наряду, с переменами в различных сферах жизнедеятельности общества, значительными изменениями в его духовной культуре. Характер этих изменении чрезвычайно важен для эволюционного цивилизованного развития общества, что становится особенно ясным при осмыслении понятия «духовная культура» с точки зрения христианской антропологии. Духовная культура — это то, что отражает внутренний мир человека. Это сила или степень развития в нем качеств души, выражающих гуманистические идеалы, сила развития ума, нравственности, эстетических качеств, творческих устремлений, степень понимания своего места во Вселенной, связи с природой, Космосом. Но духовная культура — это и предметный мир человека, в котором воплощены его душевные качества, мировосприятие. Это и социальный опыт человечества, его знания, нормы, ценности, в которых реализованы народная душа, дух народа (205- 71).

Эти положения приобретают особенно глубокий смысл по отношению к Камчатскому региону, где в силу географических, геофизических, природно-климатических, этнических, социально-демографических особенностей наблюдается высокая степень влияния Космоса на человека. Необычайную энергетику этого края, крайне благоприятную для активизации творческих возможностей и развития личности, отмечали В. П. Казначеев, К. Мархинин (50- 51- 71).

Однако, приходится констатировать, что в настоящее время, в условиях рыночной системы хозяйствования, для российской культуры в целом, и для региональных культур в частности, характерно изменение духовного спектра с акцентом на материальный фактор. Возросший интерес к материальным ценностям приводит к усилению прагматических ориентаций у людей, особенно у подрастающего поколения, как наиболее восприимчивого к изменениям контингента, ограничивает духовные запросы. Традиционные ценности, составляющие основу культуры, трансформируются, причем зачастую не в лучшую сторону, интеллектуальный труд обесценивается. В результате постепенно формируется новый облик молодого человека, которому присущ культ потребительства, отсутствие интереса к прошлому страны, народным традициям и культуре.

Возрождение и изучение народных художественных промыслов коренного этноса Корякского автономного округа имеет исключительно важное значение, поскольку они сегодня приобрели новое значение в духовной жизни народов Камчатского региона как памятники национальной художественной культуры.

В этой связи возрастает роль гармоничного воспитания и Образования молодежи. Общество всегда было заинтересовано в повышении уровня образованности молодых людей, поскольку именно от их знаний, умений, трудовой и профессиональной подготовки, эстетической воспитанности, социально значимых качеств (трудолюбие, самостоятельность, ответственность, бережное отношение к опыту предыдущих поколений) зависит духовно-нравственное и социально-экономическое здоровье общества, состояние его культуры.

Разработке этой проблемы посвящены труды П. Р. Атутова, П. Н. Андрианова, Ю. К. Бабанского, Н. И. Бабкина, С .Я. Батышева, А.К. Бе-шенкова, М. М. Зиновкиной, В. А. Полякова, Г. Н. Волкова, И.А. Качано-вой, С. Н. Чистяковой и других ученых, которые рассматривали процесс формирования готовности молодежи к трудовой, общественной, культурной жизни как единую систему, включая эстетическое, трудовое, нравственное, физическое воспитание с использованием средств, методов, организационных форм, способствующих развитию личности.

В ходе исследования мы проанализировали труды ученых в области возрастной и педагогической психологии, теории воспитывающего и развивающего обучения в процессе деятельности: JI.C. Выготского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Я. А. Пономарева, Е. А. Климова и др.

Наиболее полно раскрыть творческий потенциал молодых людей, активизировать их познавательную творческую деятельность позволяет использование в процессе трудовой подготовки учащихся средств народного декоративно-прикладного искусства, в частности, изготовления изделий народных художественных промыслов, отражающих культурные, исторические, социальные и этнографические особенности конкретного региона. В нашем исследовании в качестве такого региона выступает Камчатский край (Корякский автономный округ).

Большой вклад в деле изучения декоративно-прикладного искусства коренных народов Камчатки внесли исследователи С. П. Крашенинников, А. П. Горланов, К. Дитмар, Г. Майдель, Г. А. Сарычев, С. П. Стеллер, В. Н. Иохельсон, Ф. К. Волков, Р. Г. Ляпунова и др.

Анализируя многофункциональный характер народного искусства коренных этносов Камчатского региона, мы опирались на труды этнографов В. В. Антроповой, Ю. В. Бромлея, И. Е. Вениаминова, И. Вдовина, С. В. Иванова, Н. В. Кочешкова, А. П. Окладникова и др.

Учитывались проблемы изучения народных художественных промыслов в трудах ученых-искусствоведов: А. Б. Бакушинского, В. М. Василенко, B.C. Воронова, М. А. Некрасовой, А. Б. Салтыкова и др.

Проблема эстетического и трудового воспитания учащихся средствами народного декоративно-прикладного искусства получила достаточно широкое освещение в педагогических исследованиях последних лет и отражена в работах А. А. Андреевой, И. И. Зарецкой, А. Я. Журкиной, С. Э. Маркуцкой, Г. В. Похолкина, А. Д. Солдатенкова, Д.К. Скиль-ского, Л. Я. Супруна и др;

Вместе с тем, имеется недостаточная разработанность ее научно-педагогических и методических основ с учетом принципов регионального образования, отражающего специфику и задачи перспективного развития региона. Это определило выбор темы нашего исследования: «Методические основы творческой деятельности школьников при изучении народных художественных промыслов (на примере Корякского автономного округа) «.

Цель исследования: разработать методические основы творческой деятельности школьников и ее педагогическое обеспечение при изучении народных художественных промыслов в образовательной области «Технология» (на базе освоения декоративно-прикладного искусства коренных этносов Корякского автономного округа Камчатского региона).

Объект исследования: творческая деятельность школьников при изучении народных художественных промыслов Корякского автономного округа Камчатского региона.

Предмет исследования: содержание, формы и методы организации творческой деятельности школьников посредством изготовления изделий народных художественных промыслов с учетом опыта и традиций народных мастеров.

Гипотеза исследования: творческая деятельность школьников будет эффективно осуществляться и воздействовать на самореализацию, эстетическое, нравственное, трудовое, социальное становление личности при изучении народных художественных промыслов, если:

• выявить возможности народных художественных промыслов для развития творческого потенциала личности с учетом исторического и этнокультурного опыта;

• осуществить организацию творческой деятельности в процессе трудовой (технологической) подготовки на основе структурных моделей процесса обучения;

• использовать формы и методы обучения, обеспечивающие активизацию творческой деятельности.

Задачи исследования:

1. Проанализировать в историческом и этнокультурном аспектах возможности народных художественных промыслов для развития творческой деятельности школьников.

2. Разработать на основе трудовой (технологической) подготовки предметное содержание творческой деятельности при изучении народных художественных промыслов.

3. Выявить формы и методы, обеспечивающие активизацию творческой деятельности.

Методологической основой исследования являются концептуальные положения педагогики, психологии, философии об определяющей роли трудовой деятельности во всестороннем развитии личноститеория политехнизма и соединения обучения с производительным трудомконцепция о влиянии этносоциокультурной среды на становление личности. Исследование проводилось с учетом законодательных и нормативных документов в области народного образования, развития народных художественных промыслов во взаимосвязи с трудовым обучением молодежи.

Методы исследования: аналитические (анализ научной, методической и технической литературыизучение традиций народных художественных промыслов Камчатского региона) — диагностические (анкетирование, индивидуальные и групповые беседы, диагностика современного состояния трудового обучения в Камчатском регионе по действующим школьным программам) — Формирующие (составление программы трудовой подготовки средствами декоративно-прикладного искусства, организация творческой деятельности школьников в процессе трудового обучения) — статистические (обработка результатов исследования).

База исследования: сельские школы Корякского автономного округа Камчатского регионагородские школы-комплексы № 33 и 34 и общеобразовательная школа № 31 г. Петропавловск-Камчатский.

Этапы исследования:

1 этап — 1995 — 1996 гг. — изучение состояния трудовой подготовки учащихся, в том числе с применением средств народного декоративно-прикладного искусства^ Камчатском регионеизучение, теоретическое и на местах, традиций, обычаев, искусства коренных этносов Камчатского регионаизучение и анализ научных педагогических, психологических, философских трудов по исследуемой проблемеопределение целей и задач эксперимента, методики его проведения.

2 этап — 1996 — 1997 гг. — опытно-экспериментальная работа (формирующий эксперимент) по отбору и построению учебного материала (авторская программа), выбору форм и методов для успешного проведения занятий по изучению народных художественных промыслов и изготовлению художественных изделий, проверка разработанной нами методики организации творческой деятельности школьников.

3 этап — 1997 — 1998 гг. — анализ полученных данных, оформление результатов исследования, формулирование выводов, оформление текста диссертации, разработка на основе проведенного педагогического эксперимента методических рекомендаций по исследуемой проблеме для учителей трудового обучения.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• выявлены возможности народных художественных промыслов для развития творческой деятельности школьников на основе исторического и этнокультурного опыта предыдущих поколений;

• определены критерии отбора учебного материала (применительно к образовательной области «Технология»), отражающего специфику народного творчества коренных этносов Корякского автономного окру-га-.. ^ .

• разработаны организационные и методические модели учебного процесса и творческой деятельности школьников, предусматривающие поэтапное формирование знаний, умений, навыков и качеств творческой личности;

• разработана модель Центра развития творчества, включающая систему интеллектуальной компьютерной поддержки мышления;

• определены формы и методы включения школьников в творческую деятельность при изготовлении изделий народных художественных промыслов Корякского автономного округа.

Теоретическая значимость исследования:

Обоснованы требования и критерии отбора построения содержания творческой деятельности школьников при изучении народных художественных промыслов Корякского автономного округа.

Осуществлено методическое моделирование процесса организации творческой деятельности школьников средствами декоративно-прикладного искусства;

Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке содержания обучения школьников народным художественным промыслам, учитывающего народные традиции, ориентированные на возрождение и развитие народных художественных промыслов Камчатского региона, и также на перспективное социально-экономическое развитие регионаразработана методика реализации проекта учебно-образовательного центра развития творчества с интеллектуальной компьютерной поддержкой мышления.

На защиту выносятся:

1. Теоретическое обоснование содержания, форм и методов творческой деятельности учащихся в процессе их эстетического, нравственного и трудового воспитания на основе изучения народных художественных промыслов, отражающих духовно-нравственный, социальный, трудовой и художественный опыт предыдущих поколений, составляющий основу народных художественных промыслов Корякского автономного округа.

2. Критерии отбора учебного материала, отражающие специфику народного искусства коренных этносов Камчатского регионамодели формирования процесса обучения школьников и поэтапного развития их творческих способностей.

3. Методика обучения школьников технологии изготовления изделий народных художественных промыслов, включающая методы и формы обучения с компьютерной поддержкой процесса, активизирующие творческую деятельность школьников.

Апробация работы: материалы и результаты исследования на различных его этапах обсуждались в период 1996 — 1998 г. г.

1. В лаборатории трудовой подготовки учащихся ИОСО РАО На научно-практических конференциях молодых ученых:

2. «Педагогические основы построения многоуровневой системы непрерывного общего среднего образования», г. Москва, март 1998 г.;

3. «Региональное и этнокультурное обогащение образования камчатских школьников», апрель, 1998 г., г. Петропавловск-Камчатский;

4. на Международной научно-практической конференции по проблеме «Непрерывное образование — самоопределение — профессиональная карьера молодежи», г. Пущино Моск. обл., сентябрь, 1998 г.

5. на Международной конференции по проблеме «Педагогический процесс, как непрерывное развитие творческого потенциала личности», г. Москва, ноябрь 1998 г.

Ход и результаты исследования:

С целью распространения исследовательского опыта и изучения народных художественных промыслов коренного этноса Камчатского региона исследователь участвовала в трех экспедициях:

1. Международная экспедиция: «Этнос и природа Камчатки» совместно с американскими учеными-педагогами, этнографами Нью-Йорка, ноябрь-декабрь 1997 г.

2. «Культура и искусство коренных народов Камчатского региона», март 1998 г.

3. Международная экспедиция: «Использование природных материалов в традиционном народном творчестве» совместно с японскими учеными, этнографами, педагогами г. Токио, май 1998 г.

Материалы исследований позволили организовать три выставки декоративно-прикладного искусства в г. Петропавловск-Камчатский для работников образования и школьников.

Внедрение результатов исследования: разработаны содержание и методика курса «Народные художественные промыслы. Работа с природным материалом: мех и кожа», (программа, дидактические материалы и методические рекомендации) применяются в практике школ г. Петропавловск-Камчатский № 34 и № 31, а также в трансформированном виде, при обучении учителей общеобразовательных школ г. Петропавловск-Камчатский по спецкурсу «Культура народов Камчатки» на базе школы-комплекса № 33.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Выводы по второй главе.

Проведенное опытно-экспериментальное исследование позволяет нам сделать следующие выводы:

1. Включение в процесс трудового обучения школьников эстетического компонента, связанного с народным декоративно-прикладным искусством, оказывает эффективное воздействие на раскрытие творческого потенциала учащихся, активизацию творческой деятельности, формирование таких социально значимых качеств личности, как самостоятельность, трудолюбие, целеустремленность, творческое отношение к труду и окружающей действительности, бережное отношение к духовным и культурным ценностям общества.

2. Важным педагогическим условием эффективности влияния средств декоративно-прикладного искусства на развитие творческой деятельности школьников как необходимого фактора самореализации, нравственного, эстетического и трудового становления личности является разработка содержания курса обучения, отражающего национальные и региональные особенности жизненной среды учащихся и имеющего программное обеспечение, которое отвечает задачам изучение и сохранения народных традиций декоративно-прикладного искусства, а также эстетического воспитания учащихся и предполагает использование эффективных моделей формирования учебного процесса.

3. Программа обучения школьников «Народные художественные промыслы. Работа с природным материалом: мехом и кожей», разработанная на основе дифференцированного, в зависимости от возрастного уровня и способностей учащихся, подхода к выбору учебного материала (объектов, средств и орудий труда, природных материалов) создает реальные возможности для поэтапного развития творческой деятельности школьников, вплоть до высшей формы активности в самостоятельной деятельности — творчества.

4. Эффективность принятых моделей развития творческой деятельности учащихся с использованием средств народного декоративно-прикладного искусства обеспечивается адекватной методикой обучения школьников, включающей комплекс методов и форм обучения, активизирующих познавательную деятельность школьников и дающих возможность использования компьютерных технологий в творческом процессе.

5. Эстетическому, нравственному и трудовому становлению личности в значительной мере способствует внеклассная деятельность школьников, организованная на принципах добровольности, с учетом интересов школьников, в тесной взаимосвязи с процессом их трудовой подготовки средствами декоративно-прикладного искусства. Внеклассная деятельность способствует совершенствованию знаний, умений, навыков и может рассматриваться как область дополнительного образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Рассмотренная в диссертационном исследовании проблема методических основ творческой деятельности школьников при изучении народных художественных промыслов на региональном уровне, отражает существующие в обществе противоречия между необходимостью сохранения и приумножения духовных и культурных ценностей, созданных предыдущими поколениями, и недостаточной подготовленностью молодой смены к усвоению накопленного исторического, социального, трудового и художественного опыта и к творческой реализации личностного потенциала в процессе интеллектуального и практического труда.

Разрешение этого противоречия возможно в том случае, если в школьные программы обучения, в частности, в программу трудовой подготовки школьников, будет включен эстетический компонент, базирующийся на традициях народного декоративно-прикладного искусства. Такое решение при соответствующем методическом обеспечении учебного процесса, предусматривающем использование комплекса эффективных средств педагогического воздействия на формирование знаний, умений, навыков, познавательного интереса, способствует развитию творческой деятельности школьников и их духовному, нравственному и трудовому становлению.

Проведенное теоретическое исследование и результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили основные положения выдвинутой гипотезы и позволили решить поставленные задачи.

На основе изучения и анализа трудов ученых в области философии, психологии и педагогики многоаспектно исследована проблема развития творческой деятельности школьников в процессе их эстетического и трудового воспитания.

Показано, что творческая деятельность школьников, осуществляемая ими в процессе изготовления изделий народных художественных промыслов воздействует на раскрытие и реализацию личностного потенциала, активизирует поисковые творческие процессы, создает условия для формирования социально значимых качеств личности — самостоятельности, целеустремленности, трудолюбия, умения решать проблемы и ДР.

Обосновано, что осуществление трудовой подготовки школьников на основе изучения и освоения практики народных художественных промыслов, вобравших в себя исторический, этнографический, социальный, трудовой и художественный опыт поколений, создает необходимые условия для воспитания этнокультуры и национального самосознания учащихся, развития их творческой деятельности в русле сохранения народных традиций и отражения национальных и региональных особенностей жизненной среды.

Выявлено, что важным педагогическим условием развития творческой деятельности школьников является реализация их обучения по специальной программе, разработанной на основе практики изготовления изделий народных художественных промыслов и предусматривающей как обязательный организующий элемент дифференцированный, в зависимости от возрастного уровня учащихся и способностей, подход к выбору объектов и средств труда, природного материала и технологии его обработки. Включение в программу теоретического материала из области народной культуры и декоративно-прикладного искусства Камчатского региона, подкрепленного экскурсионными и демонстрационными мероприятиями, позволяет расширить культурный и политехнический кругозор учащихся, создавая основу для качественного развития личности.

Оптимальные результаты получены при использовании эффективных моделей формирования учебного процесса, основанных на принципах поэтапного развития творческой деятельности, когда на каждом этапе происходит трансформация деятельностных мотивов в зависимости от сформированности у школьников знаний, умений, навыков и качеств творческой личности, создавая каждый раз основу для нового, более качественного скачка в развитии творческих устремлений.

Разработаны методические рекомендации для учителей трудового обучения, работающих по программе «Народные художественные промыслы. Работа с природными материалами: мехом и кожей для учащихся 5−9 классов городских и сельских школ» и представляют собой методическое пособие:

• по традиционной культуре, искусству коренного этноса Камчатского региона: коряков, ительменов, чукчей, алеутов, эвенов;

• природным материалом Камчатского региона;

• технологиям изготовления изделий по программе «Народные художественные промыслы. Работа с природными материалами: мехом и кожей для учащихся 5−9 классов» .

Установлено, что эффективность разработанных моделей поэтапного развития творческой деятельности вплоть до ее высшей формытворчества обеспечивается широко развитой методической системой, предусматривающей сочетания различных методов обучения и диагностики, в том числе с использованием компьютерных технологий, которые позволяют не только модернизировать учебный процесс, но и, по возможности максимально, развить у школьников навыки «общения» с компьютерной техникой.

Подтверждено, что применение комплекса форм и средств обучения, активизирующих познавательную деятельность учащихся (экскурсии, просмотры видеофильмов, посещение выставок, музеев, художественных салонов, деловые игры, ярмарки, освоение компьютерных технологий), обеспечивает эффективность принятой методики в формировании творческой личности.

Определены критерии оценки творческой деятельности школьников и их показатели, используемые для определения уровня сформнрован-ности знаний, умений, навыков и качеств творческой личности.

Раскрыто содержание внеклассной деятельности учащихся как продолжение формирования творческой личности.

Организованная на принципах добровольности, с учетом интересов школьников и решения поставленных педагогических задач, внеклассная деятельность способствует совершенствованию знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения, и может рассматриваться как область дополнительного образования.

Завершенный этап опытно-экспериментальной работы не исчерпывает рассматриваемой проблемы. Важнейшим направлением ее дальнейшей разработки является реализация концепции непрерывного образования в аспекте духовного и творческого развития личности с использованием компьютерных технологий, способствующих непрерывному процессу формирования творческого мышления и творческих способностей школьников во всех звеньях образовательной сети, начиная с дошкольного возраста.

Ф Ф т.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. Межпредметные связи в преподавании изобразительного искусства и художественного труда в 5 — 7 классах (на материале Республики Казахстан) — Дис.. канд. пед. наук. — М., 1993. -197 с.
  2. А.А., Каплан Н. Н., Митлянская Т. Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу: Учеб. пособие для средн. ПТУ, 2-е изд., перераб. М.: Высш. школа, 1984. — 159 с.
  3. С.М. Взаимосвязь художественного и трудового воспитания в процессе обучения младших школьников декоративно-прикладному искусству и лепке(на материале общеобразовательной школы Таджикистана): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1988. -16 с.
  4. В.Е. Обучение учащихся элементам конструирования в процессе трудового обучения. М., 1972. — 101 с.
  5. Г. С., Верткин И. М. Рабочая книга по теории развития творческой личности Ч. 1 и П, Кишенев: 1990. 310 с.
  6. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности- Основы педагогики творчества. Казань: Изд-во Казанского университета, 1988. — 236 с.
  7. В.И. Пакет десяти тестов на оценку интеллигентности, конкурентоспособности и творческого потенциала личности. Казань, 1992. — 46 с.
  8. П.Н. Дидактические основы развития технического творчества в трудовом обучении учащихся городской школы. М.: АПН СССР НИИ ТО и ПО. 1976. — 187 с.
  9. П.Н. Развитие технического творчества в трудовом обучении учащихся общеобразовательной школы: Автореф. дис.. доктора пед. наук. М., 1985. — 31 с.
  10. П.Н., Бабкин Н. И., Бешенков А. К. и др. Трудовая подготовка школьников в СССР и СФРЮ / Под ред. В. А. Полякова, С. Берданова. М.: Белград, 1985. — 311 с.
  11. М.В. Гигиена детей и подростков. М.: Медицина, 1982. — 336 с.
  12. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. — с. 366.
  13. А.И. Введение в культурологию. Учебное пособие. -М.: Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. 352 с.
  14. Анталогия педагогической мысли: В Зт. т.2. Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании/ Сост. Н.Н. Кузин- М.: Высшая школа, 1989.-463 с.
  15. А.И. Воспитание творчеством. М.: Просвещение, 1986. -158 с.
  16. Э. Использование традиционных народных ремесел в процессе профессиональной подготовки будущего учителя к работе по трудовому воспитанию младших школьников. Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Чарджоу, 1993. — 17 с.
  17. П.Р., Бабкин Н. Н. Концепция системы политехнической подготовки //• Системы политехнической подготовки школьников: Рекомендации и материалы для проведения исследований. М., 1989. -С. 3−15.
  18. П.Р., Поляков В. А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
  19. П.Р., Поляков В. А. Трудовое обучение, воспитание, перспективы и условия перехода ко всеобщему профессиональному образованию молодежи // Советская педагогика. 1987. — № 12. — С. 98 105.
  20. П.Р., Поляков В. А. Формировать у молодежи трудовой образ жизни // Советская педагогика. 1989. — № 3. — С. 3−10.
  21. П.Р. и др. Связь трудового обучения с основами наук. -М.: Просвещение, 1983. 127 с.
  22. П.Р. Политехнический аспект межпредметных связей общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1977. — С. 91−95.
  23. П.Р. Политехническое образование школьников: Сближение общеобразовательной и профессиональной школы. М.: Педагогика, 1986. — 175 с.
  24. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  25. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований.- М.: Педагогика, 1982.-192 с.
  26. К.А. Содержание и методы обучения учащихся 5−7 классов художественной обработке материалов на уроках труда(на примере художественных ремесел Казахстана): Автореф. дис.. канд.пед. наук. М., 1995. — 18 с.
  27. Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры (товароведение и организация торговли). М.: Высшая школа. — 1986. — 319 с.
  28. В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. М.: Просвещение, 1979. — 112 с.
  29. В.А., Танкус О. В. Основы художественного ремесла . -М.: Просвещение, 1978. 224 с.
  30. С .Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1981. — 192 с.
  31. В. П. Методические указания по объективному контролю качества знаний студентов и оценки эффективности урока. -М.: Педагогика, 1987. 162 с.
  32. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  33. А. К. Дидактические основы трудового обучения учащихся 1−7 классов (технический труд): Дис.. д-ра. пед. наук в форме науч. докл. М., 1990. — 42 с.
  34. А.К. Трудовое обучение в школьных мастерских. Из опыта работы в 5 7 классах. М., Учпедгиз, 1963. — 188 с.
  35. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-ух т. / Под ред. А. В. Петровского.- М.: Педагогика, 1979.-Т.2.-304 с.
  36. З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. для воспитателей дет. сада. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 207 с.
  37. В.Г. Очерк материального быта оленных чукчей. Сб. МАЭ. Спю, 1901. тЛ.вып. 2. 65 с.
  38. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1975. т.8, 17,20, 1977 т. 26, 28.
  39. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1991. т. 1. — 863 с.
  40. Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. — С. 223 224.
  41. Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: Наука, 1987. — 333 с.
  42. .И., Зайцев В. К. Педагогические основы творческой деятельности учителя. Учебное пособие для студентов пединститутов. М.: МГОПИ «Альфа», 1992. 185 с.
  43. А.В. Обучение учащихся 1Х-Х классов городских школ художественно-прикладным видам труда//Школа и производство, 1982.-№ 8.-С. 47−48.
  44. А.В. Примерное тематическое планирование занятий по художественно-прикладным видам труда в IX классе // Школа и производство, 1982. № 9. — С. 36 — 39.
  45. А.В. Примерное тематическое планирование занятий по художественно-прикладным видам труда в X классе // Школа и производство, 1982. № 10. — С. 34 — 36.
  46. А.В. Основы изобретательской культуры. М.: Московский рабочий, 1990. — 99 с.
  47. Ю.К., Сасова И. А. Экономическое воспитание и образование подрастающего поколения // Советская педагогика. 1989. -№ 1. — С. 89−96.
  48. И.С. Очерки этнической истории коряков.- Л.: Наука, 1973.-С. 149−2.
  49. В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М.: 1965.
  50. Вестник Камчатской неправительственной академии геокосмической экологии человека. Вып. 1. Гл. ред. академик Казначей В. П. П-К.: 1998., 89 с.
  51. Возрастные возможности усвоения знаний / Под. ред. Д.Б. Эль-конина, В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966. — 440 с.
  52. Г. Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. -Чебоксары, 1993. 86 с.
  53. Г. Н. Этнопедагогика, / Под. ред. И. Т. Огородникова. -Чебоксары: Чувашек, кн. изд-во, 1974. 376 с.
  54. Г. Н. Этнопедагогическая формула воспитания лич-ности.//Воспитание и развитие личности. Материалы научно-практической конференции 13−14 мая 1997 года М., 1997, с. 44
  55. И.П. Цель одна дорог много: Проектирование процессов обучения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. -159 е.
  56. И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1982 136 с.
  57. Ф.К., Руденко С. И. Этнографические коллекции из бших российско-американских владений. В кн.: Материалы по этнографии России Спб, 1910, с. 194−195
  58. Временный государственный образовательный стандарт. Предметная область «Технология"(Основные положения). Проект.: ИПСМ РАО, 1993. — 32 с.
  59. Воспитание трудовой активности подростка на занятиях в школьных мастерских/в книге «Содержание трудового воспитания школьников» под. ред. Журкиной, А .Я., Зарецкой И. И. М., Педагогика, 1989,1.5 п.л. Соавторы Вишневский В. П. и др.
  60. Выбор методов обучения в средней школе / Под. ред. Ю.К. Ба-банского. М.: Педагогика, 1981. — 176 с.
  61. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. -93 с.
  62. JI.C. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. — № 6 — С. 62−76.
  63. JI.C. Собрание сочинений в 6 томах. М.: Педагогика, 1982. — Т.4. — 433 с.
  64. JI.C. Психология искусства/ Под. ред. М.Г. Яро-шевского.-М.: Педагогика, 1987.- 344 с.
  65. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 45 с.
  66. А.П. Подготовка студентов педвуза к трудовому обучению на основе народных промыслов: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1991.-17 с.
  67. Р.Т., Юрасов А. Б. Компьютеризация учебного процесса // Профессиональная педагогика / Под. ред. С. Я. Батышева.- М.: Просвещение, 1997.
  68. С.С. О природе эстетического творчества. М.: Изд-во МГУ 1966. -С. 26−33!
  69. Н.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986. -128 с.
  70. JI.H. Этногенез и биосфера земли. М., ВИНИТИ, вып. 1, 1979, вып. 2,1980, вып. 3
  71. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального педагогического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  72. А.Я. Понятие и понимание русской национальной школы // Педагогика. 1997.- № 1. — с. 68−71.
  73. Декоративное творчество школьников и художественные народные промыслы // Материалы конференции учителей Горьковской области / Под. ред. Т. Я. Шпикаловой. М.: НИИ школ МП РСФСР. — 1973.- 102 с.
  74. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
  75. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 1. / Под ред. П. Р. Атутова. Москва: ИОСО РАО, 1997. — 203 с.
  76. А. Избранные педагогические сочинения / Сост. и вступ. статья В. А. Ротенберга. М.: Учпедгиз, 1956. — 374 с.
  77. Т.И. Золотые травы России. 1978., С. 3479. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. — М.: Педагогика. — 1982. — 160 с.
  78. В.И. Педагогическое предвидение. / Педагогика и психология. 1987. — № 4 — 43 с.
  79. JI.B. Беседы с учителями. Вопросы обучения в начальных классах. М.: Просвещение, 1975. — 191 с.
  80. М.М., Подкалитин А. В. Основы инженерного творчества и компьютерная интеллектуальная поддержка мышления. М., 1997.
  81. М.М., Гареев Р. Т., Юрасов А. Б. Творческое воображение и фантазия (методы развития): Учебное пособие. М.: МГПУ, 1997. — 58 с.
  82. М.М. Формирование творческого технического мышления и инженерных умений студентов технических вузов. Дис.. докт. пед. наук / Академия педагогических наук. 1989. 326 с. / с приложениями/.
  83. В.П. Возможна ли поэтическая антропология. М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1994. — 44 с.
  84. С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам 19-начала 20 в.) Народы Севера и Дальнего Востока. М.- Л., 1963 с. 251−252, с. 205,181
  85. С.В. Орнамент / Историко-этнографический атлас Сибири. М., Л.- 1961.-371 с.
  86. Г. Н. Формула творчества или как научиться изобретать. Кн. для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1994. — 208 с.
  87. Ф.И. Труд и развитие личности школьника: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 92 с.
  88. К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991.-156 с.
  89. Инновации в трудовой и профессиональной подготовке молодежи в России и Германии / опыт и тенденции развития, ч. 1. М.: РАО ИЦПНПО. 1997. -100 с.
  90. История и культура ительменов. Историко-этнографические очерки / Под общ. ред. А. И. Крушанова. Л.: Наука, 1990. — 208 с.
  91. История и культура коряков / Под общ. ред. А. И. Крушанова. -С-П.: Наука, 1993. 235 с.
  92. В.М. и др. Основы методики трудового обучения / Под ред В. А. Полякова. М.: Просвещение, 192 с.
  93. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство ИПК и ПРНО МО, 1996. — 112 с.
  94. В.А. и др. Основы методики трудового и профессионального обучения. / Под ред. В. А. Полякова. М.: Просвещение, 1987. — 191 с.
  95. А.О. Эстетическое воспитание учащихся 4−6 классов средствами декоративно-прикладного искусства / На материале декоративно-прикладного искусства Казахстана/: Автореф. дис.. канд.пед. наук. М., 1982. — 17 с.
  96. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. -М.: Педагогика, 1990. (Библиотека учителя и воспитателя). -144 с.
  97. В.В. Зарубежные образовательные технологии. Учеб. пособие. Санкт-Петербург, 1997. 63 с.
  98. Е.А. Как выбирать профессию: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1984. — 160 с.
  99. Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. М.: Знание, 1986. — 78 с.
  100. И.А. Краеведение в системе трудовой подготовки учащихся школ Крайнего Севера: Автореф. дис. на соиск. ученой степ.канд. пед. наук. АПН СССР, НИИ труд, обучения и проф. ориентации. М.: Б. И, 1988. -.18 с.
  101. И.А. Краеведение в системе трудовой подготовки учащихся школ Крайнего Севера: метод, рекомендации / АПН СССР НИИ труд, обучения и профессиональной ориентации. М., 1986.- 73 с.
  102. Н.П. Вторая жизнь вещей: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 176 с.
  103. Концепция трудовой подготовки подрастающего поколения и учащейся молодежи в системе непрерывного образования: Методические разработки. М., 1988. — 112 с.
  104. Н.М. Секреты мастеров. Учебник по трудовому обучению для учащихся трехлетней и 4 класса четырехлетней начальной школы. LINKA PRESS, 1997. 128 с.
  105. Н.М. Чудесная мастерская. Учебное пособие по художественному труду для 1 класса начальной школы. 2-е издание LINKA PRESS, 1996. 160 с.
  106. Е.Г. Формирование у учащихся 5−7 классов знаний и умений по технологии выполнения декоративно-прикладных работ и изделий народных промыслов в процессе трудового обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990. — 17 с.
  107. В.И. Национальная школа: пути становления. Тревоги и заботы национальной школы // Педагогика. 1997. — № 1 — 6. — с. 6468.
  108. Н.В. Этнические традиции в декоративном искусстве народов Крайнего Северо-Востока СССР, М-' Наука, 1989, -141 с.
  109. С.П. Описание земли Камчатки с приложением рапортов, донесений и других неопубликованных материалов. М.- Л., 1949. — 842 с.
  110. Критерии и паказатели эффективности трудовой подготовки школьников: Методические рекомендации / Под. ред. Ю. К. Васильева. М.: АПН СССР, 1989. — 54 с.
  111. В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основы системного подхода./ Психологический журнал, 1982. № 3 -С. 3−15,№ 4-С. 3−14.
  112. М.В. Педагогический анализ социокультурной детерминации преподавания предметов гуманитарного цикла в многонациональной аудитории: Дис.канд. пед. наук.- М., 1997. 148 с.
  113. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. JL: Изд-во Ленинград, унив-та, 1970. -114 с.
  114. Л.Э. Научные основы преподавания народного искусства Западной Сибири и Урала на педагогических факультетах педвузов: Автореф. дис. канд.пед. наук, М., 1994. — 17 с.
  115. О.В. Использование национального компонента содержания образования в современной практике обучения и воспитания младших подростков: Дис. канд. пед. наук. М., 1992. — 154 с.
  116. B.C. Содержание образования: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1989. — 360 с.
  117. А.А. Люди науки. Л. С. Выготский. Книга для учащихся 9−11 классов средней школы. М.: Просвещение, — 1990. — 158 с.
  118. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  119. А.Н. Человек и культура. М., Педагогика, 1961. — 115 с.
  120. И .Я. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам. М.: Педагогика. -1972. — 240 с.
  121. И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64 с.
  122. Ю.Ф. Путешествие вокруг света в 1803 1806 годах. Спб., 1812. 149 с.
  123. .Т. Основные принципы и задачи эстетического воспитания. М.: Просвещение. — 1975. — 245 с.
  124. .Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1993. — 526 с.
  125. .Т. Теория эстетического воспитания школьников. -М.: Просвещение. 1985. — 175 с.
  126. Р.Г. Очерки по этнографии алеутов (конец 17 первая половина 19 в.). — Л.: Наука, 1975. -199 с.
  127. Ю.В. Роль народного прикладного искусства в художественном развитии-детей 5−7 лет (На материале детского декоративно-прикладного творчества): Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1969.-17 с.
  128. З.Н. Народное творчество в эстетическом и трудовом воспитании детей // Школа и производство. 1992. — № 2 — С. 50 -52.
  129. С.П. Основы культурологии. М.: Изд. Российского открытого ун-та, 1994. — 208 с-
  130. А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  131. С.Э. Методика контроля и оценки технологической подготовки учащихся 5−9 классов // Сб. рукописей по педагогике инародному образованию. вып.1., М., 1994. Деп. в ОЦНИ «Школа и педагогика», С. 43−82.
  132. С.Э. Обучение учащихся 5−7 классов прикладным художественным работам // Трудовая подготовка и профессиональное самоопределение школьников. Сборник научных сообщений молодых ученых. М.: «Прометей», 1995. — С. 15−18.
  133. Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых «Педагогические основы построения многоуровневой системы непрерывного среднего образования». М.: ИОСО РАО, 1998. С. 107−108.
  134. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
  135. Мелик-Пашаев А. А. Психологические проблемы эстетического восприятия и художественно-творческого развития школьников // Вопр. психологии.- 1989. № 1 — С. 15 — 23.
  136. Мельникова J1.B. Методика трудового обучения. М.: Просвещение, 1985. — 224 с.
  137. Методика изучения и оценки эффективности трудовой подготовки школьников в условиях рыночной экономики / НИИ трудовой подготовки и проф. ориентации АПН СССР М.: 1991. — 154 с. (С. 840).
  138. Методические рекомендации по методике технического творчества учащихся в УПК, клубах, Домах пионеров и школьников / Под оед. д.п.н. П. Н. Андрианова, к.п.н. А. В. Бычкова. М.: АПН СССР, 1988. — 81 с.
  139. Методологические и теоретические вопросы трудовой подготовки учащихся: Сб. науч. трудов / Редкол.: П. Р. Атутов и др.: АПН СССР. М., 1985. — 80 с.
  140. Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений.- М.: Педагогика, 1973.- 204 с.
  141. Мир профессий: Человек художественный образ / Сост. А. Смирнов, В. Рябова, Н. Смирнова. — М.: Мол. гвардия, 1987. — 383 с.
  142. Мир профессий: Человек техника / Сост. Р. Д. Каверина — М.: Мол. гвардия, 1988. — 335 с.
  143. Мир профессий: Человек техника / Сост. В. Е. Гаврилов — М.: Мол. гвардия, 1987. — 350 с.
  144. Мир профессий: Человек природа / Сост. С. Левнева — М.: Мол. гвардия, 1985. — 383 с.
  145. Народные художественные промыслы. Советское декоративное искусство. Материалы и документы. 1917 — 1932. — М.: Искусство, 1986. — С. 7−8.
  146. Народные мастера. Традиции, школы. М.: Изобразительное иск-во. — 1985. — С.5
  147. Народный мастер и некоторые вопросы его творчества. В сб.: А. С. Данченко Проблемы народного искусства. С. 94 -101
  148. Народы мира: историко-этнографический справочник/Гл. ред. Ю. В. Бромлей.- М.: Сов. энциклопедия, 1988.- 624 с.
  149. Национальные культуры и языки в школе // Педагогика. 1992. -№ 5−6.-с. 14−21.
  150. Н.К. Формирование у учащихся знаний, умений и навыков по художественно-прикладным видам работ в процессе трудового обучения в 4 6 классах: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1985. — 16 с.
  151. М.А. Современное народное искусство. Л., 1980. 175 с.
  152. М.А. Народное искусство как часть культуры. М., 1983.- 115 с.
  153. .М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
  154. А.И. Процессы и методы формирования трудовых умений. М.: Высшая школа, 1986. — 136 с.
  155. A.M. Как работать над диссертацией (Пособие в помощь начинающему педагогу-исследователю). М.: Педагогический поиск, 1994. — 146 с.
  156. Обучение и развитие: Экспериментальное исследование / Под ред. Л. В. Занкова. М.: Педагогика, 1975. — 440 с.
  157. В. Введение в общую дидактику / Пер. с польск. Л. Г. Кашкуревича, Н. Г. Горина.- М: Высш. шк., 1990.- 392 с.
  158. Оптимальное усвоение учащимися знаний и сравнительная эффективность отдельных методов обучения в школе: Сб. статей / Ред-кол.: И. Т. Огородников и др. М., МГПИ, 1972. — 352 с.
  159. Основы декоративного искусства в школе/Под. ред. Б. В. Нешу-мова, Е. Д. Щедрина.- М.: Просвещение.-1982.-175 с.
  160. Особенности мышления учащихся в процессе трудового обучения / Под. ред. Т. В. Кудрявцева. М.: Педагогика. — 1970. — 336 с.
  161. Ю.В. Статистическая обработка результатов педагогического эксперимента. М.: Знание, 1972. — 58 с.
  162. М.Б. «Технология» новый учебный предмет в школе. Санкт-Петербург, 1993. — 65 с.
  163. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. — 580 с.
  164. В.У. Творчество у истоков гражданственности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 174 с.
  165. Педагогический поиск /Сост. И. Н. Баженова.- М.: Педагогика, 1988. -472 с.
  166. В.М. Оценка знаний школьников / Педагогика и психология, 1981. № 4. — 93 с.
  167. В.А. Проблемы развития современной системы трудового обучения учащихся средней общеобразовательной школы: Ав-тореф. дис. докт. пед. наук. М., 1978. — 37 с.
  168. В.А. / отв. ред. /, Величкин В. Е, Калюга С. У. и др. Трудовая подготовка учащихся: проблемы и перспективы. М.: АПН СССР, 1989. — 79 с.
  169. В.А., Ставровский А. Е. Общая методика трудового обучения в старших классах. 2-е изд. испр. — М.: Просвещение, 1980
  170. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 303 с.
  171. О.С. Народные художественные промыслы. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. — 324 с.
  172. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Декоративное искусство. / Гл. ред. В.М. Поле-вой.-М.: Советская энциклопедия. Книга 1. А М., 1986. — 447 е.- Книга 2. М — Я, 1986. — 432 с.
  173. Г. А. Народное декоративное искусство в системе профессиональной педагогической подготовки учителей начальных классов педагогических факультетов педвузов. Дис.. канд. пед. наук. М., 1990. — 196 с.
  174. Примерная программа трудового обучения (5−7 классы) / Школа и производство. -1995. № 4. — С. 10−16.
  175. Примерная программа трудового обучения (8−9 классы) / Школа я производство. -1995. № 6. — С. 31−34.
  176. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5−11 классы.- М.: Просвещение, 1992.-161 с.
  177. Проблемы историко-культурных связей народов Дальнего Востока. Сборник научных трудов. Владивосток, 1989,128 с.
  178. Программы общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации. Трудовое обучение учащихся 5−7 классов.- М.: Просвещение, 1992.- 24 с.
  179. Программы средних общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Трудовое обучение. Технология. 1−4 классы. 5−11 классы.- М.: Просвещение, 1996.- 224 с.
  180. Психология. Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  181. Радуга на снегу. Культура, традиционное и современное искусство народов советского Крайнего Севера. М.: Молодая гвардия, 1972. — 224 с.
  182. Развитие творческой активности школьников. Под. ред. Ма-тюшкина A.M. М.: Педагогика, 1991. — 155 с.
  183. Развитие технического творчества младших школьников. Кн. для учителя / П. Н. Андрианов, М. А. Галагузова, JI.A. Касокова и др.: под. ред. П. Н. Андрианов, М. А. Галагузовой. М.: Просвещение, 1990.- 110 с.
  184. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608 е., т.1. — А-М. 1993.
  185. В.К. и др. Методика экономического воспитания школьников: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов/ В. К. Розов, Б. П. Шемякин, П. А. Шемякин Под ред. Б. П. Шемякина. М.: Просвещение, 1985 — 160 с.
  186. А.Т. Взаимосвязи занятий декоративно прикладным искусством с трудовым обучением младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1987.-17 с.
  187. Л.Г. Эстетическое воспитание средствами декоративно прикладного искусства в советской школе (19 17−1980 гг.): Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1984.- 16 с.
  188. А.Б. Самое близкое искусство.- М.: Просвещение.-1968.- С. 56−57
  189. Г. А. Путешествие по северо-восточной части Сибири, Ледовитому морю и Восточному океану. М.: 1952,140 с.
  190. И.А., Амед А. Ф. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки. Под. ред. Розова В. К. М.: Просвещение, 1988. — 190 с.
  191. И.А., Шишов С. Е. Экономическое образование и воспитание учащихся общеобразовательной школы в процессе трудовой подготовки: Примерная программа. М.: АПН СССР, 1989. — 60 с.
  192. Сельскому учителю о народных художественных промыслах Сибири и Дальнего Востока: Кн. для учителя / Сост. Митлянская Т. Б. М.: Просвещение, 1983. — 256 с.
  193. Н.В. Активизация учебной и трудовой деятельности младших школьников при изучении элементов техники: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1988. — 17 с.
  194. В.Д. Методика обучения учащихся основам предпринимательства. Брянск, Изд. Брянского государств, пед. института, 1994. -117 с. 198. £калков§- Я. Методрлошя и методы педагогического исследования. М.: Педагогика, 1989. — 217 с.
  195. М.Н. Материалы и рекомендации для проведения иа-учно-исследовательской работы. М., 1970
  196. М.Н. Проблемы современной дидактики, 2-е изд. М.: Педагогика, 1984. — 96 с.
  197. М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М.: Просвещение, 1980. — 144 с.
  198. М.Н. С.Т. Шацкий о всестороннем развитии детей.-М., 1977.-64 с.
  199. К.А. Методические основы формирования творческого мастерства учителя трудового обучения на синтезе декоративно-прикладного искусства и технического творчества: Автореф. дис.. д-ра. пед. наук.- М., 1997.-35 с.
  200. Д.М. Изучение народного декоративно-прикладного искусства в школе как средство развития творческих способностей учащихся (На материале искусства Прикарпатья): Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1973.- 21 с.
  201. В.И., Исаев Е. И. Психология человека, М., 1995 г. -231с.
  202. В.Г. Изучение искусства родного края как проблема и как средство эстетического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1977. — 26 с.
  203. А.Д., Лебедева О. В. Национальная культура и подросток // Педагогика. 1993. — № 1.- с. 38−43.
  204. Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. -Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989. 148 с.
  205. Е.А. Формирование умений коллективной деятельности у учащихся начальных классов на уроках трудового обучения. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990. -17 с.
  206. Стеллер Г. В- Из Камчатки б Америку: Быт и нравы камчадалов 18 в. /Пер. с нем. Л., 1927.
  207. Л.В. Методические основы использования игровых форм организации деятельности на уроках трудового обучения в начальных классах. Дис. канд. пед. наук. М., 1992. — 181 с.
  208. Ю.С. Начало. Наука в своей профессии. Вып. 10. М., Знание, 1976. — 64 с.
  209. Ю.С. Техническое творчество школьников. М.: Педагогика, 1984. — 161 с.
  210. А.Н. Творчество, жизнь, здоровье и гармония (Этюды креативной онтологии). М.: Изд. Логос, 1992. — 183 с.
  211. Л .Я. Резьба и роспись по дереву. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983. — 120 с.
  212. В.В. Педагогические условия формирования творческой личности учащегося технического лицея. Дис.. канд. пед. наук. -М., 1996. -181 с.
  213. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И .Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. — 352 с.
  214. Техническое творчество средство формирования профессионального мастерства учащихся СПТУ. — М.: АПН 1990. — 78 с.
  215. Технологическое образование. Международный спец. выпуск Информатика в образовании 1−5 июля 1996. 155 с.
  216. В.П. Планирование и анализ эксперимента. М.: Легкая индустрия, 1984. — 62 с155. Токарев С. А. Этногрфия народов СССР. — М.: Московский Университет. — 1958. — 616 с.
  217. Л.Н. Что такое искусство? Собр.соч. в 20-ти томах. -1964.-т. 15
  218. Традиции и современность в культуре народов Дальнего Востока. В.: ДВНЦ АН СССР. — 1983. — 160 с.
  219. Трудовое воспитание и политехническое обучение: Краткий словарь для учителя / Под ред. М. Н. Скаткина, В. А. Полякова. М.: Просвещение, 1968
  220. Трудовая подготовка школьников: прошлое, настоящее, будущее (часть первая) / Под ред. П. Р. Атутова. М., изд-во МГОПУ, 1995. — 239 с.
  221. Трудовая подготовка школьников в зеркале педагогической науки к 50-летию Российской Академии образования) // Школа и производство, 1994. № 2. — С. 2 — 5.
  222. Трудовое начало школы: Концепция трудового воспитания // Школа и производство. 1990. — «2.
  223. Тхоржевский Д. А,. гетта В. Г. Проблемное обучение на уроках труда: Кн. для учителя. Минск: Нар. асвета, 1986. — 128 с.
  224. Д.А., Бугаев А. И., Бухалов Б. И. Методика трудового обучения с практикумом. Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2120 и учащихся педучилищ по спец. № 2006.-М.: Просвещение, 1987.- 447 с.
  225. Учащаяся молодежь и рынок: Сб. материалов научно-практической конференции в г. Брест, 27−29 окт. 1992. М., 1992. -256 с.
  226. П.И., Королева Н. С. Народные художественные промыслы: Учебник для проф. учеб. заведений. М.: Высшая школа, 1992. -159 с.
  227. И.М. Содержание и методы обучения младших школьников декоративно-прикладным видам работ (на материале Мордовии): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994. — 19 с.
  228. Д.А. и др. Физиология школьника. М.: Педагогика, 1990.-64 с.
  229. A.M. Методические основы повышения технического уровня учащихся 5−7 классов на занятиях по техническому творчеству во внеурочное время: Автореф. дис.. канд.пед. наук. М., 1992.- 18 с
  230. . Школа и этнологические процессы в современном мире. Политика, культура и образование. // Первое сентября. № 33. — 1996. — С. 1−3.
  231. Г. Н., Черенков С. В. Тенденции развития теории и практики воспитания // Педагогика.-1993.-№ 1. С. 38.
  232. Философия образования для XXI века: Сб. статей. М.: Исследовательский центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов, 1992. — 208 с.
  233. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд., — М.: Политиздат, 1986. — 590 с.
  234. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. — 814 с.
  235. Формирование технического интереса и развитие творчества школьников в процессе внеклассной работы /Учебное пособие/- МТ РСФСР Смоленский госпединститут. Смоленск, 1986, — 211 с.
  236. Формы и методы воспитания у школьников творческого отношения к труду: Методическое пособие / Под ред. П. Н. Андрианова, Д. П. Ельникова. М.: АПН СССР, 1986. — 135 с.
  237. А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. -М.: Просвещение, 1981. 175 с.
  238. А.С. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством: Автореф. дис. канд. пед. наук, М., 1983. — 17 с.
  239. Ю.Л. и др. О содержании нового учебного предмета «Технология» // Школа и производство. 1993, № 4. — С. 6−11.
  240. Художественное конструирование и трудовое обучение в школе и педагогическом институте. Сб. научных работ. JL: 1977. — 88 с.
  241. Художественное творчество и ребенок. / Под ред. Н.А. Ветлуги-ной. М.: Педагогика, 1972. — 287 с.
  242. B.C. Народная культура как социальное явление: Дис.. докт. филос. наук. Челябинск, 1984. — 401 с.
  243. В.В. Психология трудового обучения / Трудовые умения и навыки и условия трудового обучения. М.: Просвещение, 1969. — 303 с.
  244. А.К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства.- М.: Изд-во АПН СССР, 1962.-67 с.
  245. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1989. — 150 с.
  246. И.Д. и др. Базовый компонент трудового образования школьников к окончанию 9 класса общеобразовательной школы. -М.: Ставрополь, 1994 143 с.
  247. С.Н. Профессиональная ориентация школьников в условиях непрерывного образования // Школа и производство. -1989. № 8 — С. 12−15
  248. Т.И. Активизация учения школьников. М., Педагогика, 1982. — 208 с.
  249. Т.И. Педагогические основы активизации учения школьников: Метод, реком. для руководителей школ. / МГПИ им. В. И. Ленина. -М., 1981. 84 с.
  250. Т.И., Нефедова К. А. Развитие системы непрерывного образования // Педагогика.- 1992. № 9. — С. 75 — 79.
  251. Н.Н. Механизм адаптации учащихся в начальном профессиональном образовании к условиям рынка труда. М.: Издательский дом, Орел, 1997 — 79 с.
  252. Н.Н. Учебная программа на вариативно-модульной основе по подготовке рабочих широкого профиля по группам профессий. М.: АПН СССР, 1990 — 170 с.
  253. С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / Под ред. Н. П. Кузина и др. М.: Педагогика, 1980, т.1. — 304 е.- т.2. -414 с.
  254. Л.В. Дети и народное творчество. Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1985. 128 с.
  255. Школа и труд / Под ред. П. Р. Атутова, В. А. Кальней. М.: Педагогика, 1987. — 216 с.
  256. Т.Я. Значение народного декоративно-прикладного искусства в теории и практике эстетического воспитания школьников // Изобразительное искусство в эстетическом воспитании школьников. М.: АПН РСФСР, 1981. — С. 42 — 60.
  257. Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей 2-е изд.,.доп. и церераб.- М.: Просвещение.-1979.-192 с.
  258. B.C. Педагогика творчества учащихся. М.: Знание, 1988.- 80 с.
  259. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов школьников. М.: Педагогика, 1988. — 203 с.
  260. Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974. — 64 с.
  261. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А. А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1988. — 447 с.
  262. Этнография. Под ред. Ю. В. Бромлея и Г. Е. Маркова. М.: Высшая школа
  263. Этнография и фольклор народов Дальнего Востока СССР. В.: ДВНЦ АН СССР, 1981. -156 с.
  264. .П. К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии // Теория эстетического воспитания. М.: АНП РСФСР. — Вып. 3. — С. 43 — 55.
  265. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. 144 с.
  266. Детский дом. 9 кл. Коврик: меховая мозаика
  267. Кухлянка выполнена учащимися 8−9 класса (мех собаки, шкура оленя, розетки, подвески, бисер)
  268. Малахай изготовлен из камуса оленя, опушка мех собаки, бисер
  269. Тапочки, украшенные розетками из оленьего меха, бисера Средняя школа, кабинет технологии 8−9 классы Шпыловой А., 1. Шмагиной О.
  270. Рукавицы из меха оленя (камуса), замши
  271. Музей десткого творчества. Очешник выполнен учащимися 9 кл.: Огородниковой Н. (мех нерпы, розетки) Ожерелье: бисер, мех соболя
  272. Ленаты головное украшение (бисер, кожа)
  273. Фрагменты обработки опувана (низа кухл5шки)
  274. Комплект: игольница и наперсток. Рог оленя, кожа
  275. Брелок-амулет «Птица» Рог оленя. Барельеф 1998 г.
  276. Брелок «Охота на медведя» Клык моржа. Выжигание. 1998 г.
  277. Комплект: 1. Серьги «Капли». Клык моржа, 1998 г. 2. «Нерпа». Клык моржа. Объемная резьба, 1998 г. жжжхЖЖЖЖ ???плагугтгшгллллглялл^W
Заполнить форму текущей работой