Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Принцип развивающего обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Что касается соответствия обучения природе ребенка, его внутреннему миру, степени созревания организма, то сейчас этот круг вопросов регулируется принципом развивающего и воспитывающего обучения. Законы и закономерности среды (природной и социальной) в ее традиционно сложившейся форме и в современной интерпретации отражаются в требовании соответствия направленности и содержания образования… Читать ещё >

Принцип развивающего обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Целесообразно рассматривать каждый принцип и их систему как рекомендации по воплощению в жизнь системы стратегических целей, составляющих ядро современной концепции образования — развивающий характер образования, личностно-социальная ориентация и др. В современной образовательной практике средства развития личности, ее учебно-познавательной активности многообразны и включают в себя:

  • — возбуждение интереса через выявление дефицита информации;
  • — проблемные ситуации;
  • — эмоциональную окрашенность;
  • — сопереживание,
  • — игровую имитацию и др.

Принцип развивающего обучения позволяет каждому принципу системы сохранять свою специфичность, т. е. отражать особый характер связей именно внутри дидактической системы, не теряя определенности и конкретности. Именно поэтому принцип развивающего и воспитывающего обучения является ведущим принципом в педагогической системе.

Указанный принцип выражает ведущую цель функционирования педагогической системы, он связывает воедино основные педагогические категории (воспитание, обучение, образование), определяя их соподчиненность. Все остальные принципы выступают по отношению к указанному принципу как рекомендации о средствах и условиях достижения главной цели — формирования требуемых черт личности, всестороннего гармонического развития обучаемых, их готовности к самореализации.

Основным содержанием принципа развивающего обучения является регулирование связи и взаимодействия между овладением знаниями и способами деятельности и развитием, между описательно-фактологической и оценочноаналитической сторонами обучения, между приобщением к ценностям социума, адаптацией в общество и индивидуализацией, сохранением и развитием уникальности, неповторимости личности.

Знания выступают не целью, а материалом строительства личности, условием ее становления. Именно поэтому в обучении всегда должны выдвигаться не только образовательные, но развивающие и воспитательные цели и задачи, разрешимые с учетом особенностей и возможностей личностного развития, социальных установок и ценностей. Гармонизировать личностное и социальное — главная и наиболее сложная задача обучения. В общем плане трудно точно сказать, что первично: личное или социальное. Но в педагогическом плане все более определенно: педагог работает с конкретным человеком (ребенком, студентом), он обучает и развивает его, но, обучая, приобщает его к общественным условиям, социальным ценностям. Он адаптирует его для общества, не подчиняя его последнему. И именно в качестве развитой, творческой, свободной личности человек оказывается наиболее полезным демократически построенному, организованному на гуманистических началах или, во всяком случае, движущемуся в этом направлении обществу. Механизмом же такого развития выступает развивающая деятельность обучаемого в «зоне его ближайшего развития», чему весьма способствует заданная структура обучения.

Конкретные цели обучения динамичны. Они обусловлены социальной ситуацией, потребностями развивающегося общества. Однако они должны при всех условиях сохранять традиционное гуманистическое содержание: веру в возможности человека, в его природную одаренность, стремление к истине, добру, справедливости, интерес и уважение к миру детства.

Что касается соответствия обучения природе ребенка, его внутреннему миру, степени созревания организма, то сейчас этот круг вопросов регулируется принципом развивающего и воспитывающего обучения. Законы и закономерности среды (природной и социальной) в ее традиционно сложившейся форме и в современной интерпретации отражаются в требовании соответствия направленности и содержания образования содержанию культуры. Культура, как уже отмечалось, представляется здесь в широком плане:

  • — основы наук (гуманитарных и естественных);
  • — основы техники и производства;
  • — опыт практической деятельности;
  • — обычаи и традиции;
  • — релития, мораль, философия, искусство, педагогика и др.

Культура и представляет собой тот строительный материал, тот источник, осваивая который растущий человек сам приобретает свойства культурности, культуросообразности, становится носителем, преемником и творцом культуры.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой