Материалы и методы
Субъектом исследования было 140 человек, из них 80 школьников и 60 студентов техникума. Все методики и исследования проводились с согласия студентов и школьников, биоэтические и моральные нормы нарушены не были.
Методика определения основных мотивов выбора профессии по Е. М. Павлютенкову.
Данная методика позволяет установить роль тех или иных мотивов при выборе профессии конкретным испытуемым. Испытуемому предоставляется опросник, в котором содержится 18 суждений о профессии. Эти суждения выражают восемь групп мотивов: cоциальные (желание своим трудом способствовать общественному процессу, занять достойное место в обществе в соответствии с интересами и возможностями); моральные (приносить пользу людям, оказывать им помощь, общение); эстетические (стремление к красоте, гармонии, желание работать по специальности, связанной с прекрасным); познавательные (связаны со стремлением к овладению специальными знаниями, проникновением в сущность профессиональной деятельности); творческие (возможность быть оригинальным, неповторимым); материальные (стремление иметь высокооплачиваемую работу, льготы); престижные (стремления, позволяющие достичь видного положения в обществе, избрание профессии, обеспечивающей быстрое продвижение по службе, профессии, которая ценится среди друзей и знакомых); утилитарные (возможность работать в городе, иметь «чистую работу», близко к дому, легкость поступления в вуз, на работу, советы и примеры друзей и знакомых).
Таким образом, можно сказать, что сознательным выбор профессии будет лишь в том случае, если он глубоко мотивирован: человек правильно оценивает свои возможности и знает содержание той деятельности, которую ему предстоит осуществлять.