Введение.
Сенсорное воспитание как часть умственного воспитания дошкольника
Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками — многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это… Читать ещё >
Введение. Сенсорное воспитание как часть умственного воспитания дошкольника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность данного исследования обусловлена следующими факторами:
- 1) В настоящее время происходят большие изменения в экономической и политической жизни. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать. В Концепции дошкольного воспитания, складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание.
- 2) В п. 2.6. Федеральных государственных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) указывается, что содержание программ дошкольных образовательных учреждений «…должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: а) социально-коммуникативное развитие; б) познавательное развитие; в) речевое развитие; г) художественно-эстетическое развитие; д) физическое развитие» Федеральные государственные стандарты дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Достижение этих пяти задач развития и образования детей представляется достижимым через применение различных способов и методов обучения и воспитания малышей. И в первую очередь через сенсорное развитие ребёнка.
- 3) Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками — многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. Данную проблему решает сенсорное воспитание.
Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли как отечественные, так и зарубежные ученые. В последнее время методисты все больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов. Несмотря на это, наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли такие отечественные авторы как Ш. А. Абдуллаева, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, С. Л. Новоселова, Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е. А. Радина, А. Г. Рузская, П. Сакулина, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, Н. М. Щелованов и др., а также зарубежные педагоги: Я. А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли. Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания детей раннего возраста, как одного из важнейших направлений всестороннего развития личности ребёнка.
Цель курсовой работы: изучение особенностей сенсорного воспитания как части умственного воспитания дошкольников.
Объектом исследования выступает сенсорное воспитание дошкольников.
Предметом исследования является содержание и методы сенсорного воспитания дошкольников.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования, поставлены следующие задачи:
- 1. Изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования;
- 2. Раскрыть основные понятия, значение сенсорного воспитания в умственном воспитании дошкольника;
- 3. Рассмотреть условия, содержание и средства сенсорного воспитания;
- 4. Охарактеризовать методику сенсорного воспитания;
- 5. Рассмотреть дидактическую игру как средство сенсорного воспитания дошкольника.
Теоретическую и методологическую основу работы составляют труды отечественных и зарубежных ученых, педагогов, занимающихся проблемами исследований в области сенсорного воспитания, а также материалы средств массовой информации.
Курсовая работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка литературы, включающего 23 источника.