Методы стимулирования деятельности и коррекции поведения учащихся
Наиболее распространена классификация методов воспитания в зависимости от того, формирование каких структурно-психологических компонентов личностного качества они обеспечивают (автор классификации Г. И. Щукина). На этом основании выделяют три группы методов: Метод требования. Требование есть способ непосредственного побуждения учащихся к тем или иным поступкам или действиям, направленным… Читать ещё >
Методы стимулирования деятельности и коррекции поведения учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, средств и организационных форм.
Наиболее распространена классификация методов воспитания в зависимости от того, формирование каких структурно-психологических компонентов личностного качества они обеспечивают (автор классификации Г. И. Щукина). На этом основании выделяют три группы методов:
- 1) методы формирования сознания личности;
- 2) методы стимулирования и коррекции поведения учащихся;
- 3) методы организации деятельности и формирования опыта социального поведения учащихся.
Методы стимулирования и коррекции поведения учащихся
К ним относятся:
- 1. Метод требования.
- 2. Метод поощрения.
- 3. Метод наказания.
- 1. Метод требования. Требование есть способ непосредственного побуждения учащихся к тем или иным поступкам или действиям, направленным на улучшение поведения. Приемы:
- а) требование-просьба, направленная в адрес учащегося;
- б) тактичное указание и распоряжение педагога;
- в) формулирование правил поведения;
- г) требование-приказ (применяется, например, в экстренной ситуации, когда воспитанник может нанести вред себе или другим людям);
- д) требование-намек;
- е) требование — выражение доверия (школьники, как правило, очень ценят то, что им доверяют);
- ж) требование — выражение недоверия;
- з) делегирование полномочий;
- и) требование-одобрение;
- к) требование-осуждение;
- л) требование в игровом оформлении.
Условия эффективности требования-доверия:
- 1) доверие должно быть естественным и непринужденным, а не явно искусственным приемом; подросток должен поверить в искренность воспитателя и правильно воспринять сам факт выраженного ему доверия;
- 2) учитель должен быть более или менее уверен в том, что дурные черты у школьника не укоренились настолько, чтобы совершенно заглушить здоровые нравственные тенденции;
- 3) учитель, оказав доверие ученику, не должен занимать позицию пассивного созерцателя результатов своего эксперимента, а терпеливо и тактично помогать школьнику освоиться с новой ролью, постоянно держать такого ученика в центре внимания, вовремя оказывать ему помощь и поддержку.
Сердечная ласка должна сочетаться в учителе с мудрой строгостью и родительской требовательностью.
Как давать распоряжения детям (советы А.С. Макаренко). Во-первых, распоряжение не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но оно не должно быть похожим на упрашивание. Во-вторых, оно должно быть посильным для ребенка, не требовать от него слишком сильного напряжения. В-третьих, оно должно быть разумным, то есть не противоречить здравому смыслу. В-четвертых, оно не должно противоречить другим распоряжениям (вашим, другого родителя, учителя). В-пятых, если распоряжение отдано, оно должно быть обязательно выполнено.
- 2. Метод поощрения. Приемы:
- а) одобрение (предельно лаконичная форма словесного, мимического, пластического характера);
- б) похвала (развернутая форма одобрения, раскрывающая основание оценки);
- в) благодарность (персональное либо коллективное признание значимости сделанного учащимся);
- г) награждение (подарок, символический знак отличия);
- д) присвоение звания (признание существенных качеств личности учащегося и выражение уверенности в достоинстве личности навсегда;
- е) повышение отметки по поведению.
Советы А. С. Макаренко. Никогда не нужно объявлять вперед премии или награды. Лучше ограничиться простой похвалой, высказать одобрение. То, что ребенку необходимо, нужно дать ему при всяких условиях, независимо от заслуг. А то, что ребенку вредно, нельзя давать в качестве награды.
- 3. Метод наказания. Допустимые в школе приемы наказания:
- а) неодобрение (осуждение);
- б) замечание;
- в) выговор;
- г) снижение отметки по поведению;
- д) исключение из учебного заведения (в нашей стране эта крайняя мера может применяться только к учащимся X-XI классов);
- е) метод естественных последствий — демонстрация логически развернутой неизбежности обстоятельств, в которые поставил своим поведением себя воспитанник (автор — Ж.Ж. Руссо).
Совет А. С. Макаренко: наказание должно заключаться в задержке удовольствия или развлечения, задержке выдачи карманных денег.