Анализ программ обучения и воспитания по проблеме межличностного взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Изучение ценностных ориентаций детей-дошкольников, особенностей их взаимных оценок и самооценок проводилось в исследованиях Репиной, Горяйновой, Стеркиной. В исследовании А. Ф. Горяйновой с помощью специально разработанных математических приемов изучалась степень единодушия в оценках сверстников у детей среднего и старшего дошкольного возраста, а также основные нравственные понятия. Р. Б… Читать ещё >
Анализ программ обучения и воспитания по проблеме межличностного взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проблема межличностных отношений дошкольников является очень актуальной. По словам С. Л. Рубинштейна «…первейшее из первых условий жизни человека — это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. „Сердце“ человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека».
Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей — все это представляет исключительный интерес. Поэтому и проблема межличностных отношений, которая возникла на стыке ряда наук — философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики, — одна из важнейших проблем нашего времени. Эта проблема смыкается с проблемой «личность в системе коллективных отношений», столь важной для теории и практики воспитания подрастающего поколения.
Как известно, изучение дошкольных групп имеет свои традиции в психологии. Основываясь на принципиальных положениях во взаимоотношениях личности и коллектива, представленных в трудах А. С. Макаренко, психологические исследования групп детского сада начали в 30-х годах Е. А. Аркин и А. С. Заслужный. Дальше, начиная с 50-х годов, в советской психологии появилось много работ по проблеме межличностных отношений. Среди них пока, к сожалению, были единичны исследования групп детского сада. На эту тему были написаны отдельные работы Я. Л. Коломинского, Л. В. Артемовой и др.
В 1968 г. при Институте дошкольного воспитания, была создана лаборатория «Формирование личности ребенка». Большое внимание в исследованиях лаборатории было уделено изучению особенностей общения в условиях игровой деятельности, сфере, где наиболее ярко выявляются межличностные отношения детей-дошкольников (работы Т. В. Антоновой, Т. А. Репиной и Л.А. Рояк). Специальные методики дали возможность получить богатый материал, характеризующий целый ряд особенностей общения и межличностных отношений детей дошкольного возраста. Т. А. Репина особое внимание уделила изучению общения мальчиков и девочек в разных возрастных группах детского сада. Работа Л. А. Рояк посвящена изучению детей с особыми трудностями общения, которые приводят нередко к изоляции таких детей от коллектива. Т. В. Антонова исследовала возрастные проявления общения.
Изучение ценностных ориентаций детей-дошкольников, особенностей их взаимных оценок и самооценок проводилось в исследованиях Репиной, Горяйновой, Стеркиной. В исследовании А. Ф. Горяйновой с помощью специально разработанных математических приемов изучалась степень единодушия в оценках сверстников у детей среднего и старшего дошкольного возраста, а также основные нравственные понятия. Р. Б. Стеркиной была проведена работа по изучению самооценки детей дошкольного возраста.
Важным направлением в научных исследованиях лаборатории является изучение совместной деятельности детей дошкольного возраста и влияние ее на их взаимопонимание. Этому вопросу посвятили свои работы Л. А. Кричевский, Т. А. Репина, Р. А. Иванова и Л. П. Бухтиарова.
Несмотря на то, что дошкольной психологией и педагогикой немало сделано в этой области, многие вопросы все еще остаются недостаточно исследованными. У многих педагогов, воспитателей детских садов имеется дефицит знаний о развитии межличностных отношений в группах дошкольников.
Рассмотрению общих и частных проблем общения и межличностной коммуникации посвящены исследования Б. Г. Ананьева, Г. М. Андреевой, А. А. Бодалева, П. Я. Гальперина, А. Б. Добровича, А. В. Запорожца, И. А. Зимней, В.А. Кан-Калика, Я. Л. Коломинского, Е. С. Кузьминой, А. А. Леонтьева, М. И. Лисиной, Б. Ф. Ломова, А. В. Мудрика, Б. Д. Парыгина, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна, В. А. Сластенина, В. Д. Ширшова и др. Ученые-психологи и педагоги признают общение одним из главных видов человеческой деятельности, наряду с трудом и учением. Исследователи С. Н. Батракова, Н. А. Березовин, Н. В. Бордовская, В.А. Кан-Калик, А. В. Мудрик, А. А. Реан, В. А. Сластенин рассматривают общение как процесс взаимодействия в системе «учитель-ученик», где основное внимание уделяется проблеме. [21;51].
По мнению вышеперечисленных ученых, в основе коммуникативной культуры лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности: вежливость, корректность, тактичность, скромность, предупредительность.