Новаторские принципы сказочного творчества В. И. Даля: трансформация фольклорных сюжетов, использование паремий, народность, сатиричность, введение в литературную сказку образов солдата и матроса, сложный стиль — сказ в сочетании с фольклорной стилизацией, выделяются в сопоставлении с аналогичными опытами современников. Их немного: В. Ф. Одоевский, О. М. Сомов, Н. А. Полевой, Антоний Погорельский (А.А. Перовский), И. В. Киреевский, А. П. Зонтаг, И. И. Башмаков (Иван Ваненко).
Прежде всего, следует отметить родство созданных А. С. Пушкиным, П. П. Ершовым и В. И. Далем сатирических персонажей, которое явилось естественным следствием общности взглядов авторов-сказочников на идейно-художественную сущность народной сказки. Близкими и характерными подходами к написанию произведений А. Ф. Вельтманом и сказок В. И. Далем оказалось соотношение фантастики и реальности (на грани мифа, сказки, легенды, предания, с одной стороны, и бытовой, социально-психологической повести — с другой). С О. М. Сомовым В.И. Даля сближает характер обработки украинского сказочного фольклора, использования сказа как стиля. Казак Луганский и Н. А. Полевой обращаются к одному и тому же фольклорно-литературному сюжету — о судье Шемяке, хотя и по-разному его обрабатывают. Достаточно далеки друг от друга оказываются «сказочные» циклы В. И. Даля и В. Ф. Одоевского («Пёстрые сказки»), хотя и в данном случае уместно указать на их общность — в сатирических мотивах, в интересе к национальному фольклору, в создании колоритного образа собирателя-рассказчика.
В целом работа В. И. Даля в жанре литературной сказки находится в тесном соприкосновении с аналогичными опытами его современников. В перспективе необходимо исследовать влияние далевских сказок на развитие жанра во второй половине ХІХ-ХХ вв.