Изучив специальную литературу можно сказать, что уровень речи детей с общим недоразвитием речи отстает, по сравнению с онтогенезом речи .Это заключается в неумении детей связно строить свое высказывание. Экспериментальное исследование, проведенное на базе специального сада и массового сада, подтвердило, что уровень сформированности связного речевого высказывания у детей с нормальным речевым развитием значительно выше, чем у детей с общим недоразвитием речи. Это свидетельствует о том, что проблема формирования связного высказывания является актуальной для теории и практики логопедии.
Необходимо проводить занятия на формирование умений связной речи именно в дошкольном возрасте на фронтальных и индивидуальных занятиях, так как несформированность такого навыка приведет к трудностям обучения в школе.
При обучении связной речи необходимо учитывать поэтапность формирования речевых операций (от простого к сложному) с учетом уровня возможностей ребенка.
Опираясь на изученную литературу и проведенное экспериментальное исследование, нами была определена методика развития связного высказывания, а также предложены задания, которые могут использовать в логопедической практике.
На основе изученной литературы и проведенного исследования можно сделать выводы:
- 1. У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отмечаются трудности в программировании высказывания. Бедность словарного запаса, ограниченный набор синтаксических конструкций, трудности в установлении причинноследственных связей, неумение выделять главное, а также трудности в актуализации слов. Рассказам детей с общим недоразвитием речи свойственно преобладание употребления существительных, что обусловлено трудностями в развертывании высказывания, а также местоимений и служебных слов. Некоторые рассказы представляют собой перечисление объектов и субъектов. Дети используют преимущественно простые предложения, состоящие из 3−4 слов. Все это свидетельствует нам о необходимости проведения специальных логопедических занятий по формированию связного высказывания.
- 2. Для формирования навыков самостоятельного построения развернутых высказываний требуется развитие речевых и познавательных возможностей. Логопедические занятия с детьми дошкольного возраста необходимо проводить в игровой форме, так как игра является ведущей формой деятельности.
- 3. Для овладения навыком связного высказывания ребенку необходимо обладать определенным уровнем словарного запаса и умением применять грамматические средства языка. Также необходимо обучение программированию речевого высказывания у детей с общим недоразвитием речи.