Программа развития ДОУ — нормативная модель совместной деятельности группы или множества групп людей, определяющая: а) исходное состояние (режим) дошкольного образовательного учреждения, б) образ желаемого будущего (качественно новое состояние системы), в) состав и структуру действий по преобразованию — переводу ДОУ в качественно новое состояние.
Программа развития является нормативным документом, регламентирующим процесс перевода ДОУ из фактического состояния на качественно новый уровень развития.
Компоненты программы развития фиксируют цель и задачи, проблемный анализ с обоснованием актуальности, новизны и практической значимости предлагаемого проекта, исходные научно-теоретические предпосылки, показатели, характеризующие успешность достижения цели, сроки и этапы реализации программы, исполнители, ресурсное и информационное обеспечение, контроль над ходом реализации программы, анализ и коррекция результатов.
Основные требования к программе развития позволяют смоделировать действительно жизнеспособный проект:
- 1. Актуальность и проблемность.
- 2. Прогностичность (учет сегодняшних и завтрашних условий).
- 3. Рациональность (взаимосоответствие цели, задач, содержания, технологий и результата).
- 4. Реалистичность.
- 5. Целостность.
- 6. Чувствительность к сбоям.
- 7. Личностная, социальная, нравственная направленность.
- 8. Эвристический, экспериментальный, инновационный подход.
Источником формирования миссии, стратегии и тактики развития учреждения выступает проблемный анализ его деятельности.
Алгоритм проблемного анализа.
- 1. Фиксируется исходное состояние ДОУ: в первую очередь оцениваются результаты деятельности учреждения за отчетный период и проводится экспертиза полученных продуктов с целью определить соответствие достигнутого поставленным целям и задачам. Определяются проблемные поля на уровне результатов деятельности.
- 2. Подробно анализируются содержание и ход образовательного процесса.
- 3. Анализу подвергаются условия функционирования ДОУ.
Логика проведения проблемного анализа.
Под каждую из выявленных в процессе анализа проблем строится дерево целей — системы шагов по устранению противоречий в каждом из аспектов деятельности учреждения: условия, процесс, результат (см. следующую схему).
Построение дерева целей решения конкретной проблемы.
Пояснение к схеме: ц — цели, Вц — ведущая цель (получаю), цА1 — формирование мотивационной готовности (хочу), цА2 — формирование теоретической готовности (могу), цА3 — формирование технологической готовности (делаю).
Одной из форм обучения и актуализации умений педагогов в области конструирования и реализации экспериментальной программы в ДОУ может выступать деловая игра. Ниже приводится пример использования формата контекстного обучения в процессе инновационной деятельности.