Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Система инструкторского роста как пример локальной воспитательной системы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эффективность системы работы Центра в немалой степени зависит от качественного единства направлений работы Центра и уровней (этапов) развития коллектива. Разнообразие направлений работы дает возможность подросткам приобрести знания, умения, навыки в различных видах общественно-полезной деятельности, проявить свои индивидуальные способности в сознательно выбранном, предпочитаемом виде… Читать ещё >

Система инструкторского роста как пример локальной воспитательной системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Примером достаточно успешной локальной воспитательной системы является система работы Центра внешкольной работы «Дзержинец» (г. Тюмень), получившая название Система инструкторского роста (СИР). Это авторская педагогическая разработка (автор — почетный работник общего образования Российской Федерации Геннадий Александрович Нечаев), результат творческого переосмысления известных методологических положений учения А. С. Макаренко об этапах развития коллектива и уровнях предъявления педагогического требования. В качестве теоретических предпосылок данной воспитательной системы также выступают:

  • — типология уровней развития группы как коллектива Л. И. Уманского и А. Н. Лутошкина (номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация, коллектив);
  • — стратометрическая концепция А. В. Петровского (рассмотрение многоуровневой структуры групповой активности и типологии групп па основе принципа опосредованности межличностных отношений содержательно-ценностными аспектами деятельности).

В основе психологического действия СИР лежит обусловленность возможности заниматься предпочитаемым видом деятельности необходимостью прохождения через систему разнообразных, постепенно усложняющихся видов деятельности. Разнообразие направлений работы Центра, видов деятельности и разноуровневость отношений ответственной зависимости в коллективе моделируют (в психологически и социально комфортной ситуации) многообразие взаимодействий личности и социума. Прохождение подростка через систему работы Центра обеспечивает развитие внутреннего жизненного опыта личности посредством глубоко индивидуализированного внутреннего переживания и осмысления подростком фактов и событий своей жизнедеятельности в процессе исполнения педагогической функции, но отношению к сверстникам. СИР — это форма учета интересов и потребностей подростков, путь развития уже имеющихся у членов Центра знаний, умений и навыков, а также приобретения новых, способствующих достижению положительных результатов в разнообразной деятельности, формированию сознательного подчинения своих действий общественным интересам.

Эффективность системы работы Центра в немалой степени зависит от качественного единства направлений работы Центра и уровней (этапов) развития коллектива. Разнообразие направлений работы дает возможность подросткам приобрести знания, умения, навыки в различных видах общественно-полезной деятельности, проявить свои индивидуальные способности в сознательно выбранном, предпочитаемом виде деятельности. Наличие этапов в Системе обеспечивает постепенность усвоения информации подростками. Для самих подростков переход на очередную ступеньку инструкторской лестницы — ощутимый результат движения вперед, знание ближайших и более отдаленных целей деятельности, путей и способов их достижения.

СИР — это один из способов организации, специального построения общественно полезной деятельности подростков. Приходя в Центр, подросток преследует личные цели (научиться каратэ, фотоделу, игре на гитаре и т. п.). Центр по мере сил и возможностей пытается удовлетворить запросы подростка и одновременно с этим включает его в уже существующую систему отношений и деятельности, направленной на выполнение задач, постааленных перед группой. Увеличение степени участия в делах коллектива Центра, дальнейшее включение в структуру отношений ответственной зависимости, усиление степени ответственности в делах Центра (присутствие, участие, подготовка и проведение, организация и руководство коллективными делами и мероприятиями) обеспечивают возможность приобретения подростками нс просто навыков разнообразного и разноуровневого общения, но и умений организовывать и строить это общение адекватно задачам, возникающим в процессе деятельности Центра. В целом прохождение по ступенькам СИР создаст предпосылки для успешной в дальнейшем социальнопсихологической адаптации молодого человека или девушки, служит расширению путей и способов осуществления этого процесса.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой