Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

История и теория исследовательского обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Беспрекословная преданность, слепое повиновение, безусловное признание идеологических постулатов, страх перед волей правителя — главные ценности, к которым стремились и стремятся во все времена сторонники тоталитаризма. Но жесткие тоталитарные режимы постепенно уходят в прошлое, остаются в общественном сознании лишь элементы тоталитарного мышления. Они проявляются в разных культурах с разной… Читать ещё >

История и теория исследовательского обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Истоки практики исследовательского обучения

Вопрос о том, когда собственные исследования детей стали применяться в образовательной практике, имеет ясный и вполне точный ответ — они использовались всегда и были востребованы с глубокой древности, с того момента, как проявилась в человеческом сообществе сама потребность в обучении.

Как известно, изначально эта общественная потребность проистекает из двух источников. Первый — это инстинктивное, биологическое в своей основе стремление младших осваивать новый для себя опыт, подражая старшим и самостоятельно исследуя окружающий мир. Второй источник — природное, закрепленное в генотипе и проявляющееся во всем животном мире стремление старших заботиться о передаче младшим навыков приспособления к окружающей среде.

Какую-то часть сведений о мире ребенок всегда воспринимал репродуктивным путем от старших, а какую-то осваивал самостоятельно, подражая взрослым, играя, исследуя действительность. При этом он должен был наблюдать, экспериментировать и делать на этой основе собственные выводы и умозаключения. Таким образом, мы условно можем выделить два пути получения образования ребенком — «репродуктивный» и «продуктивный». В разные времена соотношение этих двух принципиально разных путей обогащения опыта индивида существенно менялось, на первый план в образовательной практике выходил то один, то другой. В целом же линия исследовательского обучения развивалась очень непоследовательно, в рамках общей демократизации образования, приближения обучения к познавательной деятельности, к интересам и потребностям самого учащегося.

В пору усиления в обществе тенденций к тоталитаризму исследовательские методы вытеснялись из образовательной практики, и, напротив, проявление ростков демократии пробуждало к ним повышенный интерес. Несложно заметить, что тираны, создававшие монархические режимы, во все времена с разной степенью откровенности настаивали на доминировании в массовой образовательной практике репродуктивного обучения. Каждому такому властителю было понятно, что в процессе образования человеку следует преподносить (преподавать) под видом необходимых знаний строго выверенную сумму незыблемых догм. А самостоятельные попытки получения нового опыта в ходе собственных изысканий порождают у подрастающих поколений различного рода сомнения и умствования, что в конечном итоге ведет к вольнодумству и мешает развитию столь ценного для любой тирании конформизма.

Беспрекословная преданность, слепое повиновение, безусловное признание идеологических постулатов, страх перед волей правителя — главные ценности, к которым стремились и стремятся во все времена сторонники тоталитаризма. Но жесткие тоталитарные режимы постепенно уходят в прошлое, остаются в общественном сознании лишь элементы тоталитарного мышления. Они проявляются в разных культурах с разной степенью выраженности и интенсивности, и там, где их доля высока, в официальных образовательных учреждениях часто не находится места исследовательским методам обучения, при этом доля репродуктивных максимальна. А поскольку для ребенка такое обучение противоестественно и вся детская природа начинает этому сопротивляться, то много разговоров в специальной литературе ведется о дисциплине и послушании, о мере или даже шкале наказаний.

Другая причина преимущественной ориентации массового обучения прошлых эпох на репродуктивные методы обучения обусловлена относительной стабильностью окружающего мира в прошлом. В условиях, когда культурная среда меняется относительно медленно и детям предстоит жить примерно так же, как жили их родители и даже деды, образование будет неизбежно ориентировано на догматичное содержание и репродуктивные методы обучения. Одна из его важнейших функций в данных условиях — подготовить ребенка к тому, что его ожидает, и уберечь таким образом от ошибок и нерациональной траты сил.

Развитие культуры во всех ее аспектах постоянно приводило не только к появлению новых явлений, но и содействовало повышению динамики самих изменений. Это постепенно делало мир все более и более динамичным и непредсказуемым, а вместе с тем заставляло систему образования отказываться от старых стереотипов о необходимости доминирования догматичного содержания образования и репродуктивных методов обучения над гибким содержанием и продуктивными методами.

Характер протекания этих процессов во времени чрезвычайно интересен, и обращение к этому материалу специалистов в области истории педагогики и образования, вероятно, принесет много нового и интересного. Рассмотрим основные этапы этого пути.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой