Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Теоретические основы проблемы развития познавательных УУД в начальной школе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Такая способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения. Это умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая… Читать ещё >

Теоретические основы проблемы развития познавательных УУД в начальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сущность познавательных УУД, их классификация, структура

Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться — стать «профессиональным учеником». Новые социальные запросы, отраженные в тексте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

ФГОС начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные — универсальные учебные действия: важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов) группой авторов: А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И. А. Во-лодарской, О. А. Карабановой, Н. Г. Салминой и С. В. Молчановым под руководством А. Г. Асмолова.

В широком значении «универсальные учебные действия» — саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком — это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Такая способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения. Это умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

В ФГОС начального общего образования содержится характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. Подробнее остановимся на познавательных универсальных учебных действиях.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

  • · самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • · поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • · структурирование знаний;
  • · осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • · выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • · рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • · смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • · постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

  • · моделирование;
  • · преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  • · анализ;
  • · синтез;
  • · сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
  • · подведение под понятие, выведение следствий;
  • · установление причинно-следственных связей;
  • · построение логической цепи рассуждений;
  • · доказательство;
  • · выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • · формулирование проблемы;
  • · самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Таким образом, в данном параграфе мы дали характеристику познавательным УУД. В следующем параграфе проанализируем литературу по вопросам представленности в ней материала, направленного на формирование у учеников начальной школы познавательных УУД на материале математики.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой