Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Теоретико-методологические проблемы исследования социальной адаптации личности: Информац. 
подход

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отметим, что, говоря в дальнейшем о социокультурной, адаптивной роли информации, мы будем иметь в виду социальную информацию как идеальное отражение процессов, происходящих в обществе. На наш взгляд, к анализу роли и места информации и инфовзаимодействия как важнейших условий адаптации в самоуправляемых системах следует подходить именно с позиций концепции социальной информации, при этом… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Сущность процессов социальной адаптации личности
    • 1. 1. Состояние проблемы социальной адаптации и основные методологические принципы её исследования
    • 1. 2. Социализация и социальная адаптация как способ взаимодействия личности и социальной среды
    • 1. 3. Адаптивная деятельность и формирование адаптивной ситуации
  • Глава 2. Информационные проблемы адаптационных стратегий социально-политических систем
    • 2. 1. Информационный аспект антигуманной комплексной адаптационной стратегии «от толпы к индивиду»
    • 2. 2. Информационный аспект гуманистической комплексной адаптационной стратегии «от личности к массе»

Теоретико-методологические проблемы исследования социальной адаптации личности: Информац. подход (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Идея перехода человечества на новую качественную ступень развития постепенно становится общепризнанной и требует теоретического обоснования. С этим связано появление большого количества концепций и теорий, среди которых: теория устойчивого развития социальных систем, теория волновых процессов, концепция информационного общества, новая экологическая теория вьиивания человечества. В этом ряду особое место занимает проблема адаптации, которая отражает сущность современных социальных процессов. Развитие социальных систем подразумевает усложнение взаимодействий между различными структурными подсистемами и элементами, что приводит к возрастанию роли информационного фактора. Таким образом, проблема социальной адаптации требует применения информационного подхода.

В условиях роста интенсивности информационных процессов, техногенной нагрузки на общество одним из важнейших факторов эффективного включения в социальные системы является высокая степень адаптивности человека к растущим информационным нагрузкам. Поэтому и в деятельности человека, являющейся производной от соответствующих адаптивных стратегий, всё более увеличивается роль информации.

Информационные аспекты социальной адаптации личности неотделимы от философской проблемы человека, которая с античности до настоящего времени остается в числе наиболее актуальных. В настоящий момент человечество вынуждено обратить особое внимание на различные аспекты оптимизации взаимодействия человека с социальной средой. В центре практически всех социальных процессов стоит специфический информационно-адаптационный механизм, формируемый в течение всей жизни человека. Эволюция предопределила сложность данного механизма, который, в свою очередь, повлиял на высокий уровень информационных процессов в обществе. Следовательно, адаптивные и информационные аспекты развития взаимосвязаны.

Анализ информационных аспектов адаптации требует обращения к соматическим, нервно-психическим, генетическим способностям индивида, исследование которых выводит на проблему границ развития человеческого интеллекта и использования его потенциальных возможностей. В связи с этим принципиально важное значение, с точки зрения оптимизации взаимодействия индивида и социокультурной среды, приобретает проблема поиска методов активного формирования позитивных информационных стратегий, моделирование адекватных информационно-адаптационных механизмов.

Актуальность избранной темы диссертационного исследования также включает в себя философско-гносеологический аспект. Информационное взаимодействие, являясь мощнейшим фактором познавательной деятельности, адаптирует личность к окружающей её динамичной социальной среде, позволяя человеку через знание о природе общества и себе самом выработать адекватные адаптационные стратегии, расширяющие границы индивидуальной и коллективной свободы.

Как показывает история и методология науки, темы, связанные с поиском механизмов оптимизации общественного развития, требуют применения формализированных моделей. Создание подобных моделей позволяет связать теоретический анализ с общественной практикой. Эмпирические исследования подтверждают необходимость теоретического моделирования. Констатируемое в последнее время ускорение общественного прогресса увеличивает важность данной задачи. Это определяется также обозначившимся разрывом между общественным прогрессом и низкой степенью реализации индивидуально-адаптационных способностей человека.

Становится реальностью неизбежный в современной ситуации переход к новому типу информационно-адаптированной личности. Такой, по-видимому, следует считать личность, которая легко включается в информационные процессы, адекватно воспринимает полученную информацию и эффективно использует её в своей деятельности. Однако каждая социально-политическая система формирует свой адаптивный тип личности.

Вся история развития человека — глобальный адаптивный процесс, определяющий эволюцию. Общественная практика демонстрирует большое количество приспособительных стратегий, * как гуманного, так и антигуманного характера. В результате перехода от тоталитарных режимов к демократическим перед обществом возникает сложная задача переориентации стратегий. Так, кризис российского общества связан с его дезадап- / тацией. Недостаточное внимание государственных институтов к проблеме социальной адаптации и реадаптации индивидов, к анализу факторов, влияющих на этот процесс, к разработке государственных программ управления социальной адаптацией ведёт к усилению нестабильности, которая проявляется в криминализации общественных отношений, маргинализации части населения, падении морально-нравственных ценностей, снижении.

— 6 уровня и качества всех сфер жизнедеятельности.

Итак, актуальность выбранной темы отличается тесным переплетением теоретических проблем с практическими задачами.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование социальной адаптации возможно только на интегративном, междисциплинарном уровне. Однако желаемое единство различных дисциплин в исследовании приспособительных процессов в обществе не достигнуто до сих пор. Более того, данная проблема ещё не поставлена в полной мере. Особенно остро это чувствуется в исследовании информационных аспектов адаптации.

Литературу, имеющую отношение к проблеме адаптации, можно условно разделить на шесть групп.

Авторы первой исследуют следующие вопросы 1) философские аспекты кибернетики, информатики, адаптации- 2) философе косоциологический анализ специфики адаптационных процессов в обществе- 3) уточнение возможностей и границ системного и информационного подходов- 4) характеристика философских категорий «система», «информация», «отражение», «управление», «обратная связь» и др. Это исследования В. Г. Афанасьева, А. И. Берга, Б. В. Бирюкова, Н. Винера, Г. Д. Волкова, И. И. Гришкина, В. С. Готта, Т. Г. Дичева, М. С. Кагана, И. Ка-лайкова, Г. Клауса, В. 3. Когана, А. Н. Кочергина, В. И. Креминского, Ю. А. Левады, Э. С. Маркаряна, И. А. Милос лавовой, Н.Б. Окон-ской, JL Г. Олеха, Б. Д. Парыгина, JL А. Петрушенко, О. С. Разумовского, Е. А. Седова, Э. П. Семенюка, В. С. Тюхтина, Б. С. Украинцева, В. П. Фофанова, Э. Г. Юдина и др.

Во второй группе — анализируются вопросы, касающиеся характеристики социальной адаптации и социализации. К их числу относятся patau, зат^тааичю адапмщт с тогицтемного подхода. Данный круг проблем представлен в исследованиях К. А. Абульхановой-Славской, Е В. Андреенковой, Л. И. Анцыфе-ровой, А. Г. Асмолова, С. С. Батенина, М. И. Бобневой, Л. П. Буевой, И. С. Кона, В. П. Кузьмина, В. А. Маркова, А. Т. Москаленко,.

A. В. Мудрика, X Ф. Сабирова, Л. К. Синцовой, JL С. Яхъяевой и др.

В третью группу входят работы, посвященные анализу разнообразных биоорганизменных и нейрофизиологических проявлений адаптации человека и животных, уточняющие теоретическую нейрофизиологическую модель функциональных систем применительно к биологическим объектам различной степени сложности, — роли и значению биологической (генетической) информации в процессе биоадаптации. К данной группе относятся исследования П. К. Анохина, А. В. Георгиевского, Е П. Дубинина, В. П. Казна-чеева, В. П. Петленко, И. М. Полякова, А. В. Сахно, А. а Северцева, Дж. Симпсона, А. Д. Слонима, Е В. Тимофеева-Ресовского, Дж. Хар-рисона, И. И. Шмальгаузена и др.

В четвёртой группе авторы анализируют вопросы, касающиеся процесса складывания информационных механизмов социальной адаптации и социализации Homo sapiens в антропогенезе. Это прежде всего исследования Т. 0. Ватутиной, С. С. Батенина,.

B. В. Бунака, Ч. Дарвина, Р. Кладки, Я Линдблада, М. Ф. Нестурха, П. Ф. Протасени, Я. Я. Рогинского, Ю. И. Семенова, М. И. Урысона, К. Э. Фабри, Р. Фоули, Б. А. Фролова, Э. JL Шапиро, Е. В. Шороховой и ДР.

Пятую группу образуют работы, в которых раскрываются концепции культурно-исторического происхождения, структуры и развития высших психических функций, психические и нейрофизиологические аспекты информационной модели социальной адаптации личности. Это исследования Б. Г. Ананьева, П. К. Анохина,.

B. В. Аршавского, Е А. Бернштейна, Л. С. йячэтского, О. И. Зотовой, Д. И. Дубровского, Р. Ю. йльюченко, Э. А. Костандова, И. К. Кряжевой, А. Е Леонтьева, Б. Ф. Ломова, А. Р. Лурии, В. С. Мерлина, Д. А. Ошанина, А. В. Петровского, В. Е Пушкина, В. С. Ротенберга,.

C. Л. Рубинштейна, Д. Е Узнадзе и др.

Шестую группу составляют работы, посвященные исследованиям частных аспектов адаптации на индивидуальном и групповом уровнях. Это исследования Д. А. Андреевой, Г. Г. Бажутиной, Ю. А. Барклянского, А. Е Величко, Ю. В. Гана, М. С. Дмитриевой, Б. А. Ефимова, С. Е Кинелева, В. С. Немченко, A. IL Растигеева, Л. М. Растовой, Ю. А. Румянцевой, А. А. Русалиновой. А. В. Сахно, Е А. Свиридова, В. Е Судаковой, Е. В. Таранова, Л. JL Шпак и др.

На фоне значительного числа исследований, связанных с изучением феномена социальной адаптации личности, крайне мало работ, где данное явление подвергалось бы информационносистемному анализу. Необходимость подобных исследований становится «очевидна в свете императивов выживания человечества, когда поиск оптимальных адаптивных стратегий развития цивилизации становится, — по выражению Э. С. Маркаряна,-центральной задачей всей науки» (Цит. по: 182, с. 11).

В данных условиях адаптация личности является, для отмеченных наук, перспективным и актуальным исследовательским объектом, тем более, что в проблеме социальной адаптации всё ещё остается много неясных и дискуссионных моментов: до сих пор нет полной ясности относительно информационной специфики, объема содержания, структуры и места адаптационных процессов в целостной системе деятельности личности. Спорна проблема субординации и взаимообусловленности социальной адаптации и социализации, невыясненны особенности функционирования информационных механизмов адаптации личности в координатах пространства и времени и т. д.

Объект данного исследования — социальная адаптация личности. В качестве предмета выступает информационный механизм этого процесса.

Дели и задачи исследования. Цель настоящего диссертационного исследования — уточнение содержания процесса социальной адаптации и использование выявленных критериев и характеристик при анализе комплексных адаптационных и частных адаптивных стратегий социально-политических систем.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

— определение понятия «социальная адаптация» и выявление её качественных критериев на основе информационного подхода;

— раскрытие структуры адаптационного процесса с помощью введения новых понятий: адаптационная стратегия, адаптивная деятельность, адаптивная ситуация и установка;

— анализ соотношения понятий «социализация» и «социальная адаптация», выявление особенностей функционирования и взаимодействия процессов социализации и социальной адаптации;

— анализ двух комплексных адаптационных стратегий социально-политических систем: гуманистической и антигуманной;

— постановка проблемы смены адаптационных стратегий при переходе от тоталитарного к демократическому режиму.

Теоретике-методологическая основа исследования. В качестве теоретико-методологической основы в диссертационном исследовании были использованы принципы, идеи и положения нового, интенсивно развивающегося направления социальной философии — теории социальной информации. Круг интересов данного направления свяэан с анализом субъектно-объектного информационного взаимодействия, имеющего место во всех социальных процессах, в том числе и в адаптационных. Особо важными в методологическом плане для данного исследования оказались работы В. Г. Афанасьева, В. 3. Когана, Э. С. Маркаряна, А. А. Налчаджяна, Б. Д. Парыгина, JL А. Петрушенко, Я Рейковского.

В последние годы такие понятия, как «информация», «ин-фовзаимодействие», «управление», «информационная обратная связь», «инфополе» — получили самое широкое распространение и приобрели методологическую ценность. Поскольку взаимодействие является всеобщим принципом связи тел и процессов, проявлением самодвижения материи, её внутренней активности, благодаря которой осуществляется изменение, взаимовлияние материальных объектов, а любое тело (система) — не изолированы от внешней среды и, выступая компонентами (подсистемами) этой среды, также не могут не испытывать её прямых и косвенных воздействий (в том числе информационных), правомерно рассматривать процесс адаптивного взаимодействия с позиций информационного подхода.

Применительно к проблемам адаптационного процесса анализ инфовзаимодействия позволяет раскрыть информационный механизм приспособления в социальной среде. В социальном приспособительном процессе присутствуют субъект, передающий информацию, канал связи и объект, её принимающий.

Отметим, что, говоря в дальнейшем о социокультурной, адаптивной роли информации, мы будем иметь в виду социальную информацию как идеальное отражение процессов, происходящих в обществе. На наш взгляд, к анализу роли и места информации и инфовзаимодействия как важнейших условий адаптации в самоуправляемых системах следует подходить именно с позиций концепции социальной информации, при этом инфовзаимодействия не задаются произвольно, а формируются в ходе адаптивной деятельности. Поскольку адаптация личности протекает в социокультурной среде, последняя носит адаптирующий характер. В свою очередь, адаптивное социокультурное поле включает в себя инфовзаимодействия и собственно информацию. Следовательно, информационный подход к проблемам адаптации является закономерным и эффективным, а изучение свойств информации, специфики её влияния на адаптационные процессы, — важной теоретико-прикладной проблемой.

Ещё одним подходом, логично дополняющим информационный анализ, может быть системный, который частично используется в данной работе. Характеризуя особенности системного подхода, перспективы его применения при анализе самоорганизующихся систем с точки зрения адаптации будем исходить из того, что адаптивная система должна принадлежать к классу самоуправляемых, функциональных, иерархически организованных систем открытого типа, осуществляющих свою деятельность на основе информационного принципа обратной связи.

Методологическими основаниями исследования явились так же принцип активного включения личности в социальные общностидиалектико-материалистический принцип отраженияпринципы дополнительности, детерминизма, единства сознания и деятельности, общественно-исторической и практически дея-тельностной природы человека.

Научная новизна работы. В исследовании предпринята попытка анализа социальной адаптации с информационной точки зрения. Дана новая экспликация понятия «социальная адаптация». Введены и уточнены такие понятия, как «комплексная адаптационная стратегия», «частная адаптивная стратегия», «адаптивная деятельность», «адаптивная ситуация», «адаптивная установка», «реадаптивное кольцо», «адаптивные барьеры», «информационная индукция». Раскрыта их сущность и взаимосвязь, показана детерминирующая роль информации в реализации данных явлений в реальном адаптивном процессе. В соотношении социализации и социальной адаптации выявлена контекстная роль социализации, при этом социальная адаптация определена как высшая точка приспособительных процессов в координатах пространства и времени.

При экстраполяции выявленных механизмов адаптации на социально-политические системы показана векторность адаптивных стратегий последних. Обнаружено, что определяющим критерием вектора являются взаимоотношения личности и социально-политической системы. Проанализированы две комплексные адаптационные стратегии отмеченных систем: «от индивида к толпе» и «от личности к массе». В рамках гуманистической стратегии адаптации рассмотрено адаптивное взаимодействие гражданского общества и государства. Предложено новое понимание критериев социальной адаптации.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Социальная адаптация является процессом, направленным на разрешение конфликта общественных и индивидуальных интересов путём целенаправленного обмена информацией и через адаптивную деятельность.

2. Критерии социальной адаптации следует искать в области адаптивно-информационного взаимодействия индивида и социальной среды.

3. Микро-, меэои макроуровневые адаптивные ситуации являются фиксированным отражением социальных, экономических и политических изменений реальной ситуации. Эффективность разрешения адаптивных ситуаций определяется адекватно выработанными адаптивными стратегиями и скоростью преодоления адаптивных барьеров.

4. Трансформация личности тоталитаризмом осуществляется с помощью адаптационной антигуманной стратегии «от индивида к толпе», основным средством реализации которой служит информационная стратегия.

5. Адаптационная стратегия либеральной демократии имеет противоположную тоталитаризму направленность «от личности к массе» и характеризуется установлением баланса индивидуальных и государственных интересов при посредничестве гражданского общества.

Теоретическая и практическая значимость работы. Методологическая значимость диссертационного исследования определяется уточнением информационной составляющей социальной адаптации и теоретическим анализом различных её сторон. Полученные результаты позволяют методологически обосновать необходимость выработки и использования качественно новых стратегий адаптации для оптимизации приспособительных процессов личности.

Кроме того, практическая значимость исследования обосновывается возможностью использования его материалов при разработке программ социальной адаптации и реадаптации беженцев, вынужденных переселенцев, маргиналов для построения информационной модели данного процесса.

Результаты исследования могут использоваться в учебных курсах социальной философии, информологии, социологии, социальной психологии, оптимологии и др.

Основные идеи диссертационного исследования были представлены на VI Всесоюзной научно-теоретической конференции СО АН СССР «Проблемы эффективного включения человека в интеллектуальные системы» (Новосибирск, 1991), VII Всесоюзной конференции НС АН СССР по комплексной проблеме «Кибернетика» «Проблемы интеллектуального развития интеллектуальных систем» (Новосибирск, 1991), Всесоюзной конференции (к 75-летию ННГУ) «Возрождение России и русская общественная мысль» (Нижний Новгород, 1993), Международной конференции «Intellectual development of society and new information technologes» (Новосибирск, 1992), Международной научной конференции «Наука, Религия, Экономика» (Новосибирск, 1994), Региональной научно-методической конференции «Гуманитаризация образования в техническом вузе» (Новосибирск, 1993), Межвузовской XII научно-методической конференции «Проблемы подготовки экономиста в современных условиях» (Новосибирск, 1992), Межвузовской XXXIII научно-методической конференции НЭИС «Совершенствование методической работы на современном этапе развития высшей школы» (Новосибирск, 1992), Межвузовской XXXIV научно-методической конференции НЭИС «Проблемы совершенствования научно-исследовательской работы в вузе» (Новосибирск, 1993), Межвузовской научно-практической конференции «Личность в мире ценностей» (Новосибирск, 1994). Междисциплинарная научно-практическая конференция «Проблема выживания человека» (Томск, 1994). Результаты исследования опубликованы в 10-и печатных работах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данная работа является попыткой раскрыть некоторые стороны недостаточно изученного феномена — социальной адаптации. Исследование показало, что это сложное явление лежит в основе многих социальных процессов. Более того, проблема социальной адаптации адекватна проблеме выживания человечества. В связи с тем, что данное понятие имеет универсальный характер, обращение к нему и использование выведенных в работе критериев и характеристик позволило бы значительно углубить ряд актуальных тем.

Специфика социальной адаптации личности не может быть сведена к какому-то одному, неделимому адаптационному механизму. Адаптация — сложное явление, и как таковое состоит из соответствующих частей. Правомерно говорить о системе взаимодействующих механизмов адаптации. Трудность изучения социальной адаптации также связана с её относительным характером. Ни в природе, ни в обществе не существует адаптивно совершенных организмов, впрочем, как и идеальной адаптации.

Среди разнообразных подходов к изучению феномена социальной адаптации особое место принадлежит информационному подходу. Процессы информационной причинности и управления пронизывают все типы адаптивных, самоуправляемых систем, объективно подтверждая необходимость и плодотворность информационного подхода. Роль и значение инфовзаимодействия определяется тем, что адаптивные системы могут осуществлять целенаправленную приспособительную деятельность различной степени сложности только на основе общего принципа управленияпринципа обратной связи.

Информационный механизм самоуправляемой адаптивной системы, функционируя на основании информационной обратной связи, обеспечивает: во-первых, целенаправленный поиск адекватной адаптивным потребностям системы информацииво-вторых, восприятие, анализ и синтез полученной информациив-третьих, её хранение, преобразование и использование с целью получения максимального приспособительного эффекта.

В социальной среде приспособительные процессы связаны с социализацией. Дискуссионный вопрос соотношения социализации и социальной адаптации решается в данной работе также в рамках информационного подхода. В результате анализа информационных процессов был сделан вывод, о том, что социальную адаптацию можно считать высшим этапом социализации, последняя является одновременно контекстом и условием адаптации.

Таким образом, социальная адаптация связывается с самонастройкой формирующейся личности посредством информационных механизмов в соответствии с индивидуальным уровнем социально-психологического взаимодействия с индивидами, социальными группами и обществом, фи этом специфика социальной адаптации личности определяется ее конкретными потребностями, а также характером требований того общества, в котором она функционирует.

Для уточнения критериев адаптации важно представление об активном (личность приспосабливает к себе определенные параметры социальной среды), и реактивном (личность изменяется под влиянием среды) компоненте социальной адаптации. Хотя в реальной практике присутствуют оба эти компонента, результирующая сторона адаптационного взаимодействия личности и среды не может быть сведена только к комплексу личностных факторов. Критерии социальной адаптации необходимо искать не в свойствах и качествах субъекта и объекта адаптациогенеза, а в особенностях их социально-информационного взаимодействия. Поэтому одним из основных критериев социальной адаптации, по-видимому, следует считать скорость, эффективность включения личности в процесс инфовзаимодействия с различными социальными системами. С целью установления не просто равновесия между личностью и средой (по гомеостатическому типу), а создания интеллектуально-деятельностного климата, способствующего реализации творческого потенциала личности, а также, создания атмосферы социально-психологического комфорта.

Важнейшим критерием адаптации служит оптимальный характер каждого конкретного процесса, набор стратегий или алгоритмов, использованных субъектом в конкретной адаптивной ситуации. Критерии адаптации: скорость (время прохождения информации с момента поступления до выработки эффективной стратегии адаптации) — продуктивность (как следствие адаптивной стратегии) — эффективность (на базе создания собственного адаптивно-информационного пространства) — эмоциональная удовлетворенность (опосредованная вышеназванными критериями).

В работе предложены некоторые новые понятия, характеризующие процесс адаптации. Прежде всего, это — адаптивная стратегия, под которой понимаются осознаваемые или неосознанные, регулярные или случайные действия (бездействия), обеспечивающие личности субъективно воспринимаемое, объективно складывающееся состояние личностной адаптированности. Однако адаптивные стратегии свойственны не только личности, но и социальной группе, обществу и его отдельным системам и институтам. В этом случае они приобретают специфический характер. В работе выделяются три вида адаптивных стратегий: активный, реактивный и комбинированный.

В первом случае особо сильно проявляется выведенная нами черта адаптивного процесса — адаптивная деятельность. Адаптивная деятельность индивида всегда опосредуется его индивидуальными мотивами и целями в той же мере, в какой социальные отношения формируют последние. Таким образом, целесообразно различать социальные и психологические средства реализации социальной адаптации, выделение которых позволяет понять адаптивную деятельность в единстве двух её сторон: 1) в качестве действительного преобразования социальной и природной среды- 2) как опережающий идеальный образ, продукт психического отражения будущих результатов и свойств преобразуемой среды.

Адаптивная стратегия и адаптивная деятельность невозможны без формирования целенаправленной установки личности на адаптацию, являющейся мощным социально-психологическим фактором, стимулирующим или тормозящим процесс. Субъективная ориентация личности на ту или иную модель адаптации может быть представлена в виде как осознанных, так и неосознаваемых установок. Формирование адаптационных установок может быть следствием неосознанной переработки информации на подсознательном уровне.

Поскольку социальная адаптация есть процесс, её следует рассматривать в развитии, и поэтому правомерно говорить о её пространственно-временных характеристиках.

Личность не существует изолированно от социальных систем, будучи самостоятельной системой, она взаимодействует с ними и является одновременно их частью. Поэтому при рассмотрении личности в контексте социально-политических систем, нами были проанализированы адаптивная стратегия, адаптивная деятельность и другие параметры адаптации для анализа информационного взаимодействия личности и системы. В результате оказалось, что смысл всех комплексных адаптационных стратегий социально-политических систем сводится к двум направлениям, или векторам: гуманистическому — «от личности к массе» и антигуманному — «от толпы к индивиду» .

Действительная адаптация к антигуманному обществу возможна лишь в ходе глубокой трансформации личности, а также в результате отказа от традиционных морально-нравственных норм. Если в роли средства дегуманизации личности выступает насилие и террор, то информационные структуры режима становятся тем инструментом, посредством которого в массовом масштабе осуществляется процесс приобщения человека к тоталитарным ценностям.

В отличие от тоталитаризма структуры развитого гражданского общества способствуют адаптации индивида к различным ситуациям, но не навязывают общие схемы адаптивного поведения в условиях демократической социально-политической системы, а предлагают их. Следовательно, только при наличии стабильной, развитой адаптивной среды, а именно гражданского общества, человек обретает чувство уверенности в собственных силах, индивидуальной свободы и удовлетворенности. Адаптация личности непосредственно зависит от развитости гражданского общества, от его способности противостоять государству. При рассмотрении гуманистической и антигуманной стратегии социально-политических систем напрашивается вывод, что субъект будет максимально адаптирован и сможет испытывать состояние удовлетворенности при полном перевесе государства, либо при достигшем высокого уровня развития гражданском обществе, обеспечивающем баланс между всеми социально-политическими структурами. С точки зрения приспособительного процесса могла бы быть рассмотрена проблема отчуждения, имеющая к нему непосредственное отношение, но её мы почти не затрагивали. Чувство отчуждения, на наш взгляд, — следствие социальных дезадаптивных процессов.

Человек, существо активно взаимодействующее с большим количеством малых и больших систем, аккумулируя в себе информацию, действительно должен обладать высокоэффективным адаптивным аппаратом. Если П. Еурдьё рассматривает человека как синтез поступающей из диспозиций или полей информации, то необходима учитывать, что информация не просто «вливается» в человека как в некий сосуд, но прежде всего адаптируется им к своим жизненным установкам, позволяет расширять их и вырабатывать адаптивные стратегии по отношению к диспозициям.

Таким образом, человек как феномен взаимодействияпрежде всего феномен адаптивный. И наконец, психологические проблемы не могут быть исследованы без знания социальной адаптации. Эмоции и стрессы, а также вся гамма человеческих чувств — от чувства удовлетворения до страха — непосредственным образом связаны с объектом нашего исследования.

Кроме того, важной проблемой, требующей специальной разработки, является проблема взаимодействия биологического и социального аспекта в процессе социальной адаптации. Биологическая и социальная информация — это агент взаимодействия комплексной системы социальной адаптации личности. Интегрирующая роль инфовзаимодействия связывает в единый системный узел биоорганизменные и социоличностные проявления адаптивной природы человека. С помощью многоуровневой системы инфовзаимодействия человек имеет возможность адекватно приспосабливаться к изменяющимся условиям среды и деятельности. В процессе эволюции человек смог выработать качественно новые, надбиологические формы адаптации, связанные с особым видом психического отражения окружающего мира. Адекватное информационно-психическое отражение характеризуется управлением и регулированием социального поведения и деятельности человека. В результате социальная, надбиологи-ческая сфера человека, информационные механизмы адаптации оказались способны без морфофизиологических изменений и генетической эволюции обеспечить адаптивные реакции человека.

— 157 на изменения социальной среды и деятельности.

Это далеко не весь перечень вопросов, требующих применения знания о социальной адаптации, поэтому стоит ещё раз подчеркнуть, что как универсальная категория социальная адаптация прежде всего должна быть предметом исследования социальной философии.

В заключение уместно привести слова Оливера Голдсмита: «Человеческая жизнь — это путешествие и его надобно совершить, какими бы плохими ни были дороги и какие бы невзгоды нас на них не подстерегали. А если поначалу дорога кажется опасной, узкой и утомительной, то к концу она либо станет лучше, либо мы свыкнемся с её рытвинами и ухабами» (64, с. 238). Действительно, человеческая жизнь — это бесконечная цепь адаптаций, и у человека нет иного выбора, кроме как приспосабливаться ко всему многообразию адаптивных ситуаций. Поэтому, китайский философ, голдсмитовский «гражданин мира» на вопрос: «Какая вещь прочнее — твёрдая или мягкая? Та, что противится, или та, что уступает? — отвечает, что прочнее конечно же мягкая, потому, что она лучше приспосабливается» (Там же, с. 239).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Ф. Философия информационной цивилизации. -М.: ВЛАДОС, 1994. 336 с.
  2. Ю. Ф. Картина мира и информации: (филос. очерки). Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1988. — 192 с.
  3. Абульханова-Славская К А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 336 с.
  4. А. А. Особенности личностной адаптации в изолированных коллективах: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1984. — 19 с.
  5. Ю. А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М., Наука, 1976. — 272 с.
  6. П. В., Панин А. В. Диалектический материализм: (Общ. теорет. принципы). М.: Высш. шк. 1987. — 335 с.
  7. Г. А., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. 1992. — N4. — С. 122−135.
  8. . Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. — Т. 1. — 230 с. Т. 2. — 287 с.
  9. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 416 с.
  10. Андреенкова Е В. Проблема социализации личности // Социальные исследования. М.: Наука, 1970. — Вып. 3. — С. 38−53.
  11. ЕВ. Социализация личности в период начала трудовой деятельности: Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1971. — 32 с.
  12. Анохин Е К Философские аспекты теории функциональной системы: Избр. тр. М.: Наука, 1978. — 400 с.
  13. П. К Узловые вопросы теории функциональных систем. М.: Наука, 1980. — 196 с.
  14. . К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. — С. 3−19.
  15. Л. И. Методологические проблемы формирования и развития личности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. — 365 с.
  16. Л. И. Системный подход к изучению и формированию личности // Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982. — С. 140−147.
  17. М. В., Щрейдер Ю. А. Информационные ресурсы и информационная среда // Изобретатель и рационализатор. -1976. N3. — С. 45−49.
  18. X. Временный союз черни и элиты // Иностр. лит. 1990. — N4. — С. 242−248.
  19. А. Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 151 с.
  20. А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 105 с.
  21. В. Г. Социальная информация и управление обществом. М.: Политиздат, 1975. — 408 с.
  22. В. Г. Человек как система и система деятельности человека // Социологические исследования. 1976.- N4. С. 24−33.
  23. В. Г. Системность и общество. М. Политиздат, 1980. — 368 с.
  24. В. Г. О целостных системах // Вопросы философии. 1980. — N6. — С. 62−78.
  25. С. С. Социализация в антропогенезе // Социальная психология и философия. Л.: Наука, 1971. — Вып. 1. -С. 189−227.
  26. С. С. Человек в его истории. JL: Изд-во ЛГУ, 1976. — 294 с.
  27. С. И. Внешнеполитическая пропаганда. М.: Высш. шк. 1984. — 357 с.
  28. И. Э. Структура личности: (Методол. анализ). Киев, Наук, думка, 1986. — 127 с.
  29. С. А. Основы превентивной психологии. М.: РИД консорциума «Социальное здоровье России», 1994. — 221 с.
  30. А. И. Информация и кибернетика: С Сб. ст. М.: Сов. радио, 1967. — 410 с.
  31. Биологическая эволюция и человек. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 240 с.
  32. Биологическое и социальное в развитии человека. М.: Наука, 1977. 227 с.
  33. Биологическое и социальное в формировании целостной личности. Рига: Изд-во Латв. ун-та, 1977. — 192 с.
  34. И. В., Садовский В. Е, 1Ццин Э. Г. Системный подход в современной науке // Проблемы методологии системного исследования. М.: Мысль, 1970. — 455 с.
  35. И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  36. Д.И. Информация: миф или реальность? (о состоянии понятий «знание» и «социальная информация») // НГИ. Сер. 2. 1986. — N2. — С. 1−4.
  37. М. И. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979. — 335 с.
  38. Боброва JL Е Социальная обусловленность развития личности в онтогенезе: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Л: 1987. — 23 с.
  39. В. А. Человеческая деятельность и диалектика развития понятия «управление» // Кибернетика и диалектика. -М.: Наука, 1978. 312 с.
  40. В. Принцип избирательности в когнитивных системах // Общественные науки и современность. 1993. N5. — С. 68−82.
  41. М. Е, Русалинова А. А. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации новичков на производстве // Социальная психология и социальное планирование. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. — С. 92−97.
  42. Буева JL Е Социальная среда и сознание личности. М.: ЙЗД-во МГУ, 1968. 267 с.
  43. Буева JL Е Методологические проблемы общественной детерминации развития личности // Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982. — 246 с.
  44. А. Е Откуда и куда идем: Взгляд философа на историю советского общества. Л.: Лениздат, 1990. — 288 с.
  45. А. Е Природа культа и характер личности //' Квинтэссенция. М.: Политиздат, 1990. — С. 133−150.
  46. . В. Информация и личность // Вестн. МГУ. Сер. Философия. 1972. — N1. — С. 13−21.
  47. Ватуля Т. Е Процесс массовой политической адаптации: возможности эмпирического изучения // Регион, политика. -1992. N1. — с. 89−9Б.
  48. Ващекин Н П. Информация, деятельность, мировоззрение. Тула: Приок. кн. изд-во, 1983. — 144 с.
  49. Ващекин К П., Абрамов Ю. Ф. Информационая деятельность и мировоззрение. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1990.- 292 с.
  50. Е. П., Зинченко В. П., Лекторский В. А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода // Вопр. философии. -1988. N11. — С. 3−31.
  51. . М. Современная когнитивная психология. М.: изд-во МГУ, 1982. — 336 с.
  52. Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности // Общественные науки и современность. 1993. -N3. — С. 183−191.
  53. В. Ю. Философские проблемы теории адаптации человека. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1988. -163 с.
  54. Видь чек В. И. Прощание с Марксом (Алгоритмы истории).- М.: Прогресс Культура, 1993. — 224 с.
  55. Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. М.: Наука, 1983. — 340 с.
  56. Г. Д., Оконская Н. Б. Адаптация и её уровни // Философия пограничных проблем науки. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1975, — Вып. 7. — С. 134−138.
  57. Д. А. Психологическая война. М.: Воениз-дат, 1983. — 288 с.
  58. Л. С. Развитие высших психических функций.1. М.: 1960. 500 с.
  59. Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1982.488 с.
  60. Гаджиев К С. Опыт введения в политологию // Полис. -1992. N½. — С. 96−117.
  61. Гаджиев К С. Тоталитаризм как феномен XX века // Вопр. философии. 1992. — N2. — С. 3−26.
  62. А. В. Эволюция адаптаций. Л.: Наука, 1989. — 188 с.
  63. Л. Я., Эткинд А. М. От культа власти к власти людей // Нева. 1989. — N7. — С. 156−180.
  64. О. Гражданин мира. М.: Наука, 1974. — 383с.
  65. Л. А. Социальная адаптация в современных условиях // Социс. 1994. — N8/9. — С. 3−16.
  66. В. С., Семенюк Э. П., Урсул А. Д. Категории современной науки. М.: Мысль, 1984. — 268 с.
  67. П. С. Об адаптации в живых системах // Адаптивные системы. Рига: Зинатне, 1972. — Вып. 1. — С. 113−127.
  68. Л. Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М.: Политиздат, 1991. — 480 с.
  69. Р. Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981. 176 с.
  70. Ю. Н. Тоталитаризм и техника // Полис. 1991. N4. — С. 21−35.
  71. В. И. Банкротство стратегии германского фашизма (Ист. очерки. Док. материалы). М.: Наука, 1973. -Т.1. — 765 с.
  72. Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. — 366 с.
  73. Диалектика сознательного и бессознательного. JL: 1988. — 158 с.
  74. Т. Г., Тарасов К Е. Проблема адаптации и здоровье человека: (Методол. соц. аспекты). М.: Медицина, 1976. — 184 с.
  75. Е. Ампир во время чумы, или Лавка вневре-менности // Общественные науки и современность. 1992. -N1. — С. 161−173.
  76. . Л О системе «личность» // Вопросы психологии. 1985. — N5. — С. 37−44.
  77. Н. П. Биологическое и социальное в человеке // Биологическое и социальное в развитии человека. М.: Наука, 1977. — С. 81−93.
  78. Н. П. Социальное и биологическое в развитии человека // Соотношение биологического и социального. Сб. тр. Перм. ун-та. Пермь: 1981, С. 3−14.
  79. Д. И., Вержбицкий В. В. Категория информации: (филос. обзор) // Филос. науки. 1976. — N1. — С. 148−157.
  80. Д. И. Информация, сознание, мозг. М.: Высш. шк. 1980. — 286 с.
  81. Дьюи-Нибур: профили нового либерализма // По же. 1994. N3. — С. 27−47.
  82. . А. Образование как фактор социальной адаптации личности: Автореф. дис.. канд. филос. наук. -Свердловск, 1980. 16 с.
  83. . Авторитарный образ мышления и культ национального войдя // Диалог. 1991. «N6. ~ С. 56−67.
  84. И. А. Историческая ситуация. Методол. ана- 165 лиз. Ж: Изд-во МГУ, 1987. — 136 с.
  85. Ей. Информация: (Филос. анализ). Минск- 1971. — 277 с.
  86. . В. К вопросу о механизмах развития личности // Вестн. МГУ. Сер. 14: Психология. 1979. — N1. — С. 3−7.
  87. А. А. Гомо советикус. Пара беллум. М.: Моск. рабочий, 1991. — 614 с.
  88. О. И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности /7 Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979, — С. 219−233.
  89. Иванов Е Е Теория управления при переходе к рынку // Полис. 1992. — N½. — С. 124−130.
  90. Из глубины: Сб. ст. о русской революции/ С. А. Асколь-дов, Е А. Бердяев, С. А. Булгаков и др. М.: Изд-во МГУ, 1990.- 298 с.
  91. Илларионова Е В. Методологическая и гносеологическая функция понятия «социальная адаптация» // Марксистско-ленинская философия и проблемы научного познания. Кишинев: Штиинца, 1988. — С. 122−134.
  92. Р. Ю. Динамическая полушарная асимметрия -основа адекватного восприятия, оценки информации и приспособления человека к внешнему миру // Взаимодействие полушарий мозга у человека. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. — С. 6−61.
  93. Ионин JL Г. Понимающая социология: (Ист.-крит. анализ). М.: Наука, 1979. — 207с.
  94. М. С. Человеческая деятельность: (Опыт систем.- 166 анализа). М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  95. М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
  96. М. С. Системный подход и гуманитарное знание: СИзбр. ст. JL: Изд-во ЛГУ, 1991. — 384 с.
  97. Ю. И. Похмелье //' Иностр. лит. 1990. -N4. — С. 249−253.
  98. В. П. Биосистема и адаптация. Новосибирск: Наука. Сиб. отд. -ние, 1973. — 74 с.
  99. Казначеев В. II Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1980. — 192 с.
  100. И. Цивилизация и адаптация. М.: Прогресс, 1984. — 239 с.
  101. Т. В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека. Л.: Медицина, 1970. 270 с.
  102. Кибернетика и философия: Взаимопроникновение идей и методов. Рига: Зинатне, 1977. — 142 с.
  103. С. В. Адаптация личности как социальное явление: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Л., 1978. — 20 с.
  104. Р. Память человека: Структуры и процессы. -М.: Мир, 1978. 319 с.
  105. Ф. Пробуждающееся мышление (У истоков человеческого интеллекта). М.: Прогресс, 1983. — 301 с.
  106. И. Была ли альтернатива административной системе? // Полит, образование. 1988. — N10. — С. 55−65.
  107. И. Почему трудно говорить правду // Новый мир. 1989. — N2. — С. 204−239.
  108. В. 3. Человек в потоке информации. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1981. — 177 с.
  109. В. 3., Кочергин А. Е Проблемы информационного взаимодействия в обществе: философский анализ. М.: Наука, 1981. — 176 с.
  110. В. 3. Маршрут в страну Информологию. М.: Наука, 1985. — 161 с.
  111. В. 3. К методологии информационного подхода // Информатика и культура. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. С. 108−128.
  112. В. 3. Теория информационного взаимодействия: Философско-социологические очерки. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1991. — 320 с.
  113. В. 3., Уханов В. А. Человек: информация, потребность, деятельность. Томск: Изд-во ТГУ, 1991. — 192 с.
  114. В. 3. Инфовзаимодействие в координатах пространства и времени. «Инфоцепь» и «Инфодерево» // Проблемы ин-фовзаимодействия: С Междунар. науч. сб. 3. Новосибирск, 1993. — С. 98−106.
  115. Козлова Е Е Средства коммуникации и общественные отношения: грани взаимодействия // Филос. науки. 1990. -N9. — С. 23−30.
  116. В. А. Парадоксы устойчивого развития и волновые процессы в обществе // Закономерности социального развития: ориентиры и критерии моделей будущего. Новосибирск, 1994. Ч. I. — С. 11−16.
  117. А. Е, Коган В. 3. Проблемы информационного взаимодействия: Философско-социологический анализ. М.: Наука, 1980. — 176 с.
  118. P. X. Феномен тоталитаризма. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1992. — 104 с.
  119. В. И. Методологические проблемы системного подхода к информации. М.: Наука, 1977. — 288 с.
  120. Крестьянство и индустриальная цивилизация. М.: Наука, Изд. фирма «Вост. лит.», 1993. — 276 с.
  121. Ю. И. Проблема социализации подрастающего поколения в зарубежной педагогике: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1992. — 17 с.
  122. В. П. Системность как ступень научного подхода // Системные исследования: Ежегодник. М. Наука, 1973. — С. 76−108.
  123. В. П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода // Психол. журн. 1982. Т. 3, N3. С. 3−14- 1982, — Т. 3, N4. — С. 3−14.
  124. В. П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. М.: Политиздат, 1986. — 399 с.
  125. А. В. Буржуазная массовая культура. М.: Политиздат, 1985. — 399 с.
  126. . К. Исторические формы социальных типое личности: (Соц. -филос. аспект). Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1976. — 181 с.
  127. Ю. А. Уходяпря натура?. // Знамя. 1992. -N6. — С. 201−212.
  128. А. А. Язык, речь, речевая деятельность. -М.: Просвешэние, 1969. 214 с.
  129. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.1.: Политиздат, 1977. 304 с.
  130. Личность, Сбшэство, государство: («круглый стол»
  131. АПН и журн. «Социол. исслед.») // Социс. 1989. — N4. — С. 25−37.
  132. . Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М.: Наука, 1989, С. 6−23.
  133. Я. А. Барьеры, общение, конфликты, стресс. -Минск: Вышэйш. шк., 1986. 206 с.
  134. А. Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979.- 320 с.
  135. В. К. Очерки адаптации в биологии и технике.- Л.: Энергия, 1970. 160 с.
  136. В. С., Гимпельсон В. Е. Стратегии адаптации рабочих на рынке труда // Социс. 1993. — N9. — С. 73−84.
  137. Мазуров К Фашизм как форма тоталитаризма // Общественные науки и современность. 1993. — N5. — С. 39−53.
  138. Э. Германия: программирование человека // Диалог. 1993. — N4, С. 58−77.
  139. О. Т. Включённость личности в коммуникативное поле средств массовой коммуникации // Научно-техническая революция и социальная психология. М.: Наука, 1981. — С. 61−64.
  140. Э. С. Человеческое общество как особый тип организации // Вопр. философии. 1971. — N10. — С. 64−76.
  141. Э. С. К оценке информационных определений культуры // Методологические проблемы анализа языка. Ереван: Изд-во Ереван, ун-та, 1976. — С. 175−184.
  142. Э. С. Теория культуры и современная наука: (логике-мете до л. анализ). М.: Мысль, 1983. — 284 с.
  143. В. А., Растригин JL А. Адаптивная природа познания /'/ Адаптивные системы. Рига: Зинатне, 1974. — Вып. 4. — С. 106−122.
  144. В. А. Классификация адаптивных форм // Кибернетика и философия. Рига: Зинатне, 1977. — С. 107−110.
  145. Д. Третий рейх: практика политического терроризма // Междунар. экономика и междунар. отношения. -1990. N1. — С. 129−139.
  146. В. С. Взаимоотношение иерархических уровней в системе «человек общество» // Вопр. психологии. — 1975. -N5. — С. 3−13.
  147. В. С. Системный подход к онтогенезу интегральной индивидуальности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. — 365 с.
  148. Р. К Социальная структура и аномия: (Соц. теория и соц. структура) // Социс. 1992. — N2. — С. 118−125- - N3. — С. 104−115- - N4. — С. 91−97.
  149. Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. 295 с.
  150. И. А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия. JL: Наука, 1973. — Вып. 2. — С. 111−120.
  151. И. А. Понятие и структура социальной адаптации: Автореф. дис.. канд. филос. наук. JL, 1974. — 19 с.
  152. И. А. Роль социальной адаптации в условиях современной НГР // Философия и социальная психология: Науч. докл.3: Герценовские чтения, Л., 1979. -Вып. XXVII. — С. 132−136.
  153. Моисеев КК Человек, среда, общество: Проблемыформализованного описания. К: Наука, 1982. — 24Q с.
  154. Моисеев Е Е Информационное общество: возможности и реальность /'/ Полис. 1993. — N3. — С. 9−11.
  155. А. Т., Сержантов В. Ф. Личность как предмет философского познания. Философская теория личности и её психологические и биологические основания. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние. 1984. — 320 с.
  156. В. В. Социализация личности. Киев, Вышд. шк., 1976. — 251 с.
  157. А. В. Введение в социальную педагогику. Пенза: ИПК и ПРО, 1994. 171 с.
  158. И. М. О биологическом и социальном в личности // Соотношение биологического и социального в человеке. М.: Наука, 1975. — С. 164−179.
  159. Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси: Мецниереба, 1974. — 170 с.
  160. Надирашвили IIL А. Установка и деятельность. Тбилиси: Мецниереба, 1987. — 361 с.
  161. А. Е Интеллект во Вселенной: Истоки, становление, перспективы. М.: Недра, 1991. — 222 с.
  162. У. Познание и реальность: Смысл и принципы когнитивной психологии. М.: Прогресс, 1981. — 230 с.
  163. А. А. Личность, психологическая адаптация и творчество. Ереван: Луйс, 1980. — 264 с.
  164. А. А. Социально-психологическая адаптация личности: (Формы, механизмы, стратегия). Ереван: Изд-во АН1. Арм. ССР, 1988. 263 с.
  165. И. Н. К вопросу о понятии социальной адаптацИИ // Вопросы теории и методов социологических исследований (по материалам науч. теорет. конф.). м.: Изд-во МГУ, 1980, Вып. 3. — С. 57.
  166. И. Б. Негэнтропия и количество информации // Еопр. философии. 1962. — N6. — С. 118−128.
  167. Олех JL Г. Проблема выбора России в канун XXI века // Закономерности социального развития: ориентиры и критерии моделей будущего. Новосибирск, 1994. — Ч. I, — С. 64−70.
  168. Д. В., Ярлыкова Н. Г. О психологических механизмах социальной адаптации и самовоспитания личности /7 Социальная адаптация и вопросы нравственного воспитания личности. Барнаул: Изд-во БГПИ, 1984, С. 105−119.
  169. Д. В. Трансформация человеческого сознания (От мегамашины тоталитаризма к человеческому сознанию) // Полис. 1991. — N3. — С. 53−67.
  170. Дж. 1984: Роман- Скотный двор: Сказка. -Пермь: Капик, 1992. 304 с.
  171. Г. В. и др. Социология. М.: Шсль, 1990. -446 с.
  172. И. К. Драма противостояния демократия / либерализм в старой и новой России // Полис. 1994. — N3. — С. 75−95.
  173. Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Социология. Рефер. журн. Сер. 11. 1993.1. N¾. С. 137−171.
  174. . Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. — 348 с.
  175. Пахарь JL И., Пугач Г. В. Обратная связь в процессахотражения. Рига: Лиесма, 1978. — 177 с.
  176. А. В. Личность в психологии с позиции системного подхода // Бопр. психологии. 1981. — N1. — С. 57−66.
  177. А. В. Личность. Деятельность. Коллектив.- М.: Педагогика, 1982. 256 с.177>Петрушенко Л А. Принцип обратной связи. М.: Мысль, 1967. — 277 с.
  178. Л. А. Единство системности, организованности и самодвижения: (О влиянии философии на формирование теории систем). М.: Мысль, 1975. — 286 с.
  179. К. Р. Открытое общество и его враги: в 2 т. -М.: Междунар. фонд «Культурная инициатива» Soros foundation — Открытое о-во «Феникс», 1992. — Т. 1. — 446 с.-- Т. 2. 525 с.
  180. Принципы организации социальных систем: Теория и практика. Киев- Одесса: Выща шк. 1988. — 242 с.
  181. Психология: Слов. --М.: Политиздат, 1990.- 494 с.
  182. Разумовский 0. С. Закономерности оптимизации в науке и практике. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. — 176 с.
  183. Разумовский 0. С. Бихевиоральные системы. Новосибирск: ВО Наука. Сиб. изд. фирма, 1993. — 240 с.
  184. О. С. Оптимология и теория устойчивого развития социальных систем // Закономерности социального развития: ориентиры и критерии моделей будущего. Новосибирск, 1994. — Ч. I. — С. 16−22.
  185. Л. М. Социальная адаптация личности в коллективе: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Томск, 1973.22 с.
  186. Л. А. Проблема адаптации в технике, биологии и социологии // Адаптивные системы. Рига: Зинатне, 1972. — Вып. 1. — С. 3−8.
  187. Я. Личность в условиях общественно-исторической перестройки // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М.: Наука, 1989. — С. 24−36.
  188. В. С., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. М.: Наука, 1984. — 193 с.
  189. В. О. Социальная динамика и политический конфликт в России: весна 1993 года адаптация к кризису // Социс. — 1993. — N9. — С. 28−42.
  190. В. Л. Адаптация и эволюция (некоторые парадоксы неодарвинизма) // Философия и теория эволюции. М.: Наука, 1974. — С. 90−103.
  191. X. Ф. Человек как социологическая проблема.- Казань: Тат. кн. изд-во, 1972. 414 с.
  192. В. Н. Принцип системности, системный подход и обпря теория систем // Системные исследования: Ежегодник. М.: Наука, 1978. — С. 7−26.
  193. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. — 264 с.
  194. Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: Мецниереба, 1989. — 204 с.
  195. В. И. Социальная иммунность // Филос. науки.- 1990. N3. — С. 65−74.
  196. В. И. Полуправда // Вопр. философии. 1990.- N6. С. 53−62.
  197. Н. А. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Л., 1. ЛГУ, 1974. 24 с.
  198. Свиридов Е А. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1974. — 68 с.
  199. Е. А. Эволюция и информация. М.: Наука, 1976. — 232 с.
  200. Е. А. Взаимосвязь энергии, информации и энтропии в процессах управления и самоорганизации // Информация и управление. М.: Наука, 1985. — С. 76−89.
  201. Е. Информационно-энтропийные свойства социальных систем // Общественные науки и современность. 1993. — N5. — С. 92−102.
  202. М. А. Социальная ситуация и социальный кризис как категории социальной диалектики // Методологические проблемы социальной диалектики. Новосибирск, 1984. — С. 30−42.
  203. В. И. Значение микросферы в формировании личности // Проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1971. — 276 с.
  204. Се лье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медицина, 1960. — 254 с.
  205. В. А. Социальные проблемы студенчества Львов: Кмттуг ШК. 1982. — 105 С.
  206. Э. П. Общенаучные категории и подходы к познанию: (Филос. анализ). Львов, Выпр шк. 1978, — 175 с.
  207. Э. П. Информационный подход к познанию действительности. Киев: Наук, думка, 1988. — 240 с.
  208. Э. П. Идея информологии в контексте современного развития науки и социальной практики // Проблемы инфовзаимодействия. Новосибирск, 1993. — С. 40−57.
  209. А. Тоталитарные культуры XX века: религия и рынок // Общественные науки и современность. 1994. — N3. -С. 151−167.
  210. Дж. Г. Темпы и формы эволюции. М.: Изд-во иностр. лит., 1948. — 358 с.
  211. Синцова JL К Социализация и адаптация (Соц.-филос. анализ) // Социальная адаптация и вопросынравственного воспитания личности. Барнаул: Изд-во БГПИ, 1984. — С. 58−64.
  212. В. И. Наука об информации и ее проблемы // Международный форум по информатизации и документации. 1983. Т. 8. — N1. — С. 17−21.
  213. Н. М. Интеллигентское сознание как предтеча тоталитарного менталитета // Полис. 1993. — N4. — С. 125−134.
  214. Современная западная социология: Слов. М.: Политиздат, 1990. — 432 с.
  215. Современная западная философия: Слов. М.: Политиздат, 1991. — 414 с.
  216. А. В. Информация: феномен? функция? фикция? // Филос. науки. 1990. — N9. — С. 13−23.
  217. Э. Ю. Правовой нигилизм и гуманистический ттт^т, —. // K^yT^rrSn'iIi'iS' w/ЛОССш. оЛЬн! Ш.: HGJIKTKS1. fvipn .л ниава / / luojfinJ-ouucnivwi. wimuuuiji. дат, 1990. С. 152−236.
  218. П. А. О так называемых факторах социальной эволюции // Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. — С. 521−531.
  219. Социальная адаптация // БСЭ. 3-е изд. Т. 24/1. -С. 712−713.
  220. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях. М.: Медицина, 1980. — 235 с.
  221. Социальная адаптация и вопросы нравственного воспитания личности. Барнаул: Изд-во БГПИ, 1984. — 122 с.
  222. СССР: демограф, прогноз. М.: Прогресс, 1990. -696 с.
  223. Е. Е Маргиналы и маргинальность в советском обществе //' Рабочий класс и современный мир. 1989.- N4. С. 142−156.
  224. Е. Е Перед выбором // Знамя. 1991. — N5.- С. 225−233.
  225. Е. Е Униженные и оскорбленные // Знамя. -1991. N9. — С. 207−226.
  226. Ю. В. Микросреда и личность. М.: Мысль, 1974. — 192 с.
  227. Е. В. Практика управления трудовым коллективом: (Соц.-психолог, пробл. адаптации мол. рабочего). М.: АНХ, 1978. — 139 с.
  228. Г. Толпа и публика // Соц1альные этюды.
  229. СПб.: ТИП. Ю. Е Эрлихъ, 1902. С. 83−120.
  230. ТюхтинВ. С. Отражение, системы, кибернетика. М.:1. Bayка, 1372. 255 с.
  231. В. С. и др. Диалектика познания сложных- 178 систем. М.: Мысль, 1988. — 316 с.
  232. Д. Е Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: Мецниереба, 1961. — 328 с.
  233. Д. Е Психологические исследования. М.: Наука, 1966. — 450 с.
  234. . С. Особенности самоуправляемых систем.- М.: Знание, 1970. 47 с.
  235. К. А. Социальная аномия: обзор подходов в американской социологии // Социс. 1992. — N5. — С. 88−92.
  236. Философские проблемы теории адаптации. М.: Мысль, 1975. — 277 с.
  237. Р. Ещё один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека. М.: Мир, 1990. — 368 с.
  238. В. Е Социальная деятельность как система. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1981. 304 с.
  239. В. Е Кризис мировой цивилизации и судьбы России: новая реальность и новая онтология // Закономерности социального развития: ориентиры и критерии моделей будущего.- Новосибирск, 1994. Ч. I. — С. 47−58.
  240. Франк С. JL По ту сторону «правого» и «левого» // Новый мир. 1990. — N4. — С. 205−242.
  241. Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990.- 271 с.
  242. Э. Из плена иллюзий: (Как я столкнулся с Марксом и Фрейдом). М.: ИНИОН АН СССР, 1991. — 147 с.
  243. Функциональная асимметрия и адаптация человека. М.: МНИИ психиатрии, 1976. 317 с.
  244. Ф. А. Дорога к рабству // Новый мир. 1991. -N8. — С. 181−234.- 179
  245. С. С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Алетейя, 1994. — 447 с.
  246. Ф. Н. Социальная информация. Кишинев: Шгиин-ца, 1978. — 144 с.
  247. Человек и общество. Проблемы социализации индивида // Учен. зап. Ленингр. ун-та. 1971. — Вып. 9. — 199 с.
  248. Чуринов, а М. Философские основания информологии. -Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1990. 234 с.
  249. И. Три способа быть демократом // Полис. 1992. N½. — С. 75−86.
  250. И. Введение в типологию либерализма // Полис. 1994. — N3. — С. 7−13.
  251. П. . Строить демократию: свобода формирования и выражения мнений // Полис. 1993. — N6. — С. 93−105.
  252. А. Е. Психика. Сознание. Бессознательное. -Тбилиси: Мецниереба, 1979. 171 с.
  253. Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969. — 535 с.
  254. Г. Манипуляторы сознанием. М.: Мысль, 1980. — 326 с.
  255. Т. В. Из основ политологии Запада // Полис. 1991. — N2. — С. 133−146.
  256. Л. Л. Социокультурная адаптация в советском обществе. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1991. — 232 с.
  257. Г. И. Системный характер информации. Минск: Наука и техника, 1978. 224 с.
  258. Г. И. Информация и познавательные потребности. Минск. Изд-во Бел. ук~та, 1983. — 150 с.
  259. У. Р. Конструкция моэга. Происхождение адаптивного поведения. М.: Изд-во иностр. лит. 1962. — 398 с.
  260. Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. — 392 с.
  261. А. К Тоталитаризм и независимая культура // Вопр. философии. 1991. — N11. — С. 16−26.
  262. Яхъяева JL С. Методологический анализ социализации личности: Автореф. дис.. д-ра филос. наук. Ташкент, 1991. — 31 с.
  263. Adorno Т. The Authoritarian Personality. N. Y., 1950. — 272 p.
  264. Danzinger K. Socialization. London, 1973. — 165 p.
  265. Dreitrel H. Childhood and Socialization. London, 1973. — 202 p.
  266. Ellul J. Propaganda. The Formation of Man’s Attituds. N. Y., 1979. — 240 p.
  267. Fridrich С. I., Brzezinski Z. K. Totalitarion Dictatorship and Autocrasy. Cambridge (Mass), 1956. — 195 P
  268. Hartmann H. Ego Psychology and the Problem of Adaptation. N. Y., 1958. — 121 p.
  269. Lasswell H. D. Propaganda, Communication and Pablic Order (with Smith B. L., Casey B. D.). Princeton, 1946. -323 p.
  270. Orru R. Anomie: History and Meaning. Boston etc.: Allen & Unwin, 1987. — 185 p.
  271. Parsons T. Deviant behavior // Social deviance. Philadelphia etc.:, J. B. Lippincott, 1975, P. 156−166.
  272. Totalitarianism. Proceeding of Conference Held of the American Academy of Arts and Science. March 1953.- 181
  273. Combridge (Mass.), 1954. 244 p.
  274. Walter B. Sosiety as a Complex Adaptive system. In: Modern Systems Research for the Behavioral Sientist. Chicago, 1968. P. 81−97.
  275. White L. The Science of Culture. N. Y. 1960. -232 p.
Заполнить форму текущей работой