Основные принципы организации и функционированиядетского дома семейного профиля
Дом — это семейный очаг, где каждому ребенку тепло и уютно. Здесь все продумано для создания подлинно семейной атмосферы с ее радостями и повседневными хлопотами. Как правило, на семью приходится двухэтажный отдельный дом: на втором этаже детские спальни (отдельно для мальчиков и девочек), комната для матери, ванна и туалет; на первом — кухня, столовая и гостиная, она же — игровая. Здесь же… Читать ещё >
Основные принципы организации и функционированиядетского дома семейного профиля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В каждой семье 6—8 детей (мальчиков и девочек) разного возраста. Каждая семья живет в отдельном доме. Во главе стоит не имеющая своей семьи мать-воспитательница, которая дает детям любовь, столь необходимую для их нормального развития.
Детская деревня в среднем состоит из 12—15 домов. Руководство нетрадиционным учреждением осуществляет директор (он со своей семьей живет в деревне).
Детские деревни — SOS воспитывают детей вне рамок определенной религии, но в соответствии с культурными традициями конкретной страны. Во всем мире в основе деятельности детских деревень лежат четыре основных принципа, сформулированные австрийским гуманистом Германом Гмайнером.
Четыре принципа Германа Гмайнера.
- 1. Мать.
- 2. Братья и сестры.
- 3. Дом.
- 4. Деревня.
Мать детской деревни — это и призвание, и профессия. Гмайнер не уставал повторять: «Критерием для отбора наших матерей является не образование, которое она имеет, но человеческие качества ее характера». Мать — это жертвенная профессия, так как каждая женщина, решившаяся сделать этот шаг, должна четко осознавать свою миссию — дарить любовь и заботу детям вне зависимости от возникающих обстоятельств, не считаясь со временем.
Однако Гмайнер понимал, что в подготовке матерей нельзя полагаться только на импровизацию. В связи с этим в каждой стране, в том числе и в России, осуществляется профессиональная подготовка матерей. В программе большое количество часов отводится педагогике, психологии, дефектологии, изучаются проблемы здоровья, гигиены, организация игровой, досуговой и учебной деятельности детей разных возрастов, предусмотрены экскурсии в образовательные учреждения разного типа.
К моральным обязательствам, которые берет на себя кандидат на должность матери, относится неоспоримый гмайнеровский принцип: во главе семьи во всех деревнях стоит одинокая женщина. По мнению автора проекта, воспитание детей супружеской парой повлечет за собой неминуемые психологические и юридические проблемы во взаимоотношениях между родителями, своими и чужими детьми, а также социально-экономические сложности в трудоустройстве 10—15 мужчин.
Гмайнер определяет воспитание в деревне как «приближенное к семейному». Мать детской деревни осуществляет все те же функции, что и в обычной семье: ухаживает за детьми, ведет домашнее хозяйство, воспитывает. Получая деньги наличными, она сама распоряжается, на какие цели их направить в каждом конкретном случае. Единственная документация, которую в конце каждого месяца она предоставляет в бухгалтерию, — это финансовый отчет с чеками и счетами. Главное условие созданной модели — решительный отказ от комиссий, актов, отчетов, мелочной опеки и недоверия людям. На женщину-мать возлагается серьезная обязанность и ответственность за жизнь и благополучие детей. Но вместе с обязанностями она получает и большие права.
Братья и сестры разного возраста в детских деревнях никогда не разлучаются и воспитываются в одной семье.
Дом — это семейный очаг, где каждому ребенку тепло и уютно. Здесь все продумано для создания подлинно семейной атмосферы с ее радостями и повседневными хлопотами. Как правило, на семью приходится двухэтажный отдельный дом: на втором этаже детские спальни (отдельно для мальчиков и девочек), комната для матери, ванна и туалет; на первом — кухня, столовая и гостиная, она же — игровая. Здесь же располагается и комната тети (женщины, которая присматривает за детьми в отсутствие мамы).
Деревня — мостик в окружающий мир, сообщество взрослых и детей. Удивительный симбиоз воспитательного учреждения и социального сообщества единомышленников. Деревня — не закрытое заведение, она открыта для общения. Дети деревни ходят в детский сад, школу вместе с ребятами из обычных семей, посещают выставки, ездят на экскурсии, проводят вместе каникулы вне деревни (по желанию и возможностям мамы). Вот еще одна точка отсчета: не только жизнь воспитанника в стенах педагогического заведения (в данном случае — дома детской деревни), но и интеграция в общество, взрослая жизнь, достойная человека.
Таким образом, педагогика детской деревни — SOS — это не запретительная, не авторитарная педагогика, это педагогика, считающая главным жизнь маленького человека, а не интересы коллектива. Это педагогика любви и уважения, терпимости и терпения.
Итак, педагогика SOS основывается на следующих принципах.
- • Я имею право быть самим собой.
- • Я не одинок.
- • Моя жизнь имеет смысл.
- • Я могу распоряжаться своей жизнью самостоятельно.
- • Я могу чего-то добиться.