В комплексе эстетических средств, с помощью которых Грин преобразовывает мир, определяющая роль принадлежит сюжету. Для Грина сюжет является основным средством раскрытия романтического характера. Сюжет выстраивается в органической взаимосвязи с характером романтического героя. В эстетическом двуединстве «характер — сюжет» определяющая роль всегда остается за характером.
Так, в «Алых парусах» отдельные части произведения посвящены отдельным персонажам: 1 часть «Предсказание» рассказывает нам об Ассоль, 2 часть «Грэй» повествует непосредственно о Грэе. Необычность сюжета от необычности характеров героев. Мы видим Ассоль, мы видим Грэя, и у нас есть предчувствие, что это не случайно. 3 часть «Рассвет» говорит нам о том, что сон и явь сплетаются воедино: тот момент, когда Ассоль спит, является реальным для Грэя. А появление кольца на пальце Ассоль — волшебством, чудом, в которое она не может поверить.
Мечта Ассоль начинает становиться реальностью, когда и мечта Грэя найти идеал воплощается в действительность.
Следующие главы посвящены воплощению мечты и созданию чуда своими руками (приобретение алых парусов, подбор цвета). И последняя глава, «когда счастье пушистым котенком поселилось в душе Ассоль» и было выпито вино, предназначавшееся для рая, что равносильно апогею счастья, тогда мы видим, что мечта находит свое место в реальности.
Герои находятся в неопределенности до самого последнего момента. Жители Каперны до конца не верят, что тот самый корабль с алыми парусами прибыл за Ассоль Корабельной, а экипаж Грэя до последнего думает, что их капитан собирается возить контрабанду. Но лишь в финальной сцене мы видим, как два прекрасных персонажа сошлись в одной точке — на корабле под алыми парусами. Эта сцена последний штрих к каждому образу. Из этого всего можно сделать вывод, что сюжет подчинен характеру.