Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Фромм: гуманистический психоанализ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Единственный выход — растождествление человека с навязанной ему обществом псевдоличностью, то есть набором социальных ролей, которые человек принимает не как именно роли, а как компоненты собственной личности. Этому служит гуманистический психоанализ, раскрывающий перед человеком правду о нем самом и помогающий ему быть самим собой, ориентироваться «на такие ценности жизни, приоритетом которых… Читать ещё >

Фромм: гуманистический психоанализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эрих Фромм (1900—1980) радикально переосмыслил фрейдовское учение о бессознательном и о движущих силах психических процессов, показав, что основные проблемы психиатрического характера возникают при невозможности человека наладить удовлетворительные отношения с обществом. Определенное влияние при этом оказали на него идеи марксизма. Главными проблемами человека являются свобода и признание со стороны общества. В этом плане идеи Фромма близки ко взглядам Адлера с его мыслью о важности социальных отношений для формирования как здоровой психики, так и психической патологии. Проще говоря, для человека невыносимо одиночество. И если человек один физически — это еще не так страшно при условии, что он сохраняет уверенность в своих связях с обществом, в том, что, когда он выйдет из своего затворничества или вернется с необитаемого острова в мир людей, его с радостью примут. Страшно моральное одиночество среди людей, когда нет связи с ценностями, символами, порядками. Физическое одиночество становится невыносимым лишь в том случае, когда оно сопряжено с одиночеством моральным.

Современное общество развивается в сторону все большей индивидуации, обособления людей друг от друга. С одной стороны, это дает человеку большую свободу, но с другой — приводит к росту невыносимого чувства морального одиночества, вызывающего чувства тревоги и незащищенности. В результате свобода превращается для человека в обузу — он не знает, как ее использовать, что с ней делать, и стремится избавиться от нее, в частности, «бегством в болезнь», уходом в невротические переживания, либо же бегством в различные тоталитарные социальные структуры, криминальные структуры или секты, где он обретает возможность сбросить бремя принятия решений и ответственность за них. Естественно, в авторитарных коллективах буйно расцветают садистские и мазохистские стремления. Суть мазохизма, собственно, в том, чтобы любой ценой избавиться от собственной личности, «превратиться в часть большого целого, которое сильнее и могущественнее, попытка слиться с внешней силой и стать всего лишь одним ее составляющим». Эта сила может быть чем угодно — расой, нацией, партией, классом, верой, богом. Главное — человек, став ее частью, причащается ее силе, славе и могуществу. Однако попытка превращения самого себя в вещь безрезультатна, не избавляет человека от страданий, а зачастую ведет к их усилению.

Садизм — обратная сторона мазохизма: садист стремится господствовать над кем-то, превращая другого в вещь. «Стремление к власти ярко свидетельствует о неспособности личности выстоять в одиночку и жить, опираясь на свои собственные силы, то есть оно является отчаянной попыткой найти замену, дополнительную силу, когда собственных сил не хватает». Авторитарная личность верит только силе и только ее уважает — точнее говоря, боится, так как на уважение не способна.

Единственный выход — растождествление человека с навязанной ему обществом псевдоличностью, то есть набором социальных ролей, которые человек принимает не как именно роли, а как компоненты собственной личности. Этому служит гуманистический психоанализ, раскрывающий перед человеком правду о нем самом и помогающий ему быть самим собой, ориентироваться «на такие ценности жизни, приоритетом которых является не иметь, обладать (знаниями, вещами, властью, другим человеком и т. д.), а быть продуктивным, добродетельным, любящим, жизнерадостным». Эта задача особенно сложна в условиях современной культуры с ее приматом так называемого «реализма» — мировоззрения, лишенного творческого начала и по одной этой причине глубоко дефектного и патогенного. Такая установка распространена, и отсюда — ощущение всеобщего кризиса, которое характерно для современной западной цивилизации. «Реалист» лишен творческих способностей, он не может по-своему переработать требования, которые предъявляет к нему общество, и вынужден слепо и некритически принимать их. Но его покорность «реальности» — не осознанный выбор, от которого можно при необходимости и отказаться, а бессознательное принятие пораженческой установки, и если он не в силах выполнить требования, у него развивается невроз, а то и психотическое расстройство.

«Подлинная противоположность и „реализму“, и безумию — это плодотворность» Если реальность невыносима, человек отрекается либо от нее — и тогда происходит замещение реальности психотической симптоматикой, либо от самого себя — и тогда принимает «житейскую мудрость» пословицы «Выше головы не прыгнешь».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой