Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Концепция духовности в философском наследии И.А. Ильина

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Иван Александрович Ильин считается выдающимся русским мыслителем. Философия и богословие, история и педагогика, публицистика и право, искусство и литература — вот далеко не полный перечень его интересов и исследований. В советское время его труды были практически не известны и не доступны не только рядовому читателю, но и специалисту. Впервые в нашей стране они стали появляться в виде публикаций… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Духовность как способ подлинного бытия человека
    • 1. 1. Феномен духовности в русской философии
    • 1. 2. Становление и развитие взглядов И. А. Ильина. на проблему духовности
  • Глава 2. Проблема соотношения личного и общественного как основание духовности в философском наследии И.А. Ильин
    • 2. 1. Категория свободы как основание концепции духовности в философии И.А. Ильина
    • 2. 2. Добро и зло как основные духовные категории. нравственной концепции И.А. Ильина
    • 2. 3. Православие и «сердечное созерцание». в наследии И.А. Ильина
  • Глава 3. И.А. Ильин о проявлении духовности в обществе
    • 3. 1. Правосознание как проявление духовности в обществе в. философии И.А. Ильина
    • 3. 2. «Русская идея» И. А. Ильина как путь духовного. возрождения России

Концепция духовности в философском наследии И.А. Ильина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Изучение отечественного философского наследия о развитии духовности, в России на рубеже XIX — XX вв. является значимым вкладом в познание развития духовности общества и позволяет также выявить пути становления и формирования духовности для будущего поколения России. Среди русских философов, обращавшихся к понятию духовности, был религиозный мыслитель — И. А. Ильин.

Иван Александрович Ильин считается выдающимся русским мыслителем. Философия и богословие, история и педагогика, публицистика и право, искусство и литература — вот далеко не полный перечень его интересов и исследований. В советское время его труды были практически не известны и не доступны не только рядовому читателю, но и специалисту. Впервые в нашей стране они стали появляться в виде публикаций в конце 80-х гг. прошлого века, вызывая глубокий интерес, порождая полярные оценки его концепций. Часть исследователей называла И. А. Ильина мыслителем, пробуждающим и формирующим русское национальное самосознание, другая — националистом, противопоставляющим культуру и менталитет русского народа.

Однако большинство исследователей считают, что он пророчески предсказал нынешнее историческое время, что, опираясь на оставленное им творческое наследие, можно реконструировать его основные философские идеи. И. А. Ильин писал, что у каждого народа есть известная ступень духовной зрелости, на которой он осознает особенности своего национального духа и культуры. Недаром значительная часть творческого наследия философа, посвящена характеру русского народа, особенностям его души и самосознания. Духовность как проявление русской культуры трактуется И. А. Ильиным в лучших традициях русской религиозной философии, где был дан анализ субъективной стороны человека (субъективности человеческих состояний, душевности, доброты, любви, свободы, веры) и объективной стороны — религии (церковных законов, обрядов, догм, правил, литургии и т. д.).

Также важной заслугой философа является то, что он раскрыл неоднозначность и сложность понятия «духовность», включающую в себя не только веру в Бога, но и любовь к своему Отечеству, и ответственность за ее судьбу. Вопросы духа и духовности, поставленные и рассмотренные И. А. Ильиным, делают его идеи особенно значимыми в настоящее время, когда для России стала актуальна проблема возрождение духовности общества и личности.

Востребованность идей И. А. Ильина, его анализ сущности и свойств духовного кризиса XX в. заключается в том, что им были не только увидены наиболее существенные признаки проявления этого кризиса: безверие, девальвация традиционных духовно-нравственных ценностейдуховный разрыв с прошлымдефицит порядочности, совести, чувства собственного достоинствастирание критериев добра и зла, но и доказано, что пути выхода из кризиса находятся в обращении к ценностным основаниям жизни человека в обществе. Это идеи философа о механизме влияния культуры на духовный мир личности, о путях выхода из духовного кризиса в сочетании с общей проблемой христианской культуры, духовной культуры русского народа, его религиозности.

Степень разработанности проблемы.

Среди современников И. А. Ильина необходимо отметить Ю. Айхенвальда, Н. А. Бердяева, Н. П. Вакара, З. Н. Гиппиус, М. Ф. Кольцова, П. Б. Струве, Ф. А. Степуна и многих других, 1 которые в своё время активно включились в полемику вокруг вопросов, поднятых русским философом.

1 См.: Айхенвальд Ю. Злое добро // Сегодня. Рига. 1926. № 196. С. 2- Бердяев Н. А. Кошмар злого добра (о книге И. Ильина «О сопротивлении злу силою») // Путь. 1926. № 4. С. 103−116- Вакар Н. П. «О сопротивлении злу» (на докладе И.А. Ильина) // Последние новости. 1925. 9 июня. С. 3- Гиппиус З. Н. Православный Струве // Последние новости. 1925. 25 февр. С. 2- Кольцов М. Ф. Омоложенное Евангелие // Правда. 1925. 19 июня. С. 1- Степун Ф. А. Мысли о России // Современные записки. 1926. № 28. С. 365−392- Струве П. Б. Дневник политика (1925;1935). М&bdquo- 2004.

В современной российской философии проблема духовности в наследии И. А. Ильина не получила должного освещения. Можно отметить труды В. В. Зеньковского и Н. О. Лосского, в которых раскрываются основные идеи философии И. А. Ильина. В. В. Зеньковский освещает его гносеологические идеи, Н. О. Лосский сосредотачивает внимание на этике.1.

Однако диссертант отмечает, что в данный период специальных исследований, посвященных, проблеме духовности не проводилось, но можно выделить отдельные критические статьи, письма и рецензии на основные работы И. А. Ильина.

Первые серьезные научные работы, посвященные анализу наследия И. А. Ильина, появились в 70-х гг. XX в. Наиболее важными среди них л являются исследования Н. П. Полторацкого и В. Офферманса. Работы Н. П. Полторацкого являются наиболее значительными исследованиями философско-эстетических воззрений И. А. Ильина, в которых еще жив дух эмигрантских дискуссий и стремление «защитить» И. А. Ильина от всевозможных нападок.

В. Офферманс отметил теоретико-методологическую ясность, терминологическую емкость и индивидуальность стиля И. А. Ильина, сочетающуюся с глубоким духовно-религиозным содержанием. Немецкий исследователь особое значение в творчества И. А. Ильина придавал научно-христианской философии, которая, по его мнению, являлась методологическим руководством к «живому исполнению христианского долга».

Среди отечественных исследований первые работы стали появляться с конца 80-х гг. XX в., среди которых следует выделить труды И. И. Евлампиева,.

1 См.: Зеньковский В. В. История русской философии. М., 2001; Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991.

См.: Полторацкий Н. П. И. А. Ильин и полемика вокруг его идей о сопротивлении злу силою // Ильин И. А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 5. М., 1996; Он же. Русские зарубежные писатели в литературно-философской критике И. А. Ильина // Русская литература в эмиграции / Под ред. Н. П. Полторацкого. Питтсбург, 1972; Офферманс В. Человек, обрети значительность! // Московский журнал. 1993. № 7. С. 16−21.

Ю.Т. Лисицы, Ю. И. Сохрякова и др.1 Также интересны публикации, посвященные различным аспектам его философии. Среди них автор отмечает работы С. М. Бабинцева, Н. К. Гаврюшина, В. А. Гусева, М. Б. Золиной, С. С. Хоружего.2 В 1992 г. в Санкт-Петербурге прошла конференция «Русская философия: преемственность и роль в современном мире». Она была одной из первых, где звучали аналитические выступления, посвященные творчеству И. А. Ильина.

Творчеству И. А. Ильина посвящен именной сайт www.iljin.ru, на котором существует открытый форум «Наследие Ивана Ильина и современность», проводятся круглые столы и форумы на информационных сайтах. Много внимания уделено личности И. А. Ильина и его православной философии на православных сайтах http://pravoslavie.ru, http://www.eshatologia.org, http://www.pravmir.ru.

Среди диссертационных исследований следует отметить М. Н. Гутлина, И. А. Дудину, М. В. Загребина, Ю. Н. Закунова, И. Н. Зернова, и др., в которых рассматриваются отдельные направления философии И. А. Ильина, как-то: проблемы государственного и политического устройства России.3 русской.

1 См.: Евлампиев И. И. Философские и правовые взгляды И. А. Ильина // Известия высших учебных заведений, Правоведение. 1992. № 3. С. 81−93- Евлампиев И. И. Феноменология божественного и человеческого в философии Ивана Ильина. М., 1998; Лисица Ю. Т. Ильин И.А. // Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX в. Энциклопедический биографический словарь. М., 1997; Сохряков Ю. И. И. А. Ильинрелигиозный мыслить и литературный критик. М., 2004.

См.: Бабинцев С. М. Миросозерцание И.А. Ильина. М., 1997; Гаврюшин Н. К. Русская философия и религиозное сознание // Вопросы философии. 1994. № 1. С. 65−68- Гусев В. А. Политическая теория И. А. Ильина // Полит, наука. 2001. № 1. С. 92−106- Золина М. Б. Философия власти И. А. Ильина // Социально-полит, журнал. 1996. № 3. С. 169−179- Хоружий С. С. Предисловие к публикации И. А. Ильин «Наши задачи». Избранные статьи 1948;1954 гг. // Юность. 1990. № 8. С. 60−61.

3 См.: Закунов Ю. Н. Проблема движущих сил истории в философском наследии Г. П. Федотова и И. А. Ильина: дис. канд. филос. наук. Н.-Новгород, 1999; Зернов И. Н. Концепция монархической государственности в социальной философии И. А. Ильина: дис. канд. филос. наук. М., 1998; Ильин А. Ю. Проблемы будущей Российской государственности в политической философии И. А. Ильина: дис. канд. филос. наук. СПб., 1999; Меняйло JI.H. Институт справедливости в контексте политической трансформации российской государственности: Концептуальная модель И. А. Ильина: дис. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2002; Окара А. Н. Учение И.А. Ильина о праве и государстве: дис. канд. филос. культуры, 1 сопротивления злу силой, 2 человека, 3 особенности социальной философии в понимании И. А. Ильина.4.

Нам представляется, что опыт, накопленный за последние годы, позволяет сделать убедительный вывод о перспективности и настоятельной необходимости возвращения к философскому наследию И. А. Ильина и его переосмыслению с учётом проблем сегодняшней России. Также, проанализировав глубину и многогранность научных исследований, посвященных философским идеям И. А. Ильина, диссертантом выявлено, что концепция духовности не была достаточно исследована, что подчеркивает актуальность данного исследования.

Цель диссертационного исследования: раскрыть своеобразие концепции духовности в философском наследии И. А. Ильина.

Сформулированная цель конкретизируется в ряде следующих задач: наук. М., 1999; Постников К. Р. Концепция тоталитаризма в политической философии И. А. Ильина: дис. канд. филос. наук. М., 1996; Реньш М. А. Идея государственности в социальной философии И. А. Ильина: дис. канд. филос. наук. Хабаровск, 1997. и др.

1 См.: Барковская Т. В. И. А. Ильин о роли культуры и религии в национальном возрождении России: дис. канд. филос. наук. М., 2005; Голубева А. Р. Философия русской культуры в творческом наследии И. А. Ильина: дис. канд. филос. наук. Барнаул, 2003; Кондратьева JI.H. Культура России в концепциях Н. А. Бердяева и И. А. Ильина: опыт сравнительного анализа: дис. канд. филос. наук. Краснодар, 2002. и др.

2 См.: Демидова Е. В. Идея ненасилия в русской общественно-философской мысли первой трети XX в.: Книга И. А. Ильина «О сопротивлении злу силой» и полемика вокруг нее: дис. канд. филос. наук. М., 1996; Загребин М. В. Проблема насилия в философском наследии И. А. Ильина: дис. канд. филос. наук. М., 1996; Цвык В. А. Проблема борьбы со злом в философии И. А. Ильина: дис. канд. филос. наук. М., 1997. и др.

3 См.: Дудина И. А. Проблема человека в философии И. А. Ильина: дис. канд. филос. наук. Мурманск, 2003; Самохина, А. А. Проблема человека в произведениях И. А. Ильина до эмигрантского периода: дис. канд. филос. наук. М., 1996; Яковлев В. В. Использование философско-педагогического наследия И. А. Ильина в духовно-нравственном воспитании старшеклассников: на материале уроков литературы: дис. канд. филос. наук. СПб., 2007 и др.

См.: Булгак И. Б. Социальная философия И. А. Ильина: дис. канд. филос. наук. М., 1995; Гутлин М. Н. Концепция духовного обновления российского общества в социальной философии И. А. Ильина: дис. канд. филос. наук. Иваново, 2008; Ковалевская М. Г. Проблема устойчивости социального бытия в философии И. А. Ильина: дис. канд. филос. наук. СПб., 2002; Честнейшина Д. А. Социально-философская антропология И. А. Ильина: дис. канд. филос. наук. Архангельск, 2006; Шашкин П. А. Социально-философский анализ учения И. А. Ильина о волюнтаристической сущности власти: дис. канд. филос. наук. М., 2002 и др.

1. рассмотреть основные этапы и результаты становления концепции духовности в философских работах И. А. Ильина;

2. выявить понятия духовности личности и общества в философии И. А. Ильина;

3. определить содержательные аспекты категорий «свобода», «необходимость», «добро», «зло»;

4. проанализировать своеобразие взглядов И. А. Ильина на проблему патриотизма и национализма как проявлений «русской идеи»;

5. определить вклад И. А. Ильина в разработку концепции духовности;

6. раскрыть актуальность предлагаемых философом путей преодоление духовного кризиса в современном обществе.

Объектом исследования является философское наследие И. А. Ильина. Предметом исследования являются философские взгляды И. А. Ильина на проблему духовности личности и общества, а также результат разработки философом концепции духовности.

Методологическую основу исследования составляют принципы комплексного анализа этических и философских идей зарубежных и российских философов XIX — XX вв. в их взаимном влиянии с учётом обуславливающих предпосылок социального, политического, исторического характера. Методологическая основа исследования формировалась в рамках принципов системности, альтернативности, развития и единства логического и исторического. Реализация этих принципов в едином методологическом подходе к анализу предмета исследования позволяет раскрыть особенности трактовки концепции духовности, а также возможности её реинтерпретации в современных условиях становления гражданского общества. Научная новизна.

Работа представляет собой первое комплексное, логически завершённое монографическое исследование процессов и результатов разработки проблематики концепции духовности в философии И. А. Ильина, а также в определении национального самосознания, «живого правосознания» и духовного возрождения общества.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Духовность, по И. А. Ильину, есть единство души и духадуховная реальность, которая задает меру человеческого в человекесистема понятий, представлений, запретов и предпочтений, формирующая определенную линию поведения человека, его понимание добра и зла, свободы и необходимости, долга и ответственности.

2. Главным в концепции духовности И. А. Ильина является свобода как универсальная характеристика человеческого бытия и различает понятия внешней и внутренней свободы человека, где внешняя свобода проявляется во внутреннем самоосвобождении личности, а внутренняя «создает человека» в его духовном достоинстве.

3. Основой правосознания как элемента духовности является признание высшей и абсолютной самоценности личности, а государство и правосредством сохранения и защиты его чести и жизни.

4. «Русская идея» по И. А. Ильину — это идея «сердца», «дух христианства, любви, созерцания и свободы», утверждающая свое и созидающая новое, при этом не отрицая и не презирая чужого, формируемая через патриотизм и национализм.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Сформулированные в работе теоретические положения и выводы развивают и дополняют ряд разделов истории философии, истории этической и философско-правовой мысли. Исследуемые в работе проблемы определяют теоретически важный аспект в круге актуальных проблем интеграции различных отраслей знания о природе нравственности, личности и обществе.

Содержание и выводы проведенного исследования могут быть использованы в научной и педагогической работе для дальнейшего изучения философского наследия И. А. Ильина. Также могут быть использовано при написании учебных пособий, при чтении лекций и проведении семинарских занятий по истории философии, истории русской философии, социальной философии и этике. Работа будет интересна и тем, кто занимается вопросами становления гражданского общества и духовного возрождения России.

Апробация диссертации.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии Мурманского государственного технического университета. Основные идеи диссертации отражены в публикациях и выступлениях на научно-практических конференциях, а также использовались при проведении семинаров в ходе педагогической деятельности.

Структура исследования.

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

В заключение представлены основные выводы и результаты проведенного исследования.

И.А. Ильин рассматривает человеческую личность, в первую очередь, как вместилище духа, который развивается по законам свободы, любви и предметности. Только дух может освободить человека внутренне, сообщив ему внутреннюю силу, самостоятельность, характер.

Под внутренним духом человека философ понимает тот духовный опыт, с помощью которого человекообразное существо становится настоящим человеком, то есть духовной личностью, с неразложимым, священным центром, с индивидуальным характером, со способностью духовно творить и наполнять духом общественную жизнь, свободу, семью, родину, государство, частную собственность, науку и искусство.

Только во внутреннем духовном опыте человек может постичь, что такое любовь, какова ее глубина и сила, в чем ее священное значениеможет научиться отличать добро от зла, слушать в самом себе голос совестипостигнуть, что такое честь, благородство, служениевоспитать свой вкус, развить свое восприятие красоты, познать, что такое художественность и прекрасное искусствопонять, что такое истинное знание, очевидность и доказательство, в чем состоит научная культура и достоинство ученогосформировать чувство долга, патриотизма, правосознание.

И.А. Ильин неоднократно подчеркивает, что каждый человек в своей жизни должен руководствоваться именно своим внутренним духовным опытом, который выражается и заканчивается в конкретных и творческих делах личности. Ни жить, ни творить «за других» нельзя. Каждый должен жить и творить сам. А это удается человеку тем больше и лучше, чем богаче и разнообразнее накопленный им собственный, выстраданный духовный опыт.

С болью и глубоким сожалением И. А. Ильин отмечает, что историческая эпоха, переживаемая народами в середине XX в., является эпохой великого духовного кризиса, который порожден, в конечном счете, именно несовершенством, незрелостью или вырождением духовной культуры человека.

Объективируя себя в социально-политическую действительность, дух человека тем самым проявляет свою сущность не только в отношении к себе, но и в отношении к некоему другому. Поэтому атрибуты духовности (вера, любовь, свобода и совесть) в силу своей универсальности проявляются также в социально-политической сфере и обозначаются.

Таким образом, все положения выносимые на защиту подтвердились.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Д. Трагедия монархизма в политическом учении Ивана Ильина / Д. Алексеев // Россия молодая. 1996. — № 2. — С. 26−29.
  2. , П.В. Философы России XIX XX столетий. Биографии, идеи, труды / П. В. Алексеев. — М.: Акад. Проект, 1999. — 944 с.
  3. , С.Ф. О первоценности морали в структуре человеческой духовности / С. Ф. Анисимов // Вестник МГУ. Сер. Философия. 2001. — № 1. -С. 26−36.
  4. , И. А. Учение И.А. Ильина о борьбе со злом и современное представление о нравственном облике лица, призванного бороться с преступностью / И. А. Антонов // История государства и права. 2004. — № 6. -С. 25−27.
  5. Философские проблемы культуры: межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1984. 128 с.
  6. , Ю. Открытие идеи культуры (Опыт русской культурологии середины XIX начала XX веков) / Ю. Аосян, А. Малофеев. — М.: ОГИ, 2000. -344 с.
  7. , П.Е. Философия нации и единство мировоззрения / П. Е. Астафьев. М.: Москва, 2000. — 544 с.
  8. , А.С. Философские основы социокультурной теории и методологии / А. С. Ахиезер // Вопросы философии. 2000. — № 9. — С. 29−45.
  9. , Ю.А. И.А. Ильин и национальное самосознание русского народа / Ю. А. Бабинов // Социально-гуманитарные знания. 2001. — № 3. -С. 242−257.
  10. , С. М. Миросозерцание И.А. Ильина / С. М. Бабинцев. М.: Прометей, 1997. — 170 с.
  11. , К.Г. Церковь и демократическая культура: проблема адаптации и конфликты / К. Г. Баллестрем // Вопросы философии. 2002. — № 1.- С. 67−76.
  12. , П.П. Актуальные проблемы философии права в свете государственно-правовых воззрений И.А. Ильина / П. П. Баранов, А. А. Фомин // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2000. — № 1. — С. 10−16.
  13. , Т.В. И.А. Ильин о роли культуры и религии в национальном возрождении России: дис.. канд. филос. наук: 09.00.13 / Т. В. Барковская. М.: РГБ, 2005. — 136 с.
  14. , М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. Киев: «NEXT», 1994. — 584 с.
  15. , Б.Н. Судьба России: Взгляд русских мыслителей / Б. Н. Бессонов. М.: Луч, 1993. — 252 с.
  16. , B.C. От науконаучения к логике культуры : Два философских введения в двадцать первый век / B.C. Библер. М.: Политиздат, 1991. — 413 с.
  17. , Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры / Л. П. Буева // Вопросы философии. 1996. — № 2. — С. 5−14.
  18. , А. По поводу «русской идеи» в русской философии / А. Валицкий // Вопросы философии. 1994. — № 1. — С. 68−72.
  19. , Ю.Ю. Духовность, социальное и воля / Ю. Ю. Вейнгольд // Духовное возрождение. 2002. — Вып. 11−12. — С. 42−61.
  20. , Б.П. Русский национальный характер / Б. П. Вышеславцев // Вопросы философии. 1995. — № 5. — С. 111−121.
  21. , Н.К. Антитезы «православного меча»: взгляды И. А. Ильина / Н. К. Гаврюшин // Вопросы философии. 1992. — № 4. — С. 79−83.
  22. , Н.К. Антитезы православного меча / Н. К. Гаврюшин // Вопросы философии. 1992. — №> 4. — С. 8−13.
  23. , Н.К. В спорах об антропософии : Иван Ильин против Андрея Белого / Н. К. Гаврюшин // Вопросы философии. 1995. — № 4. -С. 98−105.
  24. , Н.К. Путь духовного обновления (К выходу первого тома
  25. И. Ильина) / Н. К. Гаврюшин // Наш современник. 1994. — № 3. -С. 181−183.
  26. , Н.К. Русская философия и религиозное сознание / Н. К. Гаврюшин // Вопросы философии. 1994. — № 1. — С. 65 — 68.
  27. , Н.К. Самопознание как таинство (Заметки о русской религиозной антропологии) / Н. К. Гаврюшин // Вопросы философии. 1996. -№ 5.-С. 140−162.
  28. , Н.К. Слово об И.А. Ильине / Н. К. Гаврюшин // Вестник высшей школы. 1990. — № 6. — С. 88−89.
  29. , Л.Г. О духовности как о факторе возрождения России / Л. Г. Галкин // Экономика. Общество. Человек. 2002. — Вып. 3. — С. 205−208.
  30. , Г. Д. Национальные образы мира : курс лекций / Г. Д. Гачев. -М.: Издательский центр «Академия», 1998. 432 с.
  31. , А.Р. К вопросу о характеристике проблемного поля в культурфилософских системах / А. Р. Голубева // Народное образование. 2002. — № 3−4. — С. 157−159.
  32. , А.Р. Проблемы веры и культуры в творчестве И.А. Ильина, Н. А. Бердяева, С. Л. Франка / А. Р. Голубева // Народное образование. 2001. — № 1−2. — С. 190−192.
  33. , И. Духовное сердце грядущей России / И. Гончаров // Народное образование. 1994. — № 4. — С. 19−23.
  34. , В.И. Наука и техника в контексте культуры : монография / В. И. Григорьев. М.: Изд-во УДН, 1989. — 160 с.
  35. , М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии / М. Н. Громов // Вопросы философии. 1994. — № 1. -С. 54−61.
  36. , А.Г. И.А.Ильин О государстве и демократии / А. Г. Гузнов // Советское государство и право. — 1991. — № 11. — С. 131−134.
  37. , А.В. Русская идея и ее творцы / А. В. Гулыга. М.: Соратник, 1995.-310 с.
  38. , В.А. Консервативная политология Ивана Ильина / В. А. Гусев // Социс. 1992. — № 4. — С. 64−70.
  39. , В.А. Политическая теория И.А. Ильина / В. А. Гусев // Полит, наука. 2001. — № 1. — С. 92−106.
  40. , М.Н. Понятие духа и духовной жизни в философии И.А. Ильина / М. Н. Гутлин // Социально-гуманитарные знания. 2004. — № 2. -С. 334−340.
  41. , В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. /
  42. B.И. Даль. М.: Рус. яз., 1989. — Т. 4. — 683 с.
  43. , Н.Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. СПб.: Глаголь: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1995. — 513 с.
  44. , Е.В. Идеи ненасилия в русской общественно-философской мысли первой трети XX века (Кн. И. А. Ильина «О сопротивлении злу силой» и полемика вокруг нее): автореферат дис.. канд. филос. наук: 09.00.13 / Е. В. Демидова. М., 1996. — 20 с.
  45. , И.А. И.А. Ильин: метафизические основания человеческого бытия / И.А. Дудина // Вестник МГТУ: Труды МГТУ. 2002. — Т. 5. — № 3.1. C. 329−341.
  46. , И.И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина / И. И. Евлампиев. СПб.: Наука, 1998. — 511 с.
  47. , И.И. История русской философии / И. И. Евлампиев. М.: Высш. шк., 2002. — 584 с.
  48. , И.И. Философские и правовые взгляды И.А. Ильина / И. И. Евлампиев // Известия ВУЗов. Правоведение. 1992. — № 3. — С. 81−93.
  49. , Б.В. Очерки русской философии начала XX века / Б. В. Емельянов. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001. — 340с.
  50. , Б.В. Три века русской философии (XVII-XX вв.) / Б. В. Емельянов. Екатеринбург: Нижневартовск, 1995. — 280 с.
  51. , Д.П. Религиозная философия Ив. Ал. Ильина: автореферат дис.. канд. филос. наук: 09.00.13 / Д. П. Еровов. М., 1997. — 27 с.
  52. , М.В. Проблема насилия в философском наследии И.А. Ильина: автореферат дис.. канд. филос. наук: 09.00.13 / М. В. Загребин. -М., 1996.-24 с.
  53. , А.Ф. Лекции по истории русской философии (XI-XX вв.) / А. Ф. Замалеев. СПб.: Изд. — Торг, дом «Лет. сад», 2001. — 396 с.
  54. , Н. Русское религиозное возрождение XX века / Н. Зернов // Юность. 1993. -№ 1. — С. 4−12.
  55. , Н.И. Концепция монархической государственности в социальной философии И.А. Ильина: автореферат дис.. канд. филос. наук: 09.00.13 / Н. И. Зернов. М., 1998. — 24 с.
  56. , В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры / В. В. Знаков // Вопросы психологии. 1998. — № 3. — С. 104 114.
  57. , М.Б. Политическая философия И.А. Ильина: автореферат дис.. канд. филос. наук: 09.00.13 / М. Б. Золина. М., 1996. — 21 с.
  58. , М.Б. Политическая философия И.А. Ильина / М. Б. Золина // Социально-политический журнал. 1996. — № 3. — С. 169−179.
  59. , М.Б. Философия власти И.А. Ильина / М. Б. Золина // Социально-полит, журнал. 1996. — № 3. — С. 169−179.
  60. Золотухина-Аболина, Е.В. О функциях культуры / Е.В. Золотухина-Аболина // Научные доклады высшей школы. Философские науки. 1986. -№ 3. — С. 43−48.
  61. , И.А. И.А. Ильин о государственном устройстве постсоветской России / И.А. Иванников // Известия ВУЗов. Правоведение. -1996.-№ 2.- С. 131−137.
  62. , И. И. А. Ильин о воспитании / И. Иванченко // Север. -2003. -№ 9/10. -С. 162- 163.
  63. , И.Н. И.А. Ильин о воспитании русского национального духовного характера / И.Н. Иванченко // Царскосельские чтения. — 2001. № 1. — С. 52−57.
  64. , И.А. Собрание сочинений : в 10 т. / Сост., вступ ст. и коммент. Ю. Т. Лисицы. М.: Русская книга, 1993−1996. — 10 т.
  65. Ильин, И. А Pro et contra / И. А. Ильин. СПб.: РХГИ, 2004. — 896 с.
  66. , И.А. Аксиомы религиозного опыта. Исследование. Т. 1−2 / И. А. Ильин. М.: «Издательство ACT», 2002. — 589 с.
  67. , И.А. О России / И. А. Ильин. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006. — 224 с.
  68. , И.А. Спасение в качестве / И. А. Ильин // Русский колокол. -1928.-№ 4.-С. 3−7.
  69. , И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека / И. А. Ильин. СПб.: Республика, 1994. — 541 с.
  70. , Г. Гностицизм / Г. Йонас. СПб.: Лань, 1998. — 384 с.
  71. , Г. Принцип ответственности / Г. Йонас. М.: Айрис-пресс, 2004. — 477 с.
  72. , М.С. Системный подход и гуманитарное знание: избранные статьи / М. С. Каган. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. — 384 с.
  73. , М.С. Философская система ценности / М. С. Каган. СПб.: ТОО «Петрополис», 1977. — 205 с.
  74. , М.С. Философская теория ценности / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1997. — 205 с.
  75. , А.Я. Духовность как онтологическая компонента истинности человека / А. Я. Канапацкий // Социально-гуманитарные знания. -2004. -№ 2. С. 201−211.
  76. , Ф. Уроки мудрости / Ф. Капра. М.: Изд-во Трансперсонального института, 1996. — 318 с.
  77. , А.Ф. Иван Ильин и его «поющее сердце» / А. Ф. Киселев //
  78. Высшее образование сегодня. 2004. — № 11. — С. 61−68.
  79. , О.А. Из истории эстетико-культурологических исканий XX в.: концепция созерцания И. А. Ильина / О. А. Комков // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2004. — № 3. — С. 34−51.
  80. , М. Встреча через 70 лет / М. Коробейников // Наука и жизнь. 1996. — № 4. — С. 82−85.
  81. , JI.A. Эволюция представлений о культуре в культурологии / JI.A. Коробейникова // Соц. исследования. 1996. — № 7. -С. 79−85.
  82. , А. Русская духовная философия / А. Корольков. СПб.: Изд-во Рус. христианского гуманит. ун-та, 1998. — 575 с.
  83. , JI.K. Актуальные проблемы теории культуры / Л. К. Круглова // Научные доклады высшей школы. Философские науки. 1986. — № 3. — С. 25−35.
  84. , В.А. Религиозная философия в России: Начало XX века /
  85. B.А. Кувакин. М.: Наука, 1980. — 309 с.
  86. , Б.Г. Современная наука и философия: Пути фундаментальных исследований и перспективы философии / Б. Г. Кузнецов. -М.: Политиздат, 1981. 183 с.
  87. , В.И. И.А. Ильин: Философия духовного опыта / В.И. Кураев // История русской философии. 2001. — № 3. — С. 497−509.
  88. , В.А. Духовность, экономизм и «после»: драма взаимодействия / В. А. Кутырев // Вопросы философии. 2001. — № 8. — С. 56−65.
  89. , А.Г. Философия культуры И.А.: автореферат дис.. канд. филос. наук: 09.00.13 / А. Г. Лавров. М., 1997. — 27 с.
  90. , В.А. Духовность, художественное творчество и нравственность / В. А. Лекторский // Вопросы философии. — 1996. № 2.1. C. 31−35.
  91. , Л.В. Возрождение России: синергетический подход /
  92. JI.В. Лесков // Россия и современный мир. 1996. — № 4. — С. 24−47.
  93. , Ю.Т. И.А. Ильин как духовный писатель и национальный мыслитель / Ю. Т. Лисица // Воскресенье. 1992. — № 1. — С. 57−61.
  94. , Ю.Т. И.А. Ильин как правовед и государствовед / Ю.Т. Лисица//Вопросы философии. 1991. — № 5. — С. 146−158.
  95. , Ю.Т. Русская правда Ивана Ильина / Ю. Т. Лисица // Москва.- 1993. № 3. — С. 138−139.
  96. , Ю.Т. Философские взгляды И.А. Ильина / Ю. Т. Лисица // Вопросы философии. 1990. — № 6. — С. 7−15.
  97. , Н.О. История русской философии / Н. О. Лосский. М.: Сов. писатель, 1991. — 478 с.
  98. , Н.О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм / Н. О. Лосский. М.: Издательская группа «Прогресс», VIA, 1992. — 208 с.
  99. , Ю.М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. СПб.: «Искусство», 2000. — 704 с.
  100. , В.В. И.А. Ильин о русской душе / В. В. Макаев // Педагогика.- 1999.-№ 5.- С. 90−95.
  101. , М.Г. Темы и направления русской философии / М. Г. Макаров // Вече. 1997. — № 10. — С. 178−188.
  102. , В.А. Рационализм и иррационализм в русском неокантианстве. Неогегельянстве / В. А. Малинин. М.: Мысль, 1971.- 125 с.
  103. , Э.С. Теория культуры и современная наука: (логико-методологический анализ) / Э. С Маркарян. М.: Мысль, 1983. — 284 с.
  104. , М.Н. «Общее учение о праве и государстве» И.А. Ильина и современность / М. Н. Марченко // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 2003. -№ 5.-С. 3−16.
  105. ЮО.Межуев, В. М. Культура как философская проблема / В. М. Межуев // Вопросы философии. 1982. — № 10. — С. 42−52.
  106. , В.Ф. Предпринимательство и духовность /
  107. В.Ф. Мерзляков // Православие и культура. 2002. — № 8. — С. 306−366.
  108. , Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания / JI.A. Микешина. М.: Прометей, 1990. — 212 с.
  109. , JI.K. Богочеловечество в русской религиозной философии (середина XIX начало XX в.) / JI.K. Нагорная. — Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 1994.- 143 с.
  110. , В.В. Размышления о путях развития философии /
  111. B.В. Налимов //Вопросы философии. 1993. — № 9. — С. 85−93.
  112. , JI.H. Педагогические идеи И.А. Ильина (опыт современного прочтения) / Л. И. Новикова // Педагогика. 2001. — № 10. — С. 6268.
  113. , Л.И. Русская философия истории: курс лекций / Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская. М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997. — 327 с.
  114. , Л.И. Цельность живого знания : О своеобразии русской философской мысли / Л. И. Новикова // Общественные науки и современность. 1992. — № 1. — С. 173−181.
  115. Ю8.0бертынский, А. Злое добро / А. Обертынский // Дон. 1992. — № 3−4. — С. 242−243.
  116. , С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.: Рус. язык, 1990.-922 с.
  117. , А.Т. К вопросу о своеобразии русской философии / А. Т. Павлов // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 7. Философия. 1992. — № 6. — С. 2735.
  118. , П. Иван Ильин критик / П. Паламарчук // Московскийвестник. Журнал московских писателей. 1990. — № 1. — С. 246−256.
  119. , Ю.С. Может ли спасти Россию самодержавная монархия / Ю. С. Пивоваров //Вопросы философии. 1996. — № 3. — С. 76−84.
  120. , А.А. Ильин: историко-биографический очерк /
  121. A.А. Поляков // Философия права. 1992. — № 3. — С. 3−8.
  122. , К.Р. Концепция тоталитаризма в политической философии И.А. Ильина: автореферат дис.. канд. филос. наук: 09.00.13 / К. Р. Постников. М., 1996. — 26 с.
  123. , Г. С. Проблема властного порядка в философии права И.А.Ильина / Г. С. Працко // Философия права. 2003. — № 1. — с. 14−21.
  124. , С.В. Слово верующего атеиста (Аналитическое исследование Библии канонических книг Священного Писания) / С. В. Ручкин // Философские исследования. — 1995. — № 3. — С. 260−276.
  125. , В.В. Духовность как основа интеграции образования /
  126. B.В. Рыжов // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования. -2002.-№ 7.- С. 101−111.
  127. , А.А. Проблема человека в произведениях И.А. Ильина доэмигрантского периода: автореферат дис.. канд. филос. наук: 09.00.13 / А. А. Самохина. М., 1996. — 25 с.
  128. , М.Н. Русская Православная Церковь о духовных основах современной цивилизации / М. Н. Свистунов // Социально-гуманитарные знания. 2003. — № 6. — С. 161−171.
  129. , Ю.И. О русской религиозной философии конца XIX- начала XX веков / Ю. И. Семенов // Философия и общество. 1997. — № 4. — С. 113−137.
  130. , Н.И. Революция философии И.А. Ильина и Л. П. Карсавина / Н. И. Сергеева // Человек и Вселенная. 2002. — № 8. — С. 14−17.
  131. , Н. Духовность и религиозность / Н. Смелова // Философия и религия. 2002. — № 5. — С. 118−120.
  132. , И. Духовный подвиг Ивана Ильина (к 110- летию со днярождения) / И. Смирнов // Журнал Московской патриархии. 1993. — № 3. -С. 18−26.
  133. , В. С. Русская идея / B.C. Соловьев. СПб.: София, 1991. —88 с.
  134. , B.C. Российская философия сегодня: проблемы настоящего и оценки прошлого / B.C. Степин // Вопросы философии. 1997. — № 5. — С. 4−13.
  135. , B.C. Философия и универсалии культуры: актовая лекция, прочтенная 22 мая 1998 года / B.C. Степин. СПб.: София, 2000. — 17 с.
  136. , А.С. Русская философско-религиозная школа / А. С. Стрельцова. Калуга: Эйдос, 2000. — 178 с.
  137. , А.Д. Феномен русской философии / А. Д. Сухов // Общественная мысль: исследования и публикации. 1993. — № 4. — С. 3−40.
  138. , Д.А. Проблемы насилия и справедливости в нравственной философии И.А. Ильина: автореферат дис.. канд. филос. наук: 09.00.13 / Д. А. Сысуев. Саранск, 1996. — 19 с.
  139. , Э.Б. Первобытная культура / Э. Б. Тайлор. Пер. с англ. Д. А. Коропчевского. М.: Политиздат, 1989. — 573 с.
  140. , М.Р. И.А. Ильин о «серебряном веке» и модернизме / М. Р. Тарасов // Филологические науки. 2005. — № 3. — С. 96−101.
  141. , Н.И. Духовность и повседневность: противостояние или взаимообусловленность / Н. И. Татаркина // Актуальные проблемы современной науки. 2004. — № 6. — С. 166−168.
  142. , Г. Л. Об одной ошибке русской философии / Г. Л. Тульчинский // Вопросы философии. 1995. — № 3. — С. 83−94.
  143. , Л.И. Духовность как один из главных критериевличностного самосознания человека / Л. И. Уколов // Дополнительное образование. 2004. — № 7. — С. 15−19.
  144. , К. Русская религиозная философия / К. Фараджев. М.: Изд-во «Весь мир», 2002. — 206 с.
  145. , В.В. Материальное и духовное в деятельности человека /
  146. B.В. Фетискин // Социально-гуманитарные знания. 2002. — № 6. — С. 145−161.
  147. , М.В. Религиозно-философская концепция русской культуры : На материале работ И. А. Ильина: дис.. д-ра филос. наук: 09.00.13. / М. В. Финько. М.: РГБ, 2005. — 303 с.
  148. , А.Я. О новой культурной политике России / А .Я. Флиер // Общественные науки и современность. 1994. — № 5. — С. 14−25.
  149. , А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура / А. Я. Флиер // Общественные науки и современность. 1997. — № 2. — С. 124 145.
  150. , С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии /
  151. C.Л. Франк // Философские науки. 1990. — № 5. — С. 81−91.
  152. , О. Предостережение Ивана Ильина / О. Хлобустов // Диалог. 1995. — № 1. — С. 69−71.
  153. , С.С. Трудный возврат к главному / С. С. Хоружий // Вопросы философия. 1997. — № 5. — С. 182−183.
  154. , С.С. Философский процесс в России как встреча философии и православия / С. С. Хоружий // Вопросы философии. 1991. — № 5. — С. 26−57.
  155. , В.А. Проблема борьбы со злом в философии И.А. Ильина: автореферат дис. канд. филос. наук: 09.00.13 / В. А. Цвык. М., 1995. — 23 с.
  156. , Д.И. Концепция органической демократии И.А. Ильина: автореферат дис.. канд. филос. наук: 09.00.13 / Д. И. Шаронов. -М., 1994.-24 с.
  157. Юнг, К. Г. Человек и его символы / К. Г. Юнг. М.: «Издательство1. ACT», 1998. 178 с. 151 .Яковенко, Б. В. История русской философии / Б. В. Яковенко. М.: Республика, 2003. — 510 с.
Заполнить форму текущей работой