Методический аспект процесса аудирования
В данном разделе предполагается дать общую характеристику аудирования с позиций методики, выделить различные определения понятия «аудирование», охарактеризовать аудирование как цель и как средство обучения, а также выделить основные аудитивные умения и трудности, связанные с восприятием аудиотекста. Перцептивная, мыслительно-мнимическая деятельность, осуществляемая в результате выполнения целого… Читать ещё >
Методический аспект процесса аудирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие аудирования и основные аудитивные умения
В данном разделе предполагается дать общую характеристику аудирования с позиций методики, выделить различные определения понятия «аудирование», охарактеризовать аудирование как цель и как средство обучения, а также выделить основные аудитивные умения и трудности, связанные с восприятием аудиотекста.
Главной целью обучения иностранному языку в средней школе является подготовка учащихся к более или менее адекватному речевому общению в естественных условиях. В связи с этим следует отметить, что процесс общения состоит из двух взаимосвязанных видов коммуникативной деятельности — говорения и аудирования. Через аудирование осуществляется освоение не только нового лексического и грамматического материала, но и знакомство с культурными традициями страны изучаемого языка, а также расширение общего кругозора. Следовательно, обучение аудированию является одной из главных задач в процессе преподавания иностранного языка.
В современной методической литературе существует большое количество определений понятия «аудирование». Аудирование определяется как:
- — понимание речи на слух [17, с. 183];
- — процесс восприятия звучащей речи, предполагающий слушание, понимание и интерпретацию воспринимаемой на слух информации [10, с. 238];
- — перцептивная, мыслительно-мнимическая деятельность, осуществляемая в результате выполнения целого ряда сложных логических операций таких, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, абстракция, конкретизация и др. [1, с. 213].
- — сложная рецептивная мыслительно-мнемическая деятельность, связанная с восприятием, пониманием и активной переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении [1, с.161]. Все эти определения в сумме дают более или менее исчерпывающее представление о коммуникативной деятельности и психических механизмах, обеспечивающих ее.
В современной методике аудирование может выступать как цель, и как средство обучения. Для того, чтобы научить учащихся правильно слышать и точно понимать услышанное, необходимо развивать у них соответствующие умения [14, с.190]. Процесс формирования и развития у учащихся основных аудитивных умений выступает в качестве цели обучения аудированию. Процесс аудирования складывается из следующих основных умений:
- ? умение прогнозировать содержание аудиотекста;
- ? умение извлекать конкретную информацию из текста;
- ? умение составлять общее представление об услышанном;
- ? умение распознавать отношение говорящего к предмету разговора;
- ? умение понять значение незнакомых слов в тексте на основе контекста [1, с.182−188].
Аудирование как средство обучения предполагает, что с помощью предъявляемого текста учащиеся знакомятся с новыми фактами, с новым языковым и речевым материалом. Многие тексты для аудирования обладают потенциальной познавательной значимостью: они имеют занимательную фабулу, сосредотачивают внимание школьников на развитии действия или несут новую для учащихся информацию [7, с.31]. Также процесс аудирования может выступать в качестве средства ознакомления с новым языковым материалом, в качестве средства обучения другим видам речевой деятельности, а также как средство контроля и закрепления полученных знаний, умений и навыков.
С методической точки зрения механизм аудирования связан с умением предвосхитить смысловую структуру аудиотекста. Данный механизм основан на выдвижении учащимися, воспринимающими текст, наиболее вероятных гипотез относительно смысловой структуры текста, и последующего их подтверждения или отклонения в процессе восприятия [6, с. 86]. Под смысловой структурой текста мы понимаем основное содержание текста, основные темы и идеи, затронутые в нем. Предположения относительно смысловой структуры строятся на основе личного опыта учащихся, а также на основе владения языковым материалом. Несформированность данного механизма является одним из факторов, затрудняющих процесс понимания звучащего текста.
Подводя итог данному параграфу, отметим, что с точки зрения методики аудирование — это процесс целенаправленного слушания аудиотекста и вычленения необходимой информации для ее последующего воспроизведения. Одним из механизмов, определяющих успешность процесса аудирования, является механизм вероятностного прогнозирования, или антиципации. Далее целесообразным представляется рассмотреть основные этапы прогнозирования смысловой структуры текста.