Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Формирование индивидуального опыта творческой деятельности учащихся средствами новых педагогических технологий при изучении географии своей местности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для формирования индивидуального ОТД учащихся при изучении географии своей местности целесообразно применять средства новых педагогических технологий. В ходе исследования использовались средства тех педагогических инноваций, которые являются личностно-ориентированными, относятся к «инновациям — трансформациям», комплиментарно взаимодополняют друг друга, сочетаются с классическим инструментарием… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблема формирования опыта творческой деятельности
  • Ф учащихся в теории и практике обучения
    • 1. 1. Теоретический аспект проблемы формирования опыта творческой деятельности учащихся
    • 1. 2. Структура и содержание индивидуального опыта творческой деятельности учащихся, формируемого при обучении географии своей местности
    • 1. 3. Анализ состояния исследуемой проблемы в школьной практике на этапе констатирующего эксперимента
  • Выводы
  • Глава II. Теоретические основы формирования индивидуального опыта творческой деятельности учащихся средствами новых педагогических технологий
    • 2. 1. Модель методики формирования индивидуального опыта творческой деятельности учащихся на основе средств новых педагогических технологий
    • 2. 2. Средства новых педагогических технологий в формировании индивидуального опыта творческой деятельности школьников
    • 2. 2. 1. Технология развития критического мышления через чтение и письмо
    • 2. 2. 2. Технология проектного обучения
    • 2. 2. 3. Новые информационные технологии
    • 2. 3. Система творческих заданий
  • Выводы
  • Глава III. Методика формирования индивидуального опыта творческой деятельности учащихся на основе средств новых педагогических технологий при изучении географии своей местности

3.1. Экспериментальная методика формирования индивидуального опыта творческой деятельности учащихся на основе средств новых педагогических технологий при изучении географии своей местности на примере курса «Искитимоведение»).

3. 2. Методическое обеспечение курса «Искитимоведение».

3. 3. Организация и основные результаты экспериментального обучения.

Выводы.

Формирование индивидуального опыта творческой деятельности учащихся средствами новых педагогических технологий при изучении географии своей местности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования связана с одной из задач образования, которая заключается в необходимости создания условий для развития творчески активных учащихся, способных после школы адаптироваться и самореализоваться в обществе XXI века — обществе стремительных социально-экономических и информационных изменений. В связи с этим возрастает потребность в разработке возможных путей формирования у школьников опыта творческой деятельности как основы их будущего самоопределения и самосовершенствования.

Проблема развития ученического творчества принадлежит к числу давних, ее основы рассматривались психологами: Д. Б. Богоявленской, В. Н. Дружининым, А. Н. Леонтьевым, А. Н. Луком, А. М. Матюшкиным, Я. А. Пономаревым, С. Л. Рубинштейном, И. Н. Семеновым, С. Ю. Степановым, И. В. Страховым и др. [20, 24, 27, 28, 75, 114, 128, 129, 130, 133, 165].

Изучением различных аспектов опыта творчества занимались известные ученые — дидакты и педагоги: В. И. Андреев, В. П. Беспалько, В. А. Бухвалов, И. П. Волков, В. В. Давыдов, М. В. Кларин, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, В. Д. Путилин, М. Н. Скаткин и др. [2, 3, 17, 23, 59, 60, 69, 70, 131].

Не является исключением и методика обучения географии, в ней накоплен значительный материал для реализации цели формирования опыта творческой деятельности школьников. Большое значение в решении вопроса развития творческой деятельности учащихся имеют работы Л. М. Панчешниковой [107, 108], Г. А. Понуровой [116, 117], Д. П. Финарова [155], В. А. Лисова [73] и др. Однако список диссертационных работ, непосредственно посвященных формированию опыта творческой деятельности (ОТД) учащихся, невелик. Он включает в себя диссертацию Н. Н. Кириенко [57], где рассмотрены подходы к формированию опыта творческой деятельности учащихся при обучении экономической и социальной географии мира в условиях коллективной работыисследование Т. В. Вилейто [26], посвященное формированию ОТД учащихся через использование межпредметных связей географии, истории и иностранного языка, диссертацию А. Г. Захарова [48], где представлена методика формирования ОТД учащихся при обучении начальному курсу географии. Значительный вклад в решение вопроса развития творческой деятельности школьников внесла работа П. А. Оржековского [105] по методике обучения химии. В педагогике исследованием проблемы формирования творческого опыта школьников на материале учреждений дополнительного образования занималась О. Н. Иванова [43], в системе негосударственных общеобразовательных учреждений — В. В. Ефимова [44]. При всей несомненной теоретической и практической значимости исследований вышеназванных авторов ряд методических аспектов формирования опыта творческой деятельности еще не получили освещения.

В настоящее время проблему развития ученического творчества необходимо рассматривать в связи с изменениями, произошедшими во всех сферах жизни, обусловившими необходимость модернизации российского образования. На современном этапе конструктивной будет методика формирования не просто опыта, а индивидуального опыта творческой деятельности, способствующая развитию интересов и особенностей каждого ученика и учитывающая общественные преобразования.

Один из подходов к организации учебно-творческой деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями школьников и требованиями окружающей действительности — это применение в обучении новых личностно-ориентированных педагогических, в том числе информационных, технологий и материала, носящего для учащихся личностный смысл, способствующих развитию мотивов учения.

Объективными возможностями для формирования индивидуального опыта творческой деятельности обладают краеведческие курсы, изучающие географию своей местности — «малую географию» (А. С. Барков), локально-региональную географию (Ф. Н. Мильков). Проблемы ближайшего окружения лежат в области непосредственных интересов и являются личностно значимыми для школьников. Кроме этого, изучение «малой географии» позволяет связать теорию с практикой, организовать «реальное проблемное обучение», применение и дальнейшее совершенствование известных ученикам знаний и умений.

Использование средств педагогических инноваций (приемов, стратегий реализации технологий, компьютерных обучающих средств, образовательных интернет-ресурсов) в сочетании с классическим инструментарием методики обучения географии при изучении краеведческих курсов обеспечит создание широкой вариативной учебной среды, которая позволит включить учащихся в творческую, самостоятельно мотивируемую деятельность и подготовить их к жизни на своей «малой Родине» в условиях современности.

Но, несмотря на значительный образовательный потенциал краеведческих географических курсов и большое количество методических исследований по отдельным вопросам изучения ближайшего окружения школьников (Н. Н. Баранский, А. С. Барков, И. И. Баринова, О. В. Бахчиева, А. В Дарин-ский, Л. Ф. Греханкина, И. С. Матрусов, М. А. Никонова, Д. В. Новенко, А. В. Рогачев, 3. М. Тимофеева, А. 3. Сафиуллин, К. Ф. Строев, Д. П. Финаров, А. Г. Шурыгина и др.), проблема методики формирования индивидуального опыта творческой деятельности учащихся при изучении географии своей местности ранее специально не рассматривалась.

Подходы к использованию новых педагогических технологий в методике обучения географии только разрабатываются. Вопрос о возможности применения педагогических инноваций с целью формирования индивидуального опыта творческой деятельности при изучении географии своей местности еще не являлся предметом специального исследования.

Анализ методической литературы и данные констатирующего эксперимента показали, что среди ученых — методистов и у учителей-практиков нет единого взгляда на определение понятия «опыт творческой деятельности учащихся».

Таким образом, в теории и практике обучения были выявлены следующие противоречия: между необходимостью формирования индивидуального опыта творческой деятельности учащихся и отсутствием единого взгляда на определение понятия данного компонента содержания образованиямежду значительными образовательными возможностями краеведческих курсов и отсутствием методики формирования индивидуального опыта творческой деятельности учащихся при изучении географии своей местностимежду необходимостью обновления методов, форм, технологий обучения, обусловленной модернизацией российского школьного образования, и недостаточной разработанностью подходов к использованию педагогических и технологических инноваций, в том числе и в целях формирования индивидуального опыта творческой деятельности.

Таким образом, все вышеобозначенные вопросы и противоречия определили выбор темы и подтверждают ее актуальность. Проблема данного исследования заключается в обосновании необходимости применения средств новых педагогических технологий в целях формирования индивидуального опыта творческой деятельности при изучении географии своей местности с помощью специально разработанной методики.

Цель исследования заключается в повышении эффективности процесса формирования индивидуального опыта творческой деятельности учащихся при изучении географии своей местности за счет применения средств новых педагогических технологий.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по географии своей местности в составе школьного компонента (в курсе «Искитимоведение»).

Предмет исследования: методика формирования индивидуального опыта творческой деятельности учащихся на основе применения средств новых педагогических технологий при изучении географии своей местности в рамках школьного компонента (на примере курса «Искитимоведение»).

Предмет исследования и поставленная цель определили гипотезу исследования, которая состоит в предположении, что эффективность процесса формирования индивидуального опыта творческой деятельности учащихся может быть значительно повышена, если определены структурные компоненты индивидуального опыта творческой деятельности учащихся, формирование которых возможно при изучении географии своей местности;

— выявлены средства новых педагогических технологий, которые, сочетаясь с классическим инструментарием методики обучения географии, будут способствовать эффективному формированию индивидуального опыта творческой деятельности учащихся при изучении географии своей местности;

— разработана система творческих заданий;

— разработана и теоретически обоснована модель формирования индивидуального ОТД учащихся при изучении географии своей местности на основе применения средств новых педагогических технологий;

— разработаны программа, учебно-методическое обеспечение, уроки и внеклассные занятия с применением средств новых педагогических технологий для изучения ближайшего окружения;

Для проверки гипотезы и достижения цели исследования поставлены следующие задачи:

1) на основе теоретического анализа уточнить и конкретизировать применительно к школьному курсу географии своей местности сущность понятия «индивидуальный опыт творческой деятельности», его структурные компоненты и их содержание;

2) изучить состояние проблемы формирования опыта творческой деятельности учащихся в теории и практике изучения географии своей местности;

3) выявить средства новых педагогических технологий, сочетание которых с классическим инструментарием методики обучения географии будет способствовать эффективному формированию индивидуального опыта творческой деятельности учащихся при изучении географии своей местности;

4) разработать и теоретически обосновать модель формирования индивидуального ОТД учащихся при изучении географии своей местности на основе применения средств новых педагогических технологий;

5) разработать систему творческих заданий;

6) разработать содержание, учебную программу, методическое обеспечение, уроки и внеклассные занятия для изучения географии своей местности и реализации методики формирования индивидуального опыта творческой деятельности учащихся на основе применения средств новых педагогических технологий на примере изучения географии города Искитима Новосибирской области;

7) экспериментально проверить гипотезу исследования и эффективность разработанной методики формирования индивидуального опыта творческой деятельности учащихся в рамках школьного компонента географического образования (в курсе «Искитимоведение).

Теоретико-методологической основой исследования являются теория личностно — деятельностного подхода (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, И. С. Якиманская, А. П. Тряпицына, Г. И. Щукина) идеи об опыте как о результате практической деятельности и его связи с творчеством (И. Я. Лер-нер, М. Н. Скаткин) — психологическая концепция о творческом процессе как единстве и взаимодействии логического и интуитивно-образного компонентов (Я. А. Пономарев), о четырехуровневой модели организации творческого мышления (И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов) — теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Е. Н. Кабанова — Мел-лер) — положение об индивидуализации формирования у учащихся опыта творческой деятельности (П. А. Оржековский, В. Г. Разумовский) — концепции гуманизации и экологизации общего естественнонаучного образования (С. В. Алексеев, Н. Д. Андреева, И. Н. Пономарева, В. П. Соломин, П. В. Станкевич и др.) — работы, в которых рассматриваются концепции новых педагогических (В. И. Андреев, М. В. Кларин, Г. К. Селевко, Т. И. Шамова и др.), в том числе информационных, технологий (Б. С. Гершунский, И. Г. Захарова, В. В. Лаптев, Е. И. Машбиц, Е. С. Полат, И. В. Роберт, А. В. Хуторской, А. И. Шейнис, Б. Н. Ястребцева и др.).

В исследовании также учитывались дидактические и методические основы содержания и процесса обучения школьной географии (И. И. Баринова, С. В. Васильев, Т. П. Герасимова, В. П. Голов, И. В. Душина, О. В. Крылова, Т. И. Немце-ва, В. В. Николина, Д. В. Новенко, В. П. Максаковский, Л. М. Панчешникова, Г. А. Понурова, Е. Я. Чернихова, В. А. Щенев и др.), работы по изучению особенностей городской территории (А. В. Даринский, Г. М. Лаппо, С. В. Рогачев, С. П. Семенов, В. Д. Сухоруков, Д. П. Финаров и др.).

Использован личный опыт работы диссертанта в качестве учителя географии и преподавателя кафедры экономической географии Новосибирского государственного педагогического университета.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования:

— теоретические: анализ методологической, психолого-педагогической, методической, географической литературы по исследуемой проблеме, моделирование;

— эмпирические: педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, в ходе которого проводилось анкетирование и беседы с учителями и учащимися, проведение контрольных срезов;

— статистические: методы математического анализа и графическое представление данных эксперимента.

Экспериментальная база и этапы исследования. Исследование проводилось с 2000 по 2005 годы на базе 7-х классов общеобразовательных школ № 8 и № 9 г. Искитима Новосибирской области, гимназии № 56 Санкт-Петербурга, Вяжищской общеобразовательной школы Новгородской области и включало три этапа.

На первом этапе работы (2000;2001 гг.) определялись цель, задачи, рабочая гипотеза исследования, изучалось состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической, методической, географической литературе. Разработан и проведен констатирующий эксперимент, обобщены его результаты.

На втором этапе (2001;2002 гг.) разрабатывалась методика формирования индивидуального опыта творческой деятельности учащихся на основе применения средств новых педагогических технологий (технологии развития критического мышления, технологии проектного обучения и новых информационных технологий) для процесса изучения географии своей местности. Дорабатывалась учебная программа и содержание курса «Искитимоведение». Подготовлены к изданию и апробации на практике рукописи методического пособия для учителей, рабочей тетради для учащихся. Разрабатывалась и экспериментально апробировалась методика обучающего эксперимента.

На третьем этапе (2002;2005 гг.) проводился обучающий эксперимент. Анализировались и систематизировались результаты исследования, формулировались выводы. Опубликованы рабочая тетрадь для учащихся и методическое пособие для учителя по курсу «Искитимоведение», создан сайт краеведческого кружка. Разработаны и проведены три образовательных сетевых проекта по краеведению городского, областного и всероссийского уровней.

Научная новизна исследования заключается в том, что на основе системного, личностно-деятельностного подходов разработана и обоснована эффективная методика формирования индивидуального опыта творческой деятельности учащихся путем применения средств новых педагогических технологий (технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проектного обучения и новых информационных технологий) при изучении географии своей местности.

Положения, выносимые на защиту:

1) теоретическое обоснование структуры и содержания индивидуального опыта творческой деятельности учащихся, формируемого при изучении географии своей местности;

2) модель методики формирования индивидуального опыта творческой деятельности учащихся при изучении географии своей местности на основе применения средств новых педагогических технологий, включающая в себя целевой, мотивационный, проектировочный, содержательный, процессуальный и результативный компоненты;

3) методика формирования индивидуального опыта творческой деятельности учащихся на основе применения средств новых педагогических технологий (технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проектного обучения и новых информационных технологий) при изучении географии своей местности (на примере курса «Искитимоведение»);

4) позитивные результаты исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованы.

— структура и содержание индивидуального опыта творческой деятельности учащихся, который возможно сформировать при изучении географии своей местности;

— модель методики формирования индивидуального ОТД учащихся путем применения средств новых педагогических технологий (технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проектного обучения и новых информационных технологий) при изучении географии своей местности.

Практическая значимость заключается в том, что выявлены средства новых педагогических технологий, которые в сочетании с классическим инструментарием методики обучения географии повышают эффективность формирования индивидуального опыта творческой деятельности учащихся при обучении краеведению. Даны рекомендации по реализации методики формирования творческого опыта школьников, выстроенной на основе применения средств новых педагогических технологий, при изучении географии своей местности. Разработаны краеведческий интегрированный курс по изучению географии г. Ис-китима Новосибирской области «Искитимоведение», его методическое обеспечение (пособие для учителей, рабочая тетрадь для учащихся, сайт краеведческого кружка). В сети Интернет проведены три авторских образовательных телекоммуникационных проекта по краеведению: областной интернет-проект «Сибирскими тропинками», городской интернет-проект «Загадки Искитима» и всероссийский телекоммуникационный проект «Широка страна моя родная».

Рекомендации по использованию научных результатов. Результаты настоящего исследования могут быть использованы при изучении географии своей местности в общеобразовательной школе, в процессе подготовки будущих учителей географии в педагогических вузах, в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечиваются их опорой на теоретические положения педагогической, психологической и методической наукиспользованием комплекса методов исследования, адекватных поставленным задачамвнедрением курса «Искитимоведение» в практику работы школ города Искитима Новосибирской областиэкспериментальной базой исследованияналичием в сети Интернет сайтов авторских образовательных телекоммуникационных проектов по краеведению и работ учащихся.

Апробация результатов исследования. Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на Всероссийских научно-практических конференциях «География на службе науки, практики и образования» (Красноярск, 2001 г.), «Совершенствование качества образования: методология, теория, практика» при Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования (2003 г.), «Актуальные проблемы качества педагогического образования» (НГПУ, 2003 г.) — на II межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы учебно-методической и воспитательной работы в вузе» (Сургут, 2004 г.) — на заседаниях методических объединений учителей географии г. Искитима (2001 — 2004 гг.), г. Новосибирска (2001 — 2003 гг.) — на семинаре «Использование компьютерных и интернет-технологий при обучении географии в средней школе» при Новосибирском областном центре информационных технологий (2003 г.) — на кафедре методики обучения географии и краеведению РГПУ имени А. И. Герцена (Санкт-Петербург, 2005 г.).

Опыт применения разработанной методики на практике был представлен на образовательных сайтах в Интернет: на интернет-фестивале педагогических идей «Открытый урок», который проводился Издательским домом «Первое сентября», на телеконференции Новосибирской образовательной сети «Информационные и коммуникационные технологии в общеобразовательной школе», на Всероссийском @вгустовском интернет-педсовете — 2004.

Внедрение результатов исследования.

Курс «Искитимоведение» внедрен в школьный компонент учебного плана общеобразовательных школ № 8 и № 9 г. Искитима как самостоятельный предмет. Во всех остальных школах города материалы учебно-методического обеспечения по курсу используются учителями географии во внеклассной работе и на уроках при изучении своей местности в соответствии с действующими программами.

Результаты исследования применяются в практике обучения студентов естественно-географического факультета Новосибирского государственного педагогического университета в рамках учебных курсов: «Методические аспекты изучения национально-регионального компонента географического образования в школе», «Методика обучения географии», «Краеведение и туризм», «Новые информационные технологии в обучении географии».

По теме исследования опубликовано 11 работ. Объем и структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Объем диссертации без списка литературы — 150 страниц, в том числе 18 таблиц, 7 рисунков.

Список литературы

включает 177 источников.

Результаты исследования подтверждают основные положения гипотезы и правомерность подходов к достижению поставленных целей и решению частных задач с помощью используемых в работе методов.

Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил установить, что проблема формирования опыта ученического творчества является актуальной, но сложной и многоаспектной. У исследователей нет единого мнения ни в раскрытии сущности опыта творческой деятельности учащихся, ни в подходах к его формированию. В связи с этим было сформулировано понятие и выявлены компоненты индивидуального опыта творческой деятельности учащихся, формируемого при обучении географии своей местности, подобраны методики для их диагностики. Индивидуальный опыт творческой деятельности — это совокупность умений, позволяющих учащимся находить эффективные решения при выполнении творческих заданий, включаться в процесс создания субъективно нового на основе активизации мотивации и рефлексии. В его структуре выделяются мотивационный, деятельностный и рефлексивный компоненты.

Констатирующий эксперимент показал, что формирование индивидуального ОТД учащихся при изучении географии своей местности в школе осуществляется бессистемно, практически без использования средств новых педагогических технологий. Результатом этого является низкий уровень сформированное&tradeотдельных компонентов индивидуального ОТД школьников.

Для формирования индивидуального ОТД учащихся при изучении географии своей местности целесообразно применять средства новых педагогических технологий. В ходе исследования использовались средства тех педагогических инноваций, которые являются личностно-ориентированными, относятся к «инновациям — трансформациям», комплиментарно взаимодополняют друг друга, сочетаются с классическим инструментарием методики обучения географии, легко вписываются в процесс изучения краеведческих курсов. Такими средствами являются приемы и стратегии реализации технологии развития критического мышления и проектного обучения, в соответствии с которыми выстраивались уроки и внеклассные занятия. Применялись также средства НИТ: программы MS Office, образовательные интернет-проекты, информационно-тематические сайты, поисковые системы, интернет-форумы, электронные справочники, энциклопедии, тест-тренажер, электронная почта, FTP-протокол.

Модель методики формирования индивидуального опыта творческой деятельности на основе применения средств новых педагогических технологий содержит целевой, мотивационный, содержательный, проектировочный, процессуальный и результативный компоненты.

Обязательными элементами процессуального компонента модели являются методы проблемного обучения и система творческих заданий, разработанная в ходе исследования и направленная на применение средств новых педагогических технологий, методов географической науки, ориентированная на формирование комплексных краеведческих знаний и всех компонентов индивидуального ОТД школьников.

При изучении географии своей местности основу экспериментальной методики, направленной на формирование индивидуального ОТД учащихся, составляют два блока: тренировочный и проектный. В ходе тренировочного блока, на уроках путем применения теории поэтапного формирования умственных действий, методов проблемного обучения, системы творческих заданий, средств технологии развития критического мышления, проектного обучения и новых информационных технологий реализуются начальные этапы формирования компонентов индивидуального ОТД. При этом процесс обучения состоит из фактологического этапа, этапов анализа и синтеза изучаемого материала, в рамках которых учащиеся обучаются выполнению разных типов творческих заданий. На рефлексивно-оценочном этапе с помощью приемов технологии развития критического мышления желающие ученики нацеливаются на работу во втором блоке. Во втором, проектном, блоке на основе свободного выбора образовательных телекоммуникационных проектов по краеведению школьники включаются в проектную деятельность в сети Интернет. Два этапа этого блока: организационный и рефлексивно-оценочный — осуществляются на уроках, работа по подготовке интернет-проектов — внеклассно, на кружке. В данном блоке создаются условия для применения и переноса формируемых на уроках знаний и умений индивидуального ОТД в новую ситуацию, а также вариативная творческая среда для раскрытия способностей, интересов и предпрофильной подготовки школьников.

Для практического использования результатов исследования в работе учителей географии разработаны учебная программа курса по изучению географии г. Искитима Новосибирской области — «Искитимоведение», методическое пособие, рабочая тетрадь для учащихся, создан сайт краеведческого кружка, подобраны действующие, а также проведены авторские образовательные краеведческие интернет-проекты.

Педагогический эксперимент показал, что применение средств новых педагогических технологий при изучении географии своей местности позволяет повысить уровень сформированности индивидуального опыта творческой деятельности учащихся.

— 148 -Заключение.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. А. Средства новых информационных технологий в образовании: систематизация и тенденции развития // Сб. Основы применения информационных технологий в учебном процессе вузов. -М.: ВУ, 1995. — С. 43−48.
  2. В. И. Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих способностей. Казань: Изд-во Казанского университета, 1989. — 142 с.
  3. В. И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Книга 2. Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. — 318 с.
  4. Н. С., Сидоркина И. Г. Психолого-педагогические аспекты использования интернет-технологий в образовании // Информатика и образование. 2002. — № 9. — С. 46 — 50.
  5. Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. -М.: ИОШ РАЩ, 1994. 228 с.
  6. М. В., Ефимова В. В. Компоненты, структура и уровни сформированное&trade- опыта творческой деятельности школьников // Система профессиональной ориентации в Кузбассе. Кемерово: Изд-во облИУУ, 2001.-С. 82−85.
  7. Т.В., Тенишева В. В. Опыт реализации в компьютерных средах проекта «Рекреационные ресурсы планеты» // География в школе. 2000. — № 8. — С. 48−54.
  8. Ю. К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический процесс). М.: Педагогика, 1977. — 256 с.
  9. А. С. О возможности использования средств MS Office в обучении географии // География в школе. 2003. — № 7. — С. 64−65.
  10. А. С., Суслов В. Г., Шейнис А. И. Компьютерные технологии в школьной географии. М.: Издательский Дом «ГЕНЖЕР», 2004. — 80 с.
  11. Н. Н. Методика преподавания экономической географии. -М.: Учпедгиз, 1960. 450 с.
  12. И. И., Елховская Л. И., Николина В. В. Внеурочная работа по географии. М.: Просвещение, 1988. — 158 с.
  13. А. С. О научном краеведении / Вопросы методики и истории географии. -М.: Изд-во АПН, 1961. С.79−83.
  14. О. А. Разработка содержания и структуры комплексного регионального курса географии (на примере «Москвоведения»): Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / М., 2000. — 17 с.
  15. В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002 -352 с.
  16. В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  17. А. М. Картографические презентации как учебные пособия // География в школе. 2003. — № 6. — С. 3 — 8
  18. Д. Б. Пути к творчеству М., 1986. 234 с.
  19. Л. Г., Солодова Г. С. Харченко И.И. Подростки в рыночном пространстве // Философия образования для XXI века.- 2001.- № 1.- С. 193 199.
  20. Л. Г. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 146 с.
  21. В. А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. — 144 с.
  22. Е. П., Степанов С. Ю. Психология творческой уникальности. М.: Институт психологии РАН, 2002. — 256 с.
  23. С. В. Методика формирования понятия «географический прогноз» на уроках физической географии / Сб. научных трудов конф. «Совершенствование методов обучения географии». JT-д, 1990. — 131 с.
  24. Т. В. Формирование опыта творческой деятельности учащихся при использовании междпредметных связей географии, истории и иностранного языка (на примере курса географии 7 класса) // Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / СПб., 2004. — 18 с.
  25. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. A.B. Петровского. -М.: Просвещение, 1996 234 с.
  26. Выготский J1. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. -480 с.
  27. Г. Я. Основные результаты исследования по проблеме формирования умственных действий и понятий. М.: Наука, 1964. — 472 с.
  28. . С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 264 с.
  29. . С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998.-608 с.
  30. С. Г. Разработка и оценка учебных программ в отечественной и зарубежной педагогике // Наука и школа. 2001. — № 4. — с.35 — 39.
  31. В. П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования. М.: Просвещение, 1987. — 222 с.
  32. В. А. Место изучения своей родины в программах по географии // География в школе. 2002. — № 9.- С. 55−56.
  33. В.П. Методика изучения причинно-следственных связей в школьном курсе географии СССР // Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02/-М., 1976.-23 с.
  34. Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Образовательная область «Земля» // География. 1996.-№ 42.-С. 7- 11.
  35. А. В. Краеведение. -М.: Просвещение, 1987. 159 с.
  36. А. В. Методика преподавания географии. Учеб. пособие для студентов геогр. специальностей пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1975. -368 с.
  37. А. В. Урок географии в средней школе. М.: Просвещение, 1984.- 144 с.
  38. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982.-319 с.
  39. А. И. Дидактические основы развития одаренности. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 200 с.
  40. B.C. Инновационные технологии: Учебно-методические пособие / Отв. Ред. Ю. М. Резник. М.: Изд-во «Союз», 1996. — 154 с.
  41. И. В. Методика и технология обучения: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов. М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. — 203 с.
  42. В. В. Компоненты, структура и уровни сформированности ОТД школьников // Непрерывное образование и самореализация личности в условиях социальных перемен. Кемерово: Изд-во обл. ИУУ, 2001. -С.82 — 85.
  43. В. В. Формирование опыта творческой деятельности учащихся в системе негосударственных образовательных учреждений // Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Новокузнецк, 2001. — 22 с.
  44. В. И. Теория обучения: современная интерпретация. М.: Издательский дом «Академия», 2001. — 192 с.
  45. Заир Бек Е. С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию: Дис.. доктора пед. наук: 13. 00. 01/ - СПб., 1995. — 410 с.
  46. А. Г. Формирование опыта творческой деятельности учащихся при изучении начального курса географии (6 класс) // Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / СПб, 2004. — 17 с.
  47. И. Г. Информационные технологии в образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 192 с.
  48. Ю. В., Зорина С. В. Внеклассная работа по географии как условие развития учащихся на основе индивидуализации обучения // География в школе. 1996. — № 6. — С.63 — 74.
  49. Ю. П. Развитие творческой деятельности учащихся в школьных курсах географии при традиционной и инновационной системах обучения // География в школе. 2000. -№ 2. — С. 67 — 71.
  50. О. Н. Формирование опыта творческой деятельности учащихся (на материале учреждений дополнительного образования) «: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / РГБОД. Саратов, 2003. — 203 с.
  51. В. А. Проблемы региональных компонентов школьных курсов географии (Региональный компонент образования) // География в школе. 1999. — № 1. — С. 43−45.
  52. Интернет в гуманитарном образовании: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е. С. Полат. М.: Гуманит. изд. центр. «BJIA-ДОС», 2001−272 с.
  53. Кабанова Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. — М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
  54. H. Н. Развитие творческой деятельности учащихся в условиях коллективной работы при изучении экономической и социальной географии мира: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / М., 1993. — 17 с.
  55. Кирикова 3. 3. Педагогическая технология: Теоретические аспекты. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. пед. Ун-та, 2000. — 284 с.
  56. М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. — 223 с.
  57. М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. — 176 с.
  58. Краеведение / Под ред. A.B. Даринского.- М.: Просвещение, 1987. -157 с.
  59. Краеведение и краеведческий подход в преподавании географии / Под ред. И. С. Матрусова. М.: АПН РСФСР, 1963. — 150 с.
  60. А. В. Методология научного исследования: Пособие для студентов и аспирантов гуманитарных университетов. СПб.: СпбГУП, 2001.- 148 с.
  61. А. И. Курс географии в Интернет классе: взаимодействие учителя и учеников // ИТО — 2003. — М.: Федерация Интернет — Образования, 2003.-С. 34−36.
  62. A.C., Лаптев В. В., Ходанович А. И. Информационно-методическая система обучения физике в школе: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. — 408 с.
  63. Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. Мурманск, 1998. — 236 с.
  64. И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
  65. И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителя. М.: просвещение, 1982. — 191 с.
  66. Н. С. Возрастная одаренность школьников. М.: Изд. центр. «Академия», 2001. — 320 с.
  67. Н. Д. О содержании понятия «навык» и «умение» // Советская педагогика. 1980. — № 3. — С. 68−72.
  68. В. А. Проблемный подход к обучению физической географии СССР в средней школе // Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / -М., 1973.-23 с.
  69. Т. В., Храпченков В. Г. К вопросу о сущности понятия «творчество» // Аспирантский сборник НГПУ 2001 / Под ред. А.Ж. Жафяро-ва. — Часть 4. — Новосибирск: Изд. НГПУ, 2001. — С. 33 — 42.
  70. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. — 128 с.
  71. В. П. Географическая культура: учебное пособие для студентов вузов. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. — 1998. — 416с.
  72. В. П. О новой концепции школьного географического образования // География в школе. 1989. — № 2. — С. 34 — 40.
  73. В. П. Преподавание географии в зарубежной школе. М.: Гуманит.изд. центр. ВЛАДОС, 2001. — 368 с.
  74. О. А. Мысленные карты как средство диагностики уровня развития пространственного воображения учащихся // География в школе. -1994. -№ 4. -С. 43 -45.
  75. Г. Н. О некоторых концептуальных и организационных вопросах реализации школьного компонента образования // Наука и образование. 2003. — № 2. — С. 95 — 98.
  76. А. К. Формирование мотивации учения. Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1990. 191 с.
  77. С. И. Методика формирования экологических умений при изучении курса «География России»: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Российский гос. пед. ун-т. им. А. И. Герцена. Спб., 1997. — 174 с.
  78. С. И., Финаров Д. П. Разработка системы экологических понятий и умений в школьном курсе географии // Педагогические проблемы краеведения и туризма в школе и вузе. СПб.: Образование, 1994. — С. 18 — 22.
  79. С. И. Махова И. П. Краеведческая подготовка в условиях регионализации образования // Эколого-педагогическое образование: проблемы и перспективы развития: Сб. материалов научно-практич. конф. -СПб., 2001.-С. 206−208.
  80. Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука реформе школы). — М.: Педагогика, 1988.- 192 с.
  81. Е. И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев, Высшая школа, 1987. 223 с.
  82. М. И., Шрагина Л. И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. Минск.: Харвест, 2003. — 432 с.
  83. Н. А. Психологические основы обучения // Основы дидактики / Под ред. Б. П. Есипова. М.: Просвещение, 1967. — С. 132 — 175.
  84. Методика обучения географии в средней школе / Учеб. пособие для студентов геогр. спец. высш. пед. учеб. заведений и учителей географии. Л. М. Панчешникова, И. В. Душина, В. П. Дронов и др.- Под ред. Л.М. Пан-чешниковой. М.: Просвещение, 1997. — 320 с.
  85. Ю. В. Краеведческие заметки об Искитиме: Рабочая тетрадь для учащихся 7 (8) классов общеобразовательных школ. Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2003. — 72 с.
  86. Ю. В. Новые информационные технологии в обучении географии: учебная программа спецпрактикума по методике обучениягеографии // Сборник научных работ студентов и молодых ученых. Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2003. — Вып.5. — С.186 — 191.
  87. Ю. В. Особенности организации учебной деятельности учащихся при работе с электронным учебником в 7 классе // География и экология в школе XXI века. М. — 2004 — № 2, — С. 56−63.
  88. Ю. В. Учебная программа и методическое пособие по курсу «Искитимоведение»: Книга для учителя. Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2004- 108 с.
  89. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Информационный бюллетень «Официальные документы в образовании». М. -2000. -№ 21.
  90. Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш.пед.учеб.заведений: Кн. З: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М.: Гуманит.изд.центр. ВЛАДОС, 1998.-632 с.
  91. Г. Я. Возможности учебного предмета «география» в формировании у учащихся опыта творческой деятельности // Педагогика творчества. Новосибирск, 2002. — С. 95 — 105.
  92. Г. Я. Дифференцированный подход к учащимся в обучении экономической и социальной географии мира // Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02/-М., 1986.-207 с.
  93. В. В. Метод проектов в географическом образовании // География в школе. 2002. — № 6. — С. 37- 43.
  94. М. А., Смирнова М. С. Программа регионального курса географии «Москвоведение» // География в школе. 1996. — № 1.- С. 51 — 52.
  95. Д. И. Искусство творческого мышления. Минск: Попурри, 1996. — 240 с.
  96. Д. В. Новые информационные технологии в обучении // География в школе. 2004. — № 5. — С. 47 — 51.
  97. Новые государственные стандарты школьного образования. М.: ООО «Издательство Астрель», 2004. — С. 176 — 183.
  98. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
  99. П. А. Формирование у учащихся опыта творческой деятельности при обучении химии. Монография. М.: ИОСО РАО, 1997. -121 с.
  100. Л. М. Основы методики обучения экономической географии зарубежных стран. М.: Педагогика, 1975. — 200с.
  101. Л. М. Основы развивающего обучения экономической географии зарубежных стран // Автореф. дис.. д-ра пед. наук / М., 1974. — 28с.
  102. Л. М. Проблемные задания по географии // География в школе. 1979. — № 4. — С. 27−32.
  103. Л. С. Реализация школьного компонента географического образования (на примере курса «Якутск город мой») Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02/ СПб, 2003. — 18 с.
  104. Педагогика: Учеб. Пособие для пед. вузов/ Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Под ред. Сластенина В. А- Международная акад. Наук пед. образования. М.: Академия, 2002. — 567 с.
  105. Педагогические проблемы краеведения и туризма в школе и вузе: материалы семинара / Под ред. В. П. Соломина.-СПб.: «Образование», 1994.- 60 с.
  106. С. Н., Анфимов А. Л. Географическое прогнозирование в обучении // География в школе. 2001. — № 7. — С. 59−67.
  107. Е. С. Педагогические технологии XXI века // Современные проблемы образования. Тула, 1997. — 112 с.
  108. Г. А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. — М.: Просвещение, 1991. 192 с.
  109. Г. А. Проблемный подход к изучению географии материков в средней школе: Автореф. дис. канд.пед.наук: 13.00.02 / Казань, 1981.- 19 с.
  110. Программно-методические материалы: Информатика. 7−11 кл./ Сост. JI.E. Самовольнова, 2003. 63 с.
  111. Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся при изучении физической географии: (Из опыта работы) / Под ред. И.И. Барино-вой, Т. П. Герасимовой. М.: Просвещение, 1983. — 128 с.
  112. Е. В. Формирование познавательного интереса к географии у учащихся 6 классов при изучении факультативного курса «География, путешествия, культура»: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / РГПУ им. А. И. Герцена. СПб, 1996. — 20 с.
  113. Н. Н. Городские географо-экологические экскурсии// География в школе. 1991. — № 3. — с.29 — 32.
  114. И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994.- 187 с.
  115. Н. С. Разработка и организационно-педагогические условия реализации регионального компонента Государственного образовательного стандарта краеведения: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Ставрополь, 2002. — 22 с.
  116. Г. А. Педагогическая диагностика и коррекция в процессе работы школьников с текстом // География в школе. 2003.- № 2. — С. 57- 61.
  117. Ю.Г. Географическое краеведение в школе. М.: Просвещение, 1982.-82 с.
  118. А. 3. Географическое краеведение в общеобразовательной школе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. — 127 с.
  119. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  120. И. Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М.: Знание, 1990. 124 с.
  121. И. Н. Системный подход к изучению организации продуктивного мышления. Исследование проблем психологии творчества. — М.: Знание, 1985.-С. 27−61.
  122. И. Н., Степанов С. Ю. Проблема организации творческого мышления и рефлексии: подходы и исследования. Психология творчества. Общая, дифференциальная, прикладная. М., 1990. — С. 57 — 55.
  123. М. Н. Совершенствование процесса обучения (проблемы и суждения). М.: Педагогика, 1971. — 206 с.
  124. В. А., Подымова JI. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 224 с.
  125. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск. Хар-вест, 1997.-800 с.
  126. Современный урок географии. Часть 1: Методические разработки уроков / Сост. И. И. Баринова. М.: Школа — пресс, 2002. — 128 с.
  127. Современный урок географии. Часть 2: Методические разработки уроков с использованием новых педагогических технологий обучения / Сост. И. И. Баринова. М.: Школа — пресс, 2001. — 80 с.
  128. В. П., Станкевич П. В. Экологическое краеведение как основа формирования экологической культуры // Педагогические проблемы краеведения и туризма в школе и вузе. СПб.: Образование, 1994. — С. 8 — 10.
  129. В. А. Роль компьютерных и телекоммуникационных средств в личностно ориентированном открытом образовании // Открытое образование. № 2. — 2003. — С. 11 — 21.
  130. И. В. Психология творчества. М.: Просвещение, 1981. — 187 с.
  131. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М.: ООО Мир науки, 2001. — 95 с.
  132. К. Ф. Краеведение. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987.- 158 с.
  133. Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М: Педагогика, 1975.-274 с.
  134. Е. А. Компьютерные технологии: возможности использования// География в школе 2004. — № 4. — С. 46 — 50.
  135. Е. В. Методика воспитания (методологические аспекты). СПб, 1996.- 195 с.
  136. Тимофеева 3. И. Программа курса «География родного города» (6−9 классы) // География в школе 1995. -№ 1.-С.56−58.
  137. Н. П. Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассников в личностно ориен тированном обучении: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Саратов, 1997. -22 с.
  138. М. С. Проблемный подход в обучении экономической и социальной географии в школе// Автореферат дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 /М., 1988.- 14 с.
  139. X. Е. Основные направления экспериментального изучения творчества. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981. С. 298 — 504.
  140. А. Ю. Учебные телекоммуникационные проекты в классе. -Барнаул, 1996. 136 с.
  141. А. В., Боброва А. А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. М.: Просвещение, 1988. — 111с.
  142. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. — Том 1 / Сост. Е. А. Генике, Е. А. Трифонова // Под общ. Ред. JI. И. Семиной. М.: Изд-во «Бонфи», 2002. — 239 с.
  143. Н. Б. Компьютер на уроках географии // География в школе. -2001.-№ 2.-С. 51−53.
  144. Философский словарь // Под ред. И. Г. Фролова.- М.: Политиздат, 1991. -444 с.
  145. Д. П. Прогнозирование и оценка экологических последствий антропогенного воздействия // География в школе. 2003. — № 3. — С. 54 — 56.
  146. Д.П., Васильев C.B. Формирование природоохранных понятий при изучении географии СССР // География в школе. 1990. — № 1. — С. 34 — 36.
  147. Д. П., Любимов В. Ф. Комплексное краеведение // Природное и культурное наследие Петербурга. Комплексное краеведение: наука, метод, предмет. СПб.: Образование, 1995. С. 25 — 26.
  148. Е. В. Дидактические средства и свойства НИТ. Сб. 2-ой Всеросс. конф. «Электронные учебники и библиотеки в открытом образовании» / Тезисы докладов. М.: МЭСИ, 2001. — С.413 — 421.
  149. М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. -Спб.: Питер, 2002. 272 с.
  150. А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения. М.: Гуманит. ид. центр ВЛАДОС, 2000. — 320 с.
  151. Е. Я. Проблемный подход в краеведческой работе с учащимися / Педагогические проблемы краеведения и туризма в школе и вузе: материалы семинара /Под ред. В. П. Соломина.- СПб.: Образование, 1994.- 60 с.
  152. Т.И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. 384 с.
  153. А.И. Методика использования сети Интернет при дистанционном изучении глобальных проблем человечества в курсе географии 10 класса: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / СПб., 2000. — 18 с.
  154. А.Т. Проблемы теории творчества.- М.: Высш. школа, 1998.- 143с.
  155. В. А. Приемы учебной работы учащихся в курсах физической географии: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1979. — 141 с.
  156. В. А. Формирование географических знаний и умений // Методика обучения географии в средней школе / Под ред. JI.M. Панчешниковой.- М.: Просвещение, 1983. С. 68−84.
  157. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.-315 с.
  158. А.Ф. Психология решения задач. М.: Просвещение, 1972. — 216 с.
  159. Н. Р. Общие основы педагогической инноватики: Опыт разработки инновационных процессов в образовании. М.: Педагогика, 1991.-71 с.
  160. И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996. — 193 с.
  161. Н.И. Реализация краеведческого принципа в изучении физической географии (на примере начального курса физической географии): Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 /Н.И. Яковлева. М., 1997. — 209 с.
  162. . Н., Быховский Я. С. Моя провинция центр Вселенной: Развитие телекоммуникационной образовательной деятельности в регионах.- М.: «Проект гармония», 1999 224 с.
  163. John Tiffin and Lalita Rajasingham. In Search of the virtual class. London and New York. — 1995. — 311 p.
  164. Johnson D. W., Johnson R.T. Cooperative Learning: One key to computer Assted Learning // The Computing Teacher. 1985. — October. — P. 11−13.
  165. Kay Burke. Assess authentic learning. Revised edition: The mindful school.-1999.-P. 301 -345.
  166. Sendov.B. The second wave: problems of computer education, Information Technology and Education Chichester: Ellis Hall Ltd. 1986. — 87 p.
Заполнить форму текущей работой