Формирование индивидуального опыта творческой деятельности учащихся средствами новых педагогических технологий при изучении географии своей местности
Для формирования индивидуального ОТД учащихся при изучении географии своей местности целесообразно применять средства новых педагогических технологий. В ходе исследования использовались средства тех педагогических инноваций, которые являются личностно-ориентированными, относятся к «инновациям — трансформациям», комплиментарно взаимодополняют друг друга, сочетаются с классическим инструментарием… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Проблема формирования опыта творческой деятельности
- Ф учащихся в теории и практике обучения
- 1. 1. Теоретический аспект проблемы формирования опыта творческой деятельности учащихся
- 1. 2. Структура и содержание индивидуального опыта творческой деятельности учащихся, формируемого при обучении географии своей местности
- 1. 3. Анализ состояния исследуемой проблемы в школьной практике на этапе констатирующего эксперимента
- Выводы
- Глава II. Теоретические основы формирования индивидуального опыта творческой деятельности учащихся средствами новых педагогических технологий
- 2. 1. Модель методики формирования индивидуального опыта творческой деятельности учащихся на основе средств новых педагогических технологий
- 2. 2. Средства новых педагогических технологий в формировании индивидуального опыта творческой деятельности школьников
- 2. 2. 1. Технология развития критического мышления через чтение и письмо
- 2. 2. 2. Технология проектного обучения
- 2. 2. 3. Новые информационные технологии
- 2. 3. Система творческих заданий
- Выводы
- Глава III. Методика формирования индивидуального опыта творческой деятельности учащихся на основе средств новых педагогических технологий при изучении географии своей местности
3.1. Экспериментальная методика формирования индивидуального опыта творческой деятельности учащихся на основе средств новых педагогических технологий при изучении географии своей местности на примере курса «Искитимоведение»).
3. 2. Методическое обеспечение курса «Искитимоведение».
3. 3. Организация и основные результаты экспериментального обучения.
Выводы.
Список литературы
- Андреев А. А. Средства новых информационных технологий в образовании: систематизация и тенденции развития // Сб. Основы применения информационных технологий в учебном процессе вузов. -М.: ВУ, 1995. — С. 43−48.
- Андреев В. И. Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих способностей. Казань: Изд-во Казанского университета, 1989. — 142 с.
- Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Книга 2. Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. — 318 с.
- Анисимова Н. С., Сидоркина И. Г. Психолого-педагогические аспекты использования интернет-технологий в образовании // Информатика и образование. 2002. — № 9. — С. 46 — 50.
- Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. -М.: ИОШ РАЩ, 1994. 228 с.
- Артюхов М. В., Ефимова В. В. Компоненты, структура и уровни сформированное&trade- опыта творческой деятельности школьников // Система профессиональной ориентации в Кузбассе. Кемерово: Изд-во облИУУ, 2001.-С. 82−85.
- Бабакова Т.В., Тенишева В. В. Опыт реализации в компьютерных средах проекта «Рекреационные ресурсы планеты» // География в школе. 2000. — № 8. — С. 48−54.
- Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический процесс). М.: Педагогика, 1977. — 256 с.
- Баранов А. С. О возможности использования средств MS Office в обучении географии // География в школе. 2003. — № 7. — С. 64−65.
- Баранов А. С., Суслов В. Г., Шейнис А. И. Компьютерные технологии в школьной географии. М.: Издательский Дом «ГЕНЖЕР», 2004. — 80 с.
- Баранский Н. Н. Методика преподавания экономической географии. -М.: Учпедгиз, 1960. 450 с.
- Баринова И. И., Елховская Л. И., Николина В. В. Внеурочная работа по географии. М.: Просвещение, 1988. — 158 с.
- Барков А. С. О научном краеведении / Вопросы методики и истории географии. -М.: Изд-во АПН, 1961. С.79−83.
- Бахчиева О. А. Разработка содержания и структуры комплексного регионального курса географии (на примере «Москвоведения»): Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / М., 2000. — 17 с.
- Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002 -352 с.
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
- Берлянт А. М. Картографические презентации как учебные пособия // География в школе. 2003. — № 6. — С. 3 — 8
- Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству М., 1986. 234 с.
- Борисова Л. Г., Солодова Г. С. Харченко И.И. Подростки в рыночном пространстве // Философия образования для XXI века.- 2001.- № 1.- С. 193 199.
- Борисова Л. Г. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 146 с.
- Бухвалов В. А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. — 144 с.
- Варламова Е. П., Степанов С. Ю. Психология творческой уникальности. М.: Институт психологии РАН, 2002. — 256 с.
- Васильев С. В. Методика формирования понятия «географический прогноз» на уроках физической географии / Сб. научных трудов конф. «Совершенствование методов обучения географии». JT-д, 1990. — 131 с.
- Вилейто Т. В. Формирование опыта творческой деятельности учащихся при использовании междпредметных связей географии, истории и иностранного языка (на примере курса географии 7 класса) // Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / СПб., 2004. — 18 с.
- Возрастная и педагогическая психология / Под ред. A.B. Петровского. -М.: Просвещение, 1996 234 с.
- Выготский J1. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. -480 с.
- Гальперин Г. Я. Основные результаты исследования по проблеме формирования умственных действий и понятий. М.: Наука, 1964. — 472 с.
- Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 264 с.
- Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998.-608 с.
- Гильямирова С. Г. Разработка и оценка учебных программ в отечественной и зарубежной педагогике // Наука и школа. 2001. — № 4. — с.35 — 39.
- Голов В. П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования. М.: Просвещение, 1987. — 222 с.
- Горбанев В. А. Место изучения своей родины в программах по географии // География в школе. 2002. — № 9.- С. 55−56.
- Гороховская В.П. Методика изучения причинно-следственных связей в школьном курсе географии СССР // Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02/-М., 1976.-23 с.
- Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Образовательная область «Земля» // География. 1996.-№ 42.-С. 7- 11.
- Даринский А. В. Краеведение. -М.: Просвещение, 1987. 159 с.
- Даринский А. В. Методика преподавания географии. Учеб. пособие для студентов геогр. специальностей пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1975. -368 с.
- Даринский А. В. Урок географии в средней школе. М.: Просвещение, 1984.- 144 с.
- Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982.-319 с.
- Доровский А. И. Дидактические основы развития одаренности. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 200 с.
- Дудченко B.C. Инновационные технологии: Учебно-методические пособие / Отв. Ред. Ю. М. Резник. М.: Изд-во «Союз», 1996. — 154 с.
- Душина И. В. Методика и технология обучения: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов. М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. — 203 с.
- Ефимова В. В. Компоненты, структура и уровни сформированности ОТД школьников // Непрерывное образование и самореализация личности в условиях социальных перемен. Кемерово: Изд-во обл. ИУУ, 2001. -С.82 — 85.
- Ефимова В. В. Формирование опыта творческой деятельности учащихся в системе негосударственных образовательных учреждений // Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Новокузнецк, 2001. — 22 с.
- Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. М.: Издательский дом «Академия», 2001. — 192 с.
- Заир Бек Е. С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию: Дис.. доктора пед. наук: 13. 00. 01/ - СПб., 1995. — 410 с.
- Захаров А. Г. Формирование опыта творческой деятельности учащихся при изучении начального курса географии (6 класс) // Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / СПб, 2004. — 17 с.
- Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 192 с.
- Зорин Ю. В., Зорина С. В. Внеклассная работа по географии как условие развития учащихся на основе индивидуализации обучения // География в школе. 1996. — № 6. — С.63 — 74.
- Иванов Ю. П. Развитие творческой деятельности учащихся в школьных курсах географии при традиционной и инновационной системах обучения // География в школе. 2000. -№ 2. — С. 67 — 71.
- Иванова О. Н. Формирование опыта творческой деятельности учащихся (на материале учреждений дополнительного образования) «: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / РГБОД. Саратов, 2003. — 203 с.
- Ивановский В. А. Проблемы региональных компонентов школьных курсов географии (Региональный компонент образования) // География в школе. 1999. — № 1. — С. 43−45.
- Интернет в гуманитарном образовании: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е. С. Полат. М.: Гуманит. изд. центр. «BJIA-ДОС», 2001−272 с.
- Кабанова Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. — М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
- Кириенко H. Н. Развитие творческой деятельности учащихся в условиях коллективной работы при изучении экономической и социальной географии мира: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / М., 1993. — 17 с.
- Кирикова 3. 3. Педагогическая технология: Теоретические аспекты. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. пед. Ун-та, 2000. — 284 с.
- Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. — 223 с.
- Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. — 176 с.
- Краеведение / Под ред. A.B. Даринского.- М.: Просвещение, 1987. -157 с.
- Краеведение и краеведческий подход в преподавании географии / Под ред. И. С. Матрусова. М.: АПН РСФСР, 1963. — 150 с.
- Краевский А. В. Методология научного исследования: Пособие для студентов и аспирантов гуманитарных университетов. СПб.: СпбГУП, 2001.- 148 с.
- Крылов А. И. Курс географии в Интернет классе: взаимодействие учителя и учеников // ИТО — 2003. — М.: Федерация Интернет — Образования, 2003.-С. 34−36.
- Кондратьев A.C., Лаптев В. В., Ходанович А. И. Информационно-методическая система обучения физике в школе: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. — 408 с.
- Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. Мурманск, 1998. — 236 с.
- Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
- Лернер И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителя. М.: просвещение, 1982. — 191 с.
- Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников. М.: Изд. центр. «Академия», 2001. — 320 с.
- Ливитов Н. Д. О содержании понятия «навык» и «умение» // Советская педагогика. 1980. — № 3. — С. 68−72.
- Лисов В. А. Проблемный подход к обучению физической географии СССР в средней школе // Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / -М., 1973.-23 с.
- Литвинова Т. В., Храпченков В. Г. К вопросу о сущности понятия «творчество» // Аспирантский сборник НГПУ 2001 / Под ред. А.Ж. Жафяро-ва. — Часть 4. — Новосибирск: Изд. НГПУ, 2001. — С. 33 — 42.
- Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. — 128 с.
- Максаковский В. П. Географическая культура: учебное пособие для студентов вузов. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. — 1998. — 416с.
- Максаковский В. П. О новой концепции школьного географического образования // География в школе. 1989. — № 2. — С. 34 — 40.
- Максаковский В. П. Преподавание географии в зарубежной школе. М.: Гуманит.изд. центр. ВЛАДОС, 2001. — 368 с.
- Манзадей О. А. Мысленные карты как средство диагностики уровня развития пространственного воображения учащихся // География в школе. -1994. -№ 4. -С. 43 -45.
- Максимов Г. Н. О некоторых концептуальных и организационных вопросах реализации школьного компонента образования // Наука и образование. 2003. — № 2. — С. 95 — 98.
- Маркова А. К. Формирование мотивации учения. Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1990. 191 с.
- Махов С. И. Методика формирования экологических умений при изучении курса «География России»: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Российский гос. пед. ун-т. им. А. И. Герцена. Спб., 1997. — 174 с.
- Махов С. И., Финаров Д. П. Разработка системы экологических понятий и умений в школьном курсе географии // Педагогические проблемы краеведения и туризма в школе и вузе. СПб.: Образование, 1994. — С. 18 — 22.
- Махов С. И. Махова И. П. Краеведческая подготовка в условиях регионализации образования // Эколого-педагогическое образование: проблемы и перспективы развития: Сб. материалов научно-практич. конф. -СПб., 2001.-С. 206−208.
- Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука реформе школы). — М.: Педагогика, 1988.- 192 с.
- Машбиц Е. И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев, Высшая школа, 1987. 223 с.
- Меерович М. И., Шрагина Л. И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. Минск.: Харвест, 2003. — 432 с.
- Менчинская Н. А. Психологические основы обучения // Основы дидактики / Под ред. Б. П. Есипова. М.: Просвещение, 1967. — С. 132 — 175.
- Методика обучения географии в средней школе / Учеб. пособие для студентов геогр. спец. высш. пед. учеб. заведений и учителей географии. Л. М. Панчешникова, И. В. Душина, В. П. Дронов и др.- Под ред. Л.М. Пан-чешниковой. М.: Просвещение, 1997. — 320 с.
- Митрофанова Ю. В. Краеведческие заметки об Искитиме: Рабочая тетрадь для учащихся 7 (8) классов общеобразовательных школ. Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2003. — 72 с.
- Митрофанова Ю. В. Новые информационные технологии в обучении географии: учебная программа спецпрактикума по методике обучениягеографии // Сборник научных работ студентов и молодых ученых. Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2003. — Вып.5. — С.186 — 191.
- Митрофанова Ю. В. Особенности организации учебной деятельности учащихся при работе с электронным учебником в 7 классе // География и экология в школе XXI века. М. — 2004 — № 2, — С. 56−63.
- Митрофанова Ю. В. Учебная программа и методическое пособие по курсу «Искитимоведение»: Книга для учителя. Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2004- 108 с.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Информационный бюллетень «Официальные документы в образовании». М. -2000. -№ 21.
- Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш.пед.учеб.заведений: Кн. З: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М.: Гуманит.изд.центр. ВЛАДОС, 1998.-632 с.
- Нечепуренко Г. Я. Возможности учебного предмета «география» в формировании у учащихся опыта творческой деятельности // Педагогика творчества. Новосибирск, 2002. — С. 95 — 105.
- Нечепуренко Г. Я. Дифференцированный подход к учащимся в обучении экономической и социальной географии мира // Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02/-М., 1986.-207 с.
- Николина В. В. Метод проектов в географическом образовании // География в школе. 2002. — № 6. — С. 37- 43.
- Никонова М. А., Смирнова М. С. Программа регионального курса географии «Москвоведение» // География в школе. 1996. — № 1.- С. 51 — 52.
- Ниренберг Д. И. Искусство творческого мышления. Минск: Попурри, 1996. — 240 с.
- Новенко Д. В. Новые информационные технологии в обучении // География в школе. 2004. — № 5. — С. 47 — 51.
- Новые государственные стандарты школьного образования. М.: ООО «Издательство Астрель», 2004. — С. 176 — 183.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
- Оржековский П. А. Формирование у учащихся опыта творческой деятельности при обучении химии. Монография. М.: ИОСО РАО, 1997. -121 с.
- Панчешникова Л. М. Основы методики обучения экономической географии зарубежных стран. М.: Педагогика, 1975. — 200с.
- Панчешникова Л. М. Основы развивающего обучения экономической географии зарубежных стран // Автореф. дис.. д-ра пед. наук / М., 1974. — 28с.
- Панчешникова Л. М. Проблемные задания по географии // География в школе. 1979. — № 4. — С. 27−32.
- Пахомова Л. С. Реализация школьного компонента географического образования (на примере курса «Якутск город мой») Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02/ СПб, 2003. — 18 с.
- Педагогика: Учеб. Пособие для пед. вузов/ Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Под ред. Сластенина В. А- Международная акад. Наук пед. образования. М.: Академия, 2002. — 567 с.
- Педагогические проблемы краеведения и туризма в школе и вузе: материалы семинара / Под ред. В. П. Соломина.-СПб.: «Образование», 1994.- 60 с.
- Поздняк С. Н., Анфимов А. Л. Географическое прогнозирование в обучении // География в школе. 2001. — № 7. — С. 59−67.
- Полат Е. С. Педагогические технологии XXI века // Современные проблемы образования. Тула, 1997. — 112 с.
- Понурова Г. А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. — М.: Просвещение, 1991. 192 с.
- Понурова Г. А. Проблемный подход к изучению географии материков в средней школе: Автореф. дис. канд.пед.наук: 13.00.02 / Казань, 1981.- 19 с.
- Программно-методические материалы: Информатика. 7−11 кл./ Сост. JI.E. Самовольнова, 2003. 63 с.
- Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся при изучении физической географии: (Из опыта работы) / Под ред. И.И. Барино-вой, Т. П. Герасимовой. М.: Просвещение, 1983. — 128 с.
- Растворова Е. В. Формирование познавательного интереса к географии у учащихся 6 классов при изучении факультативного курса «География, путешествия, культура»: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / РГПУ им. А. И. Герцена. СПб, 1996. — 20 с.
- Родзевич Н. Н. Городские географо-экологические экскурсии// География в школе. 1991. — № 3. — с.29 — 32.
- Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994.- 187 с.
- Румынина Н. С. Разработка и организационно-педагогические условия реализации регионального компонента Государственного образовательного стандарта краеведения: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Ставрополь, 2002. — 22 с.
- Русских Г. А. Педагогическая диагностика и коррекция в процессе работы школьников с текстом // География в школе. 2003.- № 2. — С. 57- 61.
- Саушкин Ю.Г. Географическое краеведение в школе. М.: Просвещение, 1982.-82 с.
- Сафиуллин А. 3. Географическое краеведение в общеобразовательной школе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. — 127 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Семенов И. Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М.: Знание, 1990. 124 с.
- Семенов И. Н. Системный подход к изучению организации продуктивного мышления. Исследование проблем психологии творчества. — М.: Знание, 1985.-С. 27−61.
- Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Проблема организации творческого мышления и рефлексии: подходы и исследования. Психология творчества. Общая, дифференциальная, прикладная. М., 1990. — С. 57 — 55.
- Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения (проблемы и суждения). М.: Педагогика, 1971. — 206 с.
- Сластенин В. А., Подымова JI. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 224 с.
- Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск. Хар-вест, 1997.-800 с.
- Современный урок географии. Часть 1: Методические разработки уроков / Сост. И. И. Баринова. М.: Школа — пресс, 2002. — 128 с.
- Современный урок географии. Часть 2: Методические разработки уроков с использованием новых педагогических технологий обучения / Сост. И. И. Баринова. М.: Школа — пресс, 2001. — 80 с.
- Соломин В. П., Станкевич П. В. Экологическое краеведение как основа формирования экологической культуры // Педагогические проблемы краеведения и туризма в школе и вузе. СПб.: Образование, 1994. — С. 8 — 10.
- Стародубцев В. А. Роль компьютерных и телекоммуникационных средств в личностно ориентированном открытом образовании // Открытое образование. № 2. — 2003. — С. 11 — 21.
- Страхов И. В. Психология творчества. М.: Просвещение, 1981. — 187 с.
- Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М.: ООО Мир науки, 2001. — 95 с.
- Строев К. Ф. Краеведение. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987.- 158 с.
- Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М: Педагогика, 1975.-274 с.
- Таможняя Е. А. Компьютерные технологии: возможности использования// География в школе 2004. — № 4. — С. 46 — 50.
- Титова Е. В. Методика воспитания (методологические аспекты). СПб, 1996.- 195 с.
- Тимофеева 3. И. Программа курса «География родного города» (6−9 классы) // География в школе 1995. -№ 1.-С.56−58.
- Толстолуцких Н. П. Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассников в личностно ориен тированном обучении: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Саратов, 1997. -22 с.
- Топузов М. С. Проблемный подход в обучении экономической и социальной географии в школе// Автореферат дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 /М., 1988.- 14 с.
- Трик X. Е. Основные направления экспериментального изучения творчества. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981. С. 298 — 504.
- Уваров А. Ю. Учебные телекоммуникационные проекты в классе. -Барнаул, 1996. 136 с.
- Усова А. В., Боброва А. А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. М.: Просвещение, 1988. — 111с.
- Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. — Том 1 / Сост. Е. А. Генике, Е. А. Трифонова // Под общ. Ред. JI. И. Семиной. М.: Изд-во «Бонфи», 2002. — 239 с.
- Филатова Н. Б. Компьютер на уроках географии // География в школе. -2001.-№ 2.-С. 51−53.
- Философский словарь // Под ред. И. Г. Фролова.- М.: Политиздат, 1991. -444 с.
- Финаров Д. П. Прогнозирование и оценка экологических последствий антропогенного воздействия // География в школе. 2003. — № 3. — С. 54 — 56.
- Финаров Д.П., Васильев C.B. Формирование природоохранных понятий при изучении географии СССР // География в школе. 1990. — № 1. — С. 34 — 36.
- Финаров Д. П., Любимов В. Ф. Комплексное краеведение // Природное и культурное наследие Петербурга. Комплексное краеведение: наука, метод, предмет. СПб.: Образование, 1995. С. 25 — 26.
- Хмельницкая Е. В. Дидактические средства и свойства НИТ. Сб. 2-ой Всеросс. конф. «Электронные учебники и библиотеки в открытом образовании» / Тезисы докладов. М.: МЭСИ, 2001. — С.413 — 421.
- Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. -Спб.: Питер, 2002. 272 с.
- Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения. М.: Гуманит. ид. центр ВЛАДОС, 2000. — 320 с.
- Чернихова Е. Я. Проблемный подход в краеведческой работе с учащимися / Педагогические проблемы краеведения и туризма в школе и вузе: материалы семинара /Под ред. В. П. Соломина.- СПб.: Образование, 1994.- 60 с.
- Шамова Т.И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. 384 с.
- Шейнис А.И. Методика использования сети Интернет при дистанционном изучении глобальных проблем человечества в курсе географии 10 класса: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / СПб., 2000. — 18 с.
- Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества.- М.: Высш. школа, 1998.- 143с.
- Щенев В. А. Приемы учебной работы учащихся в курсах физической географии: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1979. — 141 с.
- Щенев В. А. Формирование географических знаний и умений // Методика обучения географии в средней школе / Под ред. JI.M. Панчешниковой.- М.: Просвещение, 1983. С. 68−84.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.-315 с.
- Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. М.: Просвещение, 1972. — 216 с.
- Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогической инноватики: Опыт разработки инновационных процессов в образовании. М.: Педагогика, 1991.-71 с.
- Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996. — 193 с.
- Яковлева Н.И. Реализация краеведческого принципа в изучении физической географии (на примере начального курса физической географии): Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 /Н.И. Яковлева. М., 1997. — 209 с.
- Ястребцева Б. Н., Быховский Я. С. Моя провинция центр Вселенной: Развитие телекоммуникационной образовательной деятельности в регионах.- М.: «Проект гармония», 1999 224 с.
- John Tiffin and Lalita Rajasingham. In Search of the virtual class. London and New York. — 1995. — 311 p.
- Johnson D. W., Johnson R.T. Cooperative Learning: One key to computer Assted Learning // The Computing Teacher. 1985. — October. — P. 11−13.
- Kay Burke. Assess authentic learning. Revised edition: The mindful school.-1999.-P. 301 -345.
- Sendov.B. The second wave: problems of computer education, Information Technology and Education Chichester: Ellis Hall Ltd. 1986. — 87 p.