Стремление к «Новому международному экономическому порядку»
Но для сверхдержав — основных виновников отсталости развивающихся стран — программа НМЭП не представляет интереса. Не исключено, что нарастающий сегодня антиглобализм и международный терроризм являются напоминанием о необходимости установления НМЭП. Все эти предложения были поддержаны ООН, что отражено в Декларации по установлению НМЭП, принятой Генеральной ассамблеей ООН, в Программе действий… Читать ещё >
Стремление к «Новому международному экономическому порядку» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Социально-экономические проблемы развивающихся стран можно решить лишь путем коренного преобразования всей системы международных отношений. Поэтому развивающиеся страны при поддержке социалистических и неприсоединившихся государств выдвинули в 1973 г. на Конференции глав 114 неприсоединившихся стран в Алжире предложение об установлении в мире нового международного экономического порядка (НМЭП). В основе НМЭП находятся три главных принципа:
- 1) необходимость политического регулирования международных хозяйственных связей на межгосударственном уровне;
- 2) создание механизма справедливого перераспределения МВП в пользу бедных стран;
- 3) демократизация всей системы международных отношений.
Для их реализации предлагаются следующие первоочередные меры: предоставление развивающимся странам больше прав и влияния в МВФ, ВТО и других международных организациях.
Например, около 120 развивающихся стран — членов МВФ просят:
- — увеличения их доли голосов в фонде с 33 до 50% (страны G7 имеют в МВФ более 50% голосов);
- — помощи бедным странам с 0,33 до 0,7% ВВП развитых стран;
- — устранения методов экономической агрессии (неоколониализма) со стороны развитых капиталистических стран — эмбарго, бойкотов, торговой, кредитной, технологической и других форм блокады;
- — уважения права каждой страны распоряжаться своими ресурсами, без дискриминации участвовать в торговых отношениях с другими странами по своему усмотрению;
- — увеличения экспорта готовых изделий из развивающихся стран, открытия для этого рынков развитых стран;
- — установления экономически обоснованных цен в торговле между развитыми и развивающимися странами;
- — упорядочения валютно-финансовых отношений, понижения ставок ссудного процента для бедных стран (эти ставки для них намного выше мировых в связи с риском возврата кредитов и другими причинами);
- — контроля над деятельностью ГК и устранения дискриминации слабых стран с их стороны;
- — списания части долгов развивающихся стран;
- — предотвращения использования внешней задолженности для вмешательства во внутренние дела слабых стран и др.
Все эти предложения были поддержаны ООН, что отражено в Декларации по установлению НМЭП, принятой Генеральной ассамблеей ООН, в Программе действий по установлению НМЭП (май 1974 г.) и в Хартии политических прав и обязанностей государств (декабрь 1974 г.).
В декларации провозглашены, например, следующие принципы, закрепляющие суверенитет развивающихся государств:
- — полный и неотъемлемый суверенитет каждого государства над своими ресурсами и экономической деятельностью;
- — право каждой страны принять ту экономическую и социальную систему, которую она считает приемлемой для собственного развития;
- — отсутствие какой-либо дискриминации по отношению к стране в результате такого выбора;
- — контроль над деятельностью ГК путем принятия мер в интересах национальной экономики страны, где действуют ГК;
- — установление справедливого и равноправного соотношения между ценами на сырье и готовые изделия;
- — оказание международным сообществом активной помощи развивающимся странам без каких-либо политических или военных условий;
- — обеспечение благоприятных условий для передачи финансовых средств развивающимся странам и др.
Но для сверхдержав — основных виновников отсталости развивающихся стран — программа НМЭП не представляет интереса. Не исключено, что нарастающий сегодня антиглобализм и международный терроризм являются напоминанием о необходимости установления НМЭП.