Профессия «банкир»: достоинства и недостатки
Основным плюсом работы в банке справедливо считается стабильность. На фоне бурного и непредсказуемого рынка коммерческих предприятий, которые стихийно появляются и так же стихийно исчезают, коммерческие банки являются оплотом стабильности. В банковской системе вполне реально быстро сделать карьерный взлет. Работая в банке, специалист самостоятельно выбирает путь развития. Если менеджер хочет… Читать ещё >
Профессия «банкир»: достоинства и недостатки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экономический факультет Кафедра финансов и кредита Контрольная работа по дисциплине «Банковская система: региональный аспект»
на тему: «Профессия „банкир“: достоинства и недостатки профессии»
Проверил: Сысоева Е.Ф.
д. э. н., профессор Курсовую работу выполнил Студент 2 курса: Бондарева В.А.
Воронеж 2015 г
Содержание Введение История банковского дела Особенности профессии «банкир»
Достоинства
Недостатки
Работа в банке после получения профессионального образования Заключение Список источников и использованной литературы
Введение
В настоящее время по всей стране открыто огромное количество банков. Понятное дело, всем этим банкам необходимы квалифицированные служащие. Профессия банковского работника является сегодня очень престижной и востребованной.
Работать в банке сегодня еще и выгодно. Однако эта работа является достаточно напряженной и кропотливой. Банковским работникам часто приходится работать и во внеурочные часы. Такому специалисту необходимо быть очень собранным и внимательным. Ему нельзя ошибаться, ведь он имеет дело с большими денежными суммами.
Конечно же, со времен 18 века в российской банковской системе произошли огромные изменения. Изменились и сами банки, и рабочие принадлежности, используемые в них. Современные банки оснащены высокотехнологичной аппаратурой. Естественно, что изменились и требования к банковским работникам. Сегодня они должны обладать высокопрофессиональными знаниями и навыками. Необходим и слаженный коллективный труд, все работники банка должны быть одной командой.
В банковской сфере в настоящее время трудятся десятки тысяч россиян. Развитая банковская система способствует укреплению отечественного бизнеса, обеспечивает финансовую стабильность государства.
Из списка тем, данных для написания контрольной работы, я выбрала именно эту, так как считаю актуально на данный момент для себя и очень интересной. Цель контрольной работы:
— формирование знаний о выбранной профессии,
— ознакомиться с историей банковского дела,
— подчеркнуть достоинства и выделить недостатки,
— подвести итоги проделанной работы.
История банковского дела История банковского дела уходит своими корнями в далекое прошлое. Еще в глубокой древности появились ростовщики, которые давали деньги взаймы под проценты.
Существовало банковское дело еще в VIII веке до н.э. в Вавилонии. Вавилонские купцы даже использовали банковский билет, который находился в обращении наравне с золотом.
В античных Греции и Риме существовали специальные люди, которые принимали на хранение вклады с целью осуществления платежей за счет вкладчиков.
В эпоху Средневековья был развит промысел менял. От этих лавок, располагавшихся на рыночных площадях, и появилось в Италии такое слово, как «банкир». Со временем так и стали называть менял.
Нужно сказать, что в те времена банковским делом занимались в основном преимущественно итальянцы и евреи.
Но церковь устраивала гонения на банкиров. Римские папы принуждали королей изгонять банкиров за пределы государств.
Что касается нашей страны, то первые банки в России появились только в XVIII веке, во времена правления Елизаветы Петровны. Преобладающими в стране являлись государственные банки. Частные банки начали играть большую роль в нашей стране только после отмены крепостного права. До этого их количество было ничтожным.
Сейчас в России принято различать следующие виды банков: центральные банки, коммерческие банки, инвестиционные банки, универсальные банки, сберегательные банки.
Если раньше главной функцией банков было безопасное хранение денег, то современные банки выполняют уже очень большое количество разнообразных функций.
Нужно отметить, что для успешной экономической деятельности банков достаточно большое значение имеет поведение работников при работе с клиентами. Служащие банка должны всегда быть вежливыми, внимательными, знающими и способными ответить на любой вопрос. При этом важно также и отношение работника банка к своей работе.
Раньше в банках работали, в основном, мужчины. Но времена сильно изменились. Сегодня, согласно данным статистики, около 60% персонала банков составляют женщины. Кроме высокого профессионализма, работникам банка необходимы такие личные качества, как порядочность, честность, интеллигентность, законопослушание и преданность своей организации.
Особенности профессии «банкир»
Профессия банкира является широко распространенной и популярной в наши дни.
Банкиры (высшего и среднего звена) — это собственники банковского капитала и менеджеры, участвующие в банковском бизнесе. Специалисты банковского дела — это сотрудники банка. Круг обязанностей банкира зависит от занимаемой должности. В основном, это работа с клиентами: обслуживание, консультирование по различным вопросам, а также аналитическая деятельность, планирование, прогнозирование.
Кредитование — одна из классических банковских операций. Однако, это далеко не вся деятельность банка. Большинство банков выполняет различные виды операций и обслуживает разные сегменты клиентуры.
Отдел кредитования принимает заявки на кредиты, анализирует финансовое состояние заемщика, бизнес-проект, под который берется кредит, надежность залога или другого обеспечения; ведет кредитное досье и осуществляет контроль за целевым использованием кредита, контролирует сохранность залога. Решение о выдаче кредита принимается кредитным комитетом, состоящим из начальников различных отделов банка.
Отдел инвестиций занимается анализом проектов, требующих долгосрочных вложений (инвестиций), в том числе при покупке предприятий, контроль за выполнением этих проектов, финансовым состоянием и развитием предприятий.
Отдел ценных бумаг занимается размещением ценных бумаг на бирже и на рынке, осуществлением вложений в доходные ценные бумаги; а также выпуском собственных векселей, с целью привлечения денежных средств.
Отдел дилинга (казначейство) осуществляет операции на денежном и валютном рынке, заработывая прибыль на курсовых колебаниях валют, покупая и продавая валюту клиентам и другим банкам.
Фондовый отдел размещает акции и облигации банка на рынке.
Операционный отдел ведет и обслуживает счета клиентов, принимает от клиентов их поручения на совершение платежей и передает их к исполнению в отдел расчетов.
Отдел пластиковых карт — неотъемлемая структура современного банка. Пластиковые карты для банка — это дополнительные клиенты и дополнительные доходы.
Юридический отдел. Работа юридического отдела начинается с открытия счетов клиентам проверкой правомерности регистрации клиента (предприятия). Другой немаловажной работой юридического отдела банка является ведение арбитражных процессов, которые неизбежно возникают в работе каждого банка. От того, как юрист представляет банк в суде, зависит результат искового процесса.
Отдел отчетности. Отчетность — лицо банка. Уважающий себя клиент не станет работать с банком, не изучив его отчетность, в которой отражаются все стороны деятельности банка: прибыльность его операций, количество клиентов, величина кредитного портфеля и портфеля ценных бумаг. Кроме того, отчетность изучают не только клиенты банка, но и Центральный банк РФ. В случае отчетности, не соответствующей нормативным показателям, Центральный банк может запретить банку проводить определенные операции (например, выдавать кредиты или привлекать вклады), а может вообще отозвать лицензию и закрыть банк.
Отдел экономического анализа. Без анализа не может быть правильного решения. Правильные решения — это высокая прибыль, неправильные — убытки.
Отдел информационных технологий и автоматизации. Деятельность современного банка невозможна без компьютеризации и использования каналов связи. От качества и безопасности информационных технологий во многом зависит качество работы банка, а значит и количество его клиентов.
Отдел маркетинга должен обеспечить такую рекламу, чтобы клиенты выбрали именно этот банк.
Чем крупнее банк, тем шире и объемнее его структура. В банках предоставляется возможность поработать последовательно во всех департаментах. Менеджеру высшего звена необходим опыт работы во всех подразделениях для успешного руководства.
Достоинства профессии «банкир»
Основным плюсом работы в банке справедливо считается стабильность. На фоне бурного и непредсказуемого рынка коммерческих предприятий, которые стихийно появляются и так же стихийно исчезают, коммерческие банки являются оплотом стабильности. В банковской системе вполне реально быстро сделать карьерный взлет. Работая в банке, специалист самостоятельно выбирает путь развития. Если менеджер хочет подняться по карьерной лестнице и достичь определенных высот, он будет использовать любую возможность: стремиться пересекаться в работе своего отдела с направлениями других банковских отделов, выполнять задания в намеченный срок, задерживаться после окончания рабочего дня, с тем чтобы начать делать намеченную на ближайшее время работу. Существует прямая зависимость между доходами и уровнем профессионализма. Чем выше должность, тем серьезнее ответственность. Степень риска прямо пропорциональна должности и величине зарплаты.
Возможность быстрого карьерного роста. Работая в банке можно развиваться в различных направлениях его деятельности, а значит, стать настоящим профессионалом и получить необходимую востребованность для карьерного взлета.
Стабильная система оплаты труда. Именно в банковских организациях присутствует наибольшее число бонусов, поощрений и возможностей заработать дополнительные премиальные средства за свой труд.
Возможность получать бесплатное обучение и проходить профессиональные тренинги. Дополнительное образование в сфере своей деятельности — это еще один весомый аргумент в пользу выбора профессии банкира.
Возможность получить работу в любом другом секторе экономики, например, в страховых или инвестиционных компаниях.
Специалист банковского дела может работать не только в банках, но и в плановых отделах различных предприятий, отделах инвестиционного проектирования, финансовых учреждениях, страховых компаниях, кредитных организациях, биржах. профессия банкир специалист Окончив университет, новоиспеченный специалист получает возможность работать в одном из банков. Самые распространенные должности в начале карьеры — это оператор call-центра, помощник бухгалтера, менеджер. Дальше успех зависит от личных качеств и амбиций человека. Со временем можно стать начальником подразделения, управления и главой банка.
Зарплата в банковских учреждениях является одной из самых конкурентных на рынке труда. Не секрет, что далеко не все идут работать в банк только из-за больших зарплат. Есть и те, кто работает из любви к высокому банковскому искусству. Но даже самые большие энтузиасты банковского дела регулярно получают на карточку долгожданные суммы и не забывают их потратить.
«РИА Рейтинг» составило рейтинг средних зарплат в крупнейших банках, взяв данные из официальной бухгалтерской отчетности.
Средняя зарплата в банках топ-50 в 2013 году составила 60,4 тыс. рублей. А без учета доходов членов правления и наблюдательных советов банка цифра получилась немного ниже — 58 тыс. рублей.
Интересно, что разброс величины средней зарплаты по банкам очень велик.
Особо крупные значения получены в некоторых госбанках, а также в банках с небольшим числом сотрудников и совсем малой филиальной сетью.
Рекордсменом оказался ИНГ Банк (Евразия), сотрудники которого получили в среднем по 238 тыс. рублей в месяц. Неплохо смотрится МСП Банк с 180 тыс. рублей, Газпромбанк с 172 тыс. рублей и ВТБ с 127 тыс. рублей. А вот Сбербанк показал результат, близкий к среднему — 60 тыс. рублей.
Заметно печальнее выглядят крупные розничные банки — ОТП Банк с 34 тыс. рублей, ХКФ Банк с 30 тыс. рублей и КБ Восточный со средней зарплатой сотрудника в размере 26,5 тыс. рублей в месяц.
За прошлый год средняя зарплата выросла по данным рейтинга на 8,5%, что близко к официальному уровню инфляции. А в среднем по России зарплаты выросли за 2013 год на целых 13,9%. Выходит, что зарплаты банкиров росли заметно медленнее, чем зарплаты в среднем по России. Еще интереснее, что зарплата в госбанках выросла на 11,8%, а в частных банках — только на 4%.
Авторы рейтинга объясняют медленный рост зарплат банкиров их изначально большими значениями и тем, что персонал в отделения активно набирали розничные банки. Конечно, это тоже повлияло на размер средних зарплат банкиров. Но наверняка влияет и множество других причин. Например, втрое более медленный рост зарплат в частных банках в сравнении с госбанками может говорить не только о лучшей доле госбанков в России вообще, но и об изначально более низком размере зарплат в госбанках у рядовых сотрудников.
Еще одной причиной медленного роста зарплат банкиров может быть большая разница в размере зарплат на схожих должностях в зависимости от региона работы сотрудника. Тут сравнение провести непросто, ведь при одинаковых названиях должности обязанности сотрудников могут заметно различаться.
Но, по данным портала SuperJob.Ru, различие на рядовых и средних должностях в размере оплаты сотрудников составляет между различными регионами примерно 2−2,5 раза в пользу сотрудников Москвы и Петербурга. Объемы бизнеса у многих банков в Москве до сих пор еще очень велики в сравнении с бизнесом в регионах, отсюда один сотрудник в головном офисе столицы приносит гораздо больше прибыли, чем в небольшом городке.
Кроме того, рынок труда в этих мегаполисах более комфортен для сотрудников банков. И тут банкам приходится побороться за хороших сотрудников, в том числе — и размером зарплат.
А так как сокращение издержек сегодня основной тренд банковской индустрии, и противиться ему никак нельзя, то руководители банков, похоже, избрали путь подъема зарплат темпами выше рынка для работников головных офисов банков. С одновременным переносом в головные офисы большинства важнейших функций, требующих высокой квалификации и глубоких профессиональных знаний.
Одновременно в отделениях банков, особенно — в регионах, идет процесс автоматизации принятия решений и снижения требований к квалификации работников. Дошло до того, что в глазах клиентов деградирует сама специальность банковского служащего! На рядовые должности за смешные зарплаты нанимаются люди, имеющие весьма слабое представление о финансах и банковских операциях.
В результате получить сколько-нибудь толковую консультацию по продуктам банка становится для клиента непростой задачей. А кредитование из некогда элитной специальности становится благодаря набранным в розничное кредитование студентам-второкурсникам малооплачиваемой и непрестижной работой.
Давят на рядовых сотрудников банков и технологии. Современные автоматизированные системы берут на себя все больше рутинной работы, отчего ряд специальностей в банках уже ушли в Лету, а многим это предстоит сделать в обозримом будущем.
Кроме того, на многих позициях сотрудникам банков приходится все больше работать, совмещая функции, которые раньше выполняли 2−3 сотрудника. При этом зарплата такого универсального специалиста не сильно превышает зарплату сидящих рядом «неуниверсальных» сотрудников. Хорошая экономия фонда оплаты труда родного банка!
Обращает на себя внимание также гигантская разница в прибыли, которую приносит в среднем банку за год сотрудник по данным рейтинга. Разница в средней прибыльности работы сотрудников производит гораздо большее впечатление, чем разница в их окладах.
Сложно винить сотрудников банков с небольшой прибылью. Ведь обычно основными виновниками малой прибыльности работы банка являются как раз банковские топ-менеджеры. Их зарплаты и бонусы — тема отдельного разговора.
Не так давно журнал Forbes составил рейтинг доходов руководителей крупнейших российских компаний. В него вошли все предполагаемые доходы от зарплаты, бонусов и участия в совете директоров и дочерних структур.
Что же касается прогнозов роста зарплаты банкиров в 2015 году, то есть два основных фактора. Зарплату и бонусы вверх толкает все еще хорошая банковская прибыль. А вниз — стагнация экономики, благодаря которой банкам все труднее показывать хорошие финансовые результаты.
А пока профессия банкира останется в России хоть не столь доходной, как в «проклятые девяностые», но достаточно привлекательной, в том числе и размером оплаты. И это хорошо!
Недостатки профессии «банкир»
Многие ошибочно полагают, что профессия банкир изначально предполагает «сладкую» жизнь своему носителю. Тем не менее, эта профессия, как и любая я другая имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Ненормированный рабочий день. Задержки после окончания рабочего дня для полного выполнения своей работы — это совершенно обычное дело в банках.
Высокая степень риска. Профессия банкир предполагает высокую степень концентрации и внимания. Даже при наличии внешних отвлекающих обстоятельств, личных моментов, банкир должен всегда быть предельно внимательным, потому что его ошибка существенно «ударит» по его же карману.
Строгая необходимость соблюдения этических норм и правил. Это особенно касается работников операционных касс. В условиях строжайшего контроля необходимо оставаться хладнокровным и вежливым в любой ситуации и не давать выхода своим эмоциям. Работа в банке предполагает личную заинтересованность в ее результатах, а значит все «личное» должно оставаться в стороне.
Работа в банке, после получения профессионального образования Пожалуй, никогда профессия банкир не была столь престижной и популярной в нашей стране, как в 1990;е годы. Тогда бытовало мнение, что если ты попал на работу в банк, значит вскоре будешь укомплектован по полной программе различными материальными благами. В 1990;е годы происходил бурный рост банковской системы, карьеры делались очень быстро, а уровень зарплат банковских сотрудников был намного выше среднего по рынку труда.
С тех пор прошло почти 20 летизменилась не только банковская система, но и само восприятие работы в кредитно-финансовой организации. Профессия банкир не утратила за минувшие годы своей престижности, однако к ней стали относиться более серьезно, поскольку время быстрых карьер и очень больших зарплат кануло в Лету.
В настоящее время существует много разнообразных банков и устроиться в них стало значительно легче, чем раньше. Я не говорю о том, что в банке работать не престижно, престиж остается, но все зависит от того, какую должность человек занимает, от формата банка.
Понятие «престижная работа» складывается из многих факторов, среди которых и популярность отрасли, и репутация организации, и должность человека. С тем, что уровень престижности работы в банковском секторе для выпускников вузов, несмотря на все нюансы, остается достаточно высоким соглашаются многие банковские эксперты. Ведь для молодого специалиста финансовая организация — это возможность получить хороший опыт работы, обеспечить себе высокий и стабильный доход.
Сегодня и студенты, и выпускники вузов ищут работу в банках. Здесь играют роль многие факторы: работа престижна и дает много возможностей и перспектив для дальнейшего карьерного роста, возможность обучаться новейшим технологиям, и, что немаловажно, уровень заработных плат в банковском секторе достаточно высок.
Как правило, современные студенты вузов банковского профиля обладают хорошим багажом теоретических знаний и нуждаются в дополнительном обучении в прикладной, практической части. В целом молодежь сейчас выбирает специальность осознанно, ориентируясь на современные рыночные реалии.
Специалисты банковских HR-департаментов честно признают, что, рассматривая того или иного кандидата в качестве потенциального сотрудника, обращают внимание на престижность вуза, который окончил соискатель. У них на руках даже имеются списки учебных заведений, которые, как считается, дают хорошую теоретическую базу своим студентам. Конечно, с другой стороны, делать заочный выбор из кандидатов только на основании формального критерия — названия вуза, который дал им образование, — тоже было бы неверно.
Люди учатся всю жизнь. -20% своих знаний они получают через различные формализованные виды обучения, а остальные 80% знаний и уже непосредственно опыт через обучение на своем рабочем месте, а также при взаимодействии с другими людьми и организациями (совещания, конференции, командировки и т. п.).
Сегодня востребованность качественного образования растет: молодые люди все больше начинают осознавать, насколько реальные знания помогают в дальнейшей карьере. Поэтому при обучении в хороших вузах студентам дают и академические базовые знания, и более практические, которые непосредственно необходимы при работе в той или иной финансовой структуре.
Банковский бизнес России еще достаточно молод, он существует всего около двадцати пяти лет. Это не так много, чтобы говорить об уже сложившемся рынке и, соответственно, о сложившейся системе банковского образования. Первые профильные, непосредственно банковские факультеты появились в 1990;е годы, раньше же вузы готовили экономистов общего профиля, которые были слишком далеки от реальной банковской деятельности.
Следует добавить, что и сейчас многие учебные заведения выпускают универсальных специалистов финансовой сферы — студенты получают фундаментальное образование, а не конкретную узкую специализацию. Кроме того, в последние годы сформировалась тенденция, когда на рынке труда молодых специалистов много, но при этом квалифицированных, способных думать, умеющих предлагать решения людей не хватает.
О том, что качество подготовки специалистов банковского дела в вузах сейчас сильно отстает от требований, которые предъявляют работодатели. Прежде всего молодой специалист должен обладать не только теоретическими знаниями, но и определенными практическими компетенциями, уметь в любой момент актуализировать нужные знания для решения возникающих в работе проблем. Существующий в настоящее время разрыв между теорией и практикой в определенном смысле заложен в самой системе образования.
Финансовое образование в нашей стране во многом носит теоретический характер, и подтверждение этому можно увидеть на примере тех молодых специалистов, которые приходят работать в банки. Банкиры, имеющие за плечами большой опыт практической работы, говорят, что выпускники вузов много знают, но их знания крайне редко имеют прикладной характер.
Конечно, работодатель отдаст предпочтение выпускникам, которые не ограничились знаниями, полученными в вузе, а имеют навыки структурированной работы с информацией, умеют самостоятельно обучаться и нацелены на профессиональное развитие. Именно поэтому приветствуется, если уже во время учебы молодые специалисты проходят стажировку, узнают реальный сектор, читают профильную литературу и ориентируются в банковском законодательстве и продуктах.
Заключение
Профессия банкира является широко распространенной и популярной в наши дни.
Банкиры (высшего и среднего звена) — это собственники банковского капитала и менеджеры, участвующие в банковском бизнесе. Специалисты банковского дела — это сотрудники банка. Круг обязанностей банкира зависит от занимаемой должности. В основном, это работа с клиентами: обслуживание, консультирование по различным вопросам, а также аналитическая деятельность, планирование, прогнозирование.
Высшее образование является необходимым условием для карьеры и стартовой площадкой к профессионализму. Как правило, в банки берут специалистов с высшим профильным образованием: экономическим/финансовым. Некоторые банки практикуют стажировки для студентов последних курсов ВУЗов. Банкир должен обладать такими качествами как внимательность, ответственность, целеустремленность, инициативность, высокая концентрация, готовность к самообразованию.
Зарплата начинающего специалиста, на старте карьеры в банковских структурах, как правило, невысокая. Но зато присутствует возможность карьерного роста. Продвижение вверх по служебной лестнице банкира во многом зависит от усилий самого работника, опыта работы, уровня профессионального развития. Впоследствии возможно стать президентом банка и собственником его капитала.
Основным плюсом работы в банке справедливо считается стабильность. На фоне бурного и непредсказуемого рынка коммерческих предприятий, которые стихийно появляются и так же стихийно исчезают, коммерческие банки являются оплотом стабильности. В банковской системе вполне реально быстро сделать карьерный взлет. Работая в банке, специалист самостоятельно выбирает путь развития. Если менеджер хочет подняться по карьерной лестнице и достичь определенных высот, он будет использовать любую возможность: стремиться пересекаться в работе своего отдела с направлениями других банковских отделов, выполнять задания в намеченный срок, задерживаться после окончания рабочего дня, с тем чтобы начать делать намеченную на ближайшее время работу. Существует прямая зависимость между доходами и уровнем профессионализма. Чем выше должность, тем серьезнее ответственность. Степень риска прямо пропорциональна должности и величине зарплаты. К минусам профессии можно отнести высочайшую ответственность, отсутствие права на ошибку, ненормированный рабочий день.
Банковской отрасли в этом году исполнится уже 25 лет. Банкиры стали профессиональны. Многие из них получили не только российский, но и иностранный опыт. Сегодняшние банкиры респектабельны, и даже несколько вальяжны. Во многом это состоявшиеся и состоятельные люди, которые за последние 5 — 7 лет роста успели привыкнуть к хорошей жизни. Они регулярно участвуют в ежегодных банковских конференциях. Здесь можно не только блеснуть новым дорогим костюмом и часами, но и подтвердить реноме своей организации как стабильного партнера и контрагента. Репутация российских банков давно уже опирается на банкиров, от презентативности которых зависит не только и не столько количество собранных визиток, сколько гарантия продолжения сотрудничества. Вывод в этой связи, пожалуй, напрашивается сам: профессия банкира — это такой образ жизни профессионала или профессиональный образ жизни. Кому как больше нравится.
Список источников и использованной литературы
1. Время быстрых карьер и заоблачных зарплат прошло, но профессия банкир остается престижной.
// Оксана Дяченко, «Национальный банковский Журнал», № 1 (104), январь 2013 года
Подробнее: http://bankir.ru/publikacii/s/professiya-bankir-10 003 309/#ixzz3cPvqPMoi