Итак, проанализировав в ходе работы один из самых знаменитых романов Джека Керуака «Бродяги дхармы», входящий в цикл произведений под названием «Легенды Дюлуоза», мы выяснили, что знаковый автор Америки в конце 50-х начале 60-х создал новый тип героя того времени. Отныне его не интересует типичная американская мечта, вместо этого новый герой предпочитает духовное просветление материальному удобству. Отчасти, причиной этому является тот факт, что битники, будучи наследниками потерянного послевоенного поколения, не имеют духовных ориентиров и разочарованы в идеалах старшего поколения. Как следствие, они находятся в поисках и пытаются создать собственные. Аналогичный процесс прослеживается в произведениях Виктора Пелевина, чьими героями становятся представители последнего советского поколения, чьи зрелые годы пришлись на развал СССР. Как результат, они также сталкиваются с проблемой отсутствия жизненных ориентиров и идеалов.
При сравнении двух успешных произведений Виктора Пелевина, написанных в 1993 году — повесть «Желтая стрела» и роман «Жизнь насекомых», относящихся к его раннему творчеству, с культовым романом Керуака, можно прийти к выводу, что поэтика их произведений имеет определенные сходства.
В первую очередь, это одинаковые темы и мотивы. Тема дзен буддизма является сквозной в творчестве обоих авторов. Весь сюжет строится на основе буддийской философии, загадок и легенд. В произведениях затрагивается вопрос реальности окружающего мира, сталкиваются два пространства: внешнее материальное и внутреннее духовное. Важную роль играет мотив сновидений, которые призваны открывать сакральные тайны.
В произведениях Пелевина часто встречаются мотивы путешествия и дороги, которые также являются визитной карточкой писателя бит-поколения.
Главные герои «Желтой стрелы» и «Жизни насекомых» повторяют образ героев «Бродяг дхармы» — в обоих случаях это философы, бегущие от общества на поиски собственного «я», сознательные маргиналы, отвергающие материальные блага. При этом, существует четкое деление на «своих», кто познал секрет мироздания, и «чужих», как правило, представителей социума.
Одной из причин, почему тексты обоих авторов получили такую популярность у современников, является стилистическая особенность языка. Как и Керуак, Пелевин активно использует жаргоны и сленг определенного социального слоя, который легко идентифицируется читателем. Для этого же служит и вкрапление метотекстов в виде строчек из песен, крылатых выражений, отрывков из рекламы. Таким образом, с одной стороны, с помощью такого приема произведение приобретает большую реалистичность и узнаваемость, а с другой, у узнаваемого текста появляются отсылки к определенным фактам и новые значения.
Таким образом, мы приходим к выводу, что поэтика ранней прозы Пелевина во многом схожа с поэтикой битников, следовательно, можно предположить, что исследуемый автор действительно в ранней прозе опирается на примеры американской литературы 1950;1960;х годов.