«Как лицо истории Сергий известен мало,.
как образ литературы (персона — особа — личина).
весьма противоречив, как идеальный лик — почитаем.
(В.В. Колесов) Сергий Радонежский — один из самых почитаемых русских святых. Основатель Троице Сергиевой лавры, «заступник земли русской», символ духовного возрождения Руси.
За основу для данной курсовой взято «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого и Пахомия Логофета, являющееся базовым. Более поздние переложения этого жития принадлежат Б. Зайцеву и Е. Голубинскому.
Актуальность выбранной темы я объясню тем, что Сергий Радонежский, а затем и его образ, зафиксированный (или созданный?) в данном житии, сыграл фундаментальную роль в русской государственности, культуре и искусстве.
Жанр жития не так прост, как кажется на первый взгляд. Существуют особые правила, на которые опирается агиограф, и приемы, которые обязательны к использованию. Цели и задачи данной курсовой работы:
- 1) найти в житии канонические приемы;
- 2) выявить художественные особенности, характерные для данного жития;
- 3) проследить технику жизнеописания, которое впоследствии стало нравственным идеалом и образцом;
- 4) продемонстрировать значимость духовного подвига святого.
Основой для жития является реальное историческое лицо и реально происходившие события, но данный жанр по-особому их осваивает — как бы отодвигая на второй план историю, агиограф прежде всего акцентирует внимание на описании праведного образа жизни святого и его духовном становлении. В данной курсовой я попытаюсь рассмотреть, как в жанре жития сочетаются исторический и мистический пласты.