Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Метатекст в научной сфере

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тексты научного стиля являются богатым материалом для изучения метатекста. Однако специальных работ по изучению мета-образований текстов научного стиля нет, за исключением. Некоторые работы посвящены описанию отдельных метатекстовых операторов, например. Если в разговорной речи для обозначения порядка используются МТО: это раз, это два, — то в текстах научного стиля более уместны другие лексемы… Читать ещё >

Метатекст в научной сфере (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Тексты научного стиля являются богатым материалом для изучения метатекста. Однако специальных работ по изучению мета-образований текстов научного стиля нет, за исключением [Ростова 2000]. Некоторые работы посвящены описанию отдельных метатекстовых операторов, например [Кудрявцева 1988].

Одной из отличительных особенностей научного стиля является нивелировка оценки от лица говорящего обозначенных в высказывании фактов. Анализ метатекстовых элементов приводимого ниже фрагмента позволяет рассмотреть квалификативные категории модуса (авторизацию, персуазивность и оценочность) высказывания. В фокусе анализа будет не модус высказывания вообще, а лишь его часть, содержащая сему 'говорю'. Метатекст этого текста создан с общей целью разубедить читателя в одном и склонить его к точке зрения автора текста.

Концепция эта, может быть и верная в некоторых своих абстрактных категориях, трактуется, однако, в настоящее время намного сложнее и к тому же учитывает связь европейского Ренессанса с Ренессансом других, неевропейских, культур, поэтому повторять эту абстрактную схему резкого перехода в Европе от средних веков к Ренессансу давно уже стало невозможно. (А.Ф.Лосев. Эстетика Возрождения). Авторизация в этом тексте выражена в предикате повторять стало невозможно. Обобщенно-личная форма (редукция лица) заключительного мета-организатора содержит «запретительную» сему 'нельзя'. Цель автора — склонить читателя к своей точке зрения. Первый элемент — может быть и верная, однако — содержит в своей семантике положительный центр оценки 'верно' и отрицательный центр — 'может быть и, однако' - указание на точку зрения автора, противопоставленную этой оценке. Появляется некий метасмысл: 'я говорю об обратном и смогу доказать'. Метасмысл 'отстранение от общепринятой точки зрения' вносит предикат трактуется. Перевес центра оценки автора происходит «мягко» за счет аргумента, также являющегося мета-организатором: «и к тому же». По прочтении этого текста мы можем обозначить общий мотив текста — позиция говорящего как «несогласие с им же изложенным устоявшимся мнением». Этот метасмысл является главным в этом тексте.

Для создания четкости изложения в научных текстах непременно используется такое метатекстовое средство, которое позволяет членить на значимые части, задавать порядок изложения, вводить иллюстрацию. Арсенал вербальных и невербальных метатекстовых средств текстов научного стиля качественно отличается от МТО других стилей. Разница между МТО научного стиля и художественной литературы будет лишь в различных лексических средствах:

Например, для научного стиля характерно — Начиная лекцию, Первое, второе…; Но при этом неприемлемо — Я молодой — это раз, у меня женаэто два; Вот мой сын: в восьмом классе компьютер собирает…

Если в разговорной речи для обозначения порядка используются МТО: это раз, это два, — то в текстах научного стиля более уместны другие лексемы. Например: Можно сформулировать следующие общие положения. ИлиТезис 1. …Тезис 2. …Тезис 3.

(Е. В. Падучева. Семантические исследования).

Лингвистической характеристики требуют постоянные конструктивные элементы басни — «мораль» и «рассказ». При всем их конкретно-содержательном и формальном различии эти два конструкта всегда вступают во взаимодействие. Оно протекает, во-первых, в условиях принципиального басенного лаконизма (что отличает басню от многих литературных жанров). Во-вторых, предполагается активное читательское присутствие. В-третьих, активная роль автора-рассказчика, ибо изначально басня есть особого рода монологическая речь, призванная целенаправленно воздействовать на читателя-слушателя с точки зрения неких моральнонравственных установок. Отсюда следует, что лингвистическая характеристика образа автора, его языковых средств является одной из центральных задач метаязыковой характеристики басни (Е. М. Касьянова. Метаязыковая субстанциональность языка басен). Заключительный оператор отсюда следует; что… выводит весь комплекс метатекстовых средств за пределы, разговорной речи, и позволяет охарактеризовать всю структуру метатекста как специфически научную.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой