Основные черты публицистического стиля
Публицистический стиль признают самым влиятельным стилем в современном литературном языке, он занимает особое место в системе стилей литературного языка, поскольку во многих случаях он должен перерабатывать тексты, созданные в рамках других стилей. Научная и деловая речь ориентированы на интеллектуальное отражение действительности, художественная речь — на её эмоциональное отражение. Публицистика играет особую роль — она стремится удовлетворить как интеллектуальные, так и эстетические потребности. Выдающийся французский лингвист Ш. Балли писал, что «научный язык — это язык идей, а художественная речь — язык чувств». К этому можно добавить, что публицистика — язык и мыслей, и чувств. Важность тем, освещаемых средствами массовой информации требует основательных размышлений и соответствующих средств логического изложения мысли, а выражение авторского отношения к событиям невозможно без использования эмоциональных средств языка.
Одной из важных функций публицистики является информационная. Стремление сообщить о произошедших событиях не могло не найти отражения и в характере коммуникативных задач, и в речевом их воплощении. Однако эта функция публицистики неразрывно связана с другой — агитационно-пропагандистской — или иначе — воздействующей. «Чистая» информативность оставалась лишь в некоторых жанрах, да и там благодаря отбору самих фактов и характеру подачи их оказывалась подчиненной главной, а именно агитационно-пропагандистской, функции. В силу этого публицистике была свойственна ярко и непосредственно выраженная функция воздействия, или экспрессия. Необходимость комментировать факты, события, поступки предполагает их оценку, и не просто оценку, а оценку социальную, политическую, идеологическую, ибо публицистика — это, прежде всего литература по общественно-политическим вопросам (от лат. publicus «общественный»). Поэтому экспрессивное, эмоциональное в публицистических произведениях приобретает, в конечном счёте, оценочную окраску. Функция воздействия реализуется, прежде всего, как оценочная.
Многообразен и жанровый репертуар современной публицистики, не уступающий художественной литературе. Здесь и репортаж, и заметки, и хроникальная информация, и интервью, и передовая статья, и отчет, и очерк, и фельетон, и рецензия, и другие жанры.
Таким образом, публицистический стиль занимает важное место в современной жизни — ведь он является основой СМИ, без которых не мыслим мир. Публицистический стиль выполняет две важные функции: сообщения и воздействия, в соответствии с которыми в нём выделяются два подстиля — информационный и воздействующий.