Ученые разных методологических направлений конечной' целью описания и анализа текста видят в интерпретации художественного целого. В качестве постоянной функции художественной литературы выдвигается эстетическая. Особая роль именно этой функции определяется тем, что без нее невозможно осуществление всех других функцийпознавательной, оценочной, идеологической, воспитательной. Однако при изучении произведения, а также в преподавании литературы имеет место сначала разбор «идейного содержания», а потом, если остается время, -перечисление «художественных особенностей». В этом случае художественная истина произведения, его нравственные уроки и заключенная в нем система ценностей воспринимаются лишь формально. Актуальность данной работы обусловлена неослабевающим интересом современного литературоведения к постижению концепции личности Ф. Амирхана, мировоззрения и системы ценностей писателя через содержательную форму его произведений. Исследование художественных деталей является одним из важных этапов на пути решения некоторых дискуссионных проблем анализа и интерпретации художественной прозы автора и обусловлено основными научными направлениями, обозначенными исторической поэтикой. Кроме того анализ художественных деталей призван выявить жанровые и стилистическое своеобразие произведения, определить его место в шкале литературных ценностей, образной идентификации персонажей.
Интерпретация, являясь одним из важных и наиболее распространенных видов литературоведческих исследований, касается морального, психологического и культурного аспектов понимания текста, представляющего собой выражение мысли того или иного писателя. Познание реальности и ее художественное изображение провозглашается целью многими литературными школами и направлениями. Писатель, преобразуя реальность путем своей творческой фантазии, создает модельсвою концепцию, точку зрения бытия человека. Эта модель — совокупность характеров, событий, поступков и переживаний, изображенных посредством слов — является средством воплощения содержания, смысла произведения. Специалисты в области теории литературы обсуждают проблемы адекватности прочтения и понимания художественного произведения и пытаются определить границы интерпретаций, диктуемых методологией чтения. Художественная деталь, являясь одной из форм изображения мира, представляет собой неотъемлемую часть словесно-художественного образа. Поскольку словесно-художественный образ и произведение в целом потенциально многозначны, то их сравнительная ценность, мера адекватности или полемичности по отношению к авторской концепции также сопряжена с выявлением особенностей детализации изображенного мира автора. Научное исследование мира произведения с учетом предметной изобразительности признается многими специалистами в теории литературы одной из главных задач современного литературоведения. Анализ художественных деталей в прозе Ф. Амирхана призван расширить наше представление о формах «присутствия» автора в произведении, в частности, помогает понять творческую волю в описании портрета, пейзажа, «расстановке» вещей в интерьере, сюжетной динамике или ретардации и пр.
Кроме того, изучение художественных деталей в прозе Ф. Амирхана связано с исследованием способов и средств образного освоения мира, их социально-эстетическим функционированием, исследованием судеб художественных открытий и находится в тесной связи с основными направлениями, обозначенными исторической поэтикой: «Первое направление — создание всеобщей исторической поэтики, второеизучение поэтики национальных литератур, третье — поэтика выдающихся художников слова, исследование их вклада в развитие поэтики национальной и мировой литературы, четвертое — эволюция отдельных видов и средств художественного воплощения, а также судеб отдельных открытий в области поэтики» [Храпченко 1987: 472].
Имеющая почти векову историю проблема актуализации художественного наследия Ф. Амирхана связана с необходимостью отбора из имеющегося фонда того, что диктуется собственными установками социума. Механизмы преемственности и наследования особо затрагивают такие духовно-психологческие характеристики произведения, которые оказываются способными вступить в диалог с ценностными ориентациями данного общества. Жизнь любого произведения всегда связана с тем, что на определенном этапе высвечиваются лишь определенные стороны художественных феноменов, которые соответствуют тем или иным ориентациям общества. В то время в процессе художественной актуализации классикиво многом реализуется потребность человека и общества в самоидентификации, стремление среди множества художественных практик найти максимально созвучные собственному внутреннему миру, обнаружить такую художественную ценность, которая подтверждает значимость того или иного миропонимания. Одним из способов решения данной проблемы также является интерпретация текстов с учетом особенностей детализации художественного мира писателя.
Состояние изученности проблемы и темы. В многочисленных научных трудах содержится анализ жизненного пути Ф. Амирхана, его эстетических и философских взглядов, авторской позиции, проблем, тем, методов, художественных приемов и пр. История различных оценок творчества Ф. Амирхана татарскими литературоведами, а также проблемы взаимоотношений писателя с советскими административными органами всесторонне представлены в работах Ф. Г. Галимуллина [Галимуллин 2005],.
Н.М.Валиева [Вэлиев 2005; 2006]. В двадцатые и тридцатые годы прошлого столетия, абсолютизируя культурно-исторический метод литературоведения, сторонники вульгарного социологизма (Г.Сагди, Г. Нигмати, Ф. Бурнаш) отводили исключительную роль иллюстрации писателем общественной жизни, изображению «новых типов учителя, приказчика, шакирда-студента, женщины». С одной стороны, Ф. Бурнаш приписывал Ф. Амирхану руководящую роль в деле организации революционного движения молодежи, а с другой — Г. Толымбай называл писателя буржуазным художником, а издание и распространение его книг — преступлением [Галимуллин 2005: 190−191]. В пятидесятые-шестидесятые годы продолжается исследование творчества Ф. Амирхана с точки зрения содержащейся в его произведениях социально-политической концепции. М. Х. Гайнуллин обращает внимание на общедемократическое содержание прозы писателя [Гайнуллин 1978: 229]. Работы Ю. Г. Нигматуллиной посвящены национальному своеобразию эстетического идеала в творчестве татарских писателей начала XX века, в том числе и Ф. Амирхана [Нигматуллина 1970, 1997]. Итогом многолетних научных изысканий стала монография «Фатих Амирхан» И. З. Нуруллина о жизни и творчестве писателя [Нуруллин 1988]. Новые результаты в изучении прозы Ф. Амирхана были достигнуты А. Д. Сайгановым в работе «У истоков эстетики реализма. Эстетика Фатиха Амирхана и ее место в развитии татарской реалистической литературы» [Сайганов 1982].
В вышеназванных трудах через призму эстетических категорий рассматриваются такие проблемы, как прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, вопросы эмансипации женщины. Вместе с тем, следует отметить, что основное внимание в исследованиях уделяется анализу идейного содержания произведений без учета некоторых аспектов художественной формы, в частности деталей изображенного мира, что приводит порой к неполным или искаженным выводам. Формулируется «идея» произведения без объяснения того, как она выводится.
В последние годы литературоведы, в том числе исследователи творчества Ф. Амирхана, освободившись от многих догм и идеологической опеки, используют более «тонкие инструменты» литературоведческого описания. В исследованиях последних лет, среди которых методические разработки А. Г. Яхина [Яхин, 2000], «Повесть „Дядюшка Шафигулла Агай“ Ф. Амирхана» А. Г. Ахмадуллина [Эхмэдуллин 2002], «Сатирическое творчество Фатыха Амирхана (эпоха и герой) Л. Р. Гарапшиной [Гарапшина.
2004], «Проблема феминизма в татарской литературе начала XX в.» С. Р. Никишиной [Никишина 2004], Гайсина P.M. [Гайсин 2004] наследие писателя оценивается с точки зрения поэтики прозы. В научных работах Р. К. Ганиевой [Ганиева 2002], Д. Ф. Загидуллиной [ЗаЬидуллина 2003, 2006] исследованы религиозно-философские основы прозаических произведений Ф. Амирхана, раскрыты особенности изображения реальной и трансцендентальной картины мира, в том числе в создании новых мифов, определены свойственные творчеству писателя литературные направления. В коллективной монографии Д. Ф. Загидуллиной, М. И. Ибрагимова, В. Р. Аминевой на основе современных положений теоретической поэтики представлен анализ повести Ф. Амирхана «Хаят», дана характеристика системы образов, сюжета, темы, идеи произведения, композиции, хронотопа, психологизма, стиля и художественной речи [ЗаИидуллина.
2005].
Проблема анализа произведений с точки зрения деталей изображенного мира находится в центре внимания литературоведов, хотя во многих исследовательских работах нет термина «деталь». Исследователь неизбежно обращается к художественным деталям, когда рассматривает такие аспекты мира произведения, как время и пространство, персонаж, описание и точка зрения в ряду композиционно-речевых форм и пр.
В ходе работы межреспубликанской научной конференции «Фатих Амирхан: традиции и современность», посвященной 120-летию со дня рождения Ф. Амирхана [Фатих Амирхан 2006], пристальное внимание уделялось поискам способов выражения авторской концепции или модальности, определение которой весьма важно для адекватной интерпретации текста и характеристики авторской модели мира. Всестороннее исследование разновидностей, функций и эволюции художественных деталей в прозе Ф. Амирхана могло бы стать в числе прочих научных изысканий продуктивной формой решения указанной проблемы.
Цель исследования состоит в целостном изучении и анализе различных видов художественных деталей в прозе Ф. Амирхана, раскрытии их функций и эволюции для выявления новых смыслов произведений писателя.
Цель работы определила конкретные задачи исследования:
— изучение основных положений современного литературоведения относительно роли художественных деталей в предметном мире произведения;
— анализ разновидностей деталей;
— раскрытие функций и эволюции художественных деталей в отдельных произведениях древнетюркской, средневековой татарской литературы и литературы XIX в.;
— выявление, сбор и систематизация различных видов деталей в прозаических произведениях Ф. Амирхана;
— определение особенностей использования Ф. Амирханом деталей портрета, пейзажа, деталей-вещей, их места и роли в творческом процессе писателя;
— раскрытие эволюции художественной детализации в творчестве Ф. Амирхана;
Объектом данного исследования являются прозаические произведения татарского писателя начала XX века Фатиха Амирхана. Общеизвестно, что этот период в литературе народов России характеризуется своеобразием авторского миропонимания и образа мышления. Различные народы России все больше вовлекаются в социально-экономическую, культурную и духовно-нравственную жизнь русского государства. Окружающая действительность одним представляется закатом цивилизации, кризисом религиозного, в том числе и мусульманского, сознания, другим — выходом в обновленную, просвещенную жизнь и искусство.
В литературном творчестве действуют фактографичность и натурализм — с одной стороны, психологический анализ — с другой. Мысль играет большую роль, чем действие. Остродраматические ситуации и сюжетные конфликты отходят на второй план. Среда изображается как впечатление персонажей, как отражение их психики. Однообразное, скучное, монотонное течение жизни без ярких красок считается более правдоподобным. В то же время в художественной литературе заявляет о себе чувство личности, чувство достоинства и ценности человека. Это в полной мере проявилось в творчестве целого ряда татарских деятелей культуры, в том числе и Ф. Амирхана — публициста, прозаика, общественного деятеля. Исследования последних десятилетий, посвященные татарской литературе начала XX века, среди которых работы таких ученых, как А. Д. Сайганов, И. З. Нуруллин, М. С. Магдиев, Р. К. Ганиева, Ю. Г. Нигматуллина, Ф. М. Мусин, Ф. К. Баширов, Д. Ф. Загидуллина, А. Г. Ахмадуллин, Ф. Г. Галимуллин, Н. М. Валиев и др., открывают новые грани творчества писателя.
Основные положения исторической поэтики, изучающей происхождение и развитие эстетического объекта, — стадиальность развития мировой литературы, тысячелетняя эволюция основных принципов эстетического видения и художественного мышления, сформированных еще в эпоху синкретизма и традиционализма, цикличное развитие архетипических форм образа [Бройтман 2004: 597, 598] -обуславливают необходимость исследования художественных деталей в произведениях предшественников Ф. Амирхана, Философско-мировоззренческим стержнем, объединившим всю татарскую литературу, в том числе и литературу нового времени, явилась социально-этическая проблематика тюркской литературы Х1-ХП вв., которую в свою очередь можно рассматривать в контексте двух основных течений: светского и суфийского. Исходя из этого, дополнительным объектом настоящего исследования стали некоторые значительные произведения древнетюркской, тюрко-татарской и татарской литературы Х1-Х1Х вв.
В границах данного объекта предмет исследованияхудожественная деталь — самая малая единица предметного мира произведения Ф.Амирхана.
Художественная деталь — элемент текста — непосредственно связана с познавательной (отражательной) функцией литературного творчества, которому свойственна изобразительность. Понимание литературы как подражание или отражение действительности (мимесис) возникает в античности и остается популярным вплоть до наших дней. Аристотель, обосновывая понятие «мимесис», отмечал, что искусство основывается на подражательной способности, являющейся сущностью и целыо поэзии (художественной литературы), которая воссоздает предметы на началах их сходства с реально существующими [Аристотель 2000: 116]. Учение. Аристотеля о поэтическом искусстве стало основой для разработки требований и норм, предъявляемых к литературным произведениям. С другой стороны, наукой о литературе делается очень многое для описания художественного произведения, его мира, его текста именно с точки зрения подражательной роли литературы. Современный французский литературовед Антуан Компаньон пишет: «Возвратить достоинство <.> мимесису — значит, прежде всего, подчеркнуть его связь с познанием, а тем самым и с внешним миром и реальностью» (Компаньон 2001: 149). Эта идея находится в центре внимания и отечественных исследователей, в трудах которых в последнее время обосновывается понятие «художественный мир произведения», иногда именуемый «поэтическим», или «внутренним» [Лихачев 1968; Лотман 1970; Хализев 2002: 194−249- Чернец 2004]. Мир произведения — это художественно освоенная и преображенная реальность [Хализев 2002: 195]. В эпическом и драматическом родах литературы выделяются следующие составляющие мира произведения:
1. Наиболее крупные единицы словесно-художественного мираперсонажи, составляющие систему, и события, из которых слагаются сюжеты.
2. Компоненты изобразительности (художественной предметности) -акты поведения персонажей, черты их наружности (портреты), явления психики, а также факты окружающего людей бытия (вещи, подаваемые в рамках интерьеровкартины природы — пейзажи). При этом художественно изображенная предметность предстает и как обозначенное словами внесловесное бытие, и как речевая деятельность в виде монологов и диалогов.
3. Детали или подробности изображаемого — малые и неделимые звенья художественной предметности.
В.Е.Хализев рассматривает мир произведения как «художественно освоенную и преображенную реальность», которая включает в себя следующие «компоненты изобразительности (художественной предметности): акты поведения персонажей, черты их наружности (портреты), явления психики, а также факты окружающего людей бытия (вещи, подаваемые в рамках интерьеров, картины природы — пейзажи)» [Хализев 2002:195]. Под предметом имеется в виду некоторая целостность, выделенная из мира объектов, независимо от того, материальна или идеальна их природа. Отбор предметов и явлений внешнего мира «. осуществляется под тайным контролем мировоззрения. Возникшее психическое изображение, или чувственный образ, не представляет копии объекта, совпадение его с объектом не конгруэнтное. <.> Невоспроизводимость некоторых качеств объекта <.> в психическом изображении, очевидно, может вызвать у художника стремление гадать эти закодированные „вторичные признаки“ и даже — в некоторых случаяхпредположить, что именно они-то и являются главными. Таким образом, объективно возникает возможность усиления пересоздающего начала. И уже от характера мировоззрения зависит, будет ли реализована эта возможность и в каком направлении» [Нигматуллина 1990: 128]. Не будучи собственно содержанием (т.е. идеей, концепцией) произведения, его мир в то же время — ведущая сторона художественной изобразительности, которая является условием эстетических переживаний читателя. Ведь «без наличия деталей предметной изобразительности писателю нечего было бы компоновать, ему не о чем было бы вести свою художественную речь. Даже критериев отбора речевых элементов у него не было бы» [Поспелов 1983: 194].
В отечественном литературоведении художественная деталь определяется как выразительная подробность произведения, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку и отличающаяся повышенной ассоциативностью. В современных академических словарях художественная деталь — это «особо значимый, выделенный элемент художественного образа, <.> микроэлемент образа: портрета, пейзажа, быта, действия, поступка, изображенной речи» [Кормилов 2000, 2003]. Эстетический эффект данного явления заключается в одновременном и неразрывном восприятии части и целого.
Деталь, будучи своего рода точкой, имеет тенденцию расшириться в круг" [Добин 1975: 11]. А круг в свою очередь смыкается с основным замыслом художественного произведения: характерами, конфликтами, судьбами и становится неотъемлемым элементом системы персонажей и сюжета, т. е. элементом наиболее крупных единиц словесно-художественного мира. Так достигается законченность, предельная выразительность художественного произведения. С одной стороны, присутствие ставших вслед за Л. Н. Толстым энциклопедическими «бесконечно малых моментов» означает, что художник наблюдательно и зорко подмечает и фиксирует частности, черточки, мельчайшие движения души и тем самым как бы фотографирует бытие. С другой стороны — и в этом смысл и сила детали — «в бесконечно малое вмещено целое» [Добин 1975: 12].
Имея в виду включенность художественной детали в систему интерпретации, мы помимо условности и символики поэтических средств привлекаем в эстетический анализ знания об эпохе, о замысле автора, о гипотетическом читателе, на которого рассчитывал автор, т. е. используем принцип историзма в отношении к произведению. Проникнуть в переживание исторического человека, воплощенное в художественном произведении, позволяет лишь аналогичное, такого же типа современное переживание читателя. В основе любого произведения скрывается тайна авторского мироздания, и приоткрыть эту онтологическую тайну дано лишь подобному ей началу и лишь в том случае, если получающему от автора информацию удастся заново оживить в себе историческое прошлое, мир другого.
Материалом для исследования художественных деталей в прозе Ф. Амирхана послужила картотека, включающая в себя около 800 единиц различных видов деталей в прозаических произведениях, представленных в первом и втором томе четырехтомного собрания сочинений писателя [Эмирхан 1984, 1985, 1986, 1989], а также в сборнике произведений «Ф.Эмирхан. Эсэрлэр.» [Эмирхан: 2002]. В результате систематизации собранного материала были выявлены наиболее значимые для решения поставленных задач произведения, анализ деталей которых содержит данное диссертационное исследование. К ним относятся: «Современные рассказы» («Замана хикэялэре»), повесть «Хаят», роман «На перепутье» («Урталыкта»), рассказ «Случай из жизни» («Канвалардан берсе»), рассказы «Зулейха в театре» («Зелэйха театрда»), «В Восточном Клубе» («Шэрекъ клубында»), «Мартовский герой» («Март каЬарманы»), повесть «Дядюшка Шафигулла» («Шафигулла агай»).
На защиту выносятся следующие положения:
• Роль и место художественной детали в идейно-эстетическом пространстве прозаического произведения.
• Значение художественной детали в истории татарской литературы Х1-Х1Х веков.
• Эволюция художественной детализации в прозе Ф.Амирхана.
• Художественные детали в создании комических и сатирических образов в прозе Ф.Амирхана.
Методологическую основу исследования составляют принципы объективности и историчности в литературоведении. Основными методами исследования являются методы комплексного, литературно-текстологического, герменевтического, художественного анализа, сочетающего элементы структуральной поэтики и психоанализа.
Теоретической основой при написании научной работы явились труды видных философов и литературоведов: Аристотеля, Г. Гегеля,.
Р.Якобсона, Г.-Г. Гадам ера, П. Рикера, Л. С. Выготского, А. Н. Веселовского, М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана, В. В. Виноградова, В. Б. Шкловского, Г. Н. Поспелова, Л. Н. Столовича, Д. С. Лихачева, М. Б. Храпченко, А. С. Бушмина, Л. В. Чернец, А. Б. Есина, В. Е. Хализева, В. И. Тюпы. Твердым подспорьем в работе стали также художественная проза и критические статьи и письма классиков русской литературы: Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, Ф. И. Достоевского, А. П. Чехова, А. Белого, И. Бунина, Б.Пастернака. В процессе исследования мы опирались непосредственно на труды таких видных татарских писателей, мыслителей и литературоведов, как Г. Ибрагимов, Ф. Хусни, Х. У. Усманов, И. З. Нуруллин, М. Х. Хасанов, А. Д. Сайганов, А. Г. Ахмадуллин, Х. Ю. Миннегулов, Ю. Г. Нигматуллина, Ф. Г. Галимуллин, Ф. М. Хатипов, А. М. Шарипов, А. Т. Сибгатуллина, Ф. З. Яхин, Д. Ф. Загидуллина, Р. К. Ганеева, Н. М. Валиев, А. Г. Махмудов, А. Г. Яхин и других.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней на основе методики целостного эстетического подхода к анализу литературного произведения впервые предпринята попытка анализа деталей художественного мира Ф.Амирхана. Выполнение поставленных задач и достижение цели исследования являются потенциальными условиями научно корректной интерпретации — понимания ценностных приоритетов автора, его замысла, творческой концепции.
Теоретическая и научно-практическая значимость исследования мотивируется тем, что его результаты могут быть использованы в таких разделах теории литературы, как теоретическая и историческая поэтика, теория образа, теория стиля. Отдельные положения исследуемой темы могут служить вспомогательным материалом в преподавании учебных дисциплин «Введение в литературоведение», «Историческая поэтика татарской литературы», спецкурса «Мир произведений Ф. Амирхана».
Основные положения диссертационной работы апробированы на Международной научно-практической конференции.
Самосовершенствование, самореализация личности" (Набережные Челны, 2004 г., 2007 г.), Всероссийской и Международной научно-практических конференциях «Стимулирование мотивации творческого саморазвития личности» (Набережные Челны, 2004 г., 2005 г.), Международной тюркологической конференции «Языки и литература тюркских народов: история и современность» (Елабуга, 2004 г.), региональной научно-практической конференции «Организация учебно-воспитательного процесса с учетом национально-регионального компонента образования (Набережные Челны, 2005 г.), межреспубликанской научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Ф. Амирхана (Казань, 2006 г.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В своем видении мира Ф. Амирхан в значительной мере отразил многовековые традиции татарской литературы в изображении внешности и внутреннего состояния персонажей, пейзажа, интерьера. Писатель, наследуя словесно-художественный опыт средневековой литературы, средствами художественной детализации изображает сферу верования, формы поведения и сознания, стиль общения, психологию, способы заполнения досуга, речевую культуру, бытовые привычки. Воспитанный на мусульманско-философской культуре, он тем не менее стремится приобщиться к рационализму и просветительскому мировоззрению. В использованных Ф. Амирханом художественных деталях отражены углубление и усложнение национальных особенностей татарской литературы, что явилось следствием свободного учета писателем многовековых художественных достижений прошлого, расширяющего и умножающего возможности творческого выбора.
Использование художественных деталей в изображенном мире писателя прочно зависит от эпохи — от идей исламского реформаторства и распространения европейской культуры, а также является реакцией на идеологизацию и социально-бытовые проблемы, вызванные революцией. Ф. Амирхану очень важно уверить читателя в реальности происходившего, обставить свои произведения реалиями точных адресов, вступать в каждом произведении в диалог с действительностью. В бесконечно многообразном движущемся и изменяющемся мире писатель отбирает и изображает то, что существенно и, следовательно, закономерно. В произведениях Ф. Амирхана реалии действительности отобраны и размещены так, что они аккумулируют особое духовно-смысловое содержание, понятное современнику благодаря тому, что он говорит на общем предметном языке мира молодых татрских интеллегентов, мусульман-реформаторов. Образ-характер, выступая одним из носителей постигнутой Ф. Амирханом истины, благодаря разнообразным формам детализации несет в себе элементы исторического, этического, эстетического и философского знанияв то же время представленные в прозе писателя образы не схематичны, а индивидуальны.
Художественная идея, концепция Ф. Амирхана, присутствующая в его произведениях, включает в себя направленный отбор и оценку автором определенных жизненных явлений, что находит отражение в использовании деталей портрета, пейзажа, вещных деталей и психологического состояния персонажей. Вместе с рациональным освоением, осмыслением реальности в прозе Ф. Амирхана имеет место, непреднамеренное выражение идеи, которое «приходит» в произведение от укорененных в обществе представлений непроизвольно, как бы минуя авторское сознание.
Художественные детали в прозе Ф. Амирхана свидетельствуют о разнообразии культурно-исторической реальности начала XX в. С одной стороны, они включают в себя обширный этнографический и исторический материал, что является важным источником для понимания менталитета того времени и для знания конкретных исторических обстоятельств. С другой стороны — обилие психологических деталей в изображении различных персонажей свидетельствуют о глубоком познании автором их мироощущений, взаимоотношений и взаимовлияний мировоззренческих основ на душевное состояние героев, на их самоосознание.
Различные уточнения играют огромную роль в произведениях Ф.Амирхана. Он стремится к постоянному приближению к действительности, даже в самых фантастических и гротескных из своих произведений. Стремясь поставить свои произведения возможно ближе к независимой действительности, Ф. Амирхан ищет непосредственности, отказываясь от всякой литературщины и литературных красот. Писатель не только запечетлевает действительностьв ее неповторимой противоречивости, но и соединяет эту объективную картину с субъективным восприятием, подробно воспроизводя чувства, мысли, представления героев.
В прозе Ф. Амирхана детали портрета и способ поведения персонажей связаны с их характерами, а также с особенностями «внутреннего мира» произведения со свойственной для него спецификой пространственно-временных отношений, психологии, системы нравственных оценок. Значительное место в прозе занимают детализированные внутренние монологи героев, т. е. вся нагрузка ложится в основном на способности персонажей детально судить о событиях, ситуациях и чувствах. Принадлежность большинства главных героев произведений Ф. Амирхана к так называемой передовой части молодежи отнюдь не способствует их активной жизненной позиции, политическому и социальному самоопределению. Деталями портрета, пейзажа, психологическими деталями, вещными деталями Ф. Амирхан представляет читателю типизацию через исключительное и абсолютное, отражает особое внимание к индивидуальности, человеческой душе как сгустку противоречивых мыслей, страстей, желаний.
В прозе последних лет жизни писателя пребладают детали-символы, а также немногочисленные описательные детали, с помощью которых фиксируется трудноуловимое, неповторимо-мимолетное настроение, и в то же время эти детали значительны, емки и необычайно богаты содержанием. Ф. Амирхан сокращает количество необходимых ему как художнику для выражения того или иного явления деталей, и именно потому, что он одной или двумя деталями говорит о многом, повышается значение, меняется масштаб этой детали, она становится особенно значительной, синтетической, вбирающей в себя огромное жизненное содержание. В рассказах, написанных после 1917 года, писатель создает картину, не прибегая к пространным, статичным натуралистическим описаниям, выхватив из суммы признаков, характеризующих явление, один наиболее яркий, неповторимый, сполна выражающий его сущность. Этим достигается необыкновенная концентрированность повествования, внутреннее единство, краткость и стройность, а с другой стороны максимальная безыскусственность, пластичность, впечатляемость. Он апеллирует к активности читательского воображения, делает читателя соучастником творческого процесса, помогая ему на основании нескольких ярких, определяющих признаков воссоздать целостную картину. Таким образом, осуществляется не только экономия художественных средств, но и многозначительность, смысловая наполненность каждой детали, воспроизводящей обстановку, наружность, характер, переживания действующего лица.
Деталь у Ф. Амирхана выполняет синтезирующую функцию, она служит не только и не столько созданию определенного настроения, сколько выявлению широкого идейного замысла писателя. Художественные детали дают весьма яркое и многоплановое представление о духовно-биографическом опыте писателя, круге умонастроений, личной судьбе. В прозаических произведениях Ф. Амирхана обнаруживается широкая для того времени эрудиция писателя, он постоянно прибегает к открытому и скрытому цитированию классиков, наполняет произведения реминисценциями, рассчитанными на столь же образованных читателей.
Ф.Амирхана открывают новую страницу в истории татарской литературы вследствие проникновения в глубины души человека, а также расширения круга поставленных автором проблем: это молодые люди, характер которых складываются под воздействием реформирования ислама и европеизацииобщественная «кружковщина» и демагогиянеобходимость самоидентификации в обществе и отчужденность от этого обществакульт коммунизма и мещанство большевиков, перспективы и судьбы татарского общества. В художественных деталях писателя отразилось расширение круга действующих лиц татарской литературы и углубление социальных характеристик.
Художественные детали, за которыми скрывается огромное содержание, составляют ценность и значительность манеры индивидуального письма Ф.Амирхана. Прозе писателя присущи сдержанность и страстность, смех и горечь, точное прикрепление героя к его времени и среде, внешняя объективность и нарочитая бесстрастность и вместе с тем жгучее осмеяние или искреннее восхищение. Юмор и сатира в творчестве Ф. Амирхана — специфическая психологическая защита, механизм противодействия автора различным негативным явлениям среды. Художественные детали в прозе последних лет жизни писателя свидетельствуют о его отказе следовать требованию партийности литературы, о попытках обретения деидеологизированного миропонимания, самостоятельности художественного поиска, новой социальной психологии, отрицательного отношения к ангажированной литературе.
Прослеживая историческую биографию текстов Ф. Амирхана, мы обнаруживаем, сколь различны их трактовки на разных этапах развития отечественной культуры. Его творчество не исчерпывается одномерным измерением, обнаруживая множество парадоксальных граней. Их всеохватность демонстрирует то, что можно назвать совокупным объективным смыслом его произведений, суммирующим историю всех прочтений, которые имеет место в процессе исторической жизни. Ни одно произведение Ф. Амирхана на протяжении своей исторической эволюции не остается тождественным самому себе, а не принятое обществом в данный момент может актуализироваться и быть высоко оценено в позднейшее время.
Анализ детализации помогает уяснить историческое своеобразие и характер противоречий определенной ситуации культуры, вскрыть типологию художественного формообразования, понять специфику последующих творческих процессов в литературе. Художественные детали в произведениях татарской литературы XXI в. продолжат традиции настоящего и прошлого этапов ее развития. Исследование форм художественной детализации за несколько веков (от этапа зарождения литературы до современного ее состояния) на примере творчества многих писателей способствовало бы гораздо более уверенным суждениям о прогрессе в литературе. Решение этой проблемы, некоторые аспекты которой отражены в рамках настоящего исследования, важно для понимания современного состояния поэтики и для проникновения в будущее.