Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Педагогика как наука

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Пришло время поразмышлять и о том, как назвать данную деятельность. По традиции можно было назвать ее просто термином воспитание. Но беда в том, что термин неоднозначен и разносторонен. Имеется как минимум четыре смысловых понятия воспитании. Воспитание понимают: в широком социальном смысле, когда речь идет о воздействии на человека всей окружающей действительности; в широком педагогическом… Читать ещё >

Педагогика как наука (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Слово «педагогика» имеет несколько определений. Первое: им обозначают педагогическую науку. Второе: педагогика — это искусство, и тем самым она как бы связана с практикой. Третье: педагогика — это система, которая в большей части построена в учебных материалах, установках, методиках и подходах.

Наука-сфера человеческой деятельности, в которой происходит соотношение объективных теоретических знаний с действительностью. Важно то, что наука не сводится к знаниям. Это — не просто система знаний, как иногда утверждают, а именно деятельность, работа, цель которой получение знаний. Деятельность в сфере науки — научное исследование. Это особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы науки и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах.

Педагогическая действительность — это та часть общей действительности, которая включена в педагогическую деятельность. Это ученик, учитель, их действия, методы обучения и воспитания, учебники, то, что в них написано и т. д. Такая деятельность может найти отражение не только в науке. Наука — это лишь одна форма общественного сознания. Действительность может отражаться также и в обыденном (стихийно-эмпирическом) процессе познания, и в художественно-образной форме Джуринский А. Н. История педагогики: Учебник. — М: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2008 — с. 72.

Научное познание происходит с помощью специальных групп людей, а стихийно-эмпирическое познание осуществляют все, занятые практической деятельностью. Источником знания служат многочисленные практические действия. Т. е. не специально полученные знания. В науке же ставятся специальные цели достижения познания, и научное исследование носит систематический и целенаправленный характер, оно прежде всего сосредоточено на решении научных проблем. Результаты в ходе исследования заполняют пробелы и ниши в науке. В ходе исследования необходимы специальные средства познания: моделирование, гипотез, экспериментирование и т. д.

Принято различать объект и предмет науки. Объект — это область действительности, которую исследует данная наука. Предмет — способ видения объекта с позиций этой науки.

Педагогика изучает особый вид деятельности. Эта деятельность — целенаправленная, потому что педагог не может не ставить перед собой определенную цель: научить тому-то, воспитать такие-то качества личности (гуманность, нравственность, самостоятельность, способность к творчеству и т. д.). Если посмотреть на дело более широко, можно сказать, что это — деятельность по выполнению извечно существующей функции человеческого общества: передавать новым поколениям ранее накопленный социальный опыт. Иногда это называют «трансляцией культуры» Джуринский А. Н. История педагогики Учебник для студентов предвузов — М: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2008 — с. 87.

Пришло время поразмышлять и о том, как назвать данную деятельность. По традиции можно было назвать ее просто термином воспитание. Но беда в том, что термин неоднозначен и разносторонен. Имеется как минимум четыре смысловых понятия воспитании. Воспитание понимают: в широком социальном смысле, когда речь идет о воздействии на человека всей окружающей действительности; в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленная деятельность, охватывающая весь учебно-воспитательный процесс; в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа: в еще более узком значении, когда имеется в виду решение определенной задачи, связанной, например, с формированием нравственных качеств (нравственное воспитание), эстетических представлений и вкусов (эстетическое воспитание). В этом случае термин обозначает область приложения воспитательных усилий.

Следующая загвоздка заключается в наличии синонимов к слову «воспитание», каждый из которых вправе претендовать на признание в качестве объекта науки: учебно-воспитательный процесс, практическая педагогическая деятельность, педагогическая действительность, социализация, образование Латышина Д. И. История педагогики: Учебное пособие — М: ГАРДАРИКИ, 2009 — с. 35. Каждое из этих понятий приемлемо для обозначения объекта педагогики в связи с определенными другими понятиями, как говорят, в определенном контексте.

Ближе всего по смыслу к приведенному выше обозначению того особого вида деятельности, который изучает педагогическая наука, стоит понятие социализация. Под социализацией понимается процесс включения растущего человека в общество благодаря усвоению и воспроизводству личностью социального опыта, исторически накопленной культуры. Применительно к педагогике эту деятельность можно обозначить как целенаправленную социализацию личности, поскольку любое педагогическое действие предпринимается с определенной целью и включение в общество происходит в процессе взаимодействия воспитанника с педагогом под руководством последнего Савенков А. В. Психологические основы исследовательского подхода к обучению — М: ЭКСМО, 2009 — с. 70.

Здесь, конечно, не имеется в виду то понимание социализации, которое фактически отождествляет ее с приспособлением к обществу в его неизменном и неизменяемом виде. Речь идет о социализации, организованной таким образом, чтобы выпускник школы был в состоянии не только успешно выполнять предназначенные ему функции в обществе как хороший исполнитель, но и действовать самостоятельно. Он должен получить возможность не просто приспосабливаться к существующей жизни, быть, по знаменитому выражению И. В. Сталина, «винтиком» государственной машины, но и вносить собственный вклад в существующий порядок, вплоть до его реформирования.

Однако значение термина «социализация» выходит за рамки собственно педагогических представлений. С одной стороны, оно принадлежит более широкому философскому и социологическому контексту, абстрагируется от конкретных характеристик педагогической действительности. С другой — оно оставляет в тени то важнейшее для педагога обстоятельство, что существенной стороной включения человека в жизнь общества должна быть персонализация, то есть становление личности. Именно личность способна проявлять самостоятельное отношение к жизни и творчество Джуринский А. Н. «История педагогики» Учебник для студентов предвузов — М: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2008 — с. 94.

Рассмотрим термин «образование». Это слово определяет одновременно и общественное явление, и педагогический процесс. Положительной стороной такого выбора является то, что в какой-то степени снимается неоднозначность. Во всяком случае отпадает необходимость говорить об образовании в первом или втором смысле, хотя содержание этого понятия само по себе может выходить за рамки, обозначенные упомянутым законом.

Таким образом, окончательного, общепринятого решения на сегодняшний день нет.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой