Педагогика как наука
Пришло время поразмышлять и о том, как назвать данную деятельность. По традиции можно было назвать ее просто термином воспитание. Но беда в том, что термин неоднозначен и разносторонен. Имеется как минимум четыре смысловых понятия воспитании. Воспитание понимают: в широком социальном смысле, когда речь идет о воздействии на человека всей окружающей действительности; в широком педагогическом… Читать ещё >
Педагогика как наука (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Слово «педагогика» имеет несколько определений. Первое: им обозначают педагогическую науку. Второе: педагогика — это искусство, и тем самым она как бы связана с практикой. Третье: педагогика — это система, которая в большей части построена в учебных материалах, установках, методиках и подходах.
Наука-сфера человеческой деятельности, в которой происходит соотношение объективных теоретических знаний с действительностью. Важно то, что наука не сводится к знаниям. Это — не просто система знаний, как иногда утверждают, а именно деятельность, работа, цель которой получение знаний. Деятельность в сфере науки — научное исследование. Это особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы науки и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах.
Педагогическая действительность — это та часть общей действительности, которая включена в педагогическую деятельность. Это ученик, учитель, их действия, методы обучения и воспитания, учебники, то, что в них написано и т. д. Такая деятельность может найти отражение не только в науке. Наука — это лишь одна форма общественного сознания. Действительность может отражаться также и в обыденном (стихийно-эмпирическом) процессе познания, и в художественно-образной форме Джуринский А. Н. История педагогики: Учебник. — М: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2008 — с. 72.
Научное познание происходит с помощью специальных групп людей, а стихийно-эмпирическое познание осуществляют все, занятые практической деятельностью. Источником знания служат многочисленные практические действия. Т. е. не специально полученные знания. В науке же ставятся специальные цели достижения познания, и научное исследование носит систематический и целенаправленный характер, оно прежде всего сосредоточено на решении научных проблем. Результаты в ходе исследования заполняют пробелы и ниши в науке. В ходе исследования необходимы специальные средства познания: моделирование, гипотез, экспериментирование и т. д.
Принято различать объект и предмет науки. Объект — это область действительности, которую исследует данная наука. Предмет — способ видения объекта с позиций этой науки.
Педагогика изучает особый вид деятельности. Эта деятельность — целенаправленная, потому что педагог не может не ставить перед собой определенную цель: научить тому-то, воспитать такие-то качества личности (гуманность, нравственность, самостоятельность, способность к творчеству и т. д.). Если посмотреть на дело более широко, можно сказать, что это — деятельность по выполнению извечно существующей функции человеческого общества: передавать новым поколениям ранее накопленный социальный опыт. Иногда это называют «трансляцией культуры» Джуринский А. Н. История педагогики Учебник для студентов предвузов — М: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2008 — с. 87.
Пришло время поразмышлять и о том, как назвать данную деятельность. По традиции можно было назвать ее просто термином воспитание. Но беда в том, что термин неоднозначен и разносторонен. Имеется как минимум четыре смысловых понятия воспитании. Воспитание понимают: в широком социальном смысле, когда речь идет о воздействии на человека всей окружающей действительности; в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленная деятельность, охватывающая весь учебно-воспитательный процесс; в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа: в еще более узком значении, когда имеется в виду решение определенной задачи, связанной, например, с формированием нравственных качеств (нравственное воспитание), эстетических представлений и вкусов (эстетическое воспитание). В этом случае термин обозначает область приложения воспитательных усилий.
Следующая загвоздка заключается в наличии синонимов к слову «воспитание», каждый из которых вправе претендовать на признание в качестве объекта науки: учебно-воспитательный процесс, практическая педагогическая деятельность, педагогическая действительность, социализация, образование Латышина Д. И. История педагогики: Учебное пособие — М: ГАРДАРИКИ, 2009 — с. 35. Каждое из этих понятий приемлемо для обозначения объекта педагогики в связи с определенными другими понятиями, как говорят, в определенном контексте.
Ближе всего по смыслу к приведенному выше обозначению того особого вида деятельности, который изучает педагогическая наука, стоит понятие социализация. Под социализацией понимается процесс включения растущего человека в общество благодаря усвоению и воспроизводству личностью социального опыта, исторически накопленной культуры. Применительно к педагогике эту деятельность можно обозначить как целенаправленную социализацию личности, поскольку любое педагогическое действие предпринимается с определенной целью и включение в общество происходит в процессе взаимодействия воспитанника с педагогом под руководством последнего Савенков А. В. Психологические основы исследовательского подхода к обучению — М: ЭКСМО, 2009 — с. 70.
Здесь, конечно, не имеется в виду то понимание социализации, которое фактически отождествляет ее с приспособлением к обществу в его неизменном и неизменяемом виде. Речь идет о социализации, организованной таким образом, чтобы выпускник школы был в состоянии не только успешно выполнять предназначенные ему функции в обществе как хороший исполнитель, но и действовать самостоятельно. Он должен получить возможность не просто приспосабливаться к существующей жизни, быть, по знаменитому выражению И. В. Сталина, «винтиком» государственной машины, но и вносить собственный вклад в существующий порядок, вплоть до его реформирования.
Однако значение термина «социализация» выходит за рамки собственно педагогических представлений. С одной стороны, оно принадлежит более широкому философскому и социологическому контексту, абстрагируется от конкретных характеристик педагогической действительности. С другой — оно оставляет в тени то важнейшее для педагога обстоятельство, что существенной стороной включения человека в жизнь общества должна быть персонализация, то есть становление личности. Именно личность способна проявлять самостоятельное отношение к жизни и творчество Джуринский А. Н. «История педагогики» Учебник для студентов предвузов — М: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2008 — с. 94.
Рассмотрим термин «образование». Это слово определяет одновременно и общественное явление, и педагогический процесс. Положительной стороной такого выбора является то, что в какой-то степени снимается неоднозначность. Во всяком случае отпадает необходимость говорить об образовании в первом или втором смысле, хотя содержание этого понятия само по себе может выходить за рамки, обозначенные упомянутым законом.
Таким образом, окончательного, общепринятого решения на сегодняшний день нет.