Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Организация дифференцированного обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Если изменение содержания обусловлено индивидуальнотипологическими особенностями студентов, правомерно говорить о дифференцированном обучении. В данном случае каждая группа студентов усваивает инвариантное содержание, обогащенное фрагментами, которые необходимы именно для этой группы. Если изменения содержания образования связаны с предпочтениями преподавателя, методиста, их взглядами на учебный… Читать ещё >

Организация дифференцированного обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Что такое дифференциация? Это слово происходит от латинского differentia — различие, разделение. Что же разделяется в процессе обучения? Разделяются, а точнее выделяются, отдельные группы студентов, обучение которых строится по-разному. В условиях дифференциации происходит выделение групп студентов и построение учебного процесса не просто различающихся, а соответствующих определенным особенностям студентов.

Необходимость дифференциации проистекает от имеющихся у людей различий. Без введения дифференциации процесс обучения организуется одинаково для всех студентов и оказывается по-разному эффективен для них, общие интеллектуальные способности студентов разные. Разная у них и обучаемость: кто-то может очень быстро усвоить новый материал, кому-то нужно гораздо большее время, большее число повторений для его закрепления и т. п.

Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми студентами содержания образования, которое может быть различным для разных студентов, но с обязательным для всех выделением инвариантной части. При этом каждая группа студентов, имеющая сходные индивидуальные особенности, идет своим путем. Процесс обучения в условиях дифференциации становится максимально приближенным к познавательным потребностям студентов, их индивидуальным особенностям.

Таким образом, цель дифференциации процесса обученияобеспечить каждому студенту условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворение познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.

В понимании дифференциации выделяют три основных аспекта:

  • 1. Учет индивидуальных особенностей студентов.
  • 2. Группирование студентов на основании этих особенностей.
  • 3. Вариативность учебного процесса в группах.

Дифференциация характеризуется созданием групп студентов, в которых элементы дидактической системы (цели, содержание, методы, формы, результаты) различаются.

Индивидуально-типологические особенности — это те особенности студентов, на основании которых их можно объединить в группы. Будут учитываться такие признаки, как скорость протекания нервных процессов, преобладающий тип памяти, сфор-мированность интеллектуальных операций и др. И. М. Чередов в качестве критериев выделяет обучаемость, обученность, работоспособность, учебную мотивацию, познавательный интерес, характер мышления.

Предлагая в обычной разнородной группе студентов задание различного уровня сложности, мы меняем содержание учебного процесса, однако цели, формы, методы обучения остаются одинаковыми.

В современной педагогической литературе часто встречается понятие «вариативность», иногда смешиваемое с понятием дифференциации.

Если изменение содержания обусловлено индивидуальнотипологическими особенностями студентов, правомерно говорить о дифференцированном обучении. В данном случае каждая группа студентов усваивает инвариантное содержание, обогащенное фрагментами, которые необходимы именно для этой группы. Если изменения содержания образования связаны с предпочтениями преподавателя, методиста, их взглядами на учебный предмет, то речь идет о вариативности, но не о дифференциации.

Конкретные проявления дифференциации мы называем формами дифференцированного обучения, которые могут быть объединены в виды и реализовываться на различных уровнях.

Виды дифференцированного обучения по:

  • • общим и специальным способностям;
  • • интересам;
  • • склонностям;
  • • проектируемой профессии.

Рассмотрим дифференциацию по общим способностям. На микроуровне данный вид дифференциации представлен заданиями различного уровня сложности, дозированием помощи преподавателя, уровневой дифференциацией.

С осуществлением уровневой дифференциации необходимо использовать уровни усвоения знаний и способов деятельности.

Усвоение — процесс преобразования содержания образования в достояние личности и ее свойства.

Разные авторы выделяют различные уровни усвоения, но все они отмечают, что характер учебно-познавательной деятельности должен усложняться от репродуктивной через конструктивную к творческой. Сравнительная таблица уровней усвоения представлена ниже (см. таблицу 3). Если детально проанализировать эту таблицу, то становится ясно, что во всех работах речь идет об одних уровнях, которые, вероятно, существуют реально (особенно хорошо это видно на примере трех первых уровней).

В. П. Симонов, М. Н. Скаткин, В. В. Краевский и Б. Блум проводят дальнейшее уточнение и конкретизацию представленных в таблице уровней. В принципе можно было бы использовать любую из отечественных разработок, однако состояние педагогического сообщества таково, что согласовать использование того или иного уровня сегодня не представляется возможным.

Г. А. Понурова привела несколько показателей, которыми преподаватель может пользоваться при создании и оценке сложности задания. По характеру познавательной деятельности выделены задания различного уровня сложности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой