Исследование проводилось в период с сентября 2011 по январь 2012 г. В эксперименте участвовало 14 детей (10 мальчиков и 4 девочки) в возрасте 3,5−3 лет. С целью диагностики уровня агрессивности детей нами была использована следующие методики:
1) Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного поведения детей, разработанная Лаврентьевой Г. П.)(Приложение 5).
Цель: выявить склонность к агрессивному поведению у детей раннего возраста.
Оборудование: карта наблюдений, включающая 18 картинокфиксированных форм поведения, в данном случае агрессивного (испытатель в течении дня наблюдает за ребёнком и фиксирует результаты по его окончании).
Инструкция. В ответах следует лишь проставить «+» (что означает ДА, присутствуют); или «-» (что означает НЕТ, отсутствуют).
Каждый «+» соответствует 1 баллу (ответ «-» соответствует 0 баллов). Из суммы балов, делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка) (Таблица 1 и диаграмма 1).
Шкала оценок результатов:
Повышенный уровень агрессивности — 15 — 18 баллов Высокий уровень агрессивности — 10 — 14 баллов.
Средний уровень агрессивности — 6 -9 баллов.
Слабый уровень агрессивности — 0−5 баллов.