Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Психологические особенности планирования в управлении

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Среди психологических аспектов планирования выделяют несколько групп факторов, определяющих особенности реализации этой деятельности. К первой группе относятся различные по типологии задачи, решаемые руководителем в процессе составления и реализации планов. Вторая связана с особенностями механизмов, детерминирующих процессы выработки планов. Третья группа касается смыслообразования в деятельности… Читать ещё >

Психологические особенности планирования в управлении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Возникновения психологических проблем при планировании

Среди психологических аспектов планирования выделяют несколько групп факторов, определяющих особенности реализации этой деятельности. К первой группе относятся различные по типологии задачи, решаемые руководителем в процессе составления и реализации планов. Вторая связана с особенностями механизмов, детерминирующих процессы выработки планов. Третья группа касается смыслообразования в деятельности руководителя, механизмов формирования личностного смысла в ней (в зависимости от особенностей спектра его интересов) и, наконец, определяющие зависимость индивидуального планирования от особенностей спектра его интересов.

Прежде всего, следует отметить, что в зависимости от уровня управления в деятельности руководителя меняется характер и масштабы планирования, а также используемые в этих целях средства. Существенно, также и то, что любой руководитель ограничен в составлении и реализации планов всевозможными нормативно закреплёнными правилами, процедурами, режимами, графиками, стратегиями, принятыми курсами действий и т. д.

Закреплённые в документах правила требуют, чтобы были или не были приняты определенные действия в конкретных ситуациях. Правила устанавливаются для обеспечения целенаправленности в работе, они закрепляют определённый тип поведения, отвечающий интересам дела. Аналогичную роль играет «регламент». Стандартизируя деятельность людей, правила минимизируют усилия организатора конкретных работ в области планирования.

Такую же функцию выполняют процедуры и режим. «Процедура» — это последовательность правил, это ориентиры для действий, которые указывают, как надо выполнять определённую деятельность. «Режим» правила выполнения чего-либо в определённых условиях, последовательность действий, определяющих стабильность и эффективность протекания каких-либо процессов, способ реализации некоторой установки (например, режим экономии), а также порядок использования календарного времени. Естественно, что планируя деятельность подразделения и даже собственную деятельность, руководитель не может игнорировать существующие правила, процедуры и режимы.

Планирование также должно осуществляться с учётом решений вышестоящего уровня управления. Эти решения могут различаться по степени жёсткости предписаний в отношении деятельности лиц, на которых решение ориентировано. По этому признаку выделяют три категории решений: контурные, обозначающие лишь общие контуры предстоящих действий, структурирующие, определяющие относительно строгие рамки деятельности исполнителей и решения-алгоритмы.

Совокупность решений образует программы. «Программа» — намеченный к планомерному осуществлению, направленный на достижение единой цели и приуроченный к определённым срокам комплекс мероприятий, обеспеченный необходимыми ресурсами. Это совокупность правил, процедур, целей, установок. Программы могут быть различными по масштабам. Наиболее широкой в этом смысле является генеральная программа действий, которая представляет собой распределение приоритетов и ресурсов для достижения целей. Такая генеральная программа называется стратегией.

Стратегия чаще всего реализует курс действий, под которым понимаются общие положения и понятия. Этими понятиями руководствуются, когда принимают решения, или которые ограничивают альтернативы при принятии решений. Курс действий имеет столько же уровней, сколько имеет сама организация. Он предполагает известную свободу и может выступать как средство развития самостоятельности и инициативы. Курсы действий, хотя и облегчают достижение целей предприятия, не всегда в должной мере интегрированы по уровням.

И, наконец, наивысший уровень в этом списке занимают цели и задачи организации. Это те рубежи, к достижению которых направлена деятельность организации. «Цель» — это предвосхищение результата управленческой деятельности, конечный этап многочисленных управленческих операций. В производственных организациях проявляются три основных типа целей: цели-задания, исходящие от вышестоящих органов и отражающие внешнюю функцию предприятия; цели-системы, отражающие объективную необходимость поддержания целостности организации, цели-ориентации, выражающие потребности членов организации.

Ясно сформированные цели создают предпосылки для возможности сконцентрировать усилия организации и, тем самым, повысить её конкурентоспособность. Сформулированные цели и задачи, провозглашённый курс действий и реализующие его стратегии, разработанные на этой основе программы деятельности в принципе, с одной стороны, ограничивают свободу руководителя в реализации функции планирования, с другой стороны, они выступают основой для организации деятельности подразделения или службы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой