Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Организация воспитания и социализации учащихся начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется в рамках Основной образовательной программы начального общего образования, в которой в качестве основных выделено шесть направлений. Это подробно обсуждается в разделе 3 учебника. В Концепции такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования… Читать ещё >
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Концепция (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) разработана в 2009 г. В дальнейшем она была реализована в Основной образовательной программе начального общего образования (ООП 1100). Ее положения полностью согласуются с ФГОС НОО (2010) и Законом об образовании.
В основе Концепции — формирование целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника. Такое пространство, иначе определяемое как уклад школьной жизни, интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей.
Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.
В Концепции такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Национальный воспитательный идеал — новое и очень важное понятие для педагогики. Целесообразность введения такого понятия диктуется полисубъектностью современного процесса воспитания и социализации ребенка. В этом процессе активно участвуют не только традиционные субъекты (семья и школа), но и различные общественные, культурные, религиозные организации, СМИ и иные субъекты влияния. Важно обеспечить согласованность действий между этими субъектами влияния в решении принципиального вопроса о том, на воспитание какого человека направлены непосредственные или опосредованные их усилия.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель — воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания приведена система базовых национальных ценностей. Критерием их систематизации, разделения по определенным группам были выбраны источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений.
Представим перечень базовых национальных ценностей, приведенный в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания:
- • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, уважение к труду, бережливость);
- • наука (ценность знания, стремление к истине, научная картина мира);
- • традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах, формируемых на основе межконфессионального диалога;
- • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- • природа (эволюция, жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание);
- • человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Общие задачи воспитания и социализации учащихся начальной школы систематизированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России.
Каждое из направлений воспитания и социализации обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечить принятие их обучающимися. Концепция принята к исполнению в начальной школе. Ее положения нашли отражение в ФГОС.
Организация воспитания и социализации учащихся начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется в рамках Основной образовательной программы начального общего образования, в которой в качестве основных выделено шесть направлений. Это подробно обсуждается в разделе 3 учебника.