Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Дидактические особенности осуществления культуроформирующей функции изучения русского языка в высших учебных заведениях Республики Таджикистан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вопрос организации словарной работы в национальных университетах имеет богатый опыт и располагает многими исследованиями, посвященными лексической работе (К.В. Мальцева, A.M. Лебедев, А. А. Липаев, И. М. Квитнский, Е. Д. Канер, В. А. Чиннова, М. А. Лауринавичине, Е. М. Малафева, Л.Г. Саяхова). В тоже время ряд проблем (отбор словаря, семантизация лексики русского языка и особенно разработка… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Основы культуроформирующеи функции изучения русского языка в психолого-педагогических исследованиях
    • 1. Особенности отбора лингво-дидактических материалов, способствующих формированию общекультурной и профессиональной сфер студентов
    • 2. Выявление причин и тенденция лексико-семантических ошибок, характерных обучению русскому языку в современной высшей школе
    • 3. Содержание программ, учебников и учебных пособий, определяющих качество обучения русскому языку в высших учебных заведениях Республики Таджикистан
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Содержание образования по русскому языку, ориентированное на общечеловеческие и национальные ценности, способствующие его культуроформирующей функции
    • 1. Современный подход к определению содержания изучения русского языка, учитывающий общечеловеческие и национальные ценности
    • 2. Технолого-процессуальный аспект формирования нравственно-речевой культуры студентов на занятиях по русскому языку
    • 3. Эффективность осуществления культуроформирующей функции изучения русского языка в высших учебных заведениях
  • Республики Таджикистан
  • Выводы по 2 главе

Дидактические особенности осуществления культуроформирующей функции изучения русского языка в высших учебных заведениях Республики Таджикистан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Образование является одной из приоритетных и судьбоносных сфер жизни общества, будущее любой нации и страны, их развитие и процветание неразрывно связано с образованием. Невозможно представить развитие и процветание общества без всестороннего развития науки и образования, потому что ничто не имеет столь сильного влияния на развитие общества, как образование. Решение всех политических, экономических и социальных проблем общества, прежде всего, зависит от состояния образования. Именно поэтому в государственной политике в сфере управления наукой и образованием за годы независимости Республики Таджикистан возникли качественно новые отношения. Эти отношения нашли свое отражение в законах Республики Таджикистан «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Национальной концепции образования Республики Таджикистан, указах Президента Республики Таджикистан и Постановлениях Маджлиси Оли и Правительства Республики Таджикистан.

Во все периоды жизни таджикского общества образование считалось надежной опорой государства. Поэтому сегодня система образования Республики Таджикистан видит свою задачу в воспитании строителей демократического, правового и унитарного государства.

В республике большое значение придается изучению русского и иностранных языков. Согласно Указу Президента Республики Таджикистан от 4 апреля 2003 года «О совершенствовании преподавания и изучения русского и английского языков в Республике Таджикистан» Правительство разработало Государственную программу «О совершенствовании преподавания и изучения русского и английского языков в Республике Таджикистан на 2004;2014 годы». В настоящее время идет успешная реализация данной программы. Сегодня в 3745 дневных средних общеобразовательных школах Республики Таджикистан со 2 по 11 класс отводится 27 часов в неделю для изучения русского языка. 7214 учителей русского языка претворяют в жизнь Указ Президента.

В целях успешного выполнения Указа Президента Министерство образования уделяет большое внимание подготовке учителей русского языка. Если в 2003/04 учебном году по этой специальности было зачислено 50 студентов, то в 2004/05 учебном году на факультеты и отделения русского языка и литературы зачислены 101 человек.

Для решения этой задачи огромное значение приобретает вопрос об улучшении знаний русского языка народами СНГ, где русский язык является средством общения, одним из неисчерпаемых источников совершенствования своих знаний.

Для многонациональной Республики Таджикистан решение языковой проблемы имеет жизненно большое значение и поэтому должно стать государственной задачей.

Государственная программа по совершенствованию обучения русскому и английскому языкам предусматривает основные моменты улучшения преподавания русского и английского языков на современном этапе развития мировой цивилизации, определяет цели, задачи и направления её реализации в образовательном процессе, государственные и социальные гарантии обучающимся, работникам образовательных учреждений и других организаций системы образования.

На современном этапе резко возрастает роль русского языка в организации экономической жизни стран ближнего зарубежья, их тесного сотрудничества. Русский язык как средство общения между государствами обеспечивает взаимопонимание, ускоряет обмен передовым опытом и тем самым способствует внедрению в производство новых технологий, всего нового и прогрессивного.

Развитие таджикского языка как государственного и русского языка — как языка межнационального общения — является одним из приоритетных направлений политики Правительства Республики Таджикистан, что закреплено Конституцией страны и Законом о государственном языке. Рыночная экономика, интенсификация процесса обмена достижениями культуры и разнообразными духовными ценностями ведут к неуклонному возрастанию потребности в углубленном изучении русского языка. В этой связи Президент Республики Таджикистан Э. Ш. Рахмонов неоднократно отмечал, что языковая политика правительства обеспечивает, наряду с таджикским языком, равноправное функционирование других языков. Она даёт возможность овладеть ими. При этом знание русского и английского языков ни в коей мере не может идти в ущерб государственному языку.

Практическая направленность в овладении русским языком ставит перед преподавателями русского языка в высшей школе определенные требованиянайти более эффективные пути обучения, призванные помочь студентам овладеть русским языком.

В Указе Президента Республики Таджикистан Э. Рахмонова «О совершенствовании преподавания и изучения русского и английского языков в Республике Таджикистан» и в соответствии со статьей 69 Конституции Республики Таджикистан говорится, что для развития международных связей, обогащения достижениями культуры и духовными ценностями народов, создания условий, способствующих ускорению научно-технического прогресса, освоению современных информационных технологий, признать целесообразным всемерное совершенствование преподавания и изучения русского и английского языков в Республике Таджикистан.

В осуществлении этих задач преподавателями русского языка общеобразовательных школ и университетов Таджикистана делается немало. О чем свидетельствуют исследования Р. Г. Рахматуллина (151), Э. М. Ецковой (75), К. Н. Садыковой (162) и других.

Однако, несмотря на определенные успехи в обучении русскому языку, в привитии навыков устной и письменной речи, знания и речевая деятельность студентов-таджиков все еще не достигли того уровня, который отвечал бы современным требованиям методики преподавания русского языка в высшей школе. Причину этого мы, прежде всего, видим как в отсутствии обобщающего и цельного исследования по методике преподавания русского языка в таджикских группах, где были бы научно разработаны общие закономерности формирования и углубления лексического запаса студентов, речевых умений и навыков. Кроме того, были бы учтены особенности восприятия и усвоения лексического материала на грамматической основе с учетом специфики родного языка студентов, так и в отсутствии словаря-минимума, единых и стабильных учебников, сборников упражнений, в которых была бы разработана система лексических и лексико-грамматических упражнений, способствующих обогащению и активизации лексического запаса студентов.

В практической направленности обучения, в подчинении грамматической теории нуждам развития речи, в комплексно-концентрической организации учебного материала на синтаксической основе, во всей системе обучения русскому языку студентов-таджиков проблема обогащения их лексического запаса является наиболее актуальной и важной.

Вопрос организации словарной работы в национальных университетах имеет богатый опыт и располагает многими исследованиями, посвященными лексической работе (К.В. Мальцева, A.M. Лебедев, А. А. Липаев, И. М. Квитнский, Е. Д. Канер, В. А. Чиннова, М. А. Лауринавичине, Е. М. Малафева, Л.Г. Саяхова). В тоже время ряд проблем (отбор словаря, семантизация лексики русского языка и особенно разработка системы лексических и лексико-грамматических упражнений, способствующих обогащению лексического запаса студентов) применительно к студентам не получили до настоящего времени достаточного исследования и освещения в научно-методической литературе. Можно назвать лишь несколько диссертационных работ, посвященных методике обучения русской лексике (Г.И. Румянцевой (158), А. Д. Азимовой (6)).

В связи с этим в преподавании русского языка в нерусских академических группах, в организации лексической работы еще много нерешенного. А по целому ряду вопросов существуют серьезные расхождения.

Например, до сих пор нет единого мнения о критериях отбора лексики для учебного словаря-минимума. Во многих национальных университетах на практических занятиях должным образом еще не используется все многообразие видов и форм лексической работы. Вопрос обогащения лексического запаса студентов, в основном, увязывается с работой над текстами, определяющими один из важных путей пополнения словаря студентов. Но словарная работа в университете, по нашему убеждению, должна проводиться не только в процессе чтения и усвоения текстов, но и в процессе более полного изучения грамматики, в отличие от средней школы, которая пополняет лексические, речевые запасы разнообразными изобразительными средствами языка, которая дисциплинирует речь, делает ее оформление стилистически богатой.

Нельзя не согласиться в этом отношении с профессором С. Г. Бархударовым, который считает, что «.даже квалифицированные педагоги и языковеды думают, что в национальных школах специально лексикой заниматься не обязательно, так как русскую лексику школьники усваивают преимущественно практически.

Общепризнанным положением следует признать мысль о том, что преподавание лексики нельзя ограничивать толкованием отдельных слов и выражений, а необходимо показывать употребление их в живой речи" (22).

Проведение словарной работы в тесной связи с развитием речи на основе изучаемых грамматических форм — это трудный и сложный вопрос в методике преподавания русского языка в школе и в вузе, который до настоящего времени не обобщен, не получил полного освещения. Словарную работу в университете необходимо проводить не только при чтении текстов, усвоении раздела «Состав слова» (73), ее необходимо проводить и при изучении частей речи. Во время работы над освоением любой части речи имеется большая возможность остановиться на синонимах, антонимах, многозначности слова. Изучение грамматических тем в лексическом плане вырабатывает навык употребления слов речи, способствует активному усвоению грамматического материала. Ведь овладение грамматическими правилами возможно только при широком привлечении словарного материала.

Из многообразия вопросов, связанных с проблемой обогащения словаря студентов мы для исследования выделили один из основных — обогащение лексического запаса студентов-таджиков в процессе усвоения фонетики и некоторых категорий имени существительного и глагола.

В диссертации нами исследуется вопрос, связанный не только с количественным обогащением словаря студентов, но преимущественно с качественным.

Актуальность исследования связана с социальными потребностями и предопределена следующими факторами:

• не разработанностью избранной темы;

• необходимостью в практическом осмыслении сущности исследуемого вопроса, познаний сущностной стороны дидактических особенностей культуроформирующей функции изучения русского языка в условиях рыночной экономики и его роль в формировании социально — активной личности;

• важностью использования бесценного педагогического опыта, в котором сконцентрированы достижения и особенности национальных школ;

• методологическим и научно-практическим значением разрабатываемой темы в условиях гуманизации и гуманитаризации образования. Объект исследования — целостный и непрерывный процесс изучения русского языка студентами в вузе.

Предмет исследования — общие закономерности формирования и углубления лексического запаса студентов, их речевых умений и навыков.

Цель исследования. Основная цель настоящего научного исследования, состоит в том, чтобы на основе изучения специальной педагогической литературы, рабочих программ и планов, а также сложившейся практики преподавания, провести комплексное исследование дидактических особенностей осуществления культуроформирующей функции изучения русского языка в высших учебных заведениях Республики Таджикистан. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

• определить исходные теоретические предпосылки и положения избранной проблемы путем глубокого изучения педагогической и психологической литературы;

• выявление и типизация лексических и лексико-грамматических ошибок, с целью определения причин их возникновения;

• обобщение опыта работы таджикских университетов по усвоению грамматических категорий в лексическом плане;

• отбор учебного лексического минимума для студентов и определение наиболее рациональных приемов семантизации слов, предназначенных для активного усвоения студентами;

• поиск и разработка системы лексических и лексико-грамматических упражнений, обеспечивающих углубление лексического запаса студентов.

Анализ литературы по теме исследования, изучение опыта преподавания русского языка в вузах республики и предварительное исследование позволили сформулировать гипотезу, исходящую из того, что изучение русского языка студентами будет эффективным в том случае если:

• разработать научно обоснованную систему лексических и лексико-грамматических упражнений, обеспечивающих обогащение лексического запаса студентов;

• органическое соединение лексического и грамматического материала при изучении русского языка;

• проведение словарной работы совместно с грамматическими упражнениями.

Методологической основой исследования являются основополагающие идеи философов, социологов, психологов и педагогов по теории познания, по национальному вопросу и вопросу о языке как важнейшем средстве общения и его связи с мышлением, сущности языка и особенности его функционирования, а также директивные документы: Государственный стандарт образования.

Республики Таджикистан (1996 год), Концепция национальной школы (2002г.), 9.

Закон Республики Таджикистан «Об образовании» (2004г.), Указы Президента Республики Таджикистан и Постановления Правительства.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: общенаучный, диалектический метод познания социальных процессов и явлений, метод наблюдения (прямое и косвенное наблюдение) и опытно-экспериментальная проверка приемов и форм работы и специфических упражнений по обогащению лексики студентов в университетах Таджикистана (в течение пяти лет 2002;2006 гг.).

Работа над исследованием осуществлялась в несколько этапов:

На первом этапе (1998;2000 гг.) проводилось изучение философской, социологической и психолого-педагогической литературы по вопросам изучения иностранного (русского) языка. Анализировалась существующая в вузах республики система изучения русского языка. Осуществлялось теоретическое осмысление проблемы исследования, определялись его объект, предмет, цель, гипотеза и задачи. Была разработана программа педагогического эксперимента.

На втором этапе (2000;2002 гг.) первичной проверке и уточнению была подвергнута рабочая гипотеза, выявлены условия, позволяющие обеспечить качественное изучение русского языка студентами. Разработка системы лексических и лексико-грамматических упражнений, обеспечивающих обогащение лексического запаса студентов.

На третьем этапе (2002;2006 гг.) проведена опытно-экспериментальная работа, проверка правильности гипотезы, обработка полученных данных, их интерпретация на основе анализа и обобщения.

На четвертом этапе (2006;2007 гг.) систематизированы и обобщены результаты экспериментальной работы, сформулированы общие выводы исследования и оформлены в виде диссертационной работы.

Основной базой исследования являлись вузы Республики Таджикистан: Таджикский государственный институт языков (ТГИЯ), Таджикский.

10 государственный медицинский университет им. Абуали ибн Сино (ТГМУ), Кулябский государственный университет им. Абуабдулло Рудаки (КГУ), Кургантюбинский государственный университет им. Носира Хусрава (КГУ). В эксперименте участвовали 674 студента.

Научная новизна исследования состоит в обосновании культуроформирующей функции изучения русского языка в высших учебных заведениях, влияющей на результативное формирование целостной языковой личности.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке и обосновании системы лексических и лексико-грамматических упражнений, обеспечивающих обогащение лексического запаса студентов.

Практическая значимость исследования заключается в обосновании предложений по совершенствованию преподавания русского языка в вузах Республики Таджикистан. Разработанная система лексических и лексико-грамматических упражнений непосредственно может быть использована в практике преподавания русского языка, а основные идеи и выводы исследования могут найти широкое применение в практической деятельности вузовских преподавателей, занимающихся профессиональной подготовкой будущих преподавателей-русистов.

Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации, обеспечивается методологией системного, подхода, научной концепцией педагогической диагностики, опорой на теоретические и эмпирические методы исследования. Так же анализом условий опытно-экспериментальной работы, подтверждением положений, выдвинутых в гипотезе, личным опытом работы автора в качестве педагога.

Апробация и внедрение. Диссертационное исследование подготовлено и обсуждено на кафедре педагогики Таджикского государственного института языков (ТГИЯ). Основные положения диссертации докладывались на ежегодные конференциях профессорско-преподавательского состава ТГИЯ,.

Таджикского государственного педагогического университета (ТГПУ) имени К. Джураева и республиканских научно-практических конференциях. Разработанная система лексических и лексико-грамматических упражнений применялась в собственной практике преподавания русского языка, а результаты исследования использовались на лекционных и практических занятиях по русскому языку.

На защиту выносятся следующие основные положения:

• выявление и типизация лексических и лексико-грамматических ошибок, с целью определения причин их возникновения;

• учебный лексический минимум для студентов и определение наиболее рациональных приемов семантизации слов, предназначенных для активного усвоения студентами;

• научно обоснованная система лексических и лексико-грамматических упражнений, обеспечивающих обогащение лексического запаса студентов;

• обоснование культуроформирующей функции изучения русского языка в высших учебных заведениях, влияющей на результативное формирование целостной языковой личности.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Содержание диссертации изложено на 174 страницах компьютерного набора. В тексте имеется 22 таблицы, 4 рисунка и одно приложение.

Список литературы

насчитывает 195 наименований.

Основные выводы и рекомендации.

1. Залогом успешной постановки лексической работы в университете является изучение ошибок выпускников основной школы и выделение «типичных» лексических ошибок. Построение всей лексической работы должно быть основано на учете тех трудностей, которые возникают у студентов, так как своеобразие лексической и грамматической системы таджикского языка в сравнении с русским языком оказывает существенное влияние на построение практических занятий по русскому языку.

2. Для правильной организации словарной работы со студентами необходимы словари-минимумы, куда должна войти активная лексика как общеупотребительная, так и общественно-политическая и лексика по специальности.

Отбор слов, предназначенных для активного усвоения, должен быть научно-обоснованным и строиться на совокупности дидактических, лингвистических и методических принципов.

3.

Введение

и объяснение слов является первым этапом работы над словом. Прочные речевые навыки на русском языке образуются в результате осознанного употребления лексического минимума, грамматических форм. Поэтому в связи с задачами, стоящими перед преподавателями русского языка, в вузе первостепенную важность приобретает разработка системы лексических и лексико-грамматических упражнений, которые являются одним из способов обогащения словаря студентов и предупреждением из речевых недочетов.

4. Назрела необходимость в создании учебников, учебно-методических пособий, где должно быть уделено внимание тем разделам грамматики, которые вызывают у студентов специфические трудности.

Они должны обязательно включить упражнения, способствующие обогащению, закреплению и активизации лексического запаса студентов развитию их устной и письменной речи.

5. На основе изучения фактического материала, имеющегося в лингвистической и методической литературе, а также в результате анализа и обобщения данных, полученных нами при проведении опытно-экспериментальной работы можно сказать, что при лексическом усвоении отдельных тем частей речи значительное место должно быть отведено запоминанию групп слов, включенных в справочные таблицы. Они должны войти в словарный минимум студентов и тем самым способствовать расширению их лексического запаса и лучшему усвоению грамматического материала.

Анализ и запоминание слов из лексических таблиц развивает логическое мышление студентов, активизирует их при прохождении трудных грамматических тем.

6. Каждое практическое занятие по изучению русской лексики должно быть построено так, чтобы опору для понимания слова давали правильно подобранные тексты упражнений, включающие разъяснения значений слов с использованием их в различных группировках для создания или оживления ситуации.

7. Работа над любой грамматической темой эффективна, продуктивна и содержательна, если она сопряжена с работой по обогащению лексического запаса студентов.

Заключение

.

В результате анализа программы, учебных пособий по русскому языку, наблюдения за процессом обучения, проверки знаний и навыков студентов по русскому языку, наблюдений и анализа их устной и письменной речи мы пришли к выводам:

• преподаватели русского языка ищут новые пути в работе;

• активизируют методы преподавания;

• повышают качество знаний студентов;

• процесс обучения русскому языку в вузах приобретает практическую направленность.

Но, несмотря на положительные стороны в работе преподавателей, в постановке словарной работы наблюдаются все еще типичные недостатки: бессистемность в отборе слов, предназначенных для активного усвоения, однообразие приемов и методов отбора.

Для правильной организации словарной работы и унификации ее в вузах необходимы словари-минимумы, содержащие слова, обязательные для активного усвоения студентами таджикских групп. Отбор слов, предназначенных для активного усвоения должен быть научно обоснованным и строиться на совокупности дидактических, лингвистических и методических принципов.

В условиях университета наиболее рациональными приемами раскрытия значения новых слов, на наш взгляд, являются следующие:

• беспереводный, сочетающий зрительную наглядность с толкованием русских слов средствами русского языка;

• беспереводный с использованием зрительной наглядности;

• переводный, объяснение слов и словосочетаний средствами родного языка студентов.

Опыт работы со студентами убеждает, что проблема отбора слов в лексический минимум не разрешается составлением списка слов. Для практического овладения лексикой русского языка, русской речью необходима научно-выработанная, практически подтвержденная система лексических упражнений, составленная с учетом специфики родного языка студентов профильного обучения.

Слабые знания студентов по русскому языку объясняются, прежде всего, недостаточно удовлетворительной постановкой словарной работы в университетах республики и во многом обусловливаются лексическими, грамматическими, орфоэпическими и орфографическими особенностями русского языка.

Анализ ошибок дал нам возможность выявить конкретные трудности, возникающие у студентов при усвоении русского языка. Эти трудности, возможно, установить с помощью лингвистического анализа на базе учета сопоставления лексической, фонетической систем и грамматического строя русского и таджикского языков. Выяснение типичных ошибок, на наш взгляд, может способствовать отбору русских слов, трудных для студентов в лексическом, орфоэпическом, грамматическом отношении.

Опытно-экспериментальная работа, проведенная нами на протяжении пяти лет (2002;2006 гг.) показала, что для обогащения лексического запаса студентов необходимы лексические и лексико-грамматические упражнения.

Лексические и лексико-грамматические упражнения формируют у студентов следующие практические навыки:

• умение выбрать из своего словарного запаса наиболее точное слово, соответствующее целям высказывания в данной ситуации;

• • выяснить значение слова по словарю;

• умение воспринимать переносные значения слова и самостоятельно употреблять его в речи.

Система упражнений, рекомендуемая нами, составлена с учетом особенностей усвоения русского языка студентами университетов с таджикским языком обучения. В упражнениях учитываются трудности, с которыми встречаются студенты при усвоении русской лексики в связи со спецификой таджикского языка. В них основное внимание уделяется тем языковым явлениям, в которых наблюдаются те или иные различия в русском и родном языке студентов, а также тем языковым формам, которые являются сходными, но не тождественными в двух языках, т.к. именно они, как показало наше исследование, вызывают наибольшие трудности.

Упражнения составлены с учетом содержания и принципов научной грамматики, лексикологии, семантики, а также психологии и дидактики. Поэтому упражнения строятся исходя из необходимости, постепенно подвести студентов все к более тонкому анализу слов и словосочетаний русского языка. При составлении упражнений учитывалась необходимость их варьирования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.И., Данилов П. А., БигаевТ.И. Очерки по сопоставительной грамматике русского языка и узбекского языков. Ташкент, 1960.
  2. Х.А. К вопросу о лексических заимствованиях русского языка в узбекском и таджикском языках. «Русский язык в школе», 1956, № 4.
  3. А. К вопросу о методике преподавания морфологического состава русского языка в узбекских группах вузов. Труды Среднеазиатского госуниверситета. Филологические науки. Кн. 8, 1955.
  4. А.Д. Работа над усвоением специальной лексики на занятиях по русскому языку. Ашхабад, 1970, Канд. дисс.
  5. Г. Ф. К методике преподавания русского языка, нерусским студентам Всесоюзной академии, М., 1939.8'. Алексеева и др. Русский язык. Учебное пособие для студентов-иностранцев по трудным глаголам, Л, 1970.
  6. Н.Н. К вопросу о лексическом значении слова. Вестник ЛГУ, № 2, в. 1, 1957.
  7. И.А. Обогащение словаря старшеклассников. Журнал «Русский язык в киргизской школе», 1962, № 2, 18−25.
  8. Ю.Д. Экспериментальное исследование семантики русского глагола. М., 1967.
  9. АраховаС.М., Дмитриева М. С. О преемственности работы по русскому ' языку в нерусских школах. Сталинабад, 1955.
  10. Р.И. Типичные орфографические ошибки в русской речи студентов-узбеков. Причины их возникновения и методика исправления (с помощью технических средств), М., 1966.
  11. С., Джалолов А. Учебник таджикского языка для высших учебных заведений. «Забони тол>ик’Г, Душанбе, 1969.
  12. М.Г., Строева Г. В., Хабанович А. П. Многозначность и омонимия. Изд. Ленинградского университета, 1966.
  13. В.А. Психология обучения иностранным языкам, М. Изд. «Просвещение», 1969.
  14. О.С. Очерки по общей русской лексикологии, Учпедгиз, М., 1957.
  15. БойковаЛ. О принципах составления «Пособия по развитию речи». «Русский язык в национальной школе», № 1, 1970.
  16. БакееваН.З. Словарный минимум по русскому языку для I-IV классов таджикской школы. М. Изд. АПН РСФСР, 1958.
  17. И.Т. Приемы обогащения словаря учащихся. «Известия» АПН РСФСР. Выпуск 124, М., 1962.
  18. А.Н., Добровольская В. В. Сборник упражнений по глагольным приставкам. Изд. МГУ, 1969.
  19. С.Г. О некоторых лингвистических проблемах, связанных с обучением русскому языку нерусских «Русский язык в национальной школе», 1958, № 3.
  20. С.Г. Основные проблемы методики преподавания русского языка в национальных группах вузов. «Русский язык в национальной школе», 1964, № 2.
  21. Л.С. Двенадцать названий и двенадцать вещей. «Русский язык за рубежом», 1969, № 4.
  22. Н.А. О некоторых вопросах развития устной речи на уроках грамматики. «Русский язык в нерусской школе». Баку, № 5,1965.
  23. А. Вопросы развития русской разговорной речи студентов неязыковых факультетов. «Русский язык в национальной школе», 1968, № 1.
  24. .В. Психологические основы усвоения лексики иностранных языков. Изд. «Просвещение», М., 1964.
  25. С.Н. Развитие русской речи при изучении глагола в VI классе туркменской школы. Автореферат канд. дисс., Ашхабад, 1969.
  26. В. Изучение русского языка и двуязычный словарь «Русский язык в национальной школе», 1970, № 4.
  27. И.М. и др. Формирование потенциального словарного запаса при обучении русскому языку как иностранного. «Русский язык за рубежом», 1968, № 4.
  28. Ф.Б. Методы семантизации на уроках русского языка в нерусской школе, М., 1945.
  29. Г. А. и др. Употребление глаголов движения в русском языке, М. Изд. МГУ. 1970.
  30. Д.Н. Вопросы психологии усвоения грамматики и орфографии. Из-во АПН РСФСР, М., 1959.
  31. БойцоваА.Ф. Обучение русскому произношению в нерусских школах, М., 1960.
  32. А.Ф. К методике изучения грамматического материала по русскому языку в начальных национальных школах. «В помощь учителю русского языка в таджикской школе», Душанбе, 1963, № 2.
  33. И.И. Активное усвоение лексического материала. «Русский язык в узбекской школе», 1962, № 6.
  34. Р.А. Очерки по языкознанию, М., 1953.
  35. БукатинаЛ.А. К вопросу о сравнении фонетического строя русского, таджикского и английского языков. «Ученые записи» (Сталинабадский пединститут). Филологическая серия. Выпуск 1. 1952.
  36. Н.В. Место специальной терминологии на занятиях по русскому языку в техническом вузе. Сб. «Методические статьи» изд. «Советская наука», 1957.
  37. Л.А. Введение в языкознание, М., Учпедгиз, 1954.
  38. Ф.И. О преподавании Отечественного языка. Л., 1941.
  39. БухгольцХ. Опыт работы над лексическим минимумом по специальности. «Русский язык для студентов-иностранцев». М. Выпуск 2, 1961.
  40. Бычкова 3. О связи грамматики с развитием речи в процессе обучения нерусских студентов русскому языку. «Сборник научно-исследовательских работ Ташкентского текстильного института», 1960, вып. II.
  41. Л. О словарном составе учебных книг по русскому языку. «Русский язык в национальной школе», 1958, № 5.
  42. В., Степанова И. Лексико-грамматические упражнения в связи с развитием устной речи. «Русский язык в национальной школе», 1965, № 6.
  43. А.П. «О роли грамматики при обучении русскому языку в азербайджанской школе». В кн. «Вопросы улучшения преподавания русского языка». Баку, 1962.
  44. М.Ю. Учебное пособие по русскому языку для студентов-таджиков Таджикского государственного медицинского института, Душанбе, 1969.
  45. В.В. Основные типы лексических значений слова, «Вопросы языкознания», 1953, № 3.
  46. Т.Г., Космодемьянская А. И. Работа гад усвоением специальной лексики на занятиях по русскому языку в Туркменских группах ТГМИ. «Вопросы преподавания русского языка в высших и средних специальных учебных заведениях», Ашхабад, 1963.
  47. И.В. Взаимодействие лексических и грамматических значений в категории вида современного русского глагола. М., 1965.54. «В помощь учителю русского языка в таджикской школе», Методический сборник, Душанбе, № 1, 1963, № 1,1970.
  48. В помощь преподавателям русского языка как иностранного, сб. статей.• М. Изд. МГУ, 1966, 1969, 1970.
  49. Всесоюзные совещания по преподаванию русского языка в вузах национальных республик (резолюция), М., 1940.
  50. Выгодский J1.C. Мышление и речь. М., Лабиринт. 1999. С. 126.
  51. С.Г. Фразеологии русского языка. М. Изд. Просвещение, 1967.
  52. Е.Г. Грамматические упражнения, способствующие развитию устной речи в старших классах. «Русский язык в узбекской школе», № 5, 1961.
  53. В.М. Галкина-Федорук, К. В. Горшкова, Н. М. Шанский. Современный русский язык (Лексикология, фонетика, морфология). М., МГУ, 1954. С. 219
  54. Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. Изд. 3-е переработанное и доп. М., АРКТИ. 2004. С. 192.
  55. Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика. Учебное пособие для студентов вузов. М. 2004. С. 336.
  56. ГамзаевМ.А. Психология усвоения орфографии и пунктуации. Баку, 1968.
  57. ГаниевГ.И. Некоторые приемы работы над усвоением русских слов в таджикской школе. «Русский язык в таджикской школе», Душанбе, 1962.
  58. Гарбовский 3. К вопросу об установлении лексического минимума для отдельных лет обучения русскому языку (изучение русского языка за рубежом). «Русский язык в национальной школе», 1957, № 4.
  59. А.Н. Избранные работы по орфографии и фонетике. Изд. АНП СССР, М., 1963.
  60. Р.В., Кожаева В. Г., Шавердьян Э. Г. Учебное пособие по русскому языку для студентов-иностранцев, обучающихся в медицинских институтах, Москва, 1960.
  61. Т.Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации. Учебник для вузов. Под ред. А. П. Садохина. М., ЮНИТИ-ДАНА. 2003. С. 352.
  62. Т.В. Дидактический материал. Душанбе, 2004.
  63. Л.П. Применение сопоставительного метода в преподавании лексики русского языка. Сб. «Некоторые вопросы лексики и грамматики русского языка и методика преподавания иностранцам». Выпуск 2. Изд. Ленинградского университета, 1965.
  64. М.А. О повышении сознательности учащихся в обучении, М., 1957.
  65. М.А., Есипов Б. П. Дидактика, М&bdquo- из-во АПН РСФСР, 1957.
  66. В.Т. Изучение специальной лексики на занятиях по русскому языку. В сборнике «Вопросы методики преподавания русского языка нерусским», Ташкент, 1966.
  67. С.К. Официально-деловой стиль в русском и казахском языках: прагмалингвистический аспект. Автореферат канд. дисс. Алматы. 2002.
  68. ЕцковаЭ.М. Методика работы по совершенствованию русской речи студентов-таджиков в процессе изучения беспредельных глагольных словосочетаний. Канд. дисс., М., 1969.
  69. М.А. и др. Улучшить преподавание русского языка в вузах национальных республик. «Вестник высшей школы», 1953, № 2.
  70. Закон Республики Таджикистан «Об образовании» Душанбе, 1994.
  71. В. Многозначность слова. «Русский язык в национальной школе», № 2, 1958.
  72. И.А. Функциональная психологическая схема формирования и формулирование мысли посредством языка. // Исследование речевого мышления в психолингвистике. М. 1985.
  73. ЗимонинаМ.И. Об адаптации и лексическом комментарии к тексту. «Русский язык за рубежом», 1968, № 2.
  74. Ф.А. О психологических основах обучения русскому языку в национальных школах, Баку, 1962.
  75. П.П. О лексической работе при изучении глагола. «Русский язык в школе», 1960, № 4.
  76. Из опыта преподавания русского языка нерусским. Сб. научно-методических статей. Изд. «Мысль», М., 1965, 1968.
  77. Из опыта преподавания русского языка иностранцам. Сб. статей, из-во Московского университета, 1964.
  78. ИкрамоваХ.М. Способы передачи русских синонимов на таджикский язык в кратком русско-таджикском словаре. Киргизская первая республиканская межвузовская лингвистическая конференция, Фрунзе, 1966.
  79. Исследование по лексике и фразеологии русского языка в методике их изучение. Саратов, 1965.
  80. .И. Об использовании некоторых методических приемов при изучении темы «Определение» в VII классах таджикской школы. «Русский язык в таджикской школе», Душанбе, 1962.
  81. .И. О преподавании русского языка в школах Таджикистана, Душанбе, 1967.
  82. З.Ш. Социализация языковой личности в контексте коммуникативного образования. //Материалы международной научно-практической конференции. Алматы. 2005. 108 с.
  83. А.В. Лексика русского языка. Издательство Московского университета, 1966.
  84. Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., Наука. 1987. С. 263.
  85. Ким О.В., Тасжурекова Ж. Г. Учебные стратегии как предпосылки к языковому образованию педагогов. //Материалы международной научно-практической конференции. Алматы. 2005. 171 с.
  86. Я.И. Обогащение таджикской лексики под влиянием русского языка. «Известия отделения общественных наук» АН Таджикской ССР, Сталинабад, 1955.
  87. Е.Д. Формы и методы словарной работы по русскому языку в V-VI классах таджикской школы. Душанбе, 1960.
  88. А. Отбор грамматического материала и принципы его систематизации. «Русский язык в национальной школе», 1965, № 1.
  89. Х.К. Элементы русской лексики в словарном составе таджикского языка. «В помощь учителю русского языка в таджикской школе», вып. 8, 1961.
  90. В.А. Совершенствование навыков устной и письменной речи учащихся в процессе преподавания школьных дисциплин. «Русский язык в школе», 1965, № 5.
  91. В.Н. Работа над русским словом в национальной школе. Пособие для учителя старших классов, М., 1956.
  92. М.В. Язык и деловое общение. М., Экономика. 2000.
  93. Конституция Республики Таджикистан. Душанбе. 1994.
  94. Концепция Национальной школы Республики Таджикистан. Душанбе. Дониш. 1995. 31с.
  95. В.Г. Изучение лексического значения и сочетаемости слов. «Русский язык в национальной школе». № 2, 1958.
  96. В.Г. Принципы отбора лексического минимума. Сб. «Из опыта преподавания русского языка нерусским». Выпуск 1. М., 1961,
  97. П.П., Петров С. В. Как пользоваться словом. Ленинград, Изд. «Просвещение». 1968.
  98. Н.К. О преподавании русского языка нерусским. Газета «Правда» 24/XI-1934 г.
  99. ЛаммЗ., РамсинаТ. Введение и закрепление лексики. «Вопросы методики преподавания русского языка нерусским», сб. статей, М., выпуск V, 1958.
  100. М.А. Работа над лексикой в процессе чтения русского текста в старших классах Литовской средней школе. Лексические упражнения. Изд. Московского университета, 1964.
  101. В.И. Философские тетради, М., Партиздат, 1939.
  102. В.И. О культурно-национальной автономии, соч., т. 49, изд. 4, стр. 455−457.
  103. А.А. Языкознание и психология, М., «Наука», 1966.
  104. А.А. Психолингвистика, Ленинград, 1967.
  105. А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному (психолингвистические очерки). Изд. МГУ. 1970.
  106. Лидман-Орлова Г. К. Виды работ по развитию речи на уроках русского языка. Сб. статей из опыта работы учителей «Виды работ по развитию речи», М., 1963.
  107. Ю., Вишнякова Г. Русская разговорная речь: 1200 наиболее употребительных слов. «Русский язык в национальной школе, № 6,1965.
  108. Ю. Лексическая статистика и отбор словарного минимума. «Русский язык в национальной школе», 1960, № 3.
  109. МахмутовМ. Язык обучения и проблема творчества (о психолого-педагогическом аспекте языка обучения в национальной школе). «Русский язык в национальной школе», № 2, 1970.
  110. МирзоевХ.Х. Латино-русско-таджикский анатомический словарь. Душанбе, 1966.
  111. А.В. Методические указания по развитию устной речи на уроках русского языка в нерусских школах, Ташкент, 1938.
  112. О.П. Тематическая направленность словарной работы и словарный диктант. «Русский язык в школе», 1970, № 1.
  113. О.Д. О психологических основах организации учебного материала по русскому языку с учетом специальности. «Русский язык за рубежом», 1969, № 1.
  114. А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному (психологические очерки). Изд. МГУ. 1970. С. 36.
  115. МошевИ.Б. Общая характеристика изъявительного наклонения и выражаемых им значений в русском и таджикском языках. «Ученые записи» (Душанбинский государственный педагогический университет), т. 33, серия филологических пособий, выпуск 18. 1962С. 181.
  116. А.Б. Лингводидактические особенности формирования навыков деловой коммуникации у студентов. //Материалы международной научно-практической конференции. Алматы. 2005. 245 с.
  117. В.П., Попова М. А. Приименное употребление падежных форм в научном стиле речи. «Русский язык за рубежом», 1969, № 2, 3.
  118. И.Л. Совершенствовать орфографические навыки выпускников средних школ. «Вопросы русского языка», Душанбе, 1963.
  119. А.Е., Ниязова Р. Е. Формирование коммуникативной компетентности студентов на практических занятиях иностранного языка в вузе. //Материалы международной научно-практической конференции. Алматы. 2005. 249 с.
  120. Некоторые вопросы методики преподавания русского языка в таджикской школе, Душанбе, 1963, 1965.
  121. НеменоваР.Л. Сопоставление грамматического строя таджикского и русского языков в преподавании грамматики русского языков в преподавании грамматики русского языка в таджикской школе. Журнал «Мактаби Совета», 1955, № 5.
  122. . О развитии современного таджикского языка, Душанбе, 1967.
  123. Опыт работы передовых учителей нерусских школ. Сборник статей выпуск. 3, 1951- выпуск 4, 1954.
  124. О содержании обучения русскому языку в национальной школе, сб. статей под ред. И. В. Баранникова, М., АПН РСФСР, 1960.
  125. И.Р. Очерки по методике русского языка. М., 1965.
  126. И.Р. О некоторых особенностях употребления существительного в научном стиле речи. «В помощь преподавателям русского языка как иностранного». Изд. МГУ, 1968.
  127. К. Пехливанова. Система преподавания русских падежей иностранцам. «Русский язык за рубежом». 1970, № 1.
  128. В.Г. Развитие русской речи учащихся национальной школы учителям-предметникам. Сб. «Русский язык в нерусской школе». Изд. АПН РСФСР, М., 1962.
  129. В. К изучению лексической синонимии в процессе словарной работы. «Русский язык в национальной школе», 1953, № 3.
  130. Применение новых методов в учении языка. Сб. статей, Днепропетровск, 1969.
  131. А.В. О системе упражнений по лексике русского языка. «Русский язык в школе», 1968, № 1.
  132. Программа по практическому курсу русского языка для национальных групп в вузах союзных и автономных республик. М., 1984
  133. Программа по русскому языку для 2−11 классов таджикской школы. Душанбе. 1987.
  134. Психология усвоения грамматики и орфографии, М. Изд. АПН РСФСР, 1961.
  135. Психология и методика обучения второму языку. М. Изд. МГУ, 1969.
  136. Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком, М. Изд. МГУ, 1969.
  137. И.М. К вопросу о развитии речи (в связи с изучением грамматики). «Русский язык в национальной школе», 1958, № 5.
  138. Развитие лексики современного русского языка, М., изд. «Наука», 1965.
  139. B.C. Краткий очерк фонетики таджикского языка. (Учебные пособия для филологических факультетов Таджикских вузов). Известия АН Таджикской ССР, 1955.
  140. К.А. О некоторых методах создания и обогащения научно-технического словаря студентов-иностранцев в вузах на занятиях по русскому языку, М., 1958, МВТУ.
  141. Р. Г. Методика работы над русским словосочетаниями в таджикском вузе. Канд. дисс., Душанбе, 1967.
  142. Э.Ш. Республика Таджикистан на пороге XXI века. Душанбе, 2000. С. 32.
  143. А.А. Введение в языкознание. Учебное пособие для пединститутов, М., 1960.
  144. А.А. Фонетический минимум при овладении русским произношением нерусскими. «Русский язык в национальной школе», 1961, № 4.
  145. А.А. О сопоставительном методе. «Русский язык в национальной школе», 1962, № 5.
  146. РешетовВ.В. Некоторые вопросы научно-исследовательской работы в области преподавания русского языка в национальной школе. «Русский язык в узбекской школе», 1961, № 2.
  147. РооветЭ., Штейнфельдт Э. Конкретизация цели обучения при составлении языкового минимума. «Русский язык в национальной школе», 1968, № 2.
  148. Г. И. Лексическая работа на практических занятиях по русскому языку в латышских группах вузов Латвийской ССР. Канд. дисс., М., 1961.
  149. Русско-таджикский словарь под редакцией член-корреспондента АН СССР М. С. Асимова. М. «Русский язык». 1985.
  150. Р.Б. Развитие речи на уроках грамматики в V-VI классах осетинской школы. В кн. «Родной и русский язык в национальной школе», М., 1960.
  151. СадыковаК.Н. Тематический русско-таджикский словарь, Душанбе, из-во «Ирфон», 1968.
  152. К.Н. Лингвистические основы изучения русской лексики в таджикской средней и высшей школе. Канд. дисс., Душанбе, 1971.
  153. СалибаевВ. Очерки по психологии развития русской речи учащимися таджикской школы, Душанбе, 1967.
  154. Самадова 3. Пути повышения качества преподавания русского языка в педвузах Республики Таджикистан. Журнал «Школа и общество». 2006, № 4(11). 28 с.
  155. Ю. Изучение научно-технической терминологии. Русский язык в национальной школе», 1965, № 1.
  156. Л. Опыт составления словаря-минимума для нерусской школы на основе частотных словарей. Журнал «Русский язык в национальной школе», 1964, № 3
  157. Л., Хасанова Д. Тематическое обогащение и активизация словаря студентов. «Русский язык в национальной школе», 1969, № 4.
  158. Н.И. Развитие русской речи учащихся старших классов таджикской школе, Душанбе, «Ирфон», 1966.
  159. В.М. Влияние контекста на прочность усвоения слов. «Ученые записи» (лингвистические науки), т. 19, из-во Томского университета, Томск, 1961.
  160. Словарь синонимов русского языка, Л., из-во «Наука», 1970.
  161. Ф.Ф. Основные проблемы методики преподавания русского языка в национальной школе, М., 1956,
  162. А.Е. Части речи в русском языке, М., «Просвещение», 1971.
  163. В.П. Проблема словосочетания в современном русском языке. Кн. «Вопросы синтаксиса русского языка», М., 1950.
  164. ТаджиевД.Т. Русский язык язык межнационального общения и сотрудничества всех народов СССР, Душанбе, из-во Таджикгосиздат, 1964.
  165. ТекучевА.В. О преподавании русского языка в VIII классах нерусской школы. М., 1950.
  166. В.Т. Межкультурная коммуникация как компонент образования педагогов-психологов. //Материалы международной научно-практической конференции. Алматы. 2005. 133 с.
  167. Успенская J1.B. Учет особенностей родного языка учащихся, одна из основ методики преподавания русского языка в таджикской школе. «В помощь учителям русского языка в таджикской школе», 1963, № 2.
  168. Фазылова J1.A. Учет особенностей родного языка учащихся при изучении множественного числа имен существительных в V классе восьмилетней таджикской школе. «В помощь учителю русского языка в таджикской школе». Душанбе, № 2, 1963.
  169. Л.П. Принципы и методы обучения и ее исследовательские методы. «Русский язык в школе», 1968, № 1.
  170. Г. В. Лексическая основа курса русского языка. Книга «Из опыта преподавания русского языка нерусским», М., 1965, 36−39.
  171. ФруминаР., Штейнфельдт Э. Статистические методы отбора словаря-минимума по русскому языку. Журнал «Русский язык в национальной школе», № 6, 1960.
  172. А.В. Таблицы по лексике русского языка, Учпедгиз, М., 1961.
  173. А.В. Определение общепредметного содержания ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. Тезисы доклада. СПб. 2002.
  174. ЧинноваВ.А. О двух аспектах в сопоставительном изучении языков. «Русский язык в национальной школе». 1958, № 1.
  175. В.М. Методика преподавания русского языка в таджикской школе. Душанбе, 1959.
  176. Н.М. Очерки по русскому словообразованию, М., из-во Моск. Университета, 1968.
  177. Н.М. Фразеология современного русского языка. Из-во «Высшая школа», М., 1963.
  178. А.Б. Словосочетание. Книга «Славянское языкознание», сборник статей, М., 1959,
  179. Щерба Л. В. Предисловие к русско-французскому словарю. Изд. Иностранных и национальных словарей. М., 1955.
  180. Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Изд. АН РСФСР, М., 1974. С. 92.
  181. А.Н. Семантизация лексики русского языка на занятиях с иностранцами (экспериментальные данные) «Русский язык за рубежом», 1969, № 1.
  182. Основное содержание и результаты исследования отражены в следующих публикациях:
  183. О гуманизации обучения русскому языку студентов таджиков в неязыковом вузе.//В сборнике: Совершенствование преподавания практического курса русского языка в неязыковых вузах. — Душанбе, ТГГТУ им. К Джураев 2006. Часть 9.стр. 21−26.
  184. Роль лексической работы при обучении русскому языку студентов таджикских вузов.//В сборнике: Совершенствование преподавания практического курса русского языка в неязыковых вузах. Душанбе, ТГПУ им. К Джураев 2006. Часть 9.стр. 31−35.
  185. Об инновационных и традиционных моделях учебного процесса при составлении пособий по русскому языку. // В сборнике: Вестник Авицени. Душанбе, ТГМУ им. Абуали ибни Сино, 2006. Приложение к № 1−2. стр. 138- 142.
  186. Пути повышения эффективности обучения русскому языку студентов таджикских вузов с использованием новой программы по русскому языку.//В сборнике: Вестник международного гуманитарного университета. Душанбе, МГУ, 2006. Выпуск 2. Стр. 217−221.
  187. Лингвометодические основы принципы учебного словаря сочетаемости медицинских терминов на занятиях по русскому языку. // в сборнике.: современные аспекты общественного здравоохранения. — Душанбе, ТГМУ им. Абуали ибни Сино, 2007 г. стр. 88−90.
  188. Нравственное воспитание студенческой молодёжи на занятиях по русскому языку путём использования русских пословиц и поговорок. // В сборнике: современные аспекты общественного здравоохранения. Душанбе, ТГМУ им. Абуали ибни Сино, 2007 г. стр. 91−93.
  189. Формирование гуманистических качеств в личности студентов на занятиях по русскому языку.// В сборнике: современные аспекты общественного здравоохранения. Душанбе, ТГМУ им. Абуали ибни Сино, 2007 г. стр. 93−96.
Заполнить форму текущей работой