Дидактические особенности осуществления культуроформирующей функции изучения русского языка в высших учебных заведениях Республики Таджикистан
Диссертация
Вопрос организации словарной работы в национальных университетах имеет богатый опыт и располагает многими исследованиями, посвященными лексической работе (К.В. Мальцева, A.M. Лебедев, А. А. Липаев, И. М. Квитнский, Е. Д. Канер, В. А. Чиннова, М. А. Лауринавичине, Е. М. Малафева, Л.Г. Саяхова). В тоже время ряд проблем (отбор словаря, семантизация лексики русского языка и особенно разработка… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Основы культуроформирующеи функции изучения русского языка в психолого-педагогических исследованиях
- 1. Особенности отбора лингво-дидактических материалов, способствующих формированию общекультурной и профессиональной сфер студентов
- 2. Выявление причин и тенденция лексико-семантических ошибок, характерных обучению русскому языку в современной высшей школе
- 3. Содержание программ, учебников и учебных пособий, определяющих качество обучения русскому языку в высших учебных заведениях Республики Таджикистан
- Выводы по 1 главе
- Глава 2. Содержание образования по русскому языку, ориентированное на общечеловеческие и национальные ценности, способствующие его культуроформирующей функции
- 1. Современный подход к определению содержания изучения русского языка, учитывающий общечеловеческие и национальные ценности
- 2. Технолого-процессуальный аспект формирования нравственно-речевой культуры студентов на занятиях по русскому языку
- 3. Эффективность осуществления культуроформирующей функции изучения русского языка в высших учебных заведениях
- Республики Таджикистан
- Выводы по 2 главе
Список литературы
- Абражеев А.И., Данилов П. А., БигаевТ.И. Очерки по сопоставительной грамматике русского языка и узбекского языков. Ташкент, 1960.
- Абдуллаев Х.А. К вопросу о лексических заимствованиях русского языка в узбекском и таджикском языках. «Русский язык в школе», 1956, № 4.
- Азизов А. К вопросу о методике преподавания морфологического состава русского языка в узбекских группах вузов. Труды Среднеазиатского госуниверситета. Филологические науки. Кн. 8, 1955.
- Азимова А.Д. Работа над усвоением специальной лексики на занятиях по русскому языку. Ашхабад, 1970, Канд. дисс.
- Александрова Г. Ф. К методике преподавания русского языка, нерусским студентам Всесоюзной академии, М., 1939.8'. Алексеева и др. Русский язык. Учебное пособие для студентов-иностранцев по трудным глаголам, Л, 1970.
- Амосова Н.Н. К вопросу о лексическом значении слова. Вестник ЛГУ, № 2, в. 1, 1957.
- Аманбаев И.А. Обогащение словаря старшеклассников. Журнал «Русский язык в киргизской школе», 1962, № 2, 18−25.
- Апресян Ю.Д. Экспериментальное исследование семантики русского глагола. М., 1967.
- АраховаС.М., Дмитриева М. С. О преемственности работы по русскому ' языку в нерусских школах. Сталинабад, 1955.
- Аржанов Р.И. Типичные орфографические ошибки в русской речи студентов-узбеков. Причины их возникновения и методика исправления (с помощью технических средств), М., 1966.
- Арауманов С., Джалолов А. Учебник таджикского языка для высших учебных заведений. «Забони тол>ик’Г, Душанбе, 1969.
- Арсеньева М.Г., Строева Г. В., Хабанович А. П. Многозначность и омонимия. Изд. Ленинградского университета, 1966.
- Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам, М. Изд. «Просвещение», 1969.
- Ахманова О.С. Очерки по общей русской лексикологии, Учпедгиз, М., 1957.
- БойковаЛ. О принципах составления «Пособия по развитию речи». «Русский язык в национальной школе», № 1, 1970.
- БакееваН.З. Словарный минимум по русскому языку для I-IV классов таджикской школы. М. Изд. АПН РСФСР, 1958.
- Баранов И.Т. Приемы обогащения словаря учащихся. «Известия» АПН РСФСР. Выпуск 124, М., 1962.
- Барыкина А.Н., Добровольская В. В. Сборник упражнений по глагольным приставкам. Изд. МГУ, 1969.
- Бархударов С.Г. О некоторых лингвистических проблемах, связанных с обучением русскому языку нерусских «Русский язык в национальной школе», 1958, № 3.
- Бархударов С.Г. Основные проблемы методики преподавания русского языка в национальных группах вузов. «Русский язык в национальной школе», 1964, № 2.
- Бархударов Л.С. Двенадцать названий и двенадцать вещей. «Русский язык за рубежом», 1969, № 4.
- Баскаков Н.А. О некоторых вопросах развития устной речи на уроках грамматики. «Русский язык в нерусской школе». Баку, № 5,1965.
- Баудер А. Вопросы развития русской разговорной речи студентов неязыковых факультетов. «Русский язык в национальной школе», 1968, № 1.
- Беляев Б.В. Психологические основы усвоения лексики иностранных языков. Изд. «Просвещение», М., 1964.
- Бердыева С.Н. Развитие русской речи при изучении глагола в VI классе туркменской школы. Автореферат канд. дисс., Ашхабад, 1969.
- Берков В. Изучение русского языка и двуязычный словарь «Русский язык в национальной школе», 1970, № 4.
- Берман И.М. и др. Формирование потенциального словарного запаса при обучении русскому языку как иностранного. «Русский язык за рубежом», 1968, № 4.
- Беспальцев Ф.Б. Методы семантизации на уроках русского языка в нерусской школе, М., 1945.
- Битехтина Г. А. и др. Употребление глаголов движения в русском языке, М. Изд. МГУ. 1970.
- Богоявленский Д.Н. Вопросы психологии усвоения грамматики и орфографии. Из-во АПН РСФСР, М., 1959.
- БойцоваА.Ф. Обучение русскому произношению в нерусских школах, М., 1960.
- Бойцова А.Ф. К методике изучения грамматического материала по русскому языку в начальных национальных школах. «В помощь учителю русского языка в таджикской школе», Душанбе, 1963, № 2.
- Брызгалина И.И. Активное усвоение лексического материала. «Русский язык в узбекской школе», 1962, № 6.
- Будагов Р.А. Очерки по языкознанию, М., 1953.
- БукатинаЛ.А. К вопросу о сравнении фонетического строя русского, таджикского и английского языков. «Ученые записи» (Сталинабадский пединститут). Филологическая серия. Выпуск 1. 1952.
- Булавенко Н.В. Место специальной терминологии на занятиях по русскому языку в техническом вузе. Сб. «Методические статьи» изд. «Советская наука», 1957.
- Булаховский Л.А. Введение в языкознание, М., Учпедгиз, 1954.
- Буслаев Ф.И. О преподавании Отечественного языка. Л., 1941.
- БухгольцХ. Опыт работы над лексическим минимумом по специальности. «Русский язык для студентов-иностранцев». М. Выпуск 2, 1961.
- Бычкова 3. О связи грамматики с развитием речи в процессе обучения нерусских студентов русскому языку. «Сборник научно-исследовательских работ Ташкентского текстильного института», 1960, вып. II.
- Варковицкая Л. О словарном составе учебных книг по русскому языку. «Русский язык в национальной школе», 1958, № 5.
- Васильев В., Степанова И. Лексико-грамматические упражнения в связи с развитием устной речи. «Русский язык в национальной школе», 1965, № 6.
- Величук А.П. «О роли грамматики при обучении русскому языку в азербайджанской школе». В кн. «Вопросы улучшения преподавания русского языка». Баку, 1962.
- Вильскер М.Ю. Учебное пособие по русскому языку для студентов-таджиков Таджикского государственного медицинского института, Душанбе, 1969.
- Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова, «Вопросы языкознания», 1953, № 3.
- Вихрова Т.Г., Космодемьянская А. И. Работа гад усвоением специальной лексики на занятиях по русскому языку в Туркменских группах ТГМИ. «Вопросы преподавания русского языка в высших и средних специальных учебных заведениях», Ашхабад, 1963.
- Воскресенская И.В. Взаимодействие лексических и грамматических значений в категории вида современного русского глагола. М., 1965.54. «В помощь учителю русского языка в таджикской школе», Методический сборник, Душанбе, № 1, 1963, № 1,1970.
- В помощь преподавателям русского языка как иностранного, сб. статей.• М. Изд. МГУ, 1966, 1969, 1970.
- Всесоюзные совещания по преподаванию русского языка в вузах национальных республик (резолюция), М., 1940.
- Выгодский J1.C. Мышление и речь. М., Лабиринт. 1999. С. 126.
- Гаврин С.Г. Фразеологии русского языка. М. Изд. Просвещение, 1967.
- Галастян Е.Г. Грамматические упражнения, способствующие развитию устной речи в старших классах. «Русский язык в узбекской школе», № 5, 1961.
- В.М. Галкина-Федорук, К. В. Горшкова, Н. М. Шанский. Современный русский язык (Лексикология, фонетика, морфология). М., МГУ, 1954. С. 219
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. Изд. 3-е переработанное и доп. М., АРКТИ. 2004. С. 192.
- Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика. Учебное пособие для студентов вузов. М. 2004. С. 336.
- ГамзаевМ.А. Психология усвоения орфографии и пунктуации. Баку, 1968.
- ГаниевГ.И. Некоторые приемы работы над усвоением русских слов в таджикской школе. «Русский язык в таджикской школе», Душанбе, 1962.
- Гарбовский 3. К вопросу об установлении лексического минимума для отдельных лет обучения русскому языку (изучение русского языка за рубежом). «Русский язык в национальной школе», 1957, № 4.
- Гвоздев А.Н. Избранные работы по орфографии и фонетике. Изд. АНП СССР, М., 1963.
- Григоренко Р.В., Кожаева В. Г., Шавердьян Э. Г. Учебное пособие по русскому языку для студентов-иностранцев, обучающихся в медицинских институтах, Москва, 1960.
- Грушевичная Т.Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации. Учебник для вузов. Под ред. А. П. Садохина. М., ЮНИТИ-ДАНА. 2003. С. 352.
- Гусейнова Т.В. Дидактический материал. Душанбе, 2004.
- Даниленко Л.П. Применение сопоставительного метода в преподавании лексики русского языка. Сб. «Некоторые вопросы лексики и грамматики русского языка и методика преподавания иностранцам». Выпуск 2. Изд. Ленинградского университета, 1965.
- Данилов М.А. О повышении сознательности учащихся в обучении, М., 1957.
- Данилов М.А., Есипов Б. П. Дидактика, М&bdquo- из-во АПН РСФСР, 1957.
- Денисенко В.Т. Изучение специальной лексики на занятиях по русскому языку. В сборнике «Вопросы методики преподавания русского языка нерусским», Ташкент, 1966.
- Ержинова С.К. Официально-деловой стиль в русском и казахском языках: прагмалингвистический аспект. Автореферат канд. дисс. Алматы. 2002.
- ЕцковаЭ.М. Методика работы по совершенствованию русской речи студентов-таджиков в процессе изучения беспредельных глагольных словосочетаний. Канд. дисс., М., 1969.
- Живтобрюх М.А. и др. Улучшить преподавание русского языка в вузах национальных республик. «Вестник высшей школы», 1953, № 2.
- Закон Республики Таджикистан «Об образовании» Душанбе, 1994.
- Замкова В. Многозначность слова. «Русский язык в национальной школе», № 2, 1958.
- Зимняя И.А. Функциональная психологическая схема формирования и формулирование мысли посредством языка. // Исследование речевого мышления в психолингвистике. М. 1985.
- ЗимонинаМ.И. Об адаптации и лексическом комментарии к тексту. «Русский язык за рубежом», 1968, № 2.
- Ибрагимбеков Ф.А. О психологических основах обучения русскому языку в национальных школах, Баку, 1962.
- Иванов П.П. О лексической работе при изучении глагола. «Русский язык в школе», 1960, № 4.
- Из опыта преподавания русского языка нерусским. Сб. научно-методических статей. Изд. «Мысль», М., 1965, 1968.
- Из опыта преподавания русского языка иностранцам. Сб. статей, из-во Московского университета, 1964.
- ИкрамоваХ.М. Способы передачи русских синонимов на таджикский язык в кратком русско-таджикском словаре. Киргизская первая республиканская межвузовская лингвистическая конференция, Фрунзе, 1966.
- Исследование по лексике и фразеологии русского языка в методике их изучение. Саратов, 1965.
- Казаков Б.И. Об использовании некоторых методических приемов при изучении темы «Определение» в VII классах таджикской школы. «Русский язык в таджикской школе», Душанбе, 1962.
- Казаков Б.И. О преподавании русского языка в школах Таджикистана, Душанбе, 1967.
- Калдасбаева З.Ш. Социализация языковой личности в контексте коммуникативного образования. //Материалы международной научно-практической конференции. Алматы. 2005. 108 с.
- Калинин А.В. Лексика русского языка. Издательство Московского университета, 1966.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., Наука. 1987. С. 263.
- Ким О.В., Тасжурекова Ж. Г. Учебные стратегии как предпосылки к языковому образованию педагогов. //Материалы международной научно-практической конференции. Алматы. 2005. 171 с.
- Колонтаров Я.И. Обогащение таджикской лексики под влиянием русского языка. «Известия отделения общественных наук» АН Таджикской ССР, Сталинабад, 1955.
- Канер Е.Д. Формы и методы словарной работы по русскому языку в V-VI классах таджикской школы. Душанбе, 1960.
- Канцев А. Отбор грамматического материала и принципы его систематизации. «Русский язык в национальной школе», 1965, № 1.
- Каримов Х.К. Элементы русской лексики в словарном составе таджикского языка. «В помощь учителю русского языка в таджикской школе», вып. 8, 1961.
- Киселев В.А. Совершенствование навыков устной и письменной речи учащихся в процессе преподавания школьных дисциплин. «Русский язык в школе», 1965, № 5.
- Клюева В.Н. Работа над русским словом в национальной школе. Пособие для учителя старших классов, М., 1956.
- Колмунова М.В. Язык и деловое общение. М., Экономика. 2000.
- Конституция Республики Таджикистан. Душанбе. 1994.
- Концепция Национальной школы Республики Таджикистан. Душанбе. Дониш. 1995. 31с.
- Костомаров В.Г. Изучение лексического значения и сочетаемости слов. «Русский язык в национальной школе». № 2, 1958.
- Костомаров В.Г. Принципы отбора лексического минимума. Сб. «Из опыта преподавания русского языка нерусским». Выпуск 1. М., 1961,
- Крестинская П.П., Петров С. В. Как пользоваться словом. Ленинград, Изд. «Просвещение». 1968.
- Крупская Н.К. О преподавании русского языка нерусским. Газета «Правда» 24/XI-1934 г.
- ЛаммЗ., РамсинаТ. Введение и закрепление лексики. «Вопросы методики преподавания русского языка нерусским», сб. статей, М., выпуск V, 1958.
- Лауринавичене М.А. Работа над лексикой в процессе чтения русского текста в старших классах Литовской средней школе. Лексические упражнения. Изд. Московского университета, 1964.
- Ленин В.И. Философские тетради, М., Партиздат, 1939.
- Ленин В.И. О культурно-национальной автономии, соч., т. 49, изд. 4, стр. 455−457.
- Леонтьев А.А. Языкознание и психология, М., «Наука», 1966.
- Леонтьев А.А. Психолингвистика, Ленинград, 1967.
- Леонтьев А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному (психолингвистические очерки). Изд. МГУ. 1970.
- Лидман-Орлова Г. К. Виды работ по развитию речи на уроках русского языка. Сб. статей из опыта работы учителей «Виды работ по развитию речи», М., 1963.
- Марков Ю., Вишнякова Г. Русская разговорная речь: 1200 наиболее употребительных слов. «Русский язык в национальной школе, № 6,1965.
- Марков Ю. Лексическая статистика и отбор словарного минимума. «Русский язык в национальной школе», 1960, № 3.
- МахмутовМ. Язык обучения и проблема творчества (о психолого-педагогическом аспекте языка обучения в национальной школе). «Русский язык в национальной школе», № 2, 1970.
- МирзоевХ.Х. Латино-русско-таджикский анатомический словарь. Душанбе, 1966.
- Миртов А.В. Методические указания по развитию устной речи на уроках русского языка в нерусских школах, Ташкент, 1938.
- Мистратова О.П. Тематическая направленность словарной работы и словарный диктант. «Русский язык в школе», 1970, № 1.
- Митрофанова О.Д. О психологических основах организации учебного материала по русскому языку с учетом специальности. «Русский язык за рубежом», 1969, № 1.
- Монтьев А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному (психологические очерки). Изд. МГУ. 1970. С. 36.
- МошевИ.Б. Общая характеристика изъявительного наклонения и выражаемых им значений в русском и таджикском языках. «Ученые записи» (Душанбинский государственный педагогический университет), т. 33, серия филологических пособий, выпуск 18. 1962С. 181.
- Насырова А.Б. Лингводидактические особенности формирования навыков деловой коммуникации у студентов. //Материалы международной научно-практической конференции. Алматы. 2005. 245 с.
- Николаева В.П., Попова М. А. Приименное употребление падежных форм в научном стиле речи. «Русский язык за рубежом», 1969, № 2, 3.
- Николаев И.Л. Совершенствовать орфографические навыки выпускников средних школ. «Вопросы русского языка», Душанбе, 1963.
- Ниязова А.Е., Ниязова Р. Е. Формирование коммуникативной компетентности студентов на практических занятиях иностранного языка в вузе. //Материалы международной научно-практической конференции. Алматы. 2005. 249 с.
- Некоторые вопросы методики преподавания русского языка в таджикской школе, Душанбе, 1963, 1965.
- НеменоваР.Л. Сопоставление грамматического строя таджикского и русского языков в преподавании грамматики русского языков в преподавании грамматики русского языка в таджикской школе. Журнал «Мактаби Совета», 1955, № 5.
- Ниязмухамедов Б. О развитии современного таджикского языка, Душанбе, 1967.
- Опыт работы передовых учителей нерусских школ. Сборник статей выпуск. 3, 1951- выпуск 4, 1954.
- О содержании обучения русскому языку в национальной школе, сб. статей под ред. И. В. Баранникова, М., АПН РСФСР, 1960.
- Палей И.Р. Очерки по методике русского языка. М., 1965.
- Палта И.Р. О некоторых особенностях употребления существительного в научном стиле речи. «В помощь преподавателям русского языка как иностранного». Изд. МГУ, 1968.
- К. Пехливанова. Система преподавания русских падежей иностранцам. «Русский язык за рубежом». 1970, № 1.
- Попов В.Г. Развитие русской речи учащихся национальной школы учителям-предметникам. Сб. «Русский язык в нерусской школе». Изд. АПН РСФСР, М., 1962.
- Правдин В. К изучению лексической синонимии в процессе словарной работы. «Русский язык в национальной школе», 1953, № 3.
- Применение новых методов в учении языка. Сб. статей, Днепропетровск, 1969.
- Прудникова А.В. О системе упражнений по лексике русского языка. «Русский язык в школе», 1968, № 1.
- Программа по практическому курсу русского языка для национальных групп в вузах союзных и автономных республик. М., 1984
- Программа по русскому языку для 2−11 классов таджикской школы. Душанбе. 1987.
- Психология усвоения грамматики и орфографии, М. Изд. АПН РСФСР, 1961.
- Психология и методика обучения второму языку. М. Изд. МГУ, 1969.
- Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком, М. Изд. МГУ, 1969.
- Пулькина И.М. К вопросу о развитии речи (в связи с изучением грамматики). «Русский язык в национальной школе», 1958, № 5.
- Развитие лексики современного русского языка, М., изд. «Наука», 1965.
- Расторгуева B.C. Краткий очерк фонетики таджикского языка. (Учебные пособия для филологических факультетов Таджикских вузов). Известия АН Таджикской ССР, 1955.
- Расторгуева К.А. О некоторых методах создания и обогащения научно-технического словаря студентов-иностранцев в вузах на занятиях по русскому языку, М., 1958, МВТУ.
- Рахматуллин Р. Г. Методика работы над русским словосочетаниями в таджикском вузе. Канд. дисс., Душанбе, 1967.
- Рахмонов Э.Ш. Республика Таджикистан на пороге XXI века. Душанбе, 2000. С. 32.
- Реформаторский А.А. Введение в языкознание. Учебное пособие для пединститутов, М., 1960.
- Реформаторский А.А. Фонетический минимум при овладении русским произношением нерусскими. «Русский язык в национальной школе», 1961, № 4.
- Реформаторский А.А. О сопоставительном методе. «Русский язык в национальной школе», 1962, № 5.
- РешетовВ.В. Некоторые вопросы научно-исследовательской работы в области преподавания русского языка в национальной школе. «Русский язык в узбекской школе», 1961, № 2.
- РооветЭ., Штейнфельдт Э. Конкретизация цели обучения при составлении языкового минимума. «Русский язык в национальной школе», 1968, № 2.
- Румянцева Г. И. Лексическая работа на практических занятиях по русскому языку в латышских группах вузов Латвийской ССР. Канд. дисс., М., 1961.
- Русско-таджикский словарь под редакцией член-корреспондента АН СССР М. С. Асимова. М. «Русский язык». 1985.
- Сабаткоев Р.Б. Развитие речи на уроках грамматики в V-VI классах осетинской школы. В кн. «Родной и русский язык в национальной школе», М., 1960.
- СадыковаК.Н. Тематический русско-таджикский словарь, Душанбе, из-во «Ирфон», 1968.
- Садыкова К.Н. Лингвистические основы изучения русской лексики в таджикской средней и высшей школе. Канд. дисс., Душанбе, 1971.
- СалибаевВ. Очерки по психологии развития русской речи учащимися таджикской школы, Душанбе, 1967.
- Самадова 3. Пути повышения качества преподавания русского языка в педвузах Республики Таджикистан. Журнал «Школа и общество». 2006, № 4(11). 28 с.
- Сафьян Ю. Изучение научно-технической терминологии. Русский язык в национальной школе», 1965, № 1.
- Саяхова Л. Опыт составления словаря-минимума для нерусской школы на основе частотных словарей. Журнал «Русский язык в национальной школе», 1964, № 3
- Саяхова Л., Хасанова Д. Тематическое обогащение и активизация словаря студентов. «Русский язык в национальной школе», 1969, № 4.
- Семашко Н.И. Развитие русской речи учащихся старших классов таджикской школе, Душанбе, «Ирфон», 1966.
- Скрипиченко В.М. Влияние контекста на прочность усвоения слов. «Ученые записи» (лингвистические науки), т. 19, из-во Томского университета, Томск, 1961.
- Словарь синонимов русского языка, Л., из-во «Наука», 1970.
- Советкин Ф.Ф. Основные проблемы методики преподавания русского языка в национальной школе, М., 1956,
- Супрун А.Е. Части речи в русском языке, М., «Просвещение», 1971.
- Сухотин В.П. Проблема словосочетания в современном русском языке. Кн. «Вопросы синтаксиса русского языка», М., 1950.
- ТаджиевД.Т. Русский язык язык межнационального общения и сотрудничества всех народов СССР, Душанбе, из-во Таджикгосиздат, 1964.
- ТекучевА.В. О преподавании русского языка в VIII классах нерусской школы. М., 1950.
- Тихомирова В.Т. Межкультурная коммуникация как компонент образования педагогов-психологов. //Материалы международной научно-практической конференции. Алматы. 2005. 133 с.
- Успенская J1.B. Учет особенностей родного языка учащихся, одна из основ методики преподавания русского языка в таджикской школе. «В помощь учителям русского языка в таджикской школе», 1963, № 2.
- Фазылова J1.A. Учет особенностей родного языка учащихся при изучении множественного числа имен существительных в V классе восьмилетней таджикской школе. «В помощь учителю русского языка в таджикской школе». Душанбе, № 2, 1963.
- Федоренко Л.П. Принципы и методы обучения и ее исследовательские методы. «Русский язык в школе», 1968, № 1.
- Фокина Г. В. Лексическая основа курса русского языка. Книга «Из опыта преподавания русского языка нерусским», М., 1965, 36−39.
- ФруминаР., Штейнфельдт Э. Статистические методы отбора словаря-минимума по русскому языку. Журнал «Русский язык в национальной школе», № 6, 1960.
- Хлебникова А.В. Таблицы по лексике русского языка, Учпедгиз, М., 1961.
- Хуторский А.В. Определение общепредметного содержания ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. Тезисы доклада. СПб. 2002.
- ЧинноваВ.А. О двух аспектах в сопоставительном изучении языков. «Русский язык в национальной школе». 1958, № 1.
- Чистяков В.М. Методика преподавания русского языка в таджикской школе. Душанбе, 1959.
- Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию, М., из-во Моск. Университета, 1968.
- Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка. Из-во «Высшая школа», М., 1963.
- Шапиро А.Б. Словосочетание. Книга «Славянское языкознание», сборник статей, М., 1959,
- Щерба Л. В. Предисловие к русско-французскому словарю. Изд. Иностранных и национальных словарей. М., 1955.
- Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Изд. АН РСФСР, М., 1974. С. 92.
- Щукин А.Н. Семантизация лексики русского языка на занятиях с иностранцами (экспериментальные данные) «Русский язык за рубежом», 1969, № 1.
- Основное содержание и результаты исследования отражены в следующих публикациях:
- О гуманизации обучения русскому языку студентов таджиков в неязыковом вузе.//В сборнике: Совершенствование преподавания практического курса русского языка в неязыковых вузах. — Душанбе, ТГГТУ им. К Джураев 2006. Часть 9.стр. 21−26.
- Роль лексической работы при обучении русскому языку студентов таджикских вузов.//В сборнике: Совершенствование преподавания практического курса русского языка в неязыковых вузах. Душанбе, ТГПУ им. К Джураев 2006. Часть 9.стр. 31−35.
- Об инновационных и традиционных моделях учебного процесса при составлении пособий по русскому языку. // В сборнике: Вестник Авицени. Душанбе, ТГМУ им. Абуали ибни Сино, 2006. Приложение к № 1−2. стр. 138- 142.
- Пути повышения эффективности обучения русскому языку студентов таджикских вузов с использованием новой программы по русскому языку.//В сборнике: Вестник международного гуманитарного университета. Душанбе, МГУ, 2006. Выпуск 2. Стр. 217−221.
- Лингвометодические основы принципы учебного словаря сочетаемости медицинских терминов на занятиях по русскому языку. // в сборнике.: современные аспекты общественного здравоохранения. — Душанбе, ТГМУ им. Абуали ибни Сино, 2007 г. стр. 88−90.
- Нравственное воспитание студенческой молодёжи на занятиях по русскому языку путём использования русских пословиц и поговорок. // В сборнике: современные аспекты общественного здравоохранения. Душанбе, ТГМУ им. Абуали ибни Сино, 2007 г. стр. 91−93.
- Формирование гуманистических качеств в личности студентов на занятиях по русскому языку.// В сборнике: современные аспекты общественного здравоохранения. Душанбе, ТГМУ им. Абуали ибни Сино, 2007 г. стр. 93−96.