Индекс Гиршмана-Герфиндаля трактуется как наиболее адекватная характеристика интенсивности конкуренции.
Чем выше значение HHI, тем влиятельнее крупнейшие предприятия.
Этот показатель предлагается использовать в сочетании с коэффициентом концентрации СR (3).
При этом если окажется, что величина СR (3) превышает 70%, а величина ННI — 2000, то можно говорить о высокой степени концентрации рынка и о слабом развитии конкурентной среды.
Если СR (3) больше 45, но меньше 70%, а ННI меньше 2000, то наблюдается умеренная степень концентрации рынка.
Когда же СR (3) меньше 45%, а ННI меньше 1000, рынок характеризуется слабой степенью концентрации и его можно характеризовать как демонополизированный.
Индекс Гиршмана-Герфиндаля определяется как сумма квадратов долей рынка каждой крупной фирмы:
где:
где — индекс Гиршмана-Герфнндаля, — доля k-го крупного предприятия на рынке, т — число крупных предприятий.
Коэффициент концентрации рынка рассчитывается как сумма долей трех крупнейших хозяйствующих субъектов:
где:
— коэффициент концентрации трех крупнейших предприятий, — доля крупного предприятия, — число обследуемых предприятий.
|
Рынок. | Доли 3х крупнейших предприятий, %. | Коэффициент концентрации рынка CR (3), %. | Квадраты долей предприятий. | Индекс Гиршмана-Герфиндаля. | Интенсивность конкуренции. |
Рынок пластиковых окон в целом. | | 29,3%. | | 338,7. | рынок характеризуется слабой степенью концентрации и его можно характеризовать как демонополизированный. |
Расчеты показали, что для рынка пластиковых окон в целом рынок характеризуется слабой степенью концентрации и его можно характеризовать как демонополизированный.