Концепция жизненного цикла товара исходит из того, что любой товар какими бы он великолепными свойствами не обладал он рано или поздно уйдет с рынка и заменится новым более совершенным товаром.
Обычно жизненный цикл товара рассматривается только с точки зрения пребывания его на рынке (маркетинговый жизненный цикл).
Жизненный цикл товара состоит из 4 циклов:
- 1) внедрение
- 2) рост
- 3) зрелость
- 4) падение
На стадии внедрения рост объема продаж невелик, продукт широко не известен, его высокая цена делает доступным только для ограниченного числа клиентов либо покупают его инноваторы, которым нравится испытать что-нибудь новое. На стадии роста товар признается покупателями и быстро увеличивается спрос на него. Растет и прибыльность. Расходы на рекламу несколько стабилизируются. Темпы роста прибыли опережают темпы увеличения объемов продаж. На стадии зрелости рынок достигает насыщения и дальнейшая потребность в товарах обеспечивается главным образом за счет их замещения. Рост рынка вызывает конкуренцию по мере освоения другими компаниями данного товара. Большинство покупателей приобрели уже этот товар и темпы роста объема продаж увеличиваются из-за уменьшения расходов на производство. Стадия падения — период резкого снижения объемов продаж, а затем и прибыли. Падение или умирание проявляется из-за того, что появляются конкурентные товары аналоги, с помощью модернизации товара, уменьшении цены товар можно возвратить из стадии падения в стадию зрелости (период взбадривания). Прибыль в период взбадривания постоянно снижается из-за все увеличивающихся расходов на маркетинг. Однако в конце концов наступает еще более глубокий спад и продукт снимается с торговли и производства.
Маркетинг заинтересован в продлении жизненного цикла товара т.к. сегодня жизнь товара стала очень короткой, а разработка и производство новых товаров требует значительных инвестиций.
Продукция, производимая ООО «Лодисс», имеет серийный характер производства. В течение деятельности организации некоторые виды пряников, печенья уходили из производства, другие начинались выпускаться. Из-за специфичности продукции невозможно ярко выделить стадии жизненного цикла. Виды продукции внедряются и если они не имеют конкурентоспособности (имеют сложную технологию производства, плохие высокие качества, плохой внешний вид) сразу прекращается их производство. Увеличивается выпуск конкурентоспособных видов продукции (происходит их рост). Нет таких стадий, как зрелость и падение.