Дидактика как теория образования своими корнями уходит в глубь веков. Ее зарождение связано с определенным этапом практики самого обучения, с обобщением опыта, накопленного человечеством в этой области. Еще в древнейшие времена человек хотел определить, что именно он должен передать потомкам из того опыта, который накопил он и его предки в процессе исторического развития, и какими путями и средствами лучше и эффективнее это произвести. Этим объясняется тот факт, что мы встречаем отдельные идеи, высказывания и положения, относящиеся к обучению не только в литературных памятниках разных времен и народов, но и в фольклоре, в его различных жанрах.
Известно, какой важный материалов области обучения и воспитания дают, например, известные басни Эзопа, Лафонтена, Крылова и других, которые содержат не только моральные сентенции, но и целый ряд дидактических правил и положений, определенное обобщение длительной учебно-воспитательной практики.
Дидактические идеи и отдельные высказывания по вопросам дидактики в большом количестве разбросаны в трудах философов и мыслителей античного мира. Особенно богаты в этом отношении сочинения Платона, Аристотеля, Цицерона, Сенеки, Квинтилиана и других.
Ян Амос Коменский систематизировал опыт, накопленный в области обучения и образования, и, предлагая некоторые свои положения, впервые в истории педагогической мысли создал стройное учение о сущности, принципах и общих методах обучения, назвав его «Великая дидактика». Дидактическое учение Коменского и по сей день сохраняет свою актуальность.
Учение Коменского об общих принципах обучения Основной частью педагогики, ее душой и сердцем Коменский считает дидактику. Важнейшее место в творчестве Коменского занимает разработка проблем обучения, поскольку путь достижения к основной цели — воспитанию человечности — в первую очередь обучение и воспитание подрастающего поколения. «Великая дидактика» является самой важной, центральной работой Коменского среди его многочисленных трудов и входит в золотой фонд мировой дидактической литературы.