Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами кукольного театра в системе дополнительного образования
Диссертация
Практика работы в школе показала, что в настоящее время средства кукольного театра на уроках изобразительного искусства используются лишь благодаря учителям-энтузиастам. Программой «Изобразительное искусство и художественный труд» предлагается ознакомление детей с кукольным театром за счет изготовления несложных кукол-петрушек, с которыми учащиеся могли разыгрывать представления. Много полезных… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА В ШКОЛЕ
- 1. 1. Из истории искусства театра кукол
- 1. 2. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами кукольного театра
- 1. 3. Содержание обучения школьников изобразительному искусству с использованием средств кукольного театра в системе дополнительного образования
- 1. 4. Критерии оценки творческих работ учащихся
- ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
- Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 2. 1. Особенности методики проведения педагогического эксперимента
- 2. 2. Экспериментальное обучение школьников изобразительному искусству средствами кукольного театра
- 2. 3. Анализ результатов экспериментального обучения
- ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Список литературы
- Асеев В.Г. Проблема мотивации и личность./Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.
- Авдеев А. Индонезийский театр «вайанг-кулит». Л.-М.: Искусство, 1957. — 53 с.
- Активизация процессов развития творческих способностей на занятиях рисунком, живописью, композицией /Сборник научных трудов. М.: Прометей, 1994. — 229 с.
- Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник, педагог, школа. Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1981.
- Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М.: «Сов. Радио», 1979. -184 с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и саморазвития творческой личности. Казань: Изд-во Казанск. Ун-та, 1988. 238 с.
- Андриянова Т.П. Тренинг актера в театре кукол -Л., 1983. 79 с.
- Анохин П.К. Теория отражения и современная наука о мозге. -М.: Знание, 1970. 46 с.
- Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. -М.: Наука, 1977. 183 с.
- Артемьева Т.М. Проблема способностей: личностный аспект// Психологический журнал. 1984. Т.5. — № 3. — С. 46−55.
- П.Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: Прогресс, 1980. -528 с.
- Афасижев М.Н. Эстетические потребности человека. М.: Знание, 1979. — 64 с.
- Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: Знание, 1978. — 48 с.
- Базылевич Т.Ф. К проблеме задатков прогностических способностей // Психологический журнал. 1994. Т. 15. — № 6. — С. 90−99.
- Бартрам Возрождение кукольного искусства // «Вестник театра». 1919. № 17. — С.5.
- Бахтин Н. Кукольный театр // Жизнь искусства. 1928. № 26.
- Белецкий А. Старинный театр в Европе. М., 1923.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. / Под общей ред. М. С. Мацковского. М.: Прогресс, 1988. — 399с.
- Блейхер В.М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев: Вища школа, 1978. 142 с.
- Блонский П.П. Развитие мышления школьника. Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1964. — 547 с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. -М.: Педагогика, 1979. 399 с.
- Боголюбов Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке. -М.: Просвещение, 1986. 126 с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества /Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1983. С. 182−195.
- Богуславская И.Я. Русское народное искусство. Л., 1968.
- Бонди С.М. Работа по театру в школе первой ступени. В кн.: Революция искусство — дети. — М., 1988. — С. 71−73
- Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. — 396 с.
- Бюллер К. Духовное развитие ребенка. Пер. с нем. М., 1924.
- Варнаке Б.В. История античного театра. Учебник для театральных институтов. M.-JL, 1940.
- Васильев А.И. Наглядность как средство активизации детского творчества в процессе обучения тематическому рисованию первоклассников шестилетнего возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1993. — 16 с.
- Венгер Л.А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. 117 с.
- Веселовский A.M. Старинный театр в Европе.
- Возрастная и педагогическая психология: Учебник. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
- В профессиональной школе кукольника. Сб. науч. трудов. ЛГИТМиК. Л., 1985.
- Вредный витамин. Сборник детских пьес для театра кукол. М., 1965.
- Всеволодский-Гернгросс У истоков театра // Театр 1960. № 12. -С.117.
- Выготский Л.С. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте /Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1956. — 449 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М.: Просвещение, 1994.
- Голдовский Б. Летопись театра кукол в России XV—XVII вв.. М., 1998.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. -В сб.: Исследование мышления в советской психологии. М., 1966.
- ГАОР СС ЛО, Ф. 2428, оп.1, д. № 87, л. 39.
- Ганова Т.В. Активизация творческого поиска у учащихся средней школы в процессе создания карнавально-маскарадного костюма: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. — 16 с.
- Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей. 1993. -306 с.
- Голубева Э.А. Комплексное исследование способностей // Вопросы Психологии. 1986. — № 5. — С. 18−30.
- Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. М.: МГУ, 1977. — 249 с.
- Готсдинер A.JI. К проблеме многосторонних способностей //Вопросы Психологии. 1991.- № 4- С. 82−88.
- Громов Е.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1986. — 237 с.
- Демчев П.Г. Содержание и организация подготовки студентов художественно-графических факультетов пединститутов по художественному оформлению школы средствами наглядной агитации: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989. — 16 с.
- Деммени Е.С. Детский театр петрушки // Советское искусство. 1926 -№ 1.
- Деммени Е.С. Школьный кукольный театр. Л.: Изд. Министерства просвещения РСФСР, 1960. 72 с.
- Деммени Е.С. Призвание кукольник. Л.: Искусство, 1986. 199 с.
- Деммени Е.С. Куклы на сцене. М.-Л.: Искусство, 1949 .- 61 с.
- Державин К. Смысл кукольного театра // Жизнь искусства. 1920. 1113 апреля.
- Дружинин В.Н. Психодиагностика: личность и ситуация // Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности / Под ред. В. Д. Шадрикова. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1989. С.6−14.
- Елисеев В. А. Осознаваемые и неосознаваемые компоненты творческого мышления // Исследование проблем психологии творчества/ Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1983.- С.247−266.
- Ермолаева-Томина Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей (по материалам зарубежных исследований) //Вопросы психологии. -1975.-N5.-С. 166−176.
- Ермолаева-Томина Л. Б. Исследования факторов, детерминирующих индивидуальное различия в проявлении творческой активности //Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990. С. 117−130.
- Ермолаева-Томина Л. Б. Формирование творческого сознания на занятиях ИЗО //Научные труды МПГУ им. В. И. Ленина. Серия: гуманитарные науки. -М.: Прометей, 1999.бО.Занков Л. В. Избранные педагогические труды. // АПН СССР М.: Педагогика, 1990. — 418 с.
- Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: АПН РСФСР, 1961.-223 с.
- Игнатьев С.Е. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью (в условиях кружковой работы): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1982. — 16 с.
- Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. -М.: Знание, 1972. 72 с.
- Ильин М.А. Русское народное искусство. М., 1959.
- Исаев Д.Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей. М., 1988. 160 с.
- История педагогики. (Сост. Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М.Ф. Шабаева). М.: Просвещение, 1974. — 446 с.
- Йорик. История марионеток. -Б-ка. театра и искусства. 1913 кн. 2.
- Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. М., 1991. 256 с.
- Кадыров Б.Р. Способности и склонности (психофизиологие исследования). Ташкент, 1990. 170 с.
- Киященко Н.И. Сущность прекрасного. М.: Молодая гвардия, 1974. -188 с.
- Юпоге И.В. Особенности преподавания предметов «рисунок» и «скульптура». В сб.: В профессиональной школе кукольника. Л., 1985. 149 с.
- Коваленко А.Б., Литвинова Н. И., Моляко В. А. Психологические проблемы творческой деятельности. Киев: Знание, 1990. 16 с.
- Коган И.М. Творческий поиск: энерго-мотивационный аспект //Вопросы психологии. 1992 — № 1 — С. 138−146.
- Козленко В.Н. Проблема креативности личности // Психология творчества общая. Дифференциальная, прикладная психология /Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990.- С.131−148.
- Колесов Д.В., Соколов Е. Н. О психофизиологии творчества // Психологический журнал. Т. 13. 1992. — № 6. — С. 43−53.
- Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. Изд. 3-е перераб. и доп. М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1994. — 152 с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. М.: Педагогика, 1982. — Т. 1. — 636 с. — Т.2. — 576 с.
- Компере Г. Умственное и нравственное развитие ребенка. М., 1912.
- Кон И. Логика табу. -Лит. Газета. 1986.- № 36 (5102) — С. 12.83 .Кон И. Вкус запретного плода. М., 1991.
- Королева М.В. Роль игры в формировании положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. В сб.: Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте. — М., 1957.
- Королев М.М. Искусство театра кукол. Основы теории. Л., 1973.
- Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 145 с.
- Корешков В.В. Формирование личности учащихся в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды: Автореф. дис. доктора пед. наук. М., 1994. — 37 с.
- Кройценах В. Опыт истории народной комедии о Фаусте. -В кн.: Юбилейный год Гете. Запле., 1949.
- Крэг Г. Актер и сверхмарианетка. В кн.: Искусство театра. Спб., 1907.
- Кузин B.C. Психология. Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. 3-е изд. перераб. и доп. М.: Агар, 1997. — 303 с.
- Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. -М.: Просвещение, 1972.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. -М.: Педагогика, 1983. Т.1. 392 е., Т.2. — 320 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975.-304 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
- Лейтес Н.С., Грановская P.M. Элементы практической психологии.-.: изд-во Ленинград. Университета, 1988.-560 с.
- Лесная К. Петрушочники в октябрьские дни // Современный театр. 1927.-№ 13-С. 208.
- Ломов Б.Ф. Опыт экспериментального исследования процесса воображения // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений / Под ред. В. Г. Ананьева и Б. Ф. Ломова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- С.185−191.
- Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. — 127с.
- Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М.: Педагогика, 1970. — 495 с.
- Лучшие психологические тесты //Пер. С анг. Е. А. Дружининой. -Харьков, 1994. 320 с.
- Лыкова Е.С. Развитие декоративности в изобразительной деятельности младших школьников. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1996. — 16 с.
- Маньян Ш. История марионеток у древних / Пантеон. 1850. Авг., отд. 3 С. 2.103 .Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: 1990. 110 с.
- Ю5.Маршак С .Я. Театр для детей. «Просвещение», Краснодар. 1921−1922. № 3−4, С. 7−8.
- Юб.Матюшкин A.M. К характеристике продуктивных процессов мышления //Экспериментальное исследование продуктивных (творчески) процессов мышления. М.: Знание, 1973. С. 4−8.
- Ю7.Методы педагогических исследований. М.: Педагогика, 1979. -256с.
- Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности //Вопросы психологии. 1994. № 5.- С.86−95.
- Моляко В.А. Психологическое изучение творческой личности. Киев: Знание, 1978. 26 с.
- ПО.Моляко В. А. Психология творческой деятельности. Киев: Знание, 1978. 47 с.
- Ш. Муравьева Т. Книга о детском театре // Воспитание школьников. -1976. № 6. — С. 90.
- Пб.Образцов С. В. Социальное значение театра кукол. / Доклад на VII конгрессе УНИМА. М., 1976.117.0бразцов С. В. Что и как в театре кукол. М. Искусство, 1969.118.0бразцов С. В. Современный театр. / Рабочий театр. 1931. № 7.
- Образцов С.В. Кукла-актер. // Игрушка. 1937. — № 4. — С.13−15.120.0бразцов С. В. Дети зрители. // Огонек. — 1937. — № 30. — С.29−31.
- Образцов С.В. Режиссер условного театра. // Театр. 1940. № 11. — С. 45−55.
- Образцов С.В. Зачем людям театр кукол? // Театр. 1987. № 7 — С. 98.
- Образцов С.В. Моя профессия. М.: Искусство, 1950. Кн.1. — 271 с.
- Павлов Т.Д. Информация, отражение, творчество. М.: Прогресс, 1967. — 102 с.
- Педагогика. //Под ред. Ю. К. Кабанского. -М.: Просвещение, 1983. -600 с.
- Платонов К.К., Голубев Г. Г. Психология. -М.: Высш. школа, 1977.247 с.
- Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. — 216 с.
- Платонов К.П. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. — 312 с.
- Полевой Н.А. Мои воспоминания о русском театре и русской драматургии. — М., 1954.
- Пономарев Я.А. К теории психологического механизма творчества // Психология творчества общая, дифференциальная, прикладная. М.: 1990. С. 13−37.
- Пономарев Я.А. Психология творчества: перспективы развития //Психологический журнал. 1994. Т. 15. — № 6. — С. 38−50.
- Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1980.
- НО.Рубинштейн C. J1. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957. -294 с.
- Рубинштейн С. J1. Проблемы общей психологии. М., 1976.-416 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. -704 с.
- Рузавин Г. Н. Методы научного исследования. М.: Мысль, 1975. -237 с.
- Сац. Н. Дети приходят в театр. Страница воспоминаний. М.: Искусство, 1961.
- Семенов И.Н. Системный подход к изучению организации продуктивного мышления //Исследование проблем психологии творчества /Под ред. Пономарева Я. А. М.: Наука, 1983. С. 27−61.
- Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексивно-инновационный процесс: модель и метод изучения //Психология творчества общая, дифференциальная, прикладная /Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Навка, 1990. -С. 64−91.
- Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.: Политиздат, 1947. — 648 с.
- Сиверцева J1.A. Школьный театр кукол: из опыта работы. Минск.: Народная света, 1988. — 95 с.
- Симонов В.П. Мозг и творчество //Вопр. Философии. № 11.- 1992.-С.3−8.
- Симонов П.В. Что такое эмоция? М.: Наука, 1966. — 93 с.
- Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981.-216 с.
- Симонович-Ефимова Н. Я. Записки петрушечника М.: Госиздат, 1925.
- Скатерщиков В.К. Об эстетическом вкусе. М.: Знание, 1974. — 96 с.
- Славина Л.С. О развитии мотивов в игровой деятельности в дошкольном образовании. «Известия АПН РСФСР», вып. 14. 1948.
- Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: МГУ, 1985. — 232 с.
- Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966. -422 с.
- Смирнова Н.И. Искусство играющих кукол. М.: Искусство, 1983. -270 с.
- Смирнова Н.И. Советский театр кукол. М.: Издательство Академия наук СССР. 1963. 381 с.
- Сперанский Е. Художник театра кукол Борис Дмитриевич Тузлуков. -М.: Всероссийское театральное общество. 1983.
- Стариков М.М. Формирование творческого воображения у студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях живописью: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1993. — 16 с.
- Театральные куклы и ширмы. Методическое пособие в помощь театрам кукол. Минск, Полымя, 1968. — 39 с.
- ТепловБ.М. Избранные труды. T.l. М.: Педагогика, 1985. -328 с.
- Томский М.В. О композиции в скульптуре. Школа изобразительного искусства. Вып. VI. М.: 1963.165 .Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси.: АН Груз. ССР, 1961. 210 с.
- Фаворский В.А. О рисунке. О композиции. Фрунзе. 1966.
- Федотов А .Я. Анатомия театральной куклы. М. Л., 1944.
- Федотов А.Я. Оживший силуэты. М.: Молодая гвардия, 1961.
- Федотов А.Я. Секреты театра кукол. М. Л., 1963.
- Федотов А.Я. Техника театра кукол. Л., 1953.
- Философский словарь //Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1987. — 590 с.
- Фребель Ф. Воспитание человека. Избр. соч. т.1 М., 1906.
- Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология //Под ред. А. Н. Леонтьева. М.: Прогресс, 1978. — 300 с.
- Харвей. Г. Хейнс К. Домашний кукольный театр. М.: Росмен. 1998. с.34−64.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. 320 с.
- Черемных Г. В. Формирование зрительного восприятия и воспроизведения цветовых и тоновых отношений в процессе обучения изобразительному искусству учащихся начальных классов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1988. — 16 с.
- Шорохов Е.В. Основы композиции. Учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: Просвещение, 1988.
- Шер Н. С. Театр в школе. Л., 1924. — С. 7- 17.
- Шпет А.Г. Кружок театра кукол. М.: Просвещение, 1967.
- Щербаков B.C. Изобразительное искусство, обучение и творчество. -М.: Просвещение, 1969. 61 с.
- Щербаков B.C. Кружок театр кукол. Методическое пособие. М.: Просвещение. 1969 — 30 с. 182.1Цукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. -351 с.
- Экспериментальное исследование продуктивных (творческих) процессов мышление //Под ред. A.M. Матюшкина и др. М.: Знание, 1973. -145 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика. 1978. — 304 с.
- Юнг К. Г. Психологические типы. /Пер. с нем. М.: ГИЗ, 1924. -96с.
- Юрьин Ю. Каракули. // «Экран». 1922. — № 27. — С. 5.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение. М.: Педагогика, 1997. 104 с.
- Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. — 86 с.
- Яковлева Е.П. Театрально-декорационное искусство Н.К. Рериха. -Czehia. «Агни», 1996. 189 с.
- Ястебова Н.А. Формирование эстетического идеала и искусство. М.: Наука, 1976. — 296 с.
- Kraus Gottfried. Das Kleine WelttHeatez: Die Salzburger Marionetten. -Salzburg: Muller, 1988. 160 S.: 111., Portz.
- Vaclik Vladimir. Lidove Betltmy v Cechach a na Morave. Praha: Vesehzad. 1987−127 S.