Введение.
Работа социального педагога по развитию коммуникативных качеств
Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы — требования, предъявляемые сегодняшним обществом к выпускнику школы. Воспитание нравственного человека, готового к активному взаимодействию с окружающим миром, инициативного, самостоятельного, владеющего… Читать ещё >
Введение. Работа социального педагога по развитию коммуникативных качеств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Потребность в общении является одной из главных задач в жизни человека. Вступая в отношения с окружающими, человек сообщает информацию о себе, взамен получая интересующие его сведения, анализирует их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие. Следовательно, самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативной культуры.
Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы — требования, предъявляемые сегодняшним обществом к выпускнику школы. Воспитание нравственного человека, готового к активному взаимодействию с окружающим миром, инициативного, самостоятельного, владеющего навыками сотрудничества в разных видах деятельности — приоритетная задача образования на современном этапе.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем является подготовка ребенка к жизни, к его социализации, где ведущим является способность ребенка к общению, то есть умение строить отношения с собой, с другими людьми и окружающим миром. Учителю начальной школы доверена ответственная работа по формированию у учащихся качеств, которые помогут в будущем ученику состояться во взрослой жизни.
Младший школьный возраст, а именно 7 лет, время, когда ребенок начинает познавать школьные науки, представляет большие возможности для развития коммуникативных способностей. Податливость, внушаемость, склонность к подражанию, авторитет учителя и взрослых создает благоприятные предпосылки для формирования вышеуказанных качеств личности.
Именно способность к коммуникации дают основу чувствам, переживаниям, позволяют проявлять эмоциональный отклик и развивать самоконтроль у первоклассников. Важна и социально-психологическая атмосфера коллектива. Она должна создавать оптимальные условия для развития у младшего школьника коммуникативных способностей.
Проблемой развития коммуникативных способностей занимались: О. Г. Абрамлина [2], Г. М. Батуева [8], Т. А. Федосеева, В. С. Селиванов, Н. Е. Щуркова, С. А. Козлова.
Однако, несмотря на большое внимание к вопросам развития коммуникативных способностей младших школьников в научно-педагогической литературе недостаточно хорошо освещены такие вопросы как развитие у младших школьников коммуникативных способностей в процессе образования.
Исходя, из выше изложенного возникает противоречие: между необходимостью развития коммуникативных способностей младших школьников и уровнем их психологической готовности к коммуникации. Выявленное противоречие определило проблему исследования.
Проблема исследования: при каких педагогических условиях будет происходить развитие коммуникативных способностей младших школьников.
Актуальность рассматриваемой проблемы и выявленное противоречие послужили основанием для определения темы исследования: «Развитие коммуникативных способностей младших школьников» .
Цель исследования — выявление, обоснование и реализация педагогических условий развития коммуникативных способностей младших школьников.
Объект исследования: работа педагога с младшими школьниками.
Предмет исследования:
— развитие коммуникативных способностей младших школьников в процессе образования.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативных способностей младших школьников обеспечивается, если:
- — школьники имеют представление о коммуникации как процессе общения людей между собой;
- — школьники принимают участие в коллективно-игровой деятельности диалогового характера;
- — в качестве средства, мотивацию детей на общение, используются ситуации успеха.
Задачи исследования:
- 1. осуществить педагогический анализ ключевого понятия исследования «коммуникативные способности» ;
- 2. проанализировать опыт педагога по развитию коммуникативных способностей младших школьников;
- 3. выявить и обосновать педагогические условия развития коммуникативных способностей младших школьников ;
- 4. провести опытно-экспериментальную работу развитию коммуникативных способностей младших школьников.
Методологическая основа исследования. Исследование строится на положении о педагогическом взаимодействии субъектов образовательного пространства Ю. К. Бабанского, В. А. Мудрика, и др.; о речеязыковой способности индивида М. И. Лисина; о психологической теории личности Л. С. Выготский, А. И. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. К. Перов; о роли общения в становлении личности К. А. Абульханова-Славская, А. А. Бодалев и др.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиография.