К причинам возникновения дефектов осанки относят снижение двигательной активности детей в ДОУ. Следовательно, одним из показателей эффективности медико-педагогических воздействий будет являться увеличение объема двигательной активности (ДА), который ребенок выполняет в единицу времени (за час, день, неделю, месяц и т. д.). К основным показателям ДА относятся:
- — объем ДА;
- — продолжительность ДА;
- — интенсивность ДА.
Существует несколько способов измерения ДА детей. К ним относятся следующие методы:
- — метод хронометража;
- — метод шагометрии.
Метод шагометрии признан наиболее объективным. Способы контроля и оценки ДА детей достаточно подробно изложены в учебном пособии М. А. Руновой «Двигательная активность ребенка в детском саду» (2000).
Для ориентировочной оценки ДА детей в ДОУ приведем в таблице 10 средние показатели объема движений (М. А. Рунова, 2000; Н. И. Бочарова. 2006).
Таблица 10
Ориентировочные объемы двигательной активности детей за дневное время пребывания в детском саду
_Возраст_. 2 года. | Объем движений (кол-во шагов) 6000 — 7500. |
3 года. | 8000 — 9500. |
4 года. | 10 000 — 10 500. |
5 лет — мальчики. | |
5 лет — девочки. | |
6 лет — мальчики. | |
6 лет — девочки. | |
7 лет мальчики. | |
7 лет — девочки. | |
Приведенные показатели в основном совпадают с данными других исследователей (Г. П. Юрко, Г. И. Калугина и др.). Однако конкретные величины этих данных могут быть иными, поскольку ДА определяется не столько биологической потребностью ребенка в движении, сколько факторами социального характера:
- — организацией педагогического процесса;
- — условиями внешней среды, в частности климатогеографическими;
- — воспитанием и обучением.
Таким образом, изучение объема ДА детей, проживающих в северных территориях, может не совпадать с приведенными данными. Но если педагогический коллектив ДОУ поставит задачу изучить этот важнейший показатель, от которого зависит состояние здоровья ребенка, то выбор стратегической линии медико-педагогических воздействий может быть более обоснован и эффективен. Это касается и организации работы с детьми, имеющими дефекты осанки.
Ответственные за изучение показателей ДА: групповые воспитатели, руководитель физического воспитания, инструктор по плаванию.
Внимание! При осмотре узкими специалистами, в частности офтальмологом, пристального внимания педагогов, родителей, медицинского персонала должны заслуживать дети с нарушением зрения. Поскольку этот фактор также способствует появлению функциональных нарушений в системе ОДА ребенка.