Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Изучение особенности устной речи слабослышащих школьников младших классов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При проведении эксперимента рассматриваются приёмы работы, которые используются для коррекции речи, приобретения знаний элементов музыкальной грамоты, обучения игре на элементарных музыкальных инструментах. Объектом исследования является влияние музыкальных занятий и музыкальных инструментов на интонацию устной речи школьников младших классов с нарушениями слуха. В результате эксперимента была… Читать ещё >

Изучение особенности устной речи слабослышащих школьников младших классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цели и задачи констатирующего эксперимента

Актуальность данного эксперимента заключается в том, что в школах, в которых обучаются дети с нарушениями слуха, недостаточно внимания уделяется роли музыки и музыкальных инструментов в работе над улучшением интонационной структуры речи. Ввиду того, что одним из самых сложных по своему строению, мало изученным элементом фонетической системы языка, является интонация. Роль интонации в устной речи огромна. Она организует смысловую сторону речи при помощи логического ударения, повествования, перечисления, побуждения, вопроса, восклицания, пауз, изменения темпа речи. Интонация усиливает лексическое значение слов. В основе интонации лежат ритмико-мелодические средства, главные из которых — изменение громкости и темпа произнесения, модуляция голоса и распределение пауз. Работа по формированию интонационной выразительности устной речи осуществляется в различных направлениях. Особое значение имеет интонация для различения фраз повествовательного, вопросительного, побудительного (повелительного) и восклицательного характера, а также для выражения тончайших синтаксических отношений внутри сложного предложения. И даже то, что в настоящее время существует целая системамузыкально-ритмических занятий, внеклассных занятий с организацией кружков, школьные праздники, внешкольные мероприятия, которые способствуют как общему, так и речевому развитию школьников с нарушениями слуха, время для таких занятий выделяется недостаточно. Бесспорно, занятия музыкой могли бы быть очень эффективными в коррекционной и развивающей работе, не менее чем индивидуальные занятия в слуховом кабинете. Более того, как показала практика, планируемую программу на музыкально-ритмических занятиях не всегда удается выполнить в полном объме. Часто больше внимания на таких занятиях отдается не столько коррекционной работе, сколько подготовке к различным текущим культурным мероприятиям (городским и другим фестивалям, конкурсам, смотрам, школьным праздникам). Лучше для этого отводить специальное время после уроков, в форме дополнительных занятий. Очень большое значение имеет наличие компетентных педагогов в учебном учреждении для детей с нарушениями слуха. Важное значение имеет то в какой области этот педагог имеет квалифицированные компетенции. Очень часто бывает так, что специалист, который проводит музыкально — ритмические занятия, имеет прекрасную компетенцию учителя пения или сольфеджио, но не так профессионален в области сурдопедагогики, и совсем наоборот, он может быть великолепным сурдопедагогом с огромным опытом, но не разбираться ни в нотной грамоте в частности ни в музыке в целом. Поэтому на наш взгляд педагог, который проводит музыкальные занятия с детьми, имеющими нарушения слуха, должен иметь квалификацию сурдопедагога и музыкальное образование. В школе для детей имеющих нарушения слуха каждый урок должен иметь коррекционную и развивающую направленность. Поэтому на музыкальных занятиях необходимо проводить работу не только по общему развитию ребенка, но и коррекционную. В нашем эксперименте мы сделали упор на развитие интонационной стороны речи. Основная идея эксперимента состоит в том, чтобы выяснить, возможно — ли проведение во внеурочное время музыкальных занятий по коррекции интонации устной речи и насколько эффективно это окажется.

При проведении эксперимента рассматриваются приёмы работы, которые используются для коррекции речи, приобретения знаний элементов музыкальной грамоты, обучения игре на элементарных музыкальных инструментах. Объектом исследования является влияние музыкальных занятий и музыкальных инструментов на интонацию устной речи школьников младших классов с нарушениями слуха. В результате эксперимента была разработанная серия занятий по коррекции интонации с помощью музыкальных форм и музыкальных инструментов младших школьников с нарушениями слуха. Также было проведено обучение игре на элементарных музыкальных инструментах (барабане, металлофоне, треугольнике). Плюс к этому проводилась коррекция интонации. Настоящее исследование проходило на базе логопедического центра «Территория речи» г. Москва. В эксперименте принимали участие ученики 1 и 2 классов в возрасте 7−8 лет (всего 5 детей).

Эксперимент состоит из трех этапов:

  • 1. Констатирующий эксперимент — обследование интонации устной речи детей.
  • 2. Формирующий эксперимент заключался в проведении серии занятий во внеурочное время «Музыкальный час», на которых проводилось обучение детей с нарушениями слуха элементам игре на элементарных музыкальных инструментах, а также проводилась работа по коррекции интонации.
  • 3. Контрольный эксперимент представлял собой обследование устной речи детей с нарушениями слуха по тем же методикам и с помощью того же методического материала, который использовался в констатирующем эксперименте.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой