Цель работы. От компетенций к инновациям в системе высшего образования России
Для инновационного подхода к реализации владения изученным материалом в высшем учебном заведении должен быть налажен инновационный процесс, и обеспечены этапы его жизненного цикла от фундаментальных научных исследований до широкого распространения продукции в конкурентной среде. Важно отметить, что взаимодействие субъектов инновационной деятельности не замыкается исключительно на ресурсах… Читать ещё >
Цель работы. От компетенций к инновациям в системе высшего образования России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Поиск альтернативы образовательной парадигмы вузов путем выхода обучения за границы шаблона «знания — умения — навыки».
образовательный инновационный компетентностный студент.
Компетенции и инновации: возможности современной системы высшего образования России
Одной из возможностей достижения успеха вузовской подготовки является формирование способа креативного мышления, обеспечивающего конкурентоспособное позиционирование выпускника в среде профессиональной деятельности [8, 25]. Гарантией конкурентоспособности является новизна и превосходство решений, принимаемых выпускником, по сравнению с традиционными [15, 16]. Иначе говоря, гарантией успеха является инновационный уровень принимаемых решений (проектных, управленческих, технических, технологических и др.) [5, 9, 10, 13, 14, 19−24].
В этой связи уместно рассматривать инновации как результат образовательного процесса, гарантирующий выпускнику с высшим образованием успех в его профессиональной деятельности [2]. Следовательно, инновации в системе высшего образования должны стать одним из выходов (результатов) процесса обучения, имеющим как собственную потребительскую ценность, так и подтверждающим не только владение студентами изученным материалом, но и дающим возможность инновационной деятельности. Для студента разработка инновационного проекта может быть мотивирована высокой оценкой бальной рейтинговой системы. Одновременно инновационные проекты студентов могут стать стартапами, то есть успешными рыночными проектами [27 — 33]. Достаточно вспомнить студенческий проект Марка Цукерберга — университетскую (Гарвардскую) компьютерную сеть, ориентированную на личностное позиционирование пользователей в виртуальном пространстве. В последующем проект получил развитие и стал социальной сетью Facebook. Прошедшее в 2012 году IPO одноименной компании показало степень успешности проекта в форме привлечения 18,4 млрд. долларов США, в том числе компанией — 16 млрд. [17]. Не менее успешными были инновационные результаты Санкт-Петербургского студента Павла Дурова, впоследствии ставшего основоположником компании «ВКонтакте» и одноименной социальной сети, быстро занявшей лидерские позиции на рынке.
Важной особенностью инноваций университетов являются новые знания, получаемые в процессе инновационной деятельности [6, 7]. Эти знания используются в процессе обучения. Значимость таких результатов хорошо показывает преобладание профессоров университетов в числе Нобелевских лауреатов. В России и научный потенциал (кадры высшей квалификации — доктора и кандидаты наук) преобладает в вузовской среде.
Для инновационного подхода к реализации владения изученным материалом в высшем учебном заведении должен быть налажен инновационный процесс, и обеспечены этапы его жизненного цикла от фундаментальных научных исследований до широкого распространения продукции в конкурентной среде [1, 3, 4, 11, 18]. Важно отметить, что взаимодействие субъектов инновационной деятельности не замыкается исключительно на ресурсах образовательных учреждений. Источником инвестиций для реализации инновационных проектов и владельцами результатов вузовской инновационной деятельности могут выступать любые хозяйствующие субъекты. Уместно отметить, что такой подход используют ведущие инновационные компании, такие как «ВКонтакте», проводящие конкурсы целевых инновационных проектов. Так, в 2012 году указанная компания инвестировала в создание программного приложения — месседжера для iPhone средства в размере 5 млн. рублей. Не менее успешен опыт этой же компании по выдаче заданий на дипломное проектирование в виде инновационных проектов своим сотрудникам — студентам вузов. Последующие пять лет деятельности таких выпускников вузов подтвердили на практике успех их подготовки.