Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Формирование языковой способности учащихся начальной и средней общеобразовательной школы на основе реализации принципа преемственности при обучении русскому языку

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Л., Реализация принципа: преемственности языкового развития детей в" процессе формирования языковой способности в-начальной и средней школе достигается при условии взаимосвязанного развития структурных компонентовязыковой способности, а) i интеллектуального компонента, включающего: 1) логическое мышление (владение логико-языковыми? операциями анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава. Г. Теоретические основы формирования языковой способности учащихся начальных и средних классов общеобразовательной школы
    • 1. Психофизиологические особенности языковой способности, её структура
    • 2. Психолингвистическая характеристика языковой способности

    3. Проблема языкового развития учащихся в педагогической психологии. 4- Вопрос о реализации принципа преемственности при обучении русскому языку в начальных и средних классах общеобразовательной школы.

    ВЫВОДЫ

    Глава

    II. Состояние сформированности языковой способности 2−6 классов общеобразовательной школы. § 1 Методические аспекты формирования языковой способности учащихся начального и среднего звена общеобразовательной школы на уроках русского языка (анализ учебников и программ)

    2. Описание констатирующего (диагностирующего) эксперимента

    3. Сформированность логико-языковых операций учащихся 2−6 классов общеобразовательной школы Уровень развития творческого компонента логического мышления учащихся 2−6 классов общеобразовательной школы

    5. Степень сформированности языковой интуиции учащихся 2−6 классов общеобразовательной школы

    6. Сформированность образного мышления и образной стороны речи учащихся 2−6 классов общеобразовательной школы

    § 7. Уровень развития эмоциональной стороны речи учащихся 2−6 классов общеобразовательной школы 108- выводы

    Глава

    III. Методика формирования языковой способности учащихся 4-х классов общеобразовательной школы, реализующая преемственность в обучении начальных и средних классов общеобразовательной школы

    1. Описание обучающего эксперимента

    § 2. Формирование логико-языковых операций учащихся 4-х классов общеобразовательной школы

    3. Развитие творческого компонента логического мышления учащихся 4-х классов общеобразовательной школы

    4. Совершенствование языковой интуиции учащихся 4-хклассов общеобразовательной школы

    5. Развитие образного мышления и образной стороны речи учащихся 4-х классов общеобразовательной школы

    6. Формирование эмоциональной стороны речи учащихся 4-хклассов общеобразовательной школы

    ВЫВОДЫ

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование языковой способности учащихся начальной и средней общеобразовательной школы на основе реализации принципа преемственности при обучении русскому языку (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

FJIABA 1. Теоретические основы формирования языковой способности учащихся начальных и средних классов общеобразовательной школы.12.

§ 1. Психофизиологические особенности языковой способности, её структура.12.

§ 2. Психолингвистическая характеристика языковой способности.21.

§ 3. Проблема языкового развития учащихся в педагогической психологии.31.

§ 4- Вопрос о реализации принципа преемственности при обучении русскому языку в начальных и средних классах общеобразовательной школы.39.

ВЫВОДЫ.48.

ГЛАВА 2. Состояние сформированности языковой способности.

2−6 классов общеобразовательной школы.51.

§ 1 Методические аспекты формирования языковой способности учащихся начального и среднего звена общеобразовательной школы на уроках русского языка анализ учебников и программ).51.

§ 2. Описание констатирующего (диагностирующего) эксперимента.82.

§ 3. Сформированность логико-языковых операций учащихся.

2−6 классов общеобразовательной школы.93.

§ 4. Уровень развития творческого компонента логического мышления учащихся 2−6 классов общеобразовательной школы.99.

§ 5. Степень сформированности языковой интуиции учащихся^.

2−6 классов общеобразовательной школы.104.

§ 6. Сформированность образного мышления и образной стороны речи учащихся 2−6 классов общеобразовательной школы.108;

§ 7. Уровень развития эмоциональной стороны речи учащихся 2−6 классов общеобразовательной школы.111.

ВЫВОДЫ.114.

ГЛАВА 3. Методика формирования языковой способности учащихся 4-х классов общеобразовательной школы, реализующая преемственность в обучении начальных и средних классов общеобразовательной школы.118.

§ 1. Описание обучающего эксперимента.118.

§ 2. Формирование логико-языковых операций учащихся.

4-х классов общеобразовательной школы.122.

§ 3. Развитие творческого компонента логического мышления учащихся 4-х классов общеобразовательной школы.132.

§ 4. Совершенствование языковой интуиции учащихся.

4-х классов общеобразовательной школы.139.

§ 5. Развитие образного мышления и образной стороны речи учащихся 4-х классов общеобразовательной школы.147.

§ 6. Формирование эмоциональной стороны речи учащихся.

4-х классов общеобразовательной школы.154.

ВЫВОДЫ.159.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

161.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.165.

ПРИЛОЖЕНИЯ.181.

Реализация принципа преемственности в обучении русскому языку является: однимs издидактических, принципов^ состоящих впоследовательности, систематичности! расположения материала, в. опоре на? изученное и на, достигнутый учащимся' уровень языкового развития, в перспективности изучения материала, в согласовании ступеней и этапов учебно-воспитательной? работы. Именно поэтому данная педагогическая проблема постоянно находится в. центре внимания психологов, дидактов,. методистов,' учителей-практиков [B.F. Ананьев, В. В: Давыдов, М. Р: Львов, M. FL Скаткин и др.].

Изменения, происшедшие в современной! школе запоследние годы, расширили f поле для проявления"инициативы и? свободного? выборасерьёзно изменили цели, содержание и функци и образования, раздвинули его горизонты. Перемены в. образовании касаются, прежде всего, содержательной стороны обучения, что заставляет по-новому решать традиционные школьные проблемы с учётом i того. разнообразия программ, учебникови > учебных пособий, которое характеризует начальную и среднюю школу.

Отсутствие единого подхода к обучению родному языку на всех этапах школьного1 образования приводит к следующему: у школьника не складываются представления о языке: как системе языковых единицфункционирующих по определённым законамученик не вооружается научным подходом к анализу языковой действительности, не осознаёт единых: требований-к организацииsучебнойдеятельности. В! связис этим одна из задачпреподавания русского языка состоит в обеспечениипреемственности' обучения* по характеру ведущею деятельностикоторая! определяется^ психологическими особенностями данного возраста [В:В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.]. Реализация принципа преемственности в обучении-создаёт условия для целенаправленного развития личности на основе: ведущейдеятельности;

Вопросам преемственности в изучении русского языка посвящены специальные исследованияв которых предпринимаются попытки решить. данную проблему, установив, этапность изученияконкретного языкового' материала [С.И. Львова,.Т.К. Лидман-Орлова, Н. А. Плёнкин и др.]. Основное, внимание в этих исследованиях уделяетсядифференциации языкового материала по степени сложности и распределениюего"по ступенямобучения. По нашему мнению, данный подход в решениидидактической проблемы оправдан, поскольку касается' содержательной< стороны обучения, а также структурирования учебного материала, являющегося объектом: языкового анализа.

Между тем современные исследованияв области психологии, психолингвистики, лингвистики^ позволяют подойти к решению данной проблемы с учётом выявленных закономерностей языкового развития (языковойспособности) — ребёнка и тех качеств, которыми1 должна^ обладать «языковая личность». По мнению учёных, языковаяспособность, личности имеет многокомпонентную структуру, вбирающую всебя интеллектуальный (общий) и специальный компонент (состоящий из речевойи- языковой части), ядром которой является «чувство языка», языковая интуиция:

Сложность психофизиологической природы языковой i способностинесовершенство методики преподавания родного языкаотсутствие ориентации учителей на реализацию развивающих задач обучения приводят к: невостребованности в процессе преподавания в школе родного языка многих элементовязыковой способности, и, прежде всего, способности к языковому I/ творчеству, лингвистической догадке, восприимчивости к семантике языка на всех языковых уровнях. В результате: процесс языкового обучения формализуетсяшкольники: заучивают языковые понятияопределения и правила механически, не понимая, сущности названых языковых явлений, не могут построить связное монологическое высказывание на лингвистическую тему, не владеют тропамифигурами речи, эмоциональнымисредствами: выразительности, восприимчивостью к комическому в языке, не чувствуют нравственной силы слова, обнаруживают низкий, уровень образного и теоретического (абстрактного, логического)" мышления: логико-языковых операций анализа и синтезаобобщения' иабстрагирования, сравнения, дифференциации, классификации.

Таким образомучащиеся демонстрируют низкий уровень сформированности языковых умений-и навыков.

Актуальность темы

данного исследования определяется необходимостью усилить обучающий эффект при< формировании языковой способности за? счёт развитиявсех компонентов языковой способности, «чувства языка», основанного? на задатковых' способностях ребёнка, и-, осуществляемого в учебном, процессе при помощи! у/ дидактического принципа преемственности в обучении — между начальным и средним звеном.

Реальные условия для успешного решения? данной/ проблемы создаёт необходимаядля нашего исследования! научная: база: 1) концепция психического развития, личностии взаимообусловленности развитияи обучения Б. Г. Ананьева, JI.C. Выготского, П.Я. ГальперинаВ.В. Давыдова, СЛ. Рубинштейна, А.Н. ЛеонтьеваД.Б. Эльконина и др. Большое значение имеют также психологические исследования s структуры языковой способности С. Ф. Жуйкова, В. А. Крутецкого, Б. П. Теплова, C.JI. РубинштейнаЕ.Н.' Пузанковой и др. Вопросы психофизиологической сущности «чувства языка» отражены в трудах Д. Н. Богоявленского, Л. И. Божович и др.- 2) понимание: психолингвистической г природы, языковой личности Г. И: Богиным, Ю. Н. Карауловым, A.M. Шахноровичем и др.- 3) психолого-^ педагогическая теория языкового развития Л. И. Айдаровой,. Т.К. Донской-' А-В. Текучёва и др.- 4) проблема преемственности в обучении русскому языку в: понимании методистов С.И. ЛьвовойF.K. Лидман-Орловой, Hi А. Плёнкина и др.

Отличительной особенностью данного < исследования является то, что в нём предпринимается попытка обобщения и систематизации лингвистическогопсихолингвистического-, дидактическогометодического материала по-формированию язьпсовой способности, определено содержание опытного обучения, создана система развивающих упражненийреализующая принцип преемственности в обучении. Исследование предполагало сопоставление предъявления экспериментальной методики на материале начального и среднего звена общеобразовательнойшколы, чтотакже является специфической чертой данной работы.

Объектом исследования является! процесс формирования языковой способности1 учащихся/ начальной и средней школы в соответствии с требованиями принципа преемственности-.

Предмет исследования: — методика формирования: логико-языковых и творческих компонентовязыковой способности учеников, учитывающая возрастные особенности и педагогические законы становления личности при переходе в среднее звено общеобразовательной школы.

Целью исследования являетсяразработкаметодики? формирования языковой f способностиобеспечивающая интенсивное языковое развитие ребёнка в процессе перехода учащихся из начального в среднее звено общеобразовательной школы.

Гипотеза? исследования: формирование языковой способностиучащихся в начальной и средней* школе: будет протекать успешнее при условии! взаимосвязанного развития и востребованности её логико-языковых и творческих компонентов в процессе обучения.

Структура языковой способности состоит из 1) навыков логико-языковых операций с языковым, материалом' (сравнениедифференциация, анализ и синтез, обобщение ш абстрагирование) и творческой деятельности (трансформация, конструирование, оценка)-: 2) — языкового чутья, проявляющегося на уровне системы языка и речи- 3) выразительности устной и письменной речи (образные и эмоциональные средства языка), которые имеются у детей в t качестве задаткованатомо-физиологических особенностей мозга и нервной системы, в качестве предпосьшок для ¦ становления языковой личности и могут быть реализованы в единстве с принципом преемственности при обучении ^ русскому языку. Выделенные компоненты в реальной языковой деятельности не существуют изолированно один от другого, а функционируют как единая трансформирующая система. Поэтому совершенствование одного из названных компонентов окажет развивающее воздействие на всю многокомпонентную систему. Проблема развитияязыковой способности? учащихся не ограничивается рамкамикакой-либо отдельнойтемы, а решается * нами наг материале различных разделов, школьного курса русского" языка (фонетики, лексики, словообразования, морфологии) > и< различного по уровню подготовки, возрастным особенностям, контингента учащихся, таким образомпроцесс формирования^ языковойспособности! в общеобразовательной школе, апробируется нами на учащихся начального и среднего звена.

В: соответствии, с гипотезой были использованы следующие методы исследования: 1) историко-теоретический (анализ и синтез лингвистической, психолого-педагогической: и. учебно-методической литературы) — 2) практический- (наблюдение за ходом' учебного процесса, выявление и качественнаяхарактеристика этапов усвоения? изучаемого материала, исследование продуктов деятельности учащихся, проведение констатирующего и обучающего эксперимента) — 3) метод количественного анализа (обобщение и анализрезультатов диагностикиматериалов экспериментального обучения? с цельюих корректировкии совершенствования-, статистическая обработка экспериментальных данных, сравнительно-сопоставительный анализ результатов обследования школьниковвыявление эффективности разработанной методики).

Научная новизна данного исследования заключается в том, что. в нём:. 1) выявлено и описано современное состояние развития языковой способности учащихся 2−6 классов общеобразовательной" школы- 2) на основе синтеза? логических и творческих способов языковой? деятельности разработана методика развития языковой способности учащихся 4-х классов, включающая а) важнейшие компоненты структуры языковой? способности учащихся ш показатели её развитияб) систему развивающих упражнений двух типов: логико-языковых и творческих, формирующих не только логико-языковые операции учеников, но и их способность к творческой деятельности с языковым? материалом (трансформации, конструированию, оценке), языковое чутьё, образность, эмоциональность речи1 школьников- 3) создана методическая: система, которая обеспечивает достаточную восприимчивость к развивающему языковому обучению не только лингвистически одарённых, но и «слабых» учащихся, с замедлением темпаг общего и лингвистического развития, реализует основные направленияв языковомобучении, обеспечивает преемственность и перспективность в работе.*.

Теоретическая.значимость исследования состоит в 1) анализе и ^ решении проблемы языкового творчества, развития «чувства: языка», без которого невозможно полноценное языковое развитие- 2) апробации параметров и системы диагностических заданийразвития языковой способности детей- 3) разработке системы упражнений по развитию языковой способности, исходя из её структуры и способов языковой деятельности— реализующей принцип преемственности.

Практическая значимость исследования заключается, в том, что разработанная: методика диагностики и развития: языковой способности позволяет отслеживать, воздействие обучения родному языку на общее и языковое развитие ребёнка, оптимизирует процесс обучения" родному языку в школе, позволяет наиболее полно использовать его развивающие возможности при переходе в среднее звено школы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Основнымусловием реализации принципа' преемственности на всехэтапах обучения родному языку является осмысление природы языковых явлений.

2. Выделение основных этапов в формировании языкового развития детей в i школе должно отражать психолингвистические закономерности усвоениядетьми родного языка, а также соответствовать характеру ведущей деятельностина каждом этапе обучения. В связи с этим целесообразно выделить следующие этапы, пропедевтический (1−3 классы) — начальный систематический (3−5 классы) — основной систематический (5−6 классы).

3. Приобучении русскому языку, как. вначальном, так и среднем звене общеобразовательной школы необходимо проводить целенаправленную работу по совершенствованию всех структурных компонентов языковой способности, что обеспечит полноценное и плавное развитие всех элементов языковой способности учащихсяоптимальное формирование языковой личности.

Проверка гипотезы исследования требовала решения следующих задач:

1. Изучить ш проанализировать лингвистическую, психолингвистическую, дидактическую" и методическую литературу для определениятеоретических основ исследования:

2. Проанализировать содержание современных стабильных и: параллельных учебников по русскому языку для начальнойи средней школыа- также содержание программ по русскому языку с точки • зрения i реализации принцип a t преемственности в. содержании обучения и формировании языковой способности учащихся начальной и средней школы.

3. Определить, состояние сформированности различных компонентов языковой способности" учащихся начальной? и средней? школы, выявить основные тенденцииусвоения материала, установить особенности: реализации принципа преемственности в современной школе.

4. Исследовать уровень, осмысленияучащимися лингвистическойтеории, языковой семантики, степень, владения логико-языковыми: операциями, их осознанность, уровень сформированное&trade- < образного^ мышленияуровень развития" творческого" компонента языковой способности1 учащихсяпритрадиционном обучении русскому языку в общеобразовательной школе:

5. Разработать, систему развивающих упражненийобеспечивающих формирование языковой способности школьников.

6: Экспериментально проверить разработанную методику.

Достоверность, и обоснованность проводимого" исследования, его результатов и выводов обеспеченыопорой на" достижения современной лингвистическойпсихолого-педагогической? и методической: наук, совокупностью используемых методовдостаточным количеством испытуемых около 500 s человек), а также положительными результатами проведённого экспериментального обучения:

Результаты исследования апробированы на заседаниях кафедры, теориии методики обучения русскому языку и литературе Орловского государственного университета, на< научно-практических конференциях Орловского областного центрасоциально-психологической и педагогическойпомощи детям, родителям! и педагогам и ежегодных Всероссийских научно-практических конференциях, проводимых кафедрой теории и методики обучения русскому языку и литературе Орловского государственного университета? с- 1999 года, Орловского филиала ИОСО РАО с 2000 года:

Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе (2000;2001 г. г.) изучалась лингвистическая, — психолого-педагогическая и методическая, литература-, посвящённая. языковому развитию: детей? и дидактическим принципам учебного процесса. Был проведён диагностический срез, выявивший проблемы: в развитии? языковых способностей" школьников начального и среднего звена. На втором этапе (2001;2002 г. г.) был осуществлён диагностический s эксперимент, охвативший1' около 500 учащихся средних школ №№ 6, 28 г. Орла и МОУ «Платоновскаяшкола» Орловской: областиОсуществлялась подготовка опытного обученияразработка учебных материалов по теме диссертационного исследования. На третьем этапе (20 022 003 г. г.) бьшо продолжено изучение психолого-педагогическойметодическойлингводидактической и лингвистической литературы по проблеме преемственностив формировании языковойспособности учащихся: начальной и средней общеобразовательной школы, разрабатывалась система развивающих упражнений: Составленные учебные материалыпроверялись в опытном обучении учителями в 4-х классах общеобразовательных школ №№ 6, 28- 33 и др. г. Орла, которые являются творческими площадками Орловскогофилиала ИОСО РАО. В эксперименте приняло участие около 100 учащихся.

Диссертационное исследование состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ ДИССЕРТАЦИИ.

Результаты обучающего эксперимента позволяют сделать следующие выводы по третьей главе диссертации:

1. Методика формирования языковой способностиучащихся, построенная на принципе преемственности между начальным и средним звеном общеобразовательной школы, оказывает развивающий эффект на все важнейшие компоненты языковой способности: интеллектуальный, языковой, речевой (творческий).

2. Кроме того, предлагаемая методика эффективно воздействует на формирование следующих умений: анализ, сравнение, обобщение и классификация, рассуждение, редактирование текста, изложение лингвистического материала, построение лингвистического! рассуждения, конструирование языкового материала, анализ и построение аналогий, ассоциаций, исправление языковых и морфологических ошибок, шутливое толкование слов, символическое изображение языковых понятий, анализ языковых средств создания образности, объяснение значений фразеологизмов, символическое изображение языковых явлений, выбор цветового и графического эквивалента изучаемого языкового явления, построение ассоциаций, анализ языковых средств создания настроения, построение ассоциативных связей, определение эмоционального восприятия учениками изучаемых грамматических явлений.

3. Однако не все умения формируются в достаточной степени успешно. Наибольшие затруднения вызывают задания на трансформацию и конструирование языкового материала.

4. Достаточной восприимчивостью к развивающему обучению родному языку обладают не только лингвистически одарённые дети, но и «слабые» учащиеся, с замедленным темпом общего и лингвистического развития.

5. В целом, результаты обучающего эксперимента показали, что предложенная методика изучения языковых явлений обладает большим развивающим воздействием на многокомпонентную структуру языковой способности учащихся и может быть предложена как развивающая методика, как отдельных языковых компонентов, так и всех важнейших компонентов языкового развития, не только в среднем, но и в начальном звене общеобразовательной школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведённое исследование подтвердило правильность выдвинутой^ гипотезы. К основным выводам, полученным в результате исследованияотносятся следующие:

Г. Созданы условия? для успешного формирования языковой' способности учащихся начальной и средней школы на основе принципа преемственности.

2. Подтверждена актуальность нашего исследования, а именно, предложеннаяметодика развития языковой способности учащихсяусиливает обучающийэффект при формировании: языковой способности и реализует в учебномпроцессе дидактический принцип преемственности в обучении между начальным и средним звеном.

3- Формирование иразвитие языковой способности учащихся< начального и среднего: звена будет протекать успешнее при условии взаимосвязанного развитияи востребованности в? процессе обучения" её логико-языковых и творческих компонентовкоторые имеются у детей в качестве задатков, анатомо-физиологических особенностей мозга инервной системы, в качестве предпосылок для становления языковой личности.

Л., Реализация принципа: преемственности языкового развития детей в" процессе формирования языковой способности в-начальной и средней школе достигается при условии взаимосвязанного развития структурных компонентовязыковой способности, а) i интеллектуального компонента, включающего: 1) логическое мышление (владение логико-языковыми? операциями анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, дифференциации, классификации) — 2) образное мышление: умение сопоставлять словесные, живописные, музыкальные образынаходить. графический и цветовой эквиваленты, символически изображать изучаемое языковые явленияб) языкового компонента, включающего: — 1) осмысление языковой теории, сущности языковых понятий, смысла лингвистических текстов- 2) восприимчивость к семантике языковых-единиц: к лексическим-значениям к эмоционально окрашенной лексике, тропами, фигурам речи, к комическому в языке) и грамматическим значениямв) речевого (творческий) компонента, включающего: способность к звукои словотворчеству, владение умением построения! связного лингвистического высказывания. Умением строить художественный текст, насыщенный тропами, фигурами^речивладение средствамиинтонационной выразительности устной^ речи и эмоциональной выразительности письменной речи.*.

5. Разработанасистема развивающих упражненийк различнымразделам курсам русского языкареализующая принцип преемственности в обучении:

1) — логико-языковых: упражненийна? выделение существенных признаковпонятийна: опознание данного языкового*явления в"тексте, Hai сравнение идифференциацию сходных языковых явлений, на языковой анализ-, на обобщение, абстрагирование и классификацию языковых явлений;

2) творческих: по развитию творческого компонента логического мышления, по развитию языковой) догадки, по развитию образного строя речи и образного мышления учащихся, по развитию эмоциональной стороны речи-учащихся. .

6. Выявлены и исследованы четыре типа языковой деятельности учащихся: 1) анализ- (и* другие логические операции)^ готового (данного) языкового материала, 2) его трансформация- 3) конструирование, 4) оценка.

7. Цель исследования — разработка методики формированияязыковой способности, обеспечивающая интенсивное языковое развитие ребёнка в процессе обучения русскому языку, в период начального и среднего образования — достигнута.

8- Экспериментальное подтверждение получилш следующие положения нашей работы:

1) основным условием реализации принципапреемственности^ на: всех, этапах обучения родному языку является осмысление природы языковых явлений;

2) выделение основных этапов в формировании языкового развития детей в школе должно <- отражать психолингвистические закономерности усвоения детьми родного языка, а также соответствовать характеру ведущей деятельности на каждом этапе обучения. В связи с этимцелесообразновыделить следующие этапы: пропедевтический (1−3 классы) — начальный систематический (3−5 классы) — основной систематический (5−6 классы);

3) приобучении русскому языку в школе необходимо проводить целенаправленную работу по совершенствованию всех важнейших структурных компонентов языковой способности;

4) показателями развития языковой способности являются владение семантикойязыка а) способность осознанно совершать, логико-языковые операцииб) способность к языковому творчеству (уровни развития творческого компонента логического мышлениялингвистической интуиции, образного строя речи) — владение языковой формой:.

5) качественными показателями развития творческого компонента языковой способности можно считать, оригинальность, динамизм, эмоциональность, образность, разнообразие грамматических форм и конструкций высказывания;

6) работа по развитию языковойспособностиучащихся предполагает продвижение учащихся" от этапа выполнения: заданий" наанализ, дифференциацию, обобщение, абстрагирование, классификацию данных (готовых) языковых фактов через этап выполнения заданий на трансформацию: языкового материала (его редактирование, изложение) к егоконструированию (словотворчеству, написаниюлингвистических сочинений! разных жанровсочинений с лингвистическим заданием, художественных текстов, насыщенных образнымиэкспрессивными средствами родного языка) и, наконец, оценке (объяснению роли языковых средств в создании художественного образа и т. д:).

7. Более плавный рост и высокие результаты < даёт формирование логико-языковых операций i и умений передавать смысл понятий через символическое изображение, осуществляемые в результате развития теоретического мышления и изучения языковой теории.

8. В" целом, результаты обучающего эксперимента показаличто предложенная методика преемственности в формировании языковой способности учащихся начального и среднего звенасистема логико-языковых и творческих упражнений обладает большим развивающим воздействием на многокомпонентную структуру языковой способности учащихся и может быть предложена как практическая помощь учителю и для диагностики, и для" развивающей работы.

Перспективы исследования.

Предложенная методика может быть использована при обучении фусскому языку, как в начальном, так и в среднем звене общеобразовательной школы, не только для быстрого приобретения качественных знаний, но и. для тренинга, систематизации и обогащения уже имеющихся знаний. Для того, чтобы использовать эти задания, нет необходимости отводить специальные урокирусского языка. Система представленных заданий и упражнений позволяет, какдиагностировать, так и развивать языковую способность учащихся. Значит, этиупражнения могут представлять собой элементы урока и применяться учителемна каждомуроке русского языкаТакже можно воспользоватьсяэтими упражнениями в конце учебного года, для того, чтобы, выявить итоговый уровень знаний и умений"учащихся по русскому языку или. применить"их для повторения изученного в начальнойшколе. В процессе изучения тем программы русского языка учитель может конструировать учебные творческие заданияпо? аналогии с данными и включать их в учебныйплан по своему усмотрению.

Перспективным является решение данной проблемыв- других классах среднего звена общеобразовательной школы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Маленькие школьники и родной язык. М.: Знание, 1983.- 124 с.
  2. Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. — М.: Просвещение, 1978. 150 с.
  3. Л.И., Гаршина И. И. О становлении новой для ребёнка учебной деятельности // Вопросы психологии. 1979. — № 3. — С. 10−13.
  4. Н.Н. Формирование орфографических навыков. М.: Просвещение, 1987. — 87 с.
  5. .Г. О проблемах- современного человекознания, — М.: Просвещение, 1977. —167 с.
  6. .Г. О соотношении способностей и одарённости // Проблемы способностей и одарённости. — М.: Просвещение, 1962. 136 с.
  7. .Г. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982. — Кн. 1. -318 е.- Кн. 2.-295 е.
  8. Ю.Анцыферова Л. И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии. Mi: Просвещение, 1969. — 147 с.
  9. П.Артемьева Т. А: Взаимосвязь актуального и потенциального в развитии личности. М.: Просвещение, .1981.-112 с.
  10. Е.В. О- реализации принципа преемственности по русскому языку в начальной и средней школе // Русский язык в школе. — 1998. — № 3. С. 3−7.
  11. В.В., Чеснокова Л. Д. Русский язык: Теория: Учеб для 5−9 кл. общеобразоват. учеб заведений. М.: Просвещение, 1992. — 256 с.
  12. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977.- 252 с.
  13. С.П. Принципы обучения. М.: МГПИ, 1975. — 95 с.
  14. B.G. Творческое мышление как предмет логики. — М.: Просвещение, 1969. С. 167−220.
  15. Т.Г., Корнилова ТВ. Диагностика познавательной сферы ребёнка. М.: Просвещение, 1994. — 68 с.
  16. Г. И. Модель языковой личности в её отношении к разновидностям текстов. Автореф. дис. доктора филол. наук. JI., 1984. — 34 с.
  17. Г. И. Современная лингводидактика. Калинин, 1980. -256 с.
  18. Г. И. Уровни и компоненты речевой способности человека. — Калинин, 1975. 184 с.
  19. Богоявленский Д.Б., К характеристике вопросов абстракции и обобщения при усвоении грамматики // Вопросы психологии. 1958. — № 4. — С. 8598-
  20. Д.Б. О модели проблемной ситуации. М.: Просвещение, 1969.-С. 381−386:
  21. Д.Н. О некоторых особенностях анализа и синтеза при усвоении знаний // Вопросы психологии. 1956. -№ 2. — С. 64−73.
  22. Л.И. Значение осознания языковых обобщений в обучении правописанию // Известия АПН РСФСР. М.: Л, 1946. — Вып. 3. — С. 2760.
  23. . Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. — № 4. С. 23−25.
  24. Л.И., Славина Л. И. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.: Знание, 1979. — 96 с.
  25. Е.И. Механизмы умственной деятельности: динамические временные связи. Ml: Знание, 1976. — 132 с.
  26. Дж. Процесс обучения. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 84 с.
  27. Дж. Психология познания. М.: Просвещение, 1979. — 137 с.
  28. ЗО.Брушлинский А. В. Проблема развития и психология мышления. — М.: Просвещение, 1978. С. 38−62.31 .Бурлачук Л. Ф. Психодиагностические методы исследования интеллекта. -Киев.: Изд-во об-ва «Знание» УССР, 1985. 16 с.
  29. Ф.И. О преподавании отечественного языка. М.: Просвещение, 1987. — 87 с.
  30. Н.А., Поплужный В. Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. — М.: Просвещение, 1980. 118 с.
  31. А.Н. Стилистический анализ- языка художественного произведения. — М: Просвещение, 1966. — 64 с.
  32. В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Просвещение, 1976.- 127 с.
  33. Виноградов В. В: Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: Просвещение- 1963. — 126 с.
  34. Виноградов В: Н. О художественной прозе. -М.- Л., 1984- 118 с.
  35. В.Н. Словообразовательные средства иронии //Русский язык в школе. 1987. — № 3. с. 75−80.
  36. . А.И. Развивающее обучение русскому языку (4−8 классы): Пособие для.учителя. М.: Просвещение- 1983. — 208 с.
  37. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского, 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1979. — 256 с.
  38. Е.К. Понятие как форма мышления: Логико-гносеологический анализ. Ml: Изд-во МГУ, 1989. — 238 с.
  39. Вообрази себе: Поиграем — помечтаем. — М., «Эйдос», 1994. — 112: с.43-Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.:1. Просвещение, 1967. 83 с.
  40. Л.С. Детская психология // Собр. соч.: В 6 т. — М.: Просвещение, 1984. Т.4. — 295 с.
  41. Л.С. Мышление и речь // Избранные психологические исследования. М.: Просвещение, 1956. — С. 39−386.
  42. JI.C. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте // Избранные психологические исследования. М.: Просвещение, 1956. — С. 389−496.
  43. JI.C. Проблемы общей психологии // Собр соч.: В 6 т. — М.: Просвещение, 1982. Т.2. — 316 с.
  44. И.В. Принципы организации памяти человека. М.: Просвещение, 1985. — 83 с.
  45. П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления // Вопросы психологии. 1966. — № 4. -С. 128−135.
  46. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. — М.: Изд-во МГУ, 1985.-45 с.511Ганелин Ш. И. Обучение и развитие // Вопросы психологии. 1975. — № 5. -С. 88−89.
  47. JI.T. Теоретические и экспериментальные проблемы методики пунктуации. М.: Просвещение, 1982. — 56 с.
  48. Э.В. Объяснение значений русских пословиц игпоговорок // Русский язык в школе. 1987. — № 4. — С. 73−76.
  49. Давыдов В. В! Принципы обучения в школе будущего. М.: Просвещение, 1974. — 64 с.
  50. В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. — Томск, 1992. -88 с.
  51. В.В. Теория развивающего обучения. М.: Просвещение, 1996. -114 с.
  52. Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов: — М.: Аспект Пресс, 2000. 373 с.
  53. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. научн. тр. / Под ред. Д.Б. Элысонина- и A. JI: Зенгера. — Mi: Просвещение, 1981. 157 с.
  54. Дидактика средней школы: Некоторые, проблемы современной дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина.- 2-е изд: —М: Просвещение, 1982. —216 с.
  55. В.А. О развитии логического «мышления учащихся- 5−7 классов на занятиях по русскому языку. Ml: Учпедгиз, 1956. — 63 с.
  56. .И. Процесс категориального узнавания грамматического материала // Вопросы психологии, — 1959. № 2. — С. 23−27.
  57. .И. Структура и динамика^ мотивов > деятельности // Вопросы психологии. 1984. -№ 4. — С. 10−12.
  58. .И. Эмоции как ценность. Mi: Просвещение, 1978. .— 67 с.
  59. Т.К. Лингвистическое развитие в процессе* обучения родному языку // Русский язык в школе. 1987. — № 6. — С. 3−7.
  60. Т.К. Методические принципы развивающего обучения» // Развитие учащихся в процессе обучения русскому языку. Л.: ЛГПИ, 19 841-С. 20−34.
  61. Донская, Т. К. Обучение и развитие на уроках русского языка: — Л.: ЛГПИ, 1981. —112 с.
  62. Дудников, А. В1 Развивающее* обучение- на уроках русского языка // Русский язык в школе. 1987.- № 2. — С. 25−27.72.Ёлкина А. И1 Как добиваться прочных знаний в начальных- классах. Изд. 2-е, перераб- и доп- -М: Учпедгиз, 1963. 128 с.
  63. Т.Ф. О внутриязыковой догадке и изучении словопроизводства русского языка // Русский язык в школе- — 19 841 № 31 — С. 12−15:
  64. Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 370 с.
  65. С.Ф. О диагностических заданиях, выявляющих обучаемость школьников: родному- языку // Материалы- конференции по проблеме способностей / Под ред. В. А. Крутецкого. М, 1970. — С. 37−40.
  66. Жуйков С. Ф- Психология усвоения грамматики в начальных- классах. -Ml: Просвещение- 1964. 300 с.
  67. С.Ф. Умственная деятельность младших школьников" при- развивающем обучении- русскому языку // Начальная школа. — 1991. -№ 10.-С. 63−66.
  68. В.И., Воронов В. В. О способах реализации развивающих возможностей обучения // Русский язык в школе. 1985. — № 4. — С. 45−28.
  69. П.Ф. Ещё раз: о редактировании текста (на уроках русского языка) // Русский язык в школе. 1999. — № 2. — С. 37−40.
  70. Инновационное обучение: Стратегия и практика / Под ред. В. Я. Ляудис. — Mi: Наука, 1994--203 с.
  71. Н.Г., Назарова Т. С. учебный процесс в младших классах школы и его принципы. — JI.: ЛГПИ, 1973. 84 с.
  72. В.П. Методические пути активизации мыслительной деятельности младших школьников при изучении частей речи русского языка. — Автореф. дисс.. кандидата пед наук. — М., НИИ содержания и методов обучения АПН СССР. 19 с.
  73. В.И., Сергеева Н. Н., М.С. Соловейчик Развитие речи: теория и практика обучения. 5−7 классы- — М-: Просвещение, 1991. — 342 с.
  74. Ю.Н. Русский язык и языковая личность. — М.: Наука, 2002. — 263 с.
  75. JI.А. Вопросы теории речевого воздействия. — JI.: ЛГПИ, 1978. — 133 с.
  76. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. М.: Изд-во полит, лит-ры. — 1985. — 295 с.
  77. В.А. К вопросу о природе способностей // Материалы конференции по проблеме способностей / Под ред., В .А. Крутецкого. -М.: Просвещение, 1970. С. 3−6.
  78. Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности. — М.: Наука, 1986. 156 с.
  79. Курс общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. В. Гамизо. -М.: Просвещение, 1982. Вып. 3. — 318 с.
  80. Т.А., Сорокина Г. И. и др. Детская риторика: 1 класс: Методические рекомендации. — М.: Просвещение, 1994. 61 с.
  81. Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека // Принцип развития в психологии. — М.: Просвещение, 1978. -С. 196−211.
  82. А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1999. — 287 с.
  83. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Просвещение, 1975.-304 с.
  84. Леонтьев A. Hi О формировании способностей // Вопросы психологии. -1960.-№ 1.-С. 31−32.107- Леонтьев А. Н: Проблемы развития психики. — 4-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1981.-584 с.
  85. А.Н. Психологические вопросы сознательности учения //
  86. Известия АПН РСФСР, 1947. Вып. 7. — С. 37−46. 109- Леонтьев А. Н. Психология общения. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1997. -269 с.
  87. Леонтьев А. Н. Язык, речь, речевая деятельность. — М.: Просвещение, 1969.-317 с.
  88. И.Я. Болевые точки процесса воспитывающего и развивающего обучения (ПВ и РО), их источники и пути их устранения. — М.: Просвещение, 1991. С. 4−8.
  89. И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, 1976. -64 с.
  90. И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей. — М.: Просвещение, 1969: С. 413−418.
  91. И .Я. Процесс обучения и его закономерности. — М.: Знание, 1980.-96 с.
  92. Лидман-Орлова F.K. Лингвометодические основы работы над лексикой при изучении частей речи // Развитие речи на уроках морфологии. М., Просвещение, 1979. —С. 11−15.
  93. Лидман-Орлова Г. К. Об изучении морфологии на синтаксической- основе // Из опыта работы по русскому языку в восьмилетней школе. — М.: Просвещение, 1974. С. 104−120.
  94. Лингвистический энциклопедический словарь / Рл. ред. В. Н. Ярцева. — М.: Советская энциклопедия, 1990. 287 с.
  95. Лингвистическая миниатюра на? уроках русского языка. М.: Просвещение, 1993. — 114 с.
  96. С.А. Экспрессивные конструкции как средство создания комического // Русский язык в школе. 1994- - № 1. — С. 79−81.
  97. Львов М: Р: Школа творческого мышления: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1993. — 84 с.
  98. С.И. Морфемика и словообразование в 5 классе: Материалы для учащихся. М: ИОШ РАО, 1993. Ч. 1. — 27 е.- Ч. 2. — 30 с.
  99. С.И. Развитие языковой догадки на основе анализа словообразовательных моделей слов // Русский язык в школе. — 1994. — № 3. -С. 23−26.
  100. Львова С. И: Смысловой: анализ как средство воспитания интереса к урокам русского языка // Русский язык в школе. 1984. — № 2. — С. 17−24.
  101. Львова С. И: Усиление внимания: к смысловой1 стороне речи — условие эффективности обучения // Русский язык в школе. — 1988. — № 5. — С. 25.
  102. С.И. Функционально-семантический подход к обучению- морфемике и словообразованию в школьном курсе русского языка. — автореф. дис.. доктора пед. наук. М., 1993. — 41 с.
  103. С. И. Основные тенденции развития школьного курса русского языка: Сб. науч. тр. / Образование в регионе: история, современность, перспективы. Орёл: ОГУ, 2001.
  104. В.Г. Речевые способности школьников и их развитие в процессе обучения // Русский язык в школе. — 1994. № 6. — С. 41−43.
  105. Методика грамматики и орфографии в начальных классах / Под ред. Н. С. Рождественского. Мл Просвещение, 1975. — 239 с.
  106. Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / М. Т. Баранов, Т. А: Ладыженская, М. Р. Львов и др.: Под ред. М. Т. Баранова. М.: Просвещение, 1990. — 368 с.
  107. Р.П. Зависимость зрительных иллюзий от уровня познавательного развития // Вопросы психологии. 1997- — № 7. — С. 114 121.
  108. Мокиенко В. М: Образы русской речи. Л.: ЛГПИ, 1986. — С. 14−15.
  109. B.C. Возрастная психология. -М.: Просвещение, 1997. -270 с.
  110. Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. М.: Просвещение- 1983. 67 с.
  111. Е.И. Загадка как жанр ученических сочинений // Русский язык в школе. 1989. — № 6. — С. 3−6.
  112. А., Шоу Дж. С., Саймон F.A. Процессы творческого мышления / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Просвещение, 1965- — 137 с.
  113. Обучение и развитие / Под ред. Л. В. Занкова. — М.: Педагогика, 1975. — 440 с.
  114. Обучение русскому языку в 5 классе: Методические рекомендации к учебному пособию для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. Разумовской. М.: Просвещение, 1996. — 144 с.
  115. Общая психология / Под ред. В: В. Богословского, А. Т. Ковалёва, А. А. Степанова. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1981. -380 с. 1391 Овсянико-Куликовский Д. Н. Вопросы психологии творчества. — СПб, 1902.-277 с.
  116. В.П. Изучение морфологии на синтаксической основе. — М.: Просвещение, 1989. 223 с.
  117. Основы методики русского языка в 4−8 классах: Пособие для учителя / Под ред. А. В. Текучёва, М. М. Разумовской, Т.А. Ладыженской- — 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1983. — 287 с.
  118. И.П. Полное собрание сочинений! 2-е изд. — М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1951. — Т. 3. — Кн. 2. — 439 с.
  119. Павловские Среды. Т. 21 — М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1949. — С. 227.
  120. A.M. Вопросы, методики русского языка, лингвистики и стилистики. М.- Л., 1930. — 136 с.
  121. А.М. Наш язык. — Ч. 3. — Заключительный курс. — М.- Л., 1927. 153 с.146- Подгаецкая И. М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка: Пособие для учителя. — Ml: Просвещение, 1985. — 208 с.
  122. Я.А. Психология творчества и педагогика. — М.: Педагогика, 1976- 172 с.148- Постникова- И-И., Подгаецкая И. М1 Фонетика — это интересно. — М.: Просвещение, 1991. 96 с.
  123. А.А. Теоретическая поэтика. М.: Высшая школа, 1990. -344 с. 1501 Преемственность и перспективность в обучении русскому языку: (сборник статей из опыта- работы): Пособие для учителей / Сост. А. Н. Матвеева. -М.: Просвещение, 1982. — 128 с.
  124. Г. Проблемы научного творчества в современной психологии: / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1971. — 135 с.
  125. Проблемы формирования языковой- личности учителя-русиста: Тез. докл. и сообщен. IV междунар. конф. 12−14 мая 1993 г. / ВГПУ. — Волгоград: Перемена, 1993. 163 с.
  126. Программы общеобразовательных учреждений в 2-х частях: Начальные классы / Т. В. Игнатьева, Л. А. Вохмянина. М: Просвещение, 2001. -318 с.
  127. Психологические исследования творческой деятельности / Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Просвещение, 1975. — 87 е.155- Пузанкова Е. Н. Методика развития языковой способности учащихся 5−7 классов средней школы. — Орёл: ОГУ, 1998. 107 с.
  128. Е.Н. Развитие языковой способности при обучении русскому языку. Днедоктора пед. наук, 19 971 М.: ИОСО РАО. — 390 с.
  129. А.В. Языковая личность в плане субстратного подхода // Языковое сознание: формирование и функционирование. — М.: Просвещение, 1998.-С. 23−29.
  130. Разумовская М: М, Методика обучения орфографии в школе. — М.: Просвещение, 1992. 192 с.
  131. Разумовская М. М-, Теоретические основы обучения орфографии в средней школе: Дис.. доктора пед. наук в- форме научного доклада- — М., 1984.-34 с.
  132. Русская грамматика: В 2 т. М.: Наука, 1980. — 320 с.
  133. Русский язык: Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, Г. А. Богданова и др.- Под ред. М М. Разумовской, П. А. Леканта. 5 -е изд. — М.: Просвещение, Дрофа, 1989.- 384 с.
  134. Русский язык: Учебное пособие для> 5 класса общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская, Л. Т. Григорян и др. 22-е изд. — М.: Просвещение, 1996. — 319 с.
  135. Русский язык. 5−9 классы: Программы для общеобразовательных учреждений / Сост. Л. М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 20 001- 192 с.
  136. Русский язык в начальных классах / Под ред. М. С. Соловейчик. Mi: Просвещение, 1993. — 384 с.
  137. Л.В. Эзопов язык и приёмы создания подтекста // Русский язык в школе. 1994. — № 2. — С. 80−84.
  138. Ю.А. О дидактических методах и принципах обучения. Сайт «Интернет», 20 031
  139. И.М. Рефлексы головного мозга. — М.: Изд-во АМН СССР, 1952.-387 с. 1741 Сидоренко В. А. Формирование творческих способностей учащихся на лабораторных занятиях // Русский язык в школе. —19 921 № 2. — С. 81
  140. П.В. Происхождение духовности. — М.: Наука, 1989. — 67 с.
  141. М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и ожидания. — М.: Педагогика, 1971. — 206 с.
  142. Словарь Пушкина и эволюция русской языковой способности / Под ред. Ю. Н. Караулова. М.: Просвещение, 19 921 — 276 с. 1781 Словарь русского языка в 4-х т.т. М.: Просвещение, 1985.
  143. А.А. Процесс познания в обучении. — М.: МГУ, 1956. — 143 с.
  144. Г. Я. От слова к тексту. М.: Просвещение, 1993. — 190 с.
  145. Ф.А. Некоторые вопросы овладения ребёнком грамматическим строем языка в свете физиологического учения И.П. Павлова // Gob. Педагогика. 1951.-№ 7. — С. 42−56.
  146. Способности и склонности: Комплексные исследования / Под ред. Э. А. Голубевой. Мл Педагогика, 1989. — 200 с.
  147. А.В. Методика преподавания русского языка в средней школе. М.: Просвещение, 1980. — 606 с.
  148. А.В. Некоторые вопросы теории преподавания грамматики // Русский языкв школе. 1972.—№ 2. — С. 13−21.
  149. .М. Простейшие способы факторного анализа // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. — Т. 5: М.: Просвещение, 1967. — 213 с.
  150. Теплов Б. М: Психология музыкальных способностей. — М.: Просвещение, 1948. 152 с.
  151. ТепловБ.М: Способности и одаренности // Учёные записки ГНИИП. — Т. 2. -М., 1941.-283 с.
  152. .М., Небылицын В. Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий // Вопросы психологии: 1963. —№ 5. — С. 16−18:
  153. O.K. Психология мышления. — М.: Просвещение, 1984. — 67 с.
  154. JI.A. Изучение морфологии в 4−5 классах // Русский язык в школе. 1980. -№ 3. — С. 12−18.
  155. Тростенцова: JI: A. Обучение русскому языку в школе как целенаправленный процесс: (Морф, аспект). М.: Педагогика, 1990. -142 с.
  156. Л.Е. Лингвистическая экспедиция в страну Сказочного Языка // Русский языкв школе. 1984. -№ 4. — С. 50−52.
  157. Л.Е. Учимся сочинять сказки // Русский язык в школе. 1994. — № 2.-С. 51−54.
  158. Учебно-методический комплект для четырёхлетней начальной школы. — Смоленск.: «Ассоциация 21 век», 20 011- 142 с-195: Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1945.-565 е.,
  159. Л.П. Закономерности усвоения- родной, речи: Учебное: пособие для студентов пед вузов. — М.: Просвещение, 1984. — 159 с.
  160. Л.П. Изучение языка и развитие мышления // Русский язык в" школе. 1987. — № 4. — С. 37−41.198-Федоренко Л. П: Принципы обучения- русскому языку. М.: Просвещение, 1973- — 160 с.
  161. Н.И. Умственное- развитие- и обучение. Психологические: основы развивающего обучения. — М.: Просвещение, 1985- — 129 с.
  162. Н.М. О лингвистическом анализе и комментировании- художественного текста. — М-: Просвещение, 1975: — Вып. .1. -137 с.
  163. Шанский" Н.М., Зимин- В.И., Филиппов- А. В. Опыт этимологического словаря русской фразеологии: М.: Просвещение, 1987. — С. 741
  164. М.Н. Мышление школьника. , — М.: Учпедгиз, 1963.— 225 с.
  165. Шаталов В. Ф:.Эксперимент продолжается. -Mi: Наука, 1989. — 167 с-209- Шахнарович A.M. Проблемы психолингвистики. — М.: Знание, 1987. — 184 с.
  166. A.M. Проблемы формирования языковой личности учителя-русиста: Тез. докл. и сообщ. IV междунар. конф. 12−14 мая 1993 / ВГПУ Волгоград: Перемена, 1993. — С. 39−42.
  167. А.М. Семантический компонент языковой способности // Психолингвистические проблемы семантики. -М.: Просвещение, 1983. — С. 181−190.
  168. A.M., Юрьева Н. М. К проблеме понимания метафоры / Метафора в языке и тексте. — М., Просвещение, 1988. — С. 108−118.
  169. М.С. Зрительное опознание: закономерности и механизмы. — М.:Просвещение, 1981.-253 с. 2141 Шехтер М. С. Об образных компонентах речевого мышления. М.: Просвещение, 1959.-С. 37−42.
  170. Д.Н. Слово и образ. М.: Просвещение, 1964. — 82 с.
  171. JI.B. Языковая система и речевая деятельность. JI.: Наука, 1974. -428 с.
  172. Д. Избранные психологические труды. — М.: Просвещение, 1989.-468 с.
  173. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избр. психол. тр. М.: Просвещение, 1989. — 369 с.
  174. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. — М.: Просвещение, 1979, 2000. 116 с.
  175. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М. В. Панов. М.: Педагогика, 1984. — 352 с.
  176. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. — 144 с.
  177. П.М. Чувства, их развитие и воспитание. — М.: Знание, 1976. — 129 с.181
Заполнить форму текущей работой