Формирование языковой способности учащихся начальной и средней общеобразовательной школы на основе реализации принципа преемственности при обучении русскому языку
Л., Реализация принципа: преемственности языкового развития детей в" процессе формирования языковой способности в-начальной и средней школе достигается при условии взаимосвязанного развития структурных компонентовязыковой способности, а) i интеллектуального компонента, включающего: 1) логическое мышление (владение логико-языковыми? операциями анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования… Читать ещё >
Содержание
- Глава. Г. Теоретические основы формирования языковой способности учащихся начальных и средних классов общеобразовательной школы
- 1. Психофизиологические особенности языковой способности, её структура
- 2. Психолингвистическая характеристика языковой способности
3. Проблема языкового развития учащихся в педагогической психологии. 4- Вопрос о реализации принципа преемственности при обучении русскому языку в начальных и средних классах общеобразовательной школы.
ВЫВОДЫ
Глава
II. Состояние сформированности языковой способности 2−6 классов общеобразовательной школы. § 1 Методические аспекты формирования языковой способности учащихся начального и среднего звена общеобразовательной школы на уроках русского языка (анализ учебников и программ)
2. Описание констатирующего (диагностирующего) эксперимента
3. Сформированность логико-языковых операций учащихся 2−6 классов общеобразовательной школы Уровень развития творческого компонента логического мышления учащихся 2−6 классов общеобразовательной школы
5. Степень сформированности языковой интуиции учащихся 2−6 классов общеобразовательной школы
6. Сформированность образного мышления и образной стороны речи учащихся 2−6 классов общеобразовательной школы
§ 7. Уровень развития эмоциональной стороны речи учащихся 2−6 классов общеобразовательной школы 108- выводы
Глава
III. Методика формирования языковой способности учащихся 4-х классов общеобразовательной школы, реализующая преемственность в обучении начальных и средних классов общеобразовательной школы
1. Описание обучающего эксперимента
§ 2. Формирование логико-языковых операций учащихся 4-х классов общеобразовательной школы
3. Развитие творческого компонента логического мышления учащихся 4-х классов общеобразовательной школы
4. Совершенствование языковой интуиции учащихся 4-хклассов общеобразовательной школы
5. Развитие образного мышления и образной стороны речи учащихся 4-х классов общеобразовательной школы
6. Формирование эмоциональной стороны речи учащихся 4-хклассов общеобразовательной школы
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
- Айдарова Л.И. Маленькие школьники и родной язык. М.: Знание, 1983.- 124 с.
- Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. — М.: Просвещение, 1978. 150 с.
- Айдарова Л.И., Гаршина И. И. О становлении новой для ребёнка учебной деятельности // Вопросы психологии. 1979. — № 3. — С. 10−13.
- Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. М.: Просвещение, 1987. — 87 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах- современного человекознания, — М.: Просвещение, 1977. —167 с.
- Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одарённости // Проблемы способностей и одарённости. — М.: Просвещение, 1962. 136 с.
- Анастази Б.Г. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982. — Кн. 1. -318 е.- Кн. 2.-295 е.
- Ю.Анцыферова Л. И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии. Mi: Просвещение, 1969. — 147 с.
- П.Артемьева Т. А: Взаимосвязь актуального и потенциального в развитии личности. М.: Просвещение, .1981.-112 с.
- Архипова Е.В. О- реализации принципа преемственности по русскому языку в начальной и средней школе // Русский язык в школе. — 1998. — № 3. С. 3−7.
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л. Д. Русский язык: Теория: Учеб для 5−9 кл. общеобразоват. учеб заведений. М.: Просвещение, 1992. — 256 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977.- 252 с.
- Баранов С.П. Принципы обучения. М.: МГПИ, 1975. — 95 с.
- Библер B.G. Творческое мышление как предмет логики. — М.: Просвещение, 1969. С. 167−220.
- Богданова Т.Г., Корнилова ТВ. Диагностика познавательной сферы ребёнка. М.: Просвещение, 1994. — 68 с.
- Богин Г. И. Модель языковой личности в её отношении к разновидностям текстов. Автореф. дис. доктора филол. наук. JI., 1984. — 34 с.
- Богин Г. И. Современная лингводидактика. Калинин, 1980. -256 с.
- Богин Г. И. Уровни и компоненты речевой способности человека. — Калинин, 1975. 184 с.
- Богоявленский Д.Б., К характеристике вопросов абстракции и обобщения при усвоении грамматики // Вопросы психологии. 1958. — № 4. — С. 8598-
- Богоявленский Д.Б. О модели проблемной ситуации. М.: Просвещение, 1969.-С. 381−386:
- Богоявленский Д.Н. О некоторых особенностях анализа и синтеза при усвоении знаний // Вопросы психологии. 1956. -№ 2. — С. 64−73.
- Божович Л.И. Значение осознания языковых обобщений в обучении правописанию // Известия АПН РСФСР. М.: Л, 1946. — Вып. 3. — С. 2760.
- Божович ЛИ. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. — № 4. С. 23−25.
- Божович Л.И., Славина Л. И. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.: Знание, 1979. — 96 с.
- Бойко Е.И. Механизмы умственной деятельности: динамические временные связи. Ml: Знание, 1976. — 132 с.
- Брунер Дж. Процесс обучения. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 84 с.
- Брунер Дж. Психология познания. М.: Просвещение, 1979. — 137 с.
- ЗО.Брушлинский А. В. Проблема развития и психология мышления. — М.: Просвещение, 1978. С. 38−62.31 .Бурлачук Л. Ф. Психодиагностические методы исследования интеллекта. -Киев.: Изд-во об-ва «Знание» УССР, 1985. 16 с.
- Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. М.: Просвещение, 1987. — 87 с.
- Васильев Н.А., Поплужный В. Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. — М.: Просвещение, 1980. 118 с.
- Васильева А.Н. Стилистический анализ- языка художественного произведения. — М: Просвещение, 1966. — 64 с.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Просвещение, 1976.- 127 с.
- Виноградов В. В: Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: Просвещение- 1963. — 126 с.
- Виноградов В: Н. О художественной прозе. -М.- Л., 1984- 118 с.
- Виноградов В.Н. Словообразовательные средства иронии //Русский язык в школе. 1987. — № 3. с. 75−80.
- Власенков. А.И. Развивающее обучение русскому языку (4−8 классы): Пособие для.учителя. М.: Просвещение- 1983. — 208 с.
- Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского, 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1979. — 256 с.
- Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления: Логико-гносеологический анализ. Ml: Изд-во МГУ, 1989. — 238 с.
- Вообрази себе: Поиграем — помечтаем. — М., «Эйдос», 1994. — 112: с.43-Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.:1. Просвещение, 1967. 83 с.
- Выготский Л.С. Детская психология // Собр. соч.: В 6 т. — М.: Просвещение, 1984. Т.4. — 295 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Избранные психологические исследования. М.: Просвещение, 1956. — С. 39−386.
- Выготский JI.C. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте // Избранные психологические исследования. М.: Просвещение, 1956. — С. 389−496.
- Выготский JI.C. Проблемы общей психологии // Собр соч.: В 6 т. — М.: Просвещение, 1982. Т.2. — 316 с.
- Галлингер И.В. Принципы организации памяти человека. М.: Просвещение, 1985. — 83 с.
- Гальперин П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления // Вопросы психологии. 1966. — № 4. -С. 128−135.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. — М.: Изд-во МГУ, 1985.-45 с.511Ганелин Ш. И. Обучение и развитие // Вопросы психологии. 1975. — № 5. -С. 88−89.
- Григорян JI.T. Теоретические и экспериментальные проблемы методики пунктуации. М.: Просвещение, 1982. — 56 с.
- Гринвальдт Э.В. Объяснение значений русских пословиц игпоговорок // Русский язык в школе. 1987. — № 4. — С. 73−76.
- Давыдов В. В! Принципы обучения в школе будущего. М.: Просвещение, 1974. — 64 с.
- Давьщов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. — Томск, 1992. -88 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Просвещение, 1996. -114 с.
- Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов: — М.: Аспект Пресс, 2000. 373 с.
- Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. научн. тр. / Под ред. Д.Б. Элысонина- и A. JI: Зенгера. — Mi: Просвещение, 1981. 157 с.
- Дидактика средней школы: Некоторые, проблемы современной дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина.- 2-е изд: —М: Просвещение, 1982. —216 с.
- Добромыслов В.А. О развитии логического «мышления учащихся- 5−7 классов на занятиях по русскому языку. Ml: Учпедгиз, 1956. — 63 с.
- Додонов Б.И. Процесс категориального узнавания грамматического материала // Вопросы психологии, — 1959. № 2. — С. 23−27.
- Додонов Б.И. Структура и динамика^ мотивов > деятельности // Вопросы психологии. 1984. -№ 4. — С. 10−12.
- Додонов Б.И. Эмоции как ценность. Mi: Просвещение, 1978. .— 67 с.
- Донская Т.К. Лингвистическое развитие в процессе* обучения родному языку // Русский язык в школе. 1987. — № 6. — С. 3−7.
- Донская Т.К. Методические принципы развивающего обучения» // Развитие учащихся в процессе обучения русскому языку. Л.: ЛГПИ, 19 841-С. 20−34.
- Донская, Т. К. Обучение и развитие на уроках русского языка: — Л.: ЛГПИ, 1981. —112 с.
- Дудников, А. В1 Развивающее* обучение- на уроках русского языка // Русский язык в школе. 1987.- № 2. — С. 25−27.72.Ёлкина А. И1 Как добиваться прочных знаний в начальных- классах. Изд. 2-е, перераб- и доп- -М: Учпедгиз, 1963. 128 с.
- Ефремова Т.Ф. О внутриязыковой догадке и изучении словопроизводства русского языка // Русский язык в школе- — 19 841 № 31 — С. 12−15:
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 370 с.
- Жуйков С.Ф. О диагностических заданиях, выявляющих обучаемость школьников: родному- языку // Материалы- конференции по проблеме способностей / Под ред. В. А. Крутецкого. М, 1970. — С. 37−40.
- Жуйков С. Ф- Психология усвоения грамматики в начальных- классах. -Ml: Просвещение- 1964. 300 с.
- Жуйков С.Ф. Умственная деятельность младших школьников" при- развивающем обучении- русскому языку // Начальная школа. — 1991. -№ 10.-С. 63−66.
- Журавлёв В.И., Воронов В. В. О способах реализации развивающих возможностей обучения // Русский язык в школе. 1985. — № 4. — С. 45−28.
- Ивченков П.Ф. Ещё раз: о редактировании текста (на уроках русского языка) // Русский язык в школе. 1999. — № 2. — С. 37−40.
- Инновационное обучение: Стратегия и практика / Под ред. В. Я. Ляудис. — Mi: Наука, 1994--203 с.
- Казанский Н.Г., Назарова Т. С. учебный процесс в младших классах школы и его принципы. — JI.: ЛГПИ, 1973. 84 с.
- Канакина В.П. Методические пути активизации мыслительной деятельности младших школьников при изучении частей речи русского языка. — Автореф. дисс.. кандидата пед наук. — М., НИИ содержания и методов обучения АПН СССР. 19 с.
- Капинос В.И., Сергеева Н. Н., М.С. Соловейчик Развитие речи: теория и практика обучения. 5−7 классы- — М-: Просвещение, 1991. — 342 с.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. — М.: Наука, 2002. — 263 с.
- Киселёва JI.А. Вопросы теории речевого воздействия. — JI.: ЛГПИ, 1978. — 133 с.
- Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. М.: Изд-во полит, лит-ры. — 1985. — 295 с.
- Крутецкий В.А. К вопросу о природе способностей // Материалы конференции по проблеме способностей / Под ред., В .А. Крутецкого. -М.: Просвещение, 1970. С. 3−6.
- Кубрякова Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности. — М.: Наука, 1986. 156 с.
- Курс общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. В. Гамизо. -М.: Просвещение, 1982. Вып. 3. — 318 с.
- Ладыженская Т.А., Сорокина Г. И. и др. Детская риторика: 1 класс: Методические рекомендации. — М.: Просвещение, 1994. 61 с.
- Лейтес Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека // Принцип развития в психологии. — М.: Просвещение, 1978. -С. 196−211.
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1999. — 287 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Просвещение, 1975.-304 с.
- Леонтьев A. Hi О формировании способностей // Вопросы психологии. -1960.-№ 1.-С. 31−32.107- Леонтьев А. Н: Проблемы развития психики. — 4-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1981.-584 с.
- Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения //
- Известия АПН РСФСР, 1947. Вып. 7. — С. 37−46. 109- Леонтьев А. Н. Психология общения. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1997. -269 с.
- Леонтьев А. Н. Язык, речь, речевая деятельность. — М.: Просвещение, 1969.-317 с.
- Лернер И.Я. Болевые точки процесса воспитывающего и развивающего обучения (ПВ и РО), их источники и пути их устранения. — М.: Просвещение, 1991. С. 4−8.
- Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, 1976. -64 с.
- Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей. — М.: Просвещение, 1969: С. 413−418.
- Лернер И .Я. Процесс обучения и его закономерности. — М.: Знание, 1980.-96 с.
- Лидман-Орлова F.K. Лингвометодические основы работы над лексикой при изучении частей речи // Развитие речи на уроках морфологии. М., Просвещение, 1979. —С. 11−15.
- Лидман-Орлова Г. К. Об изучении морфологии на синтаксической- основе // Из опыта работы по русскому языку в восьмилетней школе. — М.: Просвещение, 1974. С. 104−120.
- Лингвистический энциклопедический словарь / Рл. ред. В. Н. Ярцева. — М.: Советская энциклопедия, 1990. 287 с.
- Лингвистическая миниатюра на? уроках русского языка. М.: Просвещение, 1993. — 114 с.
- Лукьянов С.А. Экспрессивные конструкции как средство создания комического // Русский язык в школе. 1994- - № 1. — С. 79−81.
- Львов М: Р: Школа творческого мышления: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1993. — 84 с.
- Львова С.И. Морфемика и словообразование в 5 классе: Материалы для учащихся. М: ИОШ РАО, 1993. Ч. 1. — 27 е.- Ч. 2. — 30 с.
- Львова С.И. Развитие языковой догадки на основе анализа словообразовательных моделей слов // Русский язык в школе. — 1994. — № 3. -С. 23−26.
- Львова С. И: Смысловой: анализ как средство воспитания интереса к урокам русского языка // Русский язык в школе. 1984. — № 2. — С. 17−24.
- Львова С. И: Усиление внимания: к смысловой1 стороне речи — условие эффективности обучения // Русский язык в школе. — 1988. — № 5. — С. 25.
- Львова С.И. Функционально-семантический подход к обучению- морфемике и словообразованию в школьном курсе русского языка. — автореф. дис.. доктора пед. наук. М., 1993. — 41 с.
- Львова С. И. Основные тенденции развития школьного курса русского языка: Сб. науч. тр. / Образование в регионе: история, современность, перспективы. Орёл: ОГУ, 2001.
- Маранцман В.Г. Речевые способности школьников и их развитие в процессе обучения // Русский язык в школе. — 1994. № 6. — С. 41−43.
- Методика грамматики и орфографии в начальных классах / Под ред. Н. С. Рождественского. Мл Просвещение, 1975. — 239 с.
- Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / М. Т. Баранов, Т. А: Ладыженская, М. Р. Львов и др.: Под ред. М. Т. Баранова. М.: Просвещение, 1990. — 368 с.
- Мильруд Р.П. Зависимость зрительных иллюзий от уровня познавательного развития // Вопросы психологии. 1997- — № 7. — С. 114 121.
- Мокиенко В. М: Образы русской речи. Л.: ЛГПИ, 1986. — С. 14−15.
- Мухина B.C. Возрастная психология. -М.: Просвещение, 1997. -270 с.
- Напольнова Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. М.: Просвещение- 1983. 67 с.
- Никитина Е.И. Загадка как жанр ученических сочинений // Русский язык в школе. 1989. — № 6. — С. 3−6.
- Ньэлл А., Шоу Дж. С., Саймон F.A. Процессы творческого мышления / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Просвещение, 1965- — 137 с.
- Обучение и развитие / Под ред. Л. В. Занкова. — М.: Педагогика, 1975. — 440 с.
- Обучение русскому языку в 5 классе: Методические рекомендации к учебному пособию для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. Разумовской. М.: Просвещение, 1996. — 144 с.
- Общая психология / Под ред. В: В. Богословского, А. Т. Ковалёва, А. А. Степанова. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1981. -380 с. 1391 Овсянико-Куликовский Д. Н. Вопросы психологии творчества. — СПб, 1902.-277 с.
- Озёрская В.П. Изучение морфологии на синтаксической основе. — М.: Просвещение, 1989. 223 с.
- Основы методики русского языка в 4−8 классах: Пособие для учителя / Под ред. А. В. Текучёва, М. М. Разумовской, Т.А. Ладыженской- — 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1983. — 287 с.
- Павлов И.П. Полное собрание сочинений! 2-е изд. — М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1951. — Т. 3. — Кн. 2. — 439 с.
- Павловские Среды. Т. 21 — М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1949. — С. 227.
- Пешковский A.M. Вопросы, методики русского языка, лингвистики и стилистики. М.- Л., 1930. — 136 с.
- Пешковский А.М. Наш язык. — Ч. 3. — Заключительный курс. — М.- Л., 1927. 153 с.146- Подгаецкая И. М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка: Пособие для учителя. — Ml: Просвещение, 1985. — 208 с.
- Пономарёв Я.А. Психология творчества и педагогика. — М.: Педагогика, 1976- 172 с.148- Постникова- И-И., Подгаецкая И. М1 Фонетика — это интересно. — М.: Просвещение, 1991. 96 с.
- Потебня А.А. Теоретическая поэтика. М.: Высшая школа, 1990. -344 с. 1501 Преемственность и перспективность в обучении русскому языку: (сборник статей из опыта- работы): Пособие для учителей / Сост. А. Н. Матвеева. -М.: Просвещение, 1982. — 128 с.
- Г. Проблемы научного творчества в современной психологии: / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1971. — 135 с.
- Проблемы формирования языковой- личности учителя-русиста: Тез. докл. и сообщен. IV междунар. конф. 12−14 мая 1993 г. / ВГПУ. — Волгоград: Перемена, 1993. 163 с.
- Программы общеобразовательных учреждений в 2-х частях: Начальные классы / Т. В. Игнатьева, Л. А. Вохмянина. М: Просвещение, 2001. -318 с.
- Психологические исследования творческой деятельности / Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Просвещение, 1975. — 87 е.155- Пузанкова Е. Н. Методика развития языковой способности учащихся 5−7 классов средней школы. — Орёл: ОГУ, 1998. 107 с.
- Пузанкова Е.Н. Развитие языковой способности при обучении русскому языку. Днедоктора пед. наук, 19 971 М.: ИОСО РАО. — 390 с.
- Пузырёв А.В. Языковая личность в плане субстратного подхода // Языковое сознание: формирование и функционирование. — М.: Просвещение, 1998.-С. 23−29.
- Разумовская М: М, Методика обучения орфографии в школе. — М.: Просвещение, 1992. 192 с.
- Разумовская М. М-, Теоретические основы обучения орфографии в средней школе: Дис.. доктора пед. наук в- форме научного доклада- — М., 1984.-34 с.
- Русская грамматика: В 2 т. М.: Наука, 1980. — 320 с.
- Русский язык: Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, Г. А. Богданова и др.- Под ред. М М. Разумовской, П. А. Леканта. 5 -е изд. — М.: Просвещение, Дрофа, 1989.- 384 с.
- Русский язык: Учебное пособие для> 5 класса общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская, Л. Т. Григорян и др. 22-е изд. — М.: Просвещение, 1996. — 319 с.
- Русский язык. 5−9 классы: Программы для общеобразовательных учреждений / Сост. Л. М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 20 001- 192 с.
- Русский язык в начальных классах / Под ред. М. С. Соловейчик. Mi: Просвещение, 1993. — 384 с.
- Савинич Л.В. Эзопов язык и приёмы создания подтекста // Русский язык в школе. 1994. — № 2. — С. 80−84.
- Самарин Ю.А. О дидактических методах и принципах обучения. Сайт «Интернет», 20 031
- Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. — М.: Изд-во АМН СССР, 1952.-387 с. 1741 Сидоренко В. А. Формирование творческих способностей учащихся на лабораторных занятиях // Русский язык в школе. —19 921 № 2. — С. 81
- Симонов П.В. Происхождение духовности. — М.: Наука, 1989. — 67 с.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и ожидания. — М.: Педагогика, 1971. — 206 с.
- Словарь Пушкина и эволюция русской языковой способности / Под ред. Ю. Н. Караулова. М.: Просвещение, 19 921 — 276 с. 1781 Словарь русского языка в 4-х т.т. М.: Просвещение, 1985.
- Смирнов А.А. Процесс познания в обучении. — М.: МГУ, 1956. — 143 с.
- Солганик Г. Я. От слова к тексту. М.: Просвещение, 1993. — 190 с.
- Сохин Ф.А. Некоторые вопросы овладения ребёнком грамматическим строем языка в свете физиологического учения И.П. Павлова // Gob. Педагогика. 1951.-№ 7. — С. 42−56.
- Способности и склонности: Комплексные исследования / Под ред. Э. А. Голубевой. Мл Педагогика, 1989. — 200 с.
- Текучёв А.В. Методика преподавания русского языка в средней школе. М.: Просвещение, 1980. — 606 с.
- Текучёв А.В. Некоторые вопросы теории преподавания грамматики // Русский языкв школе. 1972.—№ 2. — С. 13−21.
- Теплов Б.М. Простейшие способы факторного анализа // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. — Т. 5: М.: Просвещение, 1967. — 213 с.
- Теплов Б. М: Психология музыкальных способностей. — М.: Просвещение, 1948. 152 с.
- ТепловБ.М: Способности и одаренности // Учёные записки ГНИИП. — Т. 2. -М., 1941.-283 с.
- Теплов Б.М., Небылицын В. Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий // Вопросы психологии: 1963. —№ 5. — С. 16−18:
- Тихомиров O.K. Психология мышления. — М.: Просвещение, 1984. — 67 с.
- Тростенцова JI.A. Изучение морфологии в 4−5 классах // Русский язык в школе. 1980. -№ 3. — С. 12−18.
- Тростенцова: JI: A. Обучение русскому языку в школе как целенаправленный процесс: (Морф, аспект). М.: Педагогика, 1990. -142 с.
- Тумина Л.Е. Лингвистическая экспедиция в страну Сказочного Языка // Русский языкв школе. 1984. -№ 4. — С. 50−52.
- Тумина Л.Е. Учимся сочинять сказки // Русский язык в школе. 1994. — № 2.-С. 51−54.
- Учебно-методический комплект для четырёхлетней начальной школы. — Смоленск.: «Ассоциация 21 век», 20 011- 142 с-195: Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1945.-565 е.,
- Федоренко Л.П. Закономерности усвоения- родной, речи: Учебное: пособие для студентов пед вузов. — М.: Просвещение, 1984. — 159 с.
- Федоренко Л.П. Изучение языка и развитие мышления // Русский язык в" школе. 1987. — № 4. — С. 37−41.198-Федоренко Л. П: Принципы обучения- русскому языку. М.: Просвещение, 1973- — 160 с.
- Чуприкова Н.И. Умственное- развитие- и обучение. Психологические: основы развивающего обучения. — М.: Просвещение, 1985- — 129 с.
- Шанский Н.М. О лингвистическом анализе и комментировании- художественного текста. — М-: Просвещение, 1975: — Вып. .1. -137 с.
- Шанский" Н.М., Зимин- В.И., Филиппов- А. В. Опыт этимологического словаря русской фразеологии: М.: Просвещение, 1987. — С. 741
- Шардаков М.Н. Мышление школьника. , — М.: Учпедгиз, 1963.— 225 с.
- Шаталов В. Ф:.Эксперимент продолжается. -Mi: Наука, 1989. — 167 с-209- Шахнарович A.M. Проблемы психолингвистики. — М.: Знание, 1987. — 184 с.
- Шахнарович A.M. Проблемы формирования языковой личности учителя-русиста: Тез. докл. и сообщ. IV междунар. конф. 12−14 мая 1993 / ВГПУ Волгоград: Перемена, 1993. — С. 39−42.
- Шахнарович А.М. Семантический компонент языковой способности // Психолингвистические проблемы семантики. -М.: Просвещение, 1983. — С. 181−190.
- Шахнарович A.M., Юрьева Н. М. К проблеме понимания метафоры / Метафора в языке и тексте. — М., Просвещение, 1988. — С. 108−118.
- Шехтер М.С. Зрительное опознание: закономерности и механизмы. — М.:Просвещение, 1981.-253 с. 2141 Шехтер М. С. Об образных компонентах речевого мышления. М.: Просвещение, 1959.-С. 37−42.
- Шмелёв Д.Н. Слово и образ. М.: Просвещение, 1964. — 82 с.
- Щерба JI.B. Языковая система и речевая деятельность. JI.: Наука, 1974. -428 с.
- Эльконин Д. Избранные психологические труды. — М.: Просвещение, 1989.-468 с.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избр. психол. тр. М.: Просвещение, 1989. — 369 с.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. — М.: Просвещение, 1979, 2000. 116 с.
- Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М. В. Панов. М.: Педагогика, 1984. — 352 с.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. — 144 с.
- Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. — М.: Знание, 1976. — 129 с.181