Понятие «игра» и актуальные вопросы детской игры
Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра.
Й. Хейзинг Игра наряду с трудом и ученьем — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению Г. К. Селевко — игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В психологии понятие «игра» выступает как ведущая деятельность ребенка-дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присуща воображаемая ситуация. Успешное решение задач воспитания требует пристального внимания к проблемам детской игры. Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников, Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего воспитания, и в первую очередь формирования нравственной стороны личности. В настоящее время перед дошкольными специалистами стоит задача дальнейшего изучения игры как формы организации жизни и деятельности детей. 20, стр.92]. В основе понимания игры как формы организации жизни и деятельности детей лежат следующие положения:
Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных общественных качеств ребенка являются первоочередными;
Игра должна носить самодеятельный характер и все более развиваться в этом направлении при условии правильного педагогического руководства;
Важной особенностью игры как формы жизни детей является ее проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность и игра.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции, как:
- — развлекательную (это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- — коммуникативную: освоение диалектики общения;
- — самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- — игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- — диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- — функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- — межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- — социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Таким образом, игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребенка, ее общественную направленность. 17, стр.8].