Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Методика обучения декоративно-прикладному искусству в учреждении дополнительного образования

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из самых массовых и популярных среди детей и родителей по-прежнему является художественно-эстетическое дополнительное образование. В условиях идеологического вакуума именно через искусство, художественное творчество происходит передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями. Его роль значительно возросла за счет создания благоприятных условий… Читать ещё >

Методика обучения декоративно-прикладному искусству в учреждении дополнительного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Департамент образования и молодежной политики Ханты — Мансийский автономный округ — Югры БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГ А-ЮГРЫ

«ИГРИМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Дипломная работа МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Выполнил:

Негоднова Олеся Михайловна ИГРИМ 2015 г.

Содержание Введение Глава 1. Развитие детского творчества в учреждениях дополнительного образования детей

1.1 Декоративно прикладное искусство в системе дополнительного образования

1.2 Методика проведения занятий по декоративно-прикладному искусству

1.3 Основные направления и формы развития детского творчества в учреждениях дополнительного образования Глава 2. Характеристика учреждения МБОУ ДОД ДЮЦ

2.1 Краткая характеристика МБОУ ДОД ДЮЦ

2.2 Общие сведения об организации учебного процесса ДЮЦ

2.3 Документы регламентирующие деятельность педагога дополнительного образования

2.4 Рабочие документы педагога дополнительного образования Глава 3. Проект рабочей образовательной программы «Волшебный сундучок» дополнительного образования детей декоративно-прикладному искусству

3.1 Пояснительная записка программы «Волшебный сундучок»

3.2 Учебно-тематический план программы «Волшебный сундучок»

3.3 Содержание программы «Волшебный сундучок»

Заключение

Библиографический список Приложение Введение Развитие творческих способностей — одна из актуальных задач образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни изменения; готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью; отношении к возникающим жизненным ситуациям без оценочных критериев, как к проблемным; стремлении избежать очевидных, традиционные решений, выдвижении нестандартных, неординарных идей; удовлетворении одной из основных человеческих потребностей — потребности в самореализации. В кружки при центрах детского творчества нет отбора детей по способностям. Принимаются все дети без исключения. На занятиях дети овладевают необходимыми навыками. Однако, ставя перед учащимися творческие задачи, педагоги сталкиваются с тем, что дети ориентируются на образец, отказываются от высказывания своих идей. У них нет способов выработки собственных оригинальных вариантов.

Поскольку, с возрастом способность детей к творчеству угасает, что связано как с нацеленностью школьного обучения на логический компонент мышления, так и с отсутствием стимулов к проявлению творческой энергии, мы считаем необходимым включение специальных занятий по развитию творческого мышления в программу работы кружков декоративно-прикладного и технического творчества, что стимулирует развитие творческих способностей детей. Отсюда, возникает необходимость рассмотрения вопроса применения таких форм и методов обучения декоративно-прикладному искусству, через которые воспитанники захотят творить, воплощать свои идеи. Занятия в системе дополнительного образования детей организуются в соответствии со следующими принципами:

· создание благоприятного социально-психологического климата, отличающегося психологической безопасностью, принятием других, безоценочностью, взаимным доверием;

· проявление симпатий и теплоты к творческим опытам ребенка, положительное нематериальное подкрепление всех его предложений и решений, максимальная адаптация к ответам и действиям ребенка;

· обеспечение возможности генерировать множество решений творческой задачи;

В деятельности педагога дополнительного образования имеет место проблема, связанная с несовершенством методик обучения декоративно-прикладному творчеству с целью обогащения духовной жизни ребенка, становления его эмоционально-целостного отношения к миру, развития эстетических познаний и художественного вкуса.

Объект исследования? декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования детей.

Предмет исследования — проект программы дополнительного образования детей декоративно-прикладному искусству.

Цель дипломной работы — разработать методические рекомендации для педагогов дополнительного образования декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

1) изучить развитие детского творчества в учреждениях дополнительного образования детей по средствам декоративно-прикладного искусства;

2) рассмотреть организацию дополнительного образовательного процесса на примере «Детско-юношеского центра» пос. Игрим;

3) разработать проект рабочей образовательной программы «Волшебный сундучок» дополнительного образования детей декоративно-прикладному искусству.

Глава 1. Развитие детского творчества в учреждениях дополнительного образования детей

1.1 Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования Образовательный блок «Искусство» как системная педагогическая структура реализует качественное обучение предметов художественно-эстетического цикла по всем направлениям творческой деятельности от ступени к ступени, изначально, как это и заложено самой природой, определяя ученику место творца и создателя, способного созидать и создавать.

Многоступенчатая система обучения в образовательном блоке «Искусство» состоит из трех ступеней:

1 ступень обучения /элементарное образование/ - это занятия изобразительного искусства как благодатная почва для развития творческого мышления учащихся и формирования потребности к творческому самовыражению, перерастающие в новую дисциплину — «История изобразительного искусства», которая является не просто уроком изучения биографий отдельных художников, это уроки красоты, мудрости, уроки изучения истории развития человечества, изучение его философии посредством знакомства с творчеством художников и формированием особого понимания творчества как одного из основных двигателей развития цивилизации.

2 ступень обучения — школа творчества как условие для роста первых ростков творчества с открывающейся в дальнейшем возможностью их развития на третьей ступени обучения, построена на принципе желания учащихся и добровольности посещения.

3 ступень обучения — это элитарное обучение — творческая мастерская как творческая лаборатория, создающая предпосылки для творческого формирования личности и обеспечивающая необходимый образовательный уровень, открывающий возможность дальнейшего обучения в художественных училищах и вузах. Обучение изобразительной деятельности — это длительный единый и неделимый процесс на всех этапах обучения. 1. 30−35]

Первая ступень обучения является основным творческим фундаментом для дальнейшего обучения. Уроки изобразительного искусства сочетают в себе гармоничную связь «школы» и «творчества». Где под понятием «школа» подразумевается приобретение основополагающих знаний, умений и навыков в технике рисунка, живописи и декоративно-прикладного искусства. Понятие «творчество» несет в себе развитие творческого поиска учащихся, потребность к самовыражению, а так же развитие абстрагированного мышления. Программа предусматривает знакомство с картинами художников в начальной школе, с последующим изучением теории изобразительного искусства в старшем возрасте. Раздел «Тематическое рисование» наряду с непосредственными задачами обучения изобразительной деятельности (т.е. овладения определенными навыками в области композиции, рисунка, живописи) имеет системный потенциал развития потребности у учащихся в высказывании своего мнения по тем или иным вопросам, возникающим в процессе познавания окружающего мира, с помощью формирования и развития образного языка изобразительного искусства на уроках данного цикла. Открывается ресурс большого воспитательного воздействия — на процесс формирования нравственности учащихся.

«Нестандартная тематика», применяемая на занятиях, позволяет вывести учащихся на необходимый эмоциональный уровень, позволяющий уже неравнодушно, небезразлично относиться к заданию. На уроках тематического рисования, как правило, не дается готовой заготовки темы, например, «Как я провел летние каникулы», а та же тема подается в необычном ракурсе: «Как-то однажды летней ночью…», без окончательной формулировки, и оставляя право ему самому поставить точку в задании, сугубо индивидуальную, тем самым вызывая естественный интерес учащегося к работе, чем уже сама по себе работа становится для него небезразличной, а отсюда следует и результат.

1.2 Методика проведения занятий по декоративно-прикладному искусству

Велика значимость занятий декоративно-прикладным творчеством с детьми для обогащения духовной жизни ребенка, становления его эмоционально-целостного отношения к миру, развития эстетических познаний и художественного вкуса, самоутверждения в социуме.

Процесс приобщения воспитанников к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития. Если художественно-творческая деятельность детей младшего школьного возраста (первый этап художественного развития) на занятиях протекает на эмоционально-чувственной основе, то начиная с подросткового возраста (новый этап художественного развития) она строится больше на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением в ней эмоционально-образного, творческого начала. [4. 32].

На занятиях декоративно-прикладного искусства воспитанники осваивают язык, образный строй произведений народного и профессионального (классического и современного) декоративно-прикладного искусства. Знакомство с декоративно-прикладным искусством начинается с народнокрестьянскоприкладного искусства. Впитавшее в себя исторический, нравственный, эстетический, духовный опыт народа, это искусство обладает огромной плодотворной силой воздействия на человека.

Следующий шаг знакомство с декоративно-прикладным искусством других народов, стран, времен. Приобщение воспитанников к классическому декоративному искусству (Древний Египет, Китай, Западная Европа эпохи Средневековья, барокко) поможет увидеть в нем черты неповторимого своеобразия, осмыслить его связь с жизнью общества, влияние мировоззрения людей на образный строй произведений, понять саму суть существования данного вида искусства в человеческом обществе.

Далее, что вполне закономерно — знакомство воспитанников с современным декоративно-прикладным искусством и работой в конкретном материале. Знакомство с произведениями современного декоративно-прикладного творчества даёт возможность воспитанникам сопоставить два склада мышления — народный, основанный на традиции, и профессиональный, связанный с максимальным проявлением творческой индивидуальности художника.

Дети постигают пластический язык керамики, кожи, текстиля и т. д., обучаются декоративной работе в материале (батик, коллаж, керамические рельефы). В процессе создания плоскостных и объемных декоративных композиций в конкретном материале воспитанники учатся вести работу поэтапно — от разработки обобщенно-лаконичных композиционных эскизов до завершающего этапа, осознанно используя знание языка данного вида искусства.

Основными формами работы с воспитанниками являются: индивидуальная, групповая и работа с микрогруппой. Большое значение придается групповым формам работы, требующим объединения творческих усилий всех её участников. В групповой работе у ребят формируются навыки совместной деятельности, накапливается опыт общения, межличностных отношений, координации совместных действий. [3.67].

На занятиях по декоративно-прикладному искусству особое значение приобретает включение в них драматургии активных средств эмоционально-образного воздействия — слова, музыки, зрительных образов. Педагог должен располагать определенным объемом наглядных пособий. В качестве наглядных средств могут быть использованы образцы народного декоративно-прикладного искусства (в материале, репродукциях, слайдах, кинофильмах), изделия педагога, работы воспитанников прежних лет. Исключительный воспитательный эффект дает демонстрация цветных диапозитивов, выполненных с работ воспитанников нынешних кружковцев. Рисованные плакаты (со стадиями исполнения декоративных работ, образцами учебных заданий и др.) как дидактический наглядный материал дают больший воспитательный эффект, если изготовлялись совместно с воспитанниками. Учебно-наглядные пособия — плакаты, таблицы, иллюстративный и дидактический материал — будут в большей степени способствовать усвоению воспитанниками изучаемого материала, если их оформить технически грамотно, на высоком эстетическом уровне. Использование средств наглядности вызывает более активное восприятие воспитанниками изучаемого материала, улучшает качество знаний, повышает эффективность образовательного процесса. Конкретные примеры и образцы народного декоративно-прикладного творчества помогают детям глубже осваивать абстрактные положения и понятия из области этого искусства. Кроме этого, при использовании учебно-наглядных пособий у воспитанников повышается интерес к работе, они прослеживают связь декоративно-прикладного искусства с жизнью.

Занятия декоративно-прикладным искусством очень увлекательны. Интерес, увлечённость работой замедляют наступление утомления и ослабляют его. В процессе увлеченной, целенаправленной работы над изделиями декоративно-прикладного искусства воспитанники нередко забывают, что нужно отдохнуть. Тем не менее, через определенные промежутки нужно делать небольшие перерывы, передышки, предупреждая появление в нервной системе детей охранительного торможения. Для каждого ребёнка перерыв в работе может быть индивидуальным. Это не отвлекает остальных воспитанников от выполнения собственного задания, не прерывает творческого процесса создания изделий декоративно-прикладного творчества.

В творческое объединение дети приходят с различной степенью подготовленности в графической грамоте, с различным уровнем умений и навыков в обработке материалов. Чтобы у каждого из них занятия шли успешно и слабые не тормозили наиболее подготовленных, чтобы непосильность слишком сложных заданий не оттолкнула тех, у кого нет запаса в знаниях и навыках, можно в пределах творческого объединения организовать несколько групп воспитанников с различным уровнем подготовки.

Эффективность воспитательного воздействия на воспитанников средствами декоративно-прикладного искусства зависит от правильного и своевременного планирования работы детского творческого коллектива. План учебно-воспитательной работы на полугодие и на каждый месяц составляется на основе годовой программы. Составными частями в него должны войти календарно-тематический план занятий (с количеством учебных часов по темам), программа, цель работы кружка. В плане должны быть предусмотрены все основные формы занятий — беседа с показом лучших образцов народного искусства, практическая работа по составлению эскизов, посещение музеев, мастерских художников-прикладников, намечены встречи с мастерами декоративно-прикладного творчества.

Чаще всего воспитанники, пришедшие в творческое объединение, хотят быстрее начать работу в материале. Поэтому их (особенно тех, кто не силен в рисунке) то и дело тянет к каким-то случайным картинкам, которые они стремятся перевести в материал. Воспитание эстетического вкуса в творческих объединениях декоративно-прикладного творчества должно идти через понимание детьми художественных и технологических возможностей обрабатываемых материалов, что накладывает свой отпечаток на решение образа. Задача педагога — ориентировать воспитанников на глубокое самостоятельное изучение образцов народного декоративно прикладного искусства и создание на этой основе собственных изделий. Следование образцам на начальном этапе обучения позволяет детям усвоить, что и как можно сделать в том или ином материале, в той или иной технике. В работе по образцам на первом этапе обучения неизбежно наблюдается в определенной степени подражание образцу. Нужно добиваться, чтобы у детей было не слепое копирование, а сознательное подражание, связанное с изучением, познанием законов построения композиции, приемов исполнения и др., т. е. даже в процессе повторения образца может быть заложен элемент творчества. Работа по образцам — один из этапов творческого роста воспитанников. Но этот этап не должен быть самоцелью. Дети должны понять, что через копирование образцов идет освоение приемов работы инструментами, пластических свойств материала, особенностей композиционных решений декора.

Воспитанники приходят в творческое объединение с настроением поработать. Поэтому, когда педагог начинает объяснения, знакомит их с правилами и приемами работы, т. е. проводит вводный инструктаж, их терпения хватает ненадолго. Они становятся невнимательными, нетерпеливыми, желая поскорее приступить к работе. Все это объяснимо с психологической точки зрения. От педагога требуется учитывать это и проводить инструктаж кратко, целенаправленно, соединяя различные сведения в общую систему. Однако, хотя занятия должны носить в основном практический характер, в начальный период обучения должен соблюдаться принцип решающей роли теоретических занятий. На теоретические сведения выделяется в среднем 20% учебного времени. Теоретические сведения могут быть переданы воспитанникам в форме тематических бесед. При проведении инструктажа и бесед необходимо применять различные варианты сочетаний слова с демонстрацией наглядных пособий.

Много зависит от первого задания, которое педагог предложит детям. Оно должно быть понятным, доступным для выполнения, интересным по декоративным результатам. Желательно, чтобы первое задание было небольшим по объёму и его можно было бы выполнить за одно-два занятия. При объяснении первого задания педагог акцентирует внимание воспитанников не только на конечном результате работы. Не менее важно ясно, четко осветить все этапы, а также цели и задачи, которые стоят перед детьми в процессе исполнения задания. Это способствует развитию самостоятельности воспитанников, когда им будет ясна последовательность этапов исполнения изделия от эскиза до завершающих отделочных операций, они будут меньше ожидать подсказки от педагога, проявляя самостоятельность в творческой деятельности.

Отличительной особенностью индивидуально-творческой деятельности в творческом объединении является то, что у каждого воспитанника свой темп работы, свои сроки реализации различных этапов выполнения одних и тех же заданий. Одни мучительно долго бьются над рисунком, у других трудно обстоит дело с навыками ручной обработки материалов, у третьих возникают сложности в процессе декорирования изделия. Поэтому, как правило, на задания общего характера, даже выполняемые по одному и тому же образцу, у каждого воспитанника уходит различное количество времени. Причем это различие может быть довольно значительным: пока одни едва доводят до конца первую композицию, другие успешно завершают несколько работ.

В поисках сюжетов для творческих декоративных работ рекомендуется проводить с воспитанниками экскурсии в поле, лес, парк, на улицы города или поселка для зарисовок. Внимательно вглядываясь в окружающее, обнаруживая незаметную, неброскую красоту лесов, лугов, полевых цветов, зарисовывая их, ребята проникаются чувством любви к родному краю. Находки и зарисовки детей на природе станут основой для будущих композиций.

В работе над творческой композицией воспитанники могут воспользоваться ранее выполненными учебными упражнениями, подготовленными к ним рисунками, а также добрать недостающий материал на натурных зарисовках, интерпретируя все это в декоративные формы и образы. Работая над темой исторического характера, ребёнок должен просмотреть книги, журналы, а возможно и кинофильмы, относящиеся к данному периоду, при возможности порисовать бытовые предметы, одежду, утварь в исторических или краеведческих музеях.

Одна из особенностей занятий в творческом объединении декоративно-прикладного искусства состоит в том, что для выполнения задания требуется длительное время. Чтобы воспитанники не потеряли интереса к работе над одной и той же вещью, конечный результат которой бывает весьма далек, чтобы, ожидая завтрашнюю перспективу, ощущали радость и красоту сегодняшней работы, рекомендуется подводить итоги и результативность каждого занятия. В этом случае они видят результаты своего труда на каждом занятии, что является стимулом дальнейшей плодотворной работы.

Эффективные результаты в активизации творческой деятельности детей дают промежуточные просмотры выполняемых воспитанниками работ. На текущих промежуточных просмотрах педагог фиксирует достигнутое, ставит новые задачи. Общий промежуточный просмотр можно сделать и тогда, когда выполняется трудное задание и педагог видит, что у многих воспитанников повторяется одна и та же ошибка. При этом дети, участвуя в обсуждении, приучаются к самоконтролю. В это время можно высказать знаки одобрения в тех случаях, когда есть первые удачи. Это поднимает эмоциональный настрой детей, стимулирует их дальнейшую работу. Во время обсуждения изделий нередко возникают прения, в которых отчетливо проявляются, оттачиваются эстетические взгляды и вкусы воспитанников, развивается их творческое мышление. Задача педагога умело направить внимание детей в нужное русло. Можно предложить им, не ограничиваясь понятиями «нравится», «не нравится», не боясь ошибиться, проанализировать выставленные работы с точки зрения соответствия их декоративной трактовки материала, его технологических особенностей. Педагог при этом должен направлять весь ход обсуждения, тактично вносить поправки в оценку детьми положительных и отрицательных сторон выполненных работ, подводить итог общего разговора.

При обсуждении и оценке творческих работ детей необходимо учитывать следующие критерии:

декоративность: выход на уровень лаконично-обобщенного, условно-выразительного пластического решения (композиция, форма, цвет, изобразительные элементы и т. д.);

содержательность: полнота реализации в учебно-творческом задании полученных знаний, поиск содержательной формы;

оригинальность: работа фантазии, воображения, внесение элементов новизны, личностное прочтение задания. [5. 89−93].

Важное значение для оценки творческих работ воспитанников имеют итоговые, обобщающие занятия за четверть, полугодие и год, которые можно драматургически выстраивать как выставки, праздники, ярмарки и т. д. Итоговые занятия — это организация живого общения между воспитанниками и приглашенными гостями. Занятия-обобщения могут включать в себя импровизированные диалоги, игры (в форме викторин, состязания команд), участие фольклорных коллективов, воссоздающих аромат народной культуры и т. д.

Очень важным моментом в работе с воспитанниками является широкое признание их творческих успехов. И для этого недостаточно только оценки педагогов, родителей или одноклассников. Необходимо, чтобы детские работы увидела более широкая аудитория. Презентация произведений детского творчества необходима и самим детям, и обществу, но её преобладающие формы должны быть более бережными по отношению к детям. Не персональная выставка малолетнего «художника», а участие в хорошей детской выставке. Очень важно, чтобы и сам ребёнок, и его педагог, и родители видели его произведения в ряду других.

Участие в творческих конкурсах различных уровней позволяет воспитанникам не только сравнивать свои и чужие достижения, но и получать адекватную оценку собственного творческого роста. Надо отметить и тот факт, что конкурсы дают возможность выявлять наиболее талантливых и художественно одарённых детей.

1.3 Основные направления и формы развития детского творчества в учреждениях дополнительного образования По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.

В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие:

· художественно-эстетическое;

· научно-техническое;

· спортивно-техническое;

· эколого-биологическое;

· физкультурно-оздоровительное;

· туристско-краеведческое;

· военно-патриотическое;

· социально-педагогическое;

· культурологическое;

· экономико-правовое. [2. 23−26]

г;

Рассмотрим подробнее некоторые из них. Содержание дополнительного образования детей обуславливается, во-первых, его специфическими условиями, во-вторых, целями и задачами, в-третьих, социально-культурными и социально-экономическими факторами.

Развитие ребенка в процессе дополнительного образования осуществляется в трех взаимопроникающих направлениях:

· личностный рост ребенка;

· совершенствование и развитие его в избранном виде деятельности, т. е. предметно-деятельной сфере;

· повышение его функциональной грамотности.

Соответственно каждое направление требует организации педагогически продуманных условий с учетом возможностей данного возраста детей.

Одним из самых массовых и популярных среди детей и родителей по-прежнему является художественно-эстетическое дополнительное образование. В условиях идеологического вакуума именно через искусство, художественное творчество происходит передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями. Его роль значительно возросла за счет создания благоприятных условий для приобщения детей к искусству в условиях образовательных учреждений: лицеев, гимназий, средних общеобразовательных школ, школ с углубленным обучением искусства, профильных художественных классов. Большими возможностями для эстетического образования детей с учетом их способностей и интересов располагают множество учреждений дополнительного образования художественно-эстетической направленности, в том числе, центры народных промыслов, творческие мастерские, студии, школы искусств и другие объединения, способствующие воспитанию творческой личности, ранней профессиональной ориентации и самоопределению ребенка, получению обучающимися основ будущего профессионального образования.

Развитие творческой личности — есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность.

Дополнительное образование детей — неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Дополнительное образование детей можно охарактеризовать как сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Основное предназначение системы дополнительного образования молодежи заключается в создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля дополнительной программы и времени ее освоения. Реализации этой задачи способствуют: многообразие видов деятельности, личностно-ориентированный характер образовательного процесса, его направленность на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, профессиональное самоопределение детей, их самореализацию. [5. 17]

Творчество — это форма самореализации личности; это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. В данной ситуации родители, учителя, педагоги учреждений дополнительного образования должны помочь ребёнку «раскрыться», проявить свои лучшие качества, максимально реализовать потенциальные возможности. Поэтому тема творческого развития личности школьника считается актуальной в наше время экономического прогресса науки и техники. [5. 23]

Творчество как процесс познания лучше осуществляется через взаимосвязь поэзии, живописи, музыки, танцев, которые по своей природе должны развивать все стороны творческой личности: воображение, интуицию, эстетический вкус и эмоциональную сферу, художественное мышление, целостный охват явлений и способность к синтезу. Именно такой фундамент развития закладывается в школьном возрасте в процессе творческой деятельности. Базой воспитания и обучения, способствующей развитию и формированию такой личности, являются учреждения дополнительного образования и воспитания.

Глава 2. Характеристика учреждения МБОУ ДОД ДЮЦ

2.1 Краткая характеристика МБОУ ДОД ДЮЦ Полное наименование — муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр».

Краткое наименование — МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр» (далее по тексту — ДЮЦ).

Организационно-правовая форма — муниципальное бюджетное учреждение.

Адрес ДЮЦ:628 146 Тюменская обл., ХМАО — Югра, Березовский р-н, п. Игрим, ул. Строителей-1.

Директор ДЮЦ — Дубинина Надежда Михайловна.

«Детско-юношеский центр» осуществляет образовательную деятельность на основании Лицензии № 1456 от 12 марта 2014 года.

Учредителем МБОУ ДОД ДЮЦ является администрация Березовского района.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр» в своей деятельности руководствуется Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ ОТ 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам», Уставом МБОУ ДОД ДЮЦ, а так же другими нормативными документами РФ, Ханты-Мансийского округа, Березовского района в сфере образования.

Прием детей в ДЮЦ основывается на принципах общедоступности, открытости, равноправия и свободы выбора. ДЮЦ информирует родителей (законных представителей) о формах, технологиях, образовательных программах дополнительного образования детей, знакомит с Уставом ДЮЦ, лицензией на право ведения образовательной деятельности, режимом работы, также с другими локальными актами, регламентирующими образовательный процесс.

Для зачисления детей в объединения ДЮЦ необходимы следующие документы:

— заявление родителей (законных представителей) ребенка о приеме в ДЮЦ;

— медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка (в отдельных ТО);

— копия свидетельства о рождении или паспорта ребенка;

— подписанный договор.

2.2 Общие сведения об организации учебного процесса ДЮЦ Детско-юношеский центр осуществляет образовательную деятельность по пяти направлениям: художественное; техническое; социально — педагогическое; физкультурно-спортивное; туристко-краеведческое.

Организация образовательного процесса регламентируется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Учебный год в ДЮЦ начинается с 1 сентября. Для учащихся I года обучения учебный год начинается с 15 сентября Продолжительность учебной недели — 7 дней.

Продолжительность учебного дня — 08.00. — 20.00. Для учащихся в возрасте 16−18 лет допускается окончание занятий в 21.00 ч.

В целях реализации здоровье сберегающего подхода при организации образовательного процесса во время учебных занятий в обязательном порядке предусмотрены физкультурные паузы.

Формы проведения аттестации учащихся определяются самим педагогом в его образовательной программе таким образом, чтобы они соответствовали ожидаемым результатам общеобразовательной программы.

2.3 Документы, регламентирующие деятельность педагога дополнительного образования Работа педагога ДО строится на основании должностной инструкции, утвержденной приказом директора ДЮЦ. Должностная инструкция включает в себя обязанности, права и ответственность педагога дополнительного образования. Мною была изучена должностная инструкция, пример которой предложен в приложении (приложение А).

Остановимся на краткой характеристике профессиональных функций педагога дополнительного образования:

1. Воспитательная функция. Именно благодаря воспитанию и происходит целенаправленное формирование и развитие личности разносторонне и гармонично развитой.

2. Обучающая функция. Обучение как раздел учебного процесса относится к сфере деятельности профессионального педагога. Обучая, педагог развивает у учащегося главным образом интеллектуальные и познавательные способности, а также формирует у него нравственное и правовое сознание, эстетические чувства, экологическую культуру, трудолюбие, духовный мир.

3. Коммуникативная функция. Педагогическая деятельность немыслима без общения. Педагог именно благодаря общению, в процессе общения воздействует на воспитанников, координирует свои действия с коллегами, родителями учащихся, ведет всю учебно-воспитательную работу.

4. Организаторская функция. Профессиональный педагог имеет дело с разными группами воспитанников, со своими коллегами, родителями учащихся, с общественностью. Ему приходится согласовывать действия разного характера и каждому участнику найти его место, чтобы наилучшим образом проявились его способности. Хорошая организация воспитательного дела обеспечивает и высокий результат.

Коррекционная функция связана с тем, что педагог постоянно отслеживает, диагностирует ход учебно-воспитательного процесса, оценивает промежуточные результаты. Ее же результат не всегда и не сразу бывает таким, каким был мысленно (идеально) задуман, какой ожидался. Педагогу по ходу работы приходится вносить коррективы (исправления) в свои действия и действия воспитанников. Если на основе диагностики не корректировать учебно-воспитательный процесс, то его результат окажется непредсказуемым.

2.4 Рабочие документы педагога дополнительного образования Существует большое количество видов документации, которые условно можно разделить на две группы: первую — основную и вторую — дополнительную.

К основной учебной документации относятся общеобразовательная программа, календарно-тематические планы, планы занятий и воспитательных мероприятий. В деятельности педагога дополнительного образования эта документация имеет первостепенное значение и должна предшествовать началу образовательного процесса.

Целями и задачами дополнительных общеобразовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. Дополнительная образовательная программа — это вид организационно-нормативного документа, при разработке которого определяется возможный объем и содержание образования детей, материально-техническая база и возможный контингент обучающихся. Программа — оперативный управленческий документ, определяющий особенности деятельности детского творческого коллектива через содержание и объемы образования, технологии, необходимые и достаточные условия.

Календарно-тематический план составляется по полугодиям (I полугодие — с сентября по декабрь, II полугодие — с января по май) и отражает образовательную деятельность. Количество учебных часов рассчитывается, исходя из норм программы и режима работы коллектива. Так, в случае, если учебный план программы содержит 144 часа, т. е. коллектив занимается 4 часа в неделю.

Для составления календарно-тематического плана, обычно, рекомендуется использовать следующую таблицу:

При проведении занятия каждый педагог должен иметь план занятия: опытный — краткий (сжатый), начинающий — более развернутый. Наличие подробных планов-конспектов необходимо в случаях, если педагогом проводится открытое занятие. Количество этапов учебного занятия зависит от его типа и места в образовательном процессе, а так же, выбранной педагогом, формы проведения. Тема занятия берется из календарно-тематического плана. Цель занятия должна соответствовать его теме, а так же направленности образовательной программы. Задачи — это ориентиры для достижения цели и должны образовывать единую систему деятельности. Педагог вправе поставить три основные задачи — образования, развития и воспитания.

Каждым педагогом составляется план воспитательной работы на год. Мною был составлен план воспитательной работы, на основании плана педагога дополнительного образования ДЮЦ (приложение В).

Дополнительная учебная документация востребована на определенном этапе образовательного процесса. В ходе реализации программы педагогами дополнительного образования широко используется диагностический и исследовательский аппарат. Это различные контрольно-измерительные диагностики, тесты стартовой, промежуточной и итоговой аттестации, анкеты, индивидуальные дневники наблюдений, обеспечивающие непрерывный мониторинг процесса личностного развития обучающихся.

Глава 3. Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей декаративно-прикладному искусству «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»

3.1 Пояснительная записка программы «Волшебный сундучок»

Новизна. Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс художественно-эстетического направления. На занятиях учащиеся получают основные, можно знания в различных областях культуры, искусства.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, определяющихся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.

Характерной особенностью данной программы является то, что она помогает воспитанникам в течение короткого промежутка времени сделать осознанный выбор в пользу того или иного вида декоративно-прикладного творчества (ДПТ), то есть самореализоваться и самоопределиться.

При составлении образовательной программы «Декоративно-прикладного творчества» взята за основу с внесением изменений и поправок программа «Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт.-сост. Л. В. Горнова и др. — Волгоград: Учитель, 2008». Программа ориентирована на возраст обучающихся 6−13 лет и рассчитана на период обучения 1 года.

Рабочая программа учитывает специфику детского объединения:

· группа № 1 — учащиеся 1−8-х классов — дети в объединении новые. Дети привыкают к новым условиям организации занятий, учатся выполнять требования педагога, соблюдать дисциплину труда.

Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладному искусству позволяет:

· раскрывает перед ребенком многогранные возможности ДПТ;

· приобщает к большому и разнообразному миру искусства;

· позволяет воспринять образование в детском объединении как единый целостный организм, в котором все и всё взаимосвязаны, где не запрещены переходы от одного вида творчества к другому;

· удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские качества;

· позволяет организовать досуг учащихся в системе интересно и с пользой для себя и окружающих.

Цель программы — создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды ДПТ: знакомство с технологией лоскутной пластики, бумажной пластики, макраме, бисероплетения, вышивания, вязания, аппликации из природных материалов, изонити, изготовления мягкой игрушки, компьютерной графики.

Задачи:

1. обучающие:

· формирование элементарных знаний и умений в изучаемых видах ДПТ;

· обучение детей владеть различными инструментами и приспособлениями;

· знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи;

· обучение правилам оформления выставочных работ;

· знакомство детей с историей изучаемых видов рукоделия.

2. развивающие:

· развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

· развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

· развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

· развитие у детей памяти, внимания, мышления, эстетического вкуса, мелкой моторики рук, глазомера.

3. воспитательные:

· формирование основ российской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской солидарности; пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

· формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России и принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

· формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

· формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

· формирование отношения к семье как к основе российского общества и почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

· формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

· осознание школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей;

· воспитание аккуратности усидчивости, трудолюбия, целеустремленности, терпения, положительного отношение к труду, доброго отношения к товарищам, бережливости.

Методы обучения и их формы. При определении методов и форм обучения за основу взята классификация методов обучения, разработанная И. Я. Лернером, М. Н. Скаткиным, Ю. К. Бабанским и М. И. Махмуговым и др. Согласно исследованию этих авторов, можно выделить следующие общедидактические методы: объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный и исследовательский.

Объяснительно-иллюстрированный метод, с него, как правило, начинается обучение. Суть его состоит в предъявлении учащимся информации разными способами — зрительным, слуховым, речевым и др. Возможные формы этого метода: сообщение информации (рассказ, лекции), демонстрация разнообразного наглядного материала, в том числе презентаций с использованием компьютерной медиатеки. Этот метод направлен на усвоение знаний.

Репродуктивный метод — направлен на формирование навыков и умений, то есть умений многократно воспроизвести (репродуцировать) действия. Его формы многообразны: упражнения, решение стереотипных задач, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта. Репродуктивный метод допускает применение тех же средств, что и объяснительно-иллюстрированный: слово, средства наглядности, практическая работа.

Исследовательский метод — направлен на самостоятельное решение творческих задач. В ходе решения каждой задачи он предполагает проявление одной или нескольких сторон творческой деятельности. При этом необходимо обеспечить доступность творческих задач, их дифференциацию в зависимости о подготовленности того или иного ученика. Его формы: проблемные задачи, опыты и т. д. Задачи могут быть индуктивным и дедуктивными в зависимости от характера деятельности. Сущность этого метода состоит в творческом добывании и поиске способов деятельности.

Использование этих методов на занятиях осуществляется с учетом специфики, задач, содержания занятия.

3.2 Учебно-тематический план программы «Волшебный сундучок»

Таблица 1

№ п/п

Тема занятия

Материалы, инструменты

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Работа с бумагой — 76 часов

Знакомство с планом работы кружка, обзор основных тем.

Экскурския на природу, заготовка гербария

Аппликация. Ознакомление с техникой, подготовка материала

Салфетки (желтые, розовые, красные), цветная бумага, цветной картон, клей, клеенка, ножницы

Изготовление композиции

Аппликация — открытка. Подготовка материалов

Цветной картон, ножницы, клей, клеенка

Изготовление открытки

Аппликация. Подготовка материалов

Вата, картон цветной, клей ПВА, краски, ножницы

Изготовление аппликации

Гофротрубочки. Знакомство с техникой гофротрубочки. Подготовка материалов.

Жатая бумага в рулонах (белая красная, зеленая, бежевая, голубая, желтая), клей ПВА, клей карандаш, крупные спицы с ограничителем на конце, картон белый, ножницы, клеенка

Изготовление композиции.

Квиллинг. Знакомство с техникой квилинга. Подготовка материалов

Двусторонняя цветная бумага, клей, ножницы, кисточки для рисования разного размера, клеенка, кисточка для клея

Изготовление композиции

Техника безопасности. Квиллинг и бумагопластика. Знакомство с техникой квиллинга и бумагоплатика. Изучение основных форм квиллинга. Подготовка материалов.

Белая бумага, картон цветной, клей ПВА, ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки (розовые, желтые, белые), зеленая цветная бумага клеенка

Изготовление композиции в технике квиллинг и бумагопластика.

Торцевание на пластелине. Ознакомление с техникой. Подготовка материалов.

Пластилин, картон цветной, жатая бумага (разных цветов), клеенка, ножницы с закругленными концами

Изготовление композиций.

Торцевание. Подготовка материалов для коллективной композиции.

Пластилин, клей ПВА, жатая бумага (желтая, черная, зеленая, синяя), ветки, бумага цветная

Изготовление макета.

Торцевание. Подготовка материалов

Пластилин, жатая бумага (разная), проволока, стержень от шариковой ручки, крышка от пластиковой бутылки

Изготовление композиции

Работа с природными материалами — 16 часов

Техника безопасности. Ознакомление с техникой. Подготовка каркаса для дерева.

Цветочный горшок, красная фасоль, 2 воздушных шарика, нитки плотные бардовые, силиконовый клей, клей ПВА, красивая ветка диаметром 1.5 см (лучше немного изогнутая), кисточка, клеенка

Изготовление дерева.

Рамка из природных материалов.

Картон, клей, ножницы, гербарий, различные крупы

Аппликация из гербария.

Картон, клей, ножницы, гербарий

Плетение — 24 часов

Техника безопасности. Бисероплетение. Ознакомление с техникой. Подготовка материалов.

Многогранные пластиковые бусины (зеленые и др. яркие цвета), тонкая проволока

Изготовление бабочки.

Бисероплетение. Подготовка материалов.

Зеленый бисер разных оттенков, проволока, емкость для смешивания бисера, белый лейкопластырь в рулоне, кисточки, гуашь белая и черная, клеенка, ножницы, маленький цветочный горшок.

Плетение березы.

Ганутель. Ознакомление с техникой. Подготовка материалов.

Картон, карандаш (ручка, фломастер), ножницы, клей, клеенка, тонкая проволока, нитки для вязания (белые, желтые и зеленые), вата или ватные диски

Изготовление букета с помощью техники ганутель.

Шитье — 10 часов

Техника безопасности. Подготовка материалов для шитья броши.

Красивая пуговица или бусина, нитки под цвет ткани, иголка, ножницы, булавка маленькая, ткань зеленая (и другие яркие цвета, лучше фиолетовый, сиреневый, розовый). Ткань предпочтительней атласная или шелковая, тогда брошь получиться красивее.

Изготовление броши.

Лепка — 18 часов

Техника безопасности. Аппликация из глины. Знакомство с техникой.

глина, стека, картон цветной

Изготовление аппликации

Аппликация из глины.

глина, зубочистка, стека, цветной картон, кисточка

Изготовление декоративного панно «Чудо город»

ИТОГО:

144 часа

3.3 Содержание программы «Волшебный сундучок»

образование декоративный искусство детский Тема № 1.Работа с бумагой — 76 часов.

Теория:

Виды бумаги. Что такое аппликация? Изучение видов аппликации. Знакомство с техниками квиллинга и бумагопластики, изучения основных форм квиллинга. Изучение техники торцевания. Торцевание на пластилине Практика:

Изготовление аппликаций ко Дню учителя, «Божья коровка», «Зайчик». Поделка из жатой бумаги «Торт». Поделки в технике квиллинга и бумагопластики: «Букет», «Павлин». Изготовление поделок с применением техники торцевания «Разноцветный букет», «На Дону», «Букет в вазе».

Тема № 2. Работа с природными материалами — 16 часов.

Теория:

Лиственные растения. Многообразие листьев по форме и размеру. Способы сбора и гербаризации листьев. Изучение разнообразия семян по форме и размеру. Время сбора семян. Изучение основных приемов и принципов выполнения аппликаций из листьев и семян. Подбор колорита в работах, сочетание цветов. Эстетические требования к качеству изделий. Техника безопасности.

Практика:

Подготовка листьев к работе. Создание эскиза, фона. Подготовка основы. Выбор композиции. Изготовление отдельных декоративных работ: «Дерево», «Фоторамка», «Пейзаж».

Тема № 3. Плетение — 24 часа.

Теория:

Виды плетения. Материалы для плетения. Подробное изучение техники плетения бисером. Изучение основных форм бисероплетения. Знакомство с техникой ганутель. Виды материалов для использования в технике ганутель.

Практика:

Изготовление поделок из бисера: «Бабочка», «Береза». Изготовление поделок с применением техники ганутель: «Одуванчик», «Лилии».

Тема № 4. Шитье — 10 часов.

Теория:

Техника безопасности. Правильное положение рук при шитье. Способы шитья. Виды ниток.

Практика:

Изготовление сложной композиции «Лотос».

Тема № 5. Лепка — 18 часов.

Теория:

Виды лепки. Как правильно работать с глиной? Техника безопасности при работе с глиной. Изучение аппликации из глины. Изучение вспомогательных материалов при работе с глиной.

Практика:

Изготовление декоративного панно «Чудо город». (приложение 1)

Цель: развитие интереса к декоративно-прикладному искусству, в частности к керамике.

Задачи:

Воспитательные:

— воспитание активного эстетического отношения к искусству, к явлениям художественной культуры;

— воспитание зрительской культуры, художественного вкуса;

Обучающие:

получение навыков лепки из глины;

получение опыта индивидуальной и коллективной работы;

Развивающие:

развитие интереса учащихся к работе с керамикой;

развитие творческой активности;

развитие художественного мышления.

Зрительный ряд: презентация «Чудо-Город».

Материалы для работы: глина, подкладные доски для лепки, инструменты — стеки и штампы, емкости для воды, губки.

Ход занятия:

1. Приветствие, организационный момент;

2. Беседа об архитектуре, просмотр презентации «Чудо-Город», беседа о декоративной выразительности архитектурный произведений Гауди.

3. Вводный инструктаж

4. Практическая работа

¦ раскатывание шара;

¦ раскатывание скалкой плинта толщиной 5−7 мм;

¦ создание на плинте с помощью стека контура дома;

¦ отделение лишней глины, выявление четкого силуэта дома, обработка поверхности влажной губкой;

¦ декорирование лепными элементами и штампами.

5. Создание коллективного панно «Чудо-Город» — объединение всех домов на единой глиняной основе;

6. Подведение итогов — обсуждение готовых работ, обсуждение занятия — впечатления воспитанников, уборка рабочего места.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

1) Составление альбома лучших работ.

2) Проведение выставок работ учащихся:

3) Участие в ежегодной районной выставке детского прикладного и технического творчества.

Результативность:

Результатом занятия должно быть достижение цели занятия: приобщение детей к некоторым знаниям по работе с бумагой, работе с природными материалами, плетения, шитья и лепки путем решения поставленных перед учащимися и педагогом задач.

Практическим же результатом занятий является достаточно высокий технический и уровень выполнения практических работ.

Данная рабочая программа дополнительного образования была тщательно продуманна с учетом психологических и физических особенностей детей. Наиболее благоприятным для творческого развития детей является младший школьный возраст. Каждое новое задание базируется на уже изученном материале и содержит знакомые формы. Изделия, которые ребенок самостоятельно выполняет, близки и понятны ему. На занятиях по декоративно-прикладному искусству дети учатся бережно относиться к художественным материалам. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией.

Данная программа создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Посредством занятий декоративно-прикладным искусством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе. Программа построена таким образом, чтобы через декоративно-прикладное искусство привить живой интерес и любовь к нему, тем самым, способствуя развитию личности ребенка.

Вся программа построена на широком использовании оригинальных авторских методик, связанных с включением в каждую тему разнообразных зрелищно-игровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у детей мотивации к творчеству.

Данная программа подчинена одной цели — научить детей основам декоративно-прикладного искусства, а так же изобразительной грамоте с учётом индивидуальности каждого ребёнка. Развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения. Улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера.

В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми декоративно-прикладного искусства. Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию.

Заключение

Велика значимость занятий декоративно-прикладным творчеством с детьми для обогащения духовной жизни ребенка, становления его эмоционально-целостного отношения к миру, развития эстетических познаний и художественного вкуса, самоутверждения в социуме.

Процесс приобщения воспитанников к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития.

На занятиях декоративно-прикладного искусства воспитанники осваивают язык, образный строй произведений народного и профессионального (классического и современного) декоративно-прикладного искусства.

Педагог должен располагать определенным объемом наглядных пособий. В качестве наглядных средств могут быть использованы образцы народного декоративно-прикладного искусства (в материале, репродукциях, слайдах, кинофильмах), изделия педагога, работы воспитанников прежних лет.

Задача педагога — ориентировать воспитанников на глубокое самостоятельное изучение образцов народного декоративно прикладного искусства и создание на этой основе собственных изделий.

Много зависит от первого задания, которое педагог предложит детям. Оно должно быть понятным, доступным для выполнения, интересным по декоративным результатам.

При обсуждении и оценке творческих работ детей необходимо учитывать следующие критерии:

декоративность: выход на уровень лаконично-обобщенного, условно-выразительного пластического решения (композиция, форма, цвет, изобразительные элементы и т. д.);

содержательность: полнота реализации в учебно-творческом задании полученных знаний, поиск содержательной формы;

оригинальность: работа фантазии, воображения, внесение элементов новизны, личностное прочтение задания.

Важное значение для оценки творческих работ воспитанников имеют итоговые, обобщающие занятия за четверть, полугодие и год, которые можно драматургически выстраивать как выставки, праздники, ярмарки и т. д. Итоговые занятия — это организация живого общения между воспитанниками и приглашенными гостями.

Очень важным моментом в работе с воспитанниками является широкое признание их творческих успехов.

Одним из самых массовых и популярных среди детей и родителей по-прежнему является художественно-эстетическое дополнительное образование. В условиях идеологического вакуума именно через искусство, художественное творчество происходит передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями. Его роль значительно возросла за счет создания благоприятных условий для приобщения детей к искусству в условиях образовательных учреждений.

Развитие творческой личности — есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность.

Дополнительное образование детей — неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.

Детско-юношеский центр осуществляет образовательную деятельность по пяти направлениям: художественное; техническое; социально-педагогическое; физкультурно-спортивное; туристко-краеведческое.

Работа педагога ДО строится на основании должностной инструкции, утвержденной приказом директора ДЮЦ. Должностная инструкция включает в себя обязанности, права и ответственность педагога дополнительного образования.

В деятельности педагога дополнительного образования общеобразовательная программа, календарно-тематические планы, планы занятий и воспитательных мероприятий имеют первостепенное значение и должна предшествовать началу образовательного процесса.

Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладному искусству «Волшебный сундучок» программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс художественно-эстетического направления. На занятиях учащиеся получают основные, можно знания в различных областях культуры, искусства.

Характерной особенностью данной программы является то, что она помогает воспитанникам в течение короткого промежутка времени сделать осознанный выбор в пользу того или иного вида декоративно-прикладного творчества (ДПТ), то есть самореализоваться и самоопределиться.

В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми декоративно-прикладного искусства. Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию.

Библиографический список

1. Астраханцевой С. В. Дополнительное образование и воспитание. № 3, 2007 г.

2. Горский В. А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования // Дополнительное образования. — 2003. — № 2

3. Днепров Э. Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». — М., 1999.

4. Дополнительное образование детей. / Под ред. Лебедева О. Е. — М.: ВЛАДОС, 2000.

5. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер, 2000

6. Князева Е. Н. Случайность, которая творит мир // Философия и жизнь. — 2009. — № 7.

7. Образование по выбору — реальность сегодняшнего дня: Материалы расширенного заседания коллегии Министерства образования Российской Федерации 1 марта 2005 г.

8. Сайбединов А. Педагогические смыслы или рассуждения о содержании образования [Электронный ресурс].

9. Харитонова В. А., Меньшиков И. В., Санникова О. В. Методология синергетики в моделировании развития образования // Сборник трудов конференции по синергетике. Материалы Межрегиональной конференции. — Москва — Ижевск, 2001

Приложение, А Пример должностной инструкции педагога дополнительного образования

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой