Формы методической работы с педагогами (общие рекомендации)
Каждый интерактивный метод, игра имеют свою цель, правила, поэтому, учитывая эту особенность, вы можете использовать их на разных этапах проведения мероприятия. Важным условием является расположение участников таким образом, чтобы они могли видеть друг друга сидя, например, в круге, по периметру. Интерактивный" означает основывающийся на взаимодействии. Но интерактивность — это не просто… Читать ещё >
Формы методической работы с педагогами (общие рекомендации) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В педагогической литературе организационные формы методической работы классифицируются по способу организации (коллективные, групповые, индивидуальные), а также по степени активности участников (активные, пассивные).
Пассивные формы работы методической службы сориентированы в большой степени на репродуктивную мыследеятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов.
Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов.
Наиболее эффективными формами методической работы на современном этапе развития школы, на наш взгляд, являются:
теоретический семинар, семинар-практикум, научно-практическая конференция, методическая декада, дни науки, методический фестиваль, методический мост, методическая мозаика, дискуссия, методический ринг, деловая игра, педагогический КВН, мозговой штурм, тренинг, видеотренинг, педагогические чтения, лекторий, профессиональная выставка, защита проекта, тематический педагогический совет, открытый урок.
Формы организации и проведения заседаний МО могут быть следующими:
Лекция, теоретический семинар, семинар-практикум, конференция, экскурсия, творческая дискуссия, творческий диалог, гостиная, час коллективного творчества, методический фестиваль (по итогам методической работы за год), деловая игра, методический КВН, ярмарка методических идей, методический тренинг, встреча за круглым столом, авторская мастерская.
Виды домашних заданий учителям в рамках планирования методической работы могут быть такими:
Моделирование урока (целиком или фрагментарно) Разработка системы уроков по теме или курсу Разработка спецкурса, программы исследования по определенной теме Подбор литературы по определенной теме, курсу, проблеме Аннотирование по теме, курсу, проблеме, опыту работы коллеги Составление контрольных материалов, тестов Составление и защита опорных схем, памяток, дидактического материала Разработка планов кружков, сценариев внеклассных мероприятий по предмету, курсов по выбору Посещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий спецкурсов, дополнительных занятий с последующим анализом Представление собственного опыта работы по теме, проблеме Защита темы по самообразованию.
Интерактивные методы и игры.
«Интерактивный» означает основывающийся на взаимодействии. Но интерактивность — это не просто взаимодействие субъектов друг с другом, а специально организованная познавательная деятельность, носящая ярко выраженную социальную направленность.
Цель использования интерактивных методов и игр — изменение моделей поведения участников. Анализируя свои реакции и реакции партнера, участник меняет свою модель поведения и осознанно усваивает новые нормы деятельности, что позволяет говорить об интерактивных методах как о процессе интерактивного воспитания.
Ведущими принципами организации интерактивного процесса являются:
- * мыследеятельность;
- * смыслотворчество;
- * свобода выбора;
- * рефлексия.
Организация мыследеятелыюсти заключается:
- — в выполнении участниками различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование и др.);
- — обмене результатами мыслительной деятельности между участниками педагогического процесса;
- — смене и разнообразии видов, форм мыслительной и познавательной деятельности;
- — сочетании индивидуальных и групповых форм работы;
- — проблемном обучении, использовании в педагогическом процессе современных образовательных технологий;
- — смыслотворчестве участников;
- — рефлексии.
Смыслотворчество предполагает осознанное создание в процессе взаимодействия педагогов нового содержания, оценки явлений окружающей действительности, своей деятельности, результатов взаимодействия с позиций своей индивидуальности.
Конечным результатом, целью смыслотворчества является обогащение, появление нового индивидуального опыта осмысления (смысла), расширяющего границы индивидуального сознания.
Рефлексия в педагогическом процессе — это процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния саморазвития, установление причин и следствий.
Каждый интерактивный метод, игра имеют свою цель, правила, поэтому, учитывая эту особенность, вы можете использовать их на разных этапах проведения мероприятия. Важным условием является расположение участников таким образом, чтобы они могли видеть друг друга сидя, например, в круге, по периметру.
К новейшим формам обучения педагогических кадров относятся инновационные, организационно-деятельностные, деловые, ролевые и другие игры, которые способствуют формированию интеллектуальной культуры и культуры саморазвития.
Используются новейшие формы обучения в рамках способностной модели образования, которая обеспечивает подготовку педагогов к инновационной деятельности, создает предпосылки для их быстрой адаптации в динамической профессиональной среде.