Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Программа эмоционального воспитания старших дошкольников средствами цветомузыкальной синестезии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Возможность решения этой задачи с использованием синтеза музыки и живописи коренится в эмоциональной основе восприятия произведений этих двух видов искусств. Использование их взаимосвязи может служить основой для развития эмоциональной стороны личности ребенка. Также можно говорить о принципе невмешательства в процесс создания цветомузыкальных композиций. Педагог выступает организатором игровой… Читать ещё >

Программа эмоционального воспитания старших дошкольников средствами цветомузыкальной синестезии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Нами разработана и внедрена в практику дошкольного образовательного учреждения программа «Музыкальная палитра». Занятия проводились в форме игровой ситуации, заданной условием «рисуем музыку». Мы исходили из того, что звучащая музыка вызывает у детей определенное эмоциональное состояние, которое отражается в цветовых композициях. С помощью этого метода возможно развивать у детей способность к более дифференцированному восприятию музыкальной формы и смены образов в процессе слушания и рисования. Поиск цветосочетаний, адекватных, по мнению ребенка, эмоциональному состоянию, вызванному звучащей музыкой, требует более внимательного и неравнодушного отношения к ней. Возможно, привлечь внимание детей к способам изображения различными цветосочетаниями контрастных частей музыкальной формы, а также более тонких нюансов в рамках одного эмоционального состояния. Оттенкам и сопоставлениям цветов придается большое значение на занятиях, так как цвет — это главное и единственное выразительное средство, с помощью которого ребенок может выразить свое отношение к звучащей музыке в процессе создания непредметных абстрактных композиций. Приобщение детей к шедеврам классической музыки и живописи, нетрадиционная форма проведения занятий способствует формированию у детей эстетических эмоций, интереса, вкуса, идеальных представлений о красоте и становлению эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства как основы художественной культуры.

Основной принцип построения программы — пропорциональность и равновесие музыки и живописи, равноценность и взаимодополнительность двух видов искусств на занятиях. Музыка не является фоном по отношению к изобразительной деятельности, так же как живописные образы не служат лишь иллюстрацией к музыкальным произведениям. Мы говорим о формировании способности к цветоэмоциональному реагированию на музыку у старших дошкольников; дети как будто «рисуют портреты музыки с натуры» .

Еще выделяется принцип инвариантности — мы предлагаем детям похожие друг на друга задания, где форма одна и та же, но музыка звучит разная по характеру. Контрастные музыкальные произведения не дадут ребятам скучать, а процесс создания цветовых картин усилит интерес и повысит их внимание.

Также можно говорить о принципе невмешательства в процесс создания цветомузыкальных композиций. Педагог выступает организатором игровой ситуации «рисуем музыку», а роль учителя отводится искусству.

Принцип постепенности перехода от целого к частному, от спонтанного эмоционального реагирования к интеллектуальному анализу. Сначала ребенок накапливает опыт слушания музыки и пытается передать ее настроение с помощью цвета, и лишь затем мы переходим к обсуждению музыкальной формы и законов цветоведения.

Основные задачи программы развития цветомузыкального восприятия дошкольников:

  • — накопление детьми опыта восприятия музыки композиторов разных эпох и стилей;
  • — развитие цветоэмоциональной отзывчивости на музыку и способности различать музыкальную форму у детей;
  • — расширение опыта эмоционального переживания музыкальных произведений как основы развития эстетического сознания и элемента приобщения к художественной культуре.

Программа «Музыкальная палитра» рассчитана на 2 полугодия. Занятия по программе рекомендуется проводить как дополнительные по отношению к основным традиционным формам эстетической деятельности. Содержание программы включает преподавание детям музыки и изобразительного искусства с целью воспитания и развития эмоциональности средствами цветомузыкальной синестезии, а также установления их интеграции и комплексного воздействия на эстетическое развитие личности.

Ребенку необходимо самому преодолеть привычно возвышающуюся стену непонимания между его внутренним миром и миром «взрослого» искусства, и всей душой почувствовать, что искусство и творчество столь же необходимы ему, как и любые другие доступные или более привычные виды деятельности. Задачей педагога в этом случае является создание условий для углубленного ознакомления детей с миром классической музыки и шедевров изобразительного искусства.

Возможность решения этой задачи с использованием синтеза музыки и живописи коренится в эмоциональной основе восприятия произведений этих двух видов искусств. Использование их взаимосвязи может служить основой для развития эмоциональной стороны личности ребенка.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой