Оптимизация содержания педагогической деятельности преподавателя классической гимназии в условиях развития региональной системы образования
Диссертация
Центральная фигура учебно-воспитательного процесса в классической гимназии — ее преподаватель, нацеленный на формирование и развитие личности гимназиста. Система классического образования ставит перед преподавателем гимназии особые цели и задачи обучения и воспитания, выдвигает необходимость поиска особых средств и способов их реализации. Избежать слепого копирования форм и методов, принятых… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения содержания педагогической деятельности в условиях инновационных учебных заведений
- 1. Российская классическая гимназия как институт классического образования
- 2. Педагогическая деятельность в условиях инновационных учебных заведений как объект научного исследования
- 3. Преподаватель классической гимназии как субъект педагогической деятельности
- Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по оптимизации содержания педагогической деятельности преподавателя классической гимназии
- 1. Классическая гимназия как инновационное общеобразовательное заведение в условиях развития региональной системы образования
- 2. Содержание педагогической деятельности преподавателя классической гимназии
- 3. Условия оптимизации содержания педагогической деятельности преподавателя классической гимназии в условиях развития региональной системы образования
Список литературы
- Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни.- М., Мысль, 1991.
- Адольф А. Истинное образование и классицизм. М. 1891.
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., Просвещение, 1985 -448с.
- Алешинцев И.Н. История гимназического образования в России, -СПб., 1912.
- Алешинцев И.Н. Сословный вопрос и политика в истории наших гимназий в XIX в. Русская школа, СПб., 1908.
- Аминов Н.А. Модели управления образованием и стили преподавания // Вопросы психологии 1994 — № 2, с.88−98.
- Альбицкий В. Испытание зрелости. Справочная книга для гимназий и готовящихся к испытанию зрелости. СПб.: тип. Шредера, 1866.-162с.
- Амяга Н.В. Самораскрытие педагога в общении со старшеклассниками: Автореф. дис. канд. псих, наук М., 1989 — 22с.
- Ананьев Б.Г. Избр. псих, труды в 2-х т. // Под ред. А. А. Бодалева и др. М.: П, 1980 — 2 т — 287с.
- Антропова М.В. и др. Индивидуально дифференцированное обучение в гимназии (Результаты пятилетнего исследования) // Педагогика. — 1996. — № 5. — с. 19−23.
- Бабанский Ю.К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса в вопросах и ответах. Киев, 1984.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., Просвещение, 1982 — 192с.
- Бабашина С. Найди свою дорогу: (из опыта организации обучения в гимназии, созданной на базе 159-ой шк. г. Москвы // Народное образование 1994. — № 1. — с. 67−71.
- Бардинова В.Д. Формирование педагогического мастерства будущего учителя-воспитателя: Автореф. дис. канд. пед. наук Л., 1987 -17с.
- Батурина Г. И. К вопросу о сущности критериев эффективности обучения // Новые исследования в педагогических науках. М.: П., -1973, № 7, с.26−27.
- Берикханова Л.Ю. Педагогическая импровизация в деятельности учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук Красноярск, 1990 — 18с.
- Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986.-425с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.1. М.:П. 1989.- 191с.
- Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л. Изд-во ЛГУ, 1970 — 135с.
- Бодалев А.А. Психология о личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. -187с.
- Бодалев А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения // Сов. Пед.- 1990 № 12, с.65−70.
- Бондарук JI.B. Проблема профессионального мастерства учителя в истории отечественной и зарубежной педагогики: Автореф. дис. канд. пед. наук СПб, 1994 — 19с.
- Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Псих. ж-л. 1992. — № 6 — с.3−12.
- Бубман А.С. Гимназия для элиты? / ДЛ, 1991, № 12.
- Бубман Ш. С. Современные условия формир-ия лингвистических гимназий (1985 1995) Автореф. дис. к.п.н. Институт общего образования МО РФ 1996, — 23 стр.
- Бубман А.С. Блеск и нищета гимназий: (беседа с директором гимназии № 13 Москвы Бубманом А.С.) // УГ, 1989, 30 нояб.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.-216с.
- Бурмистрова Б.Л. Праздники в нашей жизни: опыт московской славянской гимназии. / Народное Образование, 1991, № 5.
- Бурмистрова Л. Полеты во сне и наяву (о славянской гимназии на базе шк. № 384 г. Москвы) НО, 1991. № 1
- Бутов А.Ю. Народное учительство в России в общественно-педагогическом движении конца XIX начала XX вв.: Автореф. дис. канд. пед. наук — М., 1991 — 16с.
- Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества. М.: Просвещение, 1993 — 94с.
- Васильева О.И. Профессиональное совершенствование учителя средних учебных заведений России второй половины XIX начала XX вв. Автореф. дис. к.п.н. Mill У им. В. И. Ленина, 1996, 17 стр.
- Весель Н. Учебный курс гимназий. СПБ, 1866
- Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. М., Просвещение, 1982. — 136с.
- Волков И.П. Учим творчеству. М., Педагогика, 1988. — 94с.
- Волкова Е.Н. Субъективность как интегративное свойство личности педагога: Автореф. дис. канд. пед. наук М., 1992 — 19с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Знание, 1956.-136с.
- Галкина В. Колледж, гимназия, лицей. // УГ. 1989. — 27 июня.
- Ганелин Ш. И. Очерки по истории средней школы в России Iой половины XIX в. -М.: Учпедгиз, 1954 301с.
- Гапон Н.П. Гуманистическая ценностная ориентация деятельности учителя: Автореф. дис. канд. философ, наук Львов, 1990. — 16с.
- Гегель Г. В. Речи директора гимназии. Работы разных лет. т.1. М., 1972.
- Георгиевский А.И. Предположенная реформа средней школы. СПб., 1902.
- Годник С.М. о сущности профессионально-педагогической деятельности // Приобщение к педагогической профессии. Воронеж, 1992.
- Гоноболин Ф.И. Книга об учителе М.: Просвещение, 1965 -260с.
- Гончаров Н.К. Из истории русской гимназии / СП., 1938, № 8.
- Горбунова Н. В. Шарай Н.А. Школа становится гимназией // Советская педагогика 1991. — № 11. — с. 48 — 50.
- Горбунова Н.В., Шарай Н. А. Управление школами нового типа: Из опыта работы школы-гимназии № 636 г. Москвы. М.: Изд-во РИПКРО МО РСФСР. 1991
- Грингмут В.А. Наш классицизм. М., 1890.
- ГротЯ.К. ТрудыЯ.К. Гротав 5 томах. СПб- 1898- 1903.
- Грановский Т.Н. Ослабление классического преподавания в гимназиях и неизбежные последствия этой системы. М., 1855.
- Давыдов В.В. Развивающее обучение. М., 1989.
- Давыдов В.В. О понятии личность в современной психологии // Психологический журнал. 1988, № 4 — с.22−32.
- Деминцев А.Д. Развитие творческой активности учителей и совершенствование их мастерства. Автореф. к.п.н.: М., 1972 21с.
- Динзе В.Ф. Очерки по истории среднешкольного движения. -СПб.: тип. О. Богданова, 1909 -70с.
- Достовалов Ю. Последовать славе и добродетели предков: (о лицеях и гимназиях Москвы) Домострой, 1991.№ 42.
- Егоров А.Д. Гимназическое образование в России (исторический очерк). Иваново: ИИСИ, 1990 — 96с.
- Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М.: Просвещение, 1986- 143с.
- Жучева Е.Н. Успешность педагогической деятельности учителя в зависимости от педагогических и специальных способностей: Автореф. дис. канд. пед. наук- Л., 1983 17с.
- Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М.: Знание, 1980 — 96с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. — 160с.
- Загвязинский В.И. Развтиие педагогического творчества учителей. М.: Знание, 1986. — 40с.
- Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука/Инновационные процессы в образовании. Тюмень, 1990.
- Закон РФ об образовании // УГ. 1992. № 28. — 4 авг.
- Захарова Е.Я. Влияние нормативно-ценностных ориентаций педагогов на успешность их деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук -Л., 1989 16с.
- Зейфман Н.В. Среднее образование в системе контрреформ 1880-ых гг.: Автореф. дис. канд. ист. наук. М., 1973 — 16с.
- Зелинский Ф.Ф. Древний мир и мы. СПб 1903.
- Ильин Е.Н. Искусство общения. М.: Педагогика, 1982. — 1 Юс.
- Инновационные учебные заведения России. Информационно-справочное пособие в помощь руководителям школ / Под общ. ред. Э. М. Никитина. М.: Изд-во РИПКРО МО РСФСР, 1992 — 106с.
- Инновационная деятельность учителя в учебно- воспитательном процессе школы: Проблемы, опыт, решения: Тез. обл. науч.-практ. конф., 11−13 дек 1991 г. Псков, обл. ИУУ- науч. ред. Фомичева Л. К. -Псков, 1991 -232с.
- Исторический обзор деятельности МНП: 1802−1902. СПб., 1902.
- Исторические и методологические проблемы изучения отечественной школы и педагогики: Сб. науч. тр. / НИИ общ. пед. АПН СССР, ВНИК. Школа под. ред. Э. Д. Днепрова, О. Е. Кошелевой. М, 1989, -215с.
- Кабанова Л.А. Особенности деятельности педагогов-новаторов: Автореф. дис. канд. пед. наук СПб., 1992. — 16 с.
- Казанова Е.А. Учительство средней школы как социально-профессиональная группа в русском обществе 2ой половины XIX в.: Автореф. дис. канд. пед. наук М., 1996 — 16с.
- Кайнова Э. Концепция школы гимназии // Народное образование. — 1993. — № 6. — с.42−45.
- Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. — 323с.
- Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный., 1976 — 286 с.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. -М.: Педагогика, 1990. 144с.
- Кан-Калик В. А. Грамматика общения. Грозный: Чечено-Ингушское книж. изд-во, 1988. — 72с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: книга для учителя. -М.: П., 1987. 190с.
- Кан-Калик В.А., Ковалев Г. А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования // Вопросы психологии 1985.-№ 4, с. 9−16.
- Капнист П.А. К вопросу о реорганизации среднего образования. -СПб.: Т-во худож. печ., 1901 107с.
- Капнист П.А. Классицизм как необходимая основа гимназического образования. М.: Унив. тип., 1891, 203с.
- Капнист П.А. По поводу отношения некоторой части нашего общества к классическим гимназиям. М.: Унив. тип., 1890 — 13с.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения, М., 1982.
- Карамышев A.JI. Симбирская гимназия в годы учения В.И. Ленина, автореф. дис. канд. ист. наук-М., 1959.
- Каспржак А.Г. Педагогические основы обновления содержания образования в современных социально-экономических условиях: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995 — 46с.
- Каспржак А.Г. Педагогическая гимназия. М.: П., 1992 — 112с.
- Каспржак А.Г. Некоторые вопросы видового своеобразия в современной гимназии // Психол. наука и образование. 1997, № 1 — с. 4551.
- Катков М.Н. Наша реформа. М., 1890.
- Кацман Л. Гимназии, лицеи и латинский язык. // ИЯвШ, 1992, № 3−4.
- Кириллов В.К. и др. Основы профессионального самосовершенствования педагога. Чебоксары: Изд-во Чув. ун-та, 1993 — 52с.
- Классическая гимназия № 1 им. В. Г. Белинского (из опыта работы). Пенза, 1996 — 136с.
- Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969 — 278с.
- Ковалев Г. А. Психология взаимодействия теория и практика: Дис. докт. псих, наук — М., 1991.
- Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодёжи. М.: Знание, 1988−64с.
- Константинов Н.А. Очерки по истории средней школы. Гимназии и реальные училища с конца XIX в. до февральской революции 1917 г. -М.: Учпедгиз, 1956, 247с.
- Кондратьева М.А. Отечественная гимназия : исторический опыт и современные проблемы // Педагогика, 1994.- № 1, с.75−90.
- Краевский В.В. Преподавание как творческая деятельность учителя // Дидактика средней школы. М., 1982 — 265с.
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: (Методологический анализ) М.: Педагогика, 1977 — 264с.
- Краевский В.В. Основные характеристики и логика педагогического исследования. Волгоград, 1994.
- Краткое обозрение истории гимназий в России. СПб, 1908.
- Крейтсберг П.У. Опыт исследования эффективности деятельности учителя // Сов. пед., 1980, № 6, с. 88−94.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. JL: ЛГУ, 1967- 183с.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности.-Л.: ЛГУ, 1970. 114с.
- Кузьмина Н.В. Педагогическая теория и научный факт. // В кн. Проблемы обучения и воспитания студентов в вузе. Л., 1976 — с.3−9.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание, 1985−32с.
- Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования.-Л.: ЛГУ, 1980, — 172с.
- Кузьмина Н. В. Гинецинский В.И. Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя // Сов. пед. 1982 № 3, с. 63 — 66.111 .Кулаковский Ю. Проект нового устава гимназий. Киев, 1904.
- Кулаковский Ю. Классические языки в русских гимназиях. / Русская школа, 1890, № 4.
- Куликов В.Б. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблема. Свердловск- Изд-во Урал, ун-та, 1988, -192 с.
- Кульневич С.В. Личностно-ориентированное воспитание: концепция, содержание, реализация: Автореф. дис. докт. пед. наук Ростов-на-Дону, 1995 -43с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат. М.: П, 1990. — 102с.
- Кулюткин Ю.Н. Психологическая природа деятельности педагога. //В. кн.: Теоретическая направленность деятельности педагога. Л., 1978. — 100с.
- Куприянчик Т.В. Аналитико-диагностическая деятельность учителя и учащихся как фактор обновления воспитательной работы в школе: Автореф. дис. канд. пед. наук Красноярск, 1991 — 18с.
- Курбатова Л. 2 урока в гимназии (классическая гимназия на базе школы № 388 г. Москвы) // Вечерняя Москва, 1989, 31 окт.
- Кустова В.И. Особенности перестройки педагогической деятельности учителя при переходе на новое содержание обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук Л., 1983 — 15с.
- Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству. М.: Педагогика, 1990. — 159с.
- Лазарев B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы. М.: НШ, 1993 — 48с.
- Левин Ш. М. Общественное движение в России в 60−70 гг. XIX в. -М., 1958.
- Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: П., 1964.-478с.
- Леонидова Б. Дочь гимназистка, сын — лицеист / Горизонт. 1990 № 7.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.-304с.
- Леонтьев А.Н. Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974.-368
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979, -47с.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.1. V*
- Лийметс Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? М.: 3., 1982 -96с.
- Лихачев Д.С. и др. Школа на Васильевском. М.: Просвещение, 1990.- 159с.
- Лицейское и гимназическое образование, 1998, № 3.
- Лобыч Г. А. Психолого-педагогические особенности деятельности преподавателя высшей школы: Автореф. дис. канд. пед. наук Л., 1975.-24с.
- Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. М., 1992. — 52с.
- Маврицкий В.А. Правила и программы классических гимназий и прогимназий Ведомства МНП и правила об испытании зрелости. М., 1909.
- Максимов В.Г. Формирование профессионально-творческой направленности личности учителя: Автореф. дис. докт. пед. наук М., 1994.-35с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993 — 193с.
- Материалы о первой общеобразовательной гимназии в г. Сургуте/УГ, 1992, № 46- 47.
- Материалы по истории и статистике наших гимназий. Ч. 2−1., СПб., 1864.- 158с.
- Метельский Г. И. Психологические особенности гностической деятельности учителя. Автореф. дис. канд. псих, наук Минск, 1979. -18с.
- Мижуев П.Г. Главные моменты в развитии западноевропейской школы. -М., 1913.
- Митина JI.M. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994−216с.
- Мищенко А.И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса: Автореф. дис. докт. пед. наук М., 1992 — 32с.
- Моделирование педагогических ситуаций: проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Кулюткина Ю. Н., Сухобской Г. С.: П., 1981 120с.
- Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования. JL, Изд-во ЛГУ, 1984. — 177с.
- Моисеев A.M. Деятельность учителя как процесс подготовки, принятия и реализации педагогических решений В кн.: Проблемы принятия оптимальных решений в педагогической деятельности. — М., 1984, с.38−50.
- Моисеев A.M. Методологические проблемы целеполагания как ведущего элемента деятельности учителя по оптимизации процесса обучения. В кн.: Проблемы оптимизации педагогического процесса в общеобразовательной школе. М., 1983, с. 19−30.
- Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников.- М.: Просвещение, 1981.- 176с.
- Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1986- 160с.
- Мукамбаева М.М. Формирование духовной культуры учителя в профессиональной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук М., 1992- 16с.
- Моносзон Э.И. Учитель и всестороннее развитие личности школьника. М.: Знание 1986. — 78с. — (Сер. «Педагогика и психология», № 7).
- Московская гимназия 1-е Столетие Московской 1-й гимназии 1804 1904гг. Кр. ист. очерк. Сост. Т. Гобза. М., 1903, 27 стр.
- Наторп П. Социальная педагогика (теория воспитания воли на основе общности). СПб., 1911 — 360 с.
- Научно-методические основы исследования развития педагогической деятельности // Отв. ред. Грибанов В. Л. М., 1975 — 94с.
- Николаева А.Б. Роль личности педагога в его деятельности // Индивидуальность педагога и развитие личности школьников. Дау-гавпилс, 1988, с. 11−16.
- Никонов И. Здравствуй, гимназия! (гимназия на базе школы № 67 г. Москвы) / УГ, 1990, № 18.
- Нужна ли обществу элита (гимназия: итоги эксперимента. Беседа с директором гимназии № 636 Шарай Н. А. Записала Зиновьева А.) Московская Правда от 17.06.92.
- О гимназиях и подготовительных училищах. СПб., 1890.
- Орлова И.Н. Социально-педагогические условия формирования профессиональной активности личности педагога: Автореф. дис. канд. пед. наук -Л., 1986- 18с.
- Основы профессионально-педагогической культуры. / М. В. Ретивых, В. Д. Симоненко, В. В. Шлык / Брянск, 1993 — 62с.
- Паульсен Ф. Исторический очерк развития образования в Германии. М. 1908.
- Петрова Н.И. Индивидуальный стиль деятельности учителя. -Казань: Каз. пед. ин-т, 1982 76с.
- Петровский А.В. О психологии личности. М.: Знание, 1971. -64с.
- Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. М., 1984.-272с.
- Пилиповский В .Я. Философия гимназии // УГ. 1989. — 15авг.
- Пинакис М.А. Эффективность педагогической деятельности как предмет анализа учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук СПб., — 1995 -19с.
- Пипман С., Красильникова Т., На пути к гимназии // УГ., 1992. -№ 37−40.
- Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1985.
- Пирогов П.И., Савельев Д. С. Гимназия тип современной школы // Сов. Пед. — 1990. — № 8, — с. 57 — 63.
- Плескач JI.E. Обучение учителей самоанализу педагогической деятельности как составная часть системы внутришкольного управления: Автореф. дис. канд. пед. наук-М., 1983 16с.
- Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса // Исследование проблем психологии творчества. М., Педагогика, 1988 — 265с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976 — 258с.
- Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань: Изд-во КУ, 1989 — 159с.
- Потапова Т.Д. Целеполагание как основа успешности педагогической деятельности преподавателя: Автореф. дис. канд. пед. наук -СПб., 1994- 16с.
- Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. М.: Знание, 1987 — 78с.
- Поташник М.М. Педагогическое творчество : Проблемы развития и опыт.- Киев, Род. шк., 1988 189с.
- Поташник М.М., Хомерики О. Г. Структуры инновационного процесса в образовательном учреждении // Магистр. 1994. — № 5.
- Преловская И. Луч надежды в сумраках просвещения. Возродим дух лучших гимназий России // Известия. 1991, 7 янв.
- Проект нового устава гимназий. К., 1904.
- Профессионализм педагога: Тезисы докладов и сообщений Международной Научно-практической конференции. Ижевск- СПб., 1992 — 349с.
- Психология. Словарь / Под. общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошкевича. М.: Политиздат, 1990.
- Развитие социально-профессиональной активности учителей на разных этапах деятельности: сб. науч. т / АПН СССР, НИИ общественного образования взрослых. М., 1990 — 85с.
- К. Роджерс. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. — № 1 — с. 164 — 167.
- Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности МНП. СПб., 1902
- Розанов В.В. Сумерки просвещения. / Сост. Щербаков В.Н.-М.: Педагогика, 1990 620 с.
- Российская педагогическая энциклопедия. М., БРЭ, 1993, гл. ред. В. В. Давыдов.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.-416с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989−2т.-322с.
- Савельев Д.С. Исследование взаимодействий между компонентами образовательной системы: (На примере школ- гимназий): Дис. к.п.н. СПб., 1993−240с.
- Свод постановлений и распоряжений по гимназиям и прогимназиям МНП СПб.: тип. B.C. Балашева, 1888.
- Семенов И.Н. Системное исследование мышления в процессе решения творческих задач: Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 1990, 26с.
- Системное исследование индивидуальности: Тезисы докладов всесоюзной конференции 19−20 июня 1991 г. Пермь: Перм. пед. ин-т, 1991 -220с.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю. М.: Педагогика 1986 — 150с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики М.: Педагогика. 1984−95с.
- Скворцов Н. Об организме гимназии. М., 1881.
- Сковин Е.В. Взаимосвязи педагогической творческой направленности с системой жизнедеятельности личности учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук Тарту, 1986. — 17с.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., Просвещение, 1976- 159с.
- Сластенин В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М., Магистр, 1997 — 222с.
- Смирнов С. Опыт возрождения классической гимназии // НО1992 № 1−2.
- Смирнов В.З. Реформа начальной и средней школы в 60~ гг. Х1Хв.-М.: АПН СССР, 1954−310с.
- Современная гимназия и универсальное образование. М.: Ин-терпракс, 1995, — 192с.
- Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. АПН СССР. М., Педагогика, 1991.
- Сухомлинский В.А. О воспитании М.: Политиздат, 1973 -272с.
- Сучков И.В. Учительство в России в конце XIX начале ХХв. -М., 1994−126с.-
- Тарасов В.В. Каким быть учителю в новой школе. М.: Педагогика-пресс, 1992. — 155с.
- Тарасов В.В. Региональная система педагогического образования учителя: Теоретические подходы, опыт и перспективы развития. -Пенза, 1997.-216с.
- Творческая направленность деятельности педагога: сб. науч. т. // Под. ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. Л., 1978 — 100с.
- Творчество учителя как необходимое условие совершенствования учебного процесса: из опыта работы учителей московской гимназии на Юго-западе (№ 1543) / Зап. окр. упр. Департамента образования г. Москвы. М., 1994, — 137с.
- Тебиев Б.К. Правительственная политика в области образования и общественно-педагогическое движение в России конца XIX начала XX вв.: Автореф. дис. докт. пед. наук — М., 1991 — 29с.
- Тихолаз Т.М. Личность учителя как субъект педагогического общения: Автореф. дис. канд. пед. наук М., 1995 — 20с.
- Топалер Е. Откуда есть пошла гимназия по-советски. // Московский журнал 1991, № 5.
- Тотанова А.С. Изучение учителем результата своей деятельности как фактор самосовершенствования. Автореф. канд. пед. наук, Л., 1982- 17с.
- Труды первого Всероссийского съезда преподавателей древних языков. 28 31дек. 1911 г. СПб 1912.
- Устав гимназий и прогимназий ведомства МНП. 1871.
- Учителю о педагогической технике / Ю. И. Турчанинова и др.- под. ред. Л. И. Рувинского. М.: Педагогика, 1987 — 154с.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 томах. М., 1988.
- Федосов И.Л. История СССР. XIX нач. XX вв. — М.: ВШ, 1987.
- Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
- Флит Н.В. Школы в России в конце XIX начале XX вв. Государственные и частные гимназии, прогимназии, домашнее обучение, экстернат. — Л.: Экстерн, 1991 — 96с.
- Фольварочный И.В. Сравнительное исследование отношения учителей к профессиональной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук-М., 1993- 18с.
- Харисов Ф.Ф. Организационно-педагогические условия формирования национального самосознания учащихся гимназии: Дис. к.п.н.: Казань 1994 200с.
- Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика / Под. ред. В. А. Сластенина, Ю. М. Сокольникова. М.: В. Магистр, 1992−159с.
- Хомерики О.Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс. М., 1994. — 64с.
- Хомерики О.Г. Инновации в практике обучения / Педагогика. -1993. № 2. — с.41−44.
- Чернокозов И.И. Профессиональная этика учителя. Киев: Рад. шк., 1988−223с.
- Шабаева М.Ф. Школа и учительство России в 1ой чтв. ХГХв., дис. докт. ист. наук М., 1955.
- Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. М., Знание, 1985 -80с.
- Шамова Т.И., Шарай Н. А. Школа-гимназия: цели, содержание, управление // Магистр, 1992, апр., стр. 9−13.
- Шапкина А.П. Петербургская школа в первой половине XIX в: Автореф. дис. канд. ист. наук Л., 1983. — 18с.
- Шарай Н.А. Особенности управления гимназий: дис. к.п.н.: М., 1993−255с.
- Школы нового типа. Часть 1 «Школа-гимназия», «Школа-лицей», «Школа-вуз». М.: MHO «Творческая педагогика», 1991. — 60с.
- Шмид Г. К. История средних учебных заведений в России Е. Шмидта. СПб.: тип. B.C. Балашева, 1878 — 684с.
- Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя. Л., 1967.
- Щербаков А.И. Психолого-педагогическая подготовка учителя и пути ее оптимизации в высшей школе // Проблемы совершенствования подготовки учителя. -Л., 1980. -с 12−15.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 144с.
- Щукина Г. И. Об эффективности учебного процесса // Сб. науч. тр.-М.: МП СССР, 1978,-стр. 11−24
- Эверт Н.А., Сосновский А. И., Кулиев С. Н. Критерии оценки деятельности учителя. Красноярск: Кн. изд-во, 1991 -78с.
- Юсупов Ф.Н. Психология взаимопонимания. Казань: Тат. книжн. изд-во, 1991. — 192с.
- Якунин В.А., Линов Е. Н. Психология педагогической деятельности: учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. — 103с.
- Ялалов Ф.Г. История становления татарской гимназии и ее развитие на современном этапе. Автореф. дис. к.п.н. Ин-т. сред. спец. обр-ия РАО, Казань 1996, 18стр.
- Ernest Lavisse. Etudes et educations/ P., 1887, — 347 p.
- Jules Simon. A propos des reformes de l’education. P., 1888,-189p.
- Otto von Gossler. Ansprachen und Reden. Berlin, 1892, 633 S.