Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Оптимизация содержания педагогической деятельности преподавателя классической гимназии в условиях развития региональной системы образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Центральная фигура учебно-воспитательного процесса в классической гимназии — ее преподаватель, нацеленный на формирование и развитие личности гимназиста. Система классического образования ставит перед преподавателем гимназии особые цели и задачи обучения и воспитания, выдвигает необходимость поиска особых средств и способов их реализации. Избежать слепого копирования форм и методов, принятых… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения содержания педагогической деятельности в условиях инновационных учебных заведений
    • 1. Российская классическая гимназия как институт классического образования
    • 2. Педагогическая деятельность в условиях инновационных учебных заведений как объект научного исследования
    • 3. Преподаватель классической гимназии как субъект педагогической деятельности
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по оптимизации содержания педагогической деятельности преподавателя классической гимназии
    • 1. Классическая гимназия как инновационное общеобразовательное заведение в условиях развития региональной системы образования
    • 2. Содержание педагогической деятельности преподавателя классической гимназии
    • 3. Условия оптимизации содержания педагогической деятельности преподавателя классической гимназии в условиях развития региональной системы образования

Оптимизация содержания педагогической деятельности преподавателя классической гимназии в условиях развития региональной системы образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы.

В сложных и противоречивых условиях современной социокультурной ситуации особую значимость приобретает задача всемерного обогащения и постоянной активизации интеллектуального, нравственно-культурного, духовно-творческого потенциала личности, у истоков формирования которой находится учитель.

На сегодняшний день решением этой задачи занимается множество образовательных учреждений самых разнообразных видов и типов. Среди них особое место занимают классические гимназии, создание которых может служить примером «ретровведений», т. е. освоения школой нового в данный момент, но когда-то уже использовавшегося в общеобразовательной практике. Появление в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых регионах России данного вида образовательных учреждений продиктовано современным социальным заказом на определенный тип личности и необходимостью переосмысления образовательного опыта прошлого.

Центральная фигура учебно-воспитательного процесса в классической гимназии — ее преподаватель, нацеленный на формирование и развитие личности гимназиста. Система классического образования ставит перед преподавателем гимназии особые цели и задачи обучения и воспитания, выдвигает необходимость поиска особых средств и способов их реализации. Избежать слепого копирования форм и методов, принятых на вооружение в дореволюционной гимназии, найти оптимальное сочетание «классики» и привнесенного современным социальным заказом прагматизма в образовании, оптимально выстроить содержание педагогической деятельности в классической гимназии можно только путем тщательного анализа лучших достижений дореволюционной и современной гимназической педагогики, учета интеллектуальной и социально-педагогической специфики данного вида образовательного учреждения, его роли в системе регионального образования. Приоритетным с этой точки зрения является изучение содержания педагогической деятельности преподавателя классической гимназии, так как данная тема относится к числу недостаточно изученных.

Для успешной разработки проблемы содержания педагогической деятельности преподавателя классической гимназии и решения поставленных в исследовании задач был проведен научно-теоретический анализ работ, посвященных общетеоретическим проблемам педагогической деятельности.

Важной в контексте данного исследования является проблема взаимосвязи общей и профессионально-педагогической деятельности, нашедшая отражение в ряде философских (Л.П. Буева, М. С. Каган и др.), психологических (Б.Г. Ананьев, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Ю. Н. Кулюткин, А. И. Щербаков, В. А. Якунин и др.), педагогических (Ю.П. Азаров, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, Х. И. Лийметс, А. И. Мищенко, В. А. Сластенин и др.) работ.

Логику практических действий педагога отражают концепции педагогической деятельности, имеющие процессуально-технологический характер. Они представлены в виде структурных схем, созданных Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, В. А. Сластениным и А. И. Щербаковым.

Взаимосвязь педагогической деятельности и общения изучена в трудах Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева, В. Ф. Гоноболина, В.А. Кан-Ка-лика, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, А. В. Мудрика и др.

Анализ индивидуального стиля деятельности педагога представлен в работах Н. А. Аминова, А. А. Бодалева, В.А. Кан-Калика, Е. А. Климова, B.C. Мерлина и др.

Теоретической основой исследования стали труды Ю. Л. Азарова, И. А. Зязюна, В. И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, В. Г. Максимова, В. А. Сластенина и др., в которых раскрыты структура и содержание педагогического мастерства как высшего уровня педагогической деятельности, а также исследования, посвященные анализу проблемы творчества в труде педагога (Ю.К. Бабанский, Ф. Н. Гоноболин, В.И. Загвязин-ский, В. В. Краевский, JI.A. Кабанова, В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров, А. И. Щербаков и др.).

Анализ теоретических основ исследования позволил сделать вывод о том, что профессиональная деятельность преподавателя гимназии и общая человеческая деятельность диалектически взаимосвязаны и соотносятся как часть и целое, особенное и всеобщее. Их принципиальное единство в том, что субъектом деятельности выступает личность. У общей человеческой и педагогической деятельности одинаковые ценностные ориентиры — целенаправленные преобразования действительности. Однако профессионально-педагогическая деятельность имеет большую личностную окраску, измеряется глубиной интериоризации учителем достижений общей человеческой деятельности. Она проявляется как межличностное субъект-субъектное взаимодействие, обеспечивающее передачу и усвоение достижений и ценностей общей человеческой деятельности.

Вместе с тем, изучение конкретных вопросов создания и функционирования классических гимназий (в том числе и особенностей педагогической деятельности в их условиях) ведется, в основном, только на уровне научных публикаций в общественно-педагогических изданиях.

А.Г. Каспржак, JL Кацман, J1. Курбатова, С. Смирнов и др.), а также в ряде кандидатских диссертаций (А.С. Бубман, А. Г. Каспржак, Д. С. Савельев, Ф. Ф. Харисов, Н. А. Шарай, Ф. Г. Ялалов и др.).

Таким образом, налицо объективное противоречие между актуальностью и значимостью проблемы педагогической деятельности в условиях классической гимназии и недостаточной разработанностью данной проблемы с точки зрения оптимизации содержания педагогической деятельности преподавателя классической гимназии в условиях региональной системы образования.

Указанное противоречие дало нам основание сформулировать ПРОБЛЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ: каковы условия оптимизации содержания педагогической деятельности преподавателя классической гимназии в условиях развития региональной системы образования?

Решение данной проблемы составляет ЦЕЛЬ исследования. ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является педагогическая деятельность преподавателя классической гимназии в условиях развития региональной системы образования. ПРЕДМЕТОМ — процесс оптимизации содержания педагогической деятельности преподавателя классической гимназии.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие ЗАДАЧИ: провести теоретический анализ педагогической деятельности в рамках объекта научного исследованияохарактеризовать российскую классическую гимназию как институт классического образованияохарактеризовать классическую гимназию как инновационное образовательное учреждение в условиях развития региональной системы образованияразработать модель содержания педагогической деятельности преподавателя классической гимназиивыявить и экспериментально обосновать совокупность условий оптимизации содержания педагогической деятельности преподавателя классической гимназии.

В качестве ГИПОТЕЗЫ исследования было выдвинуто предположение о том, что содержание педагогической деятельности преподавателя классической гимназии в условиях развития региональной системы образования будет оптимально выстроено и эффективно реализовано, если: у педагога гимназии будет четкое представление о целях, принципах классического образования и роли и месте классической гимназии в общенациональной и региональной системе образованиясодержание педагогической деятельности будет адекватно целям классической гимназии в условиях развития региональной системы образованияв содержании педагогической деятельности будут оптимально сочетаться организация учебной деятельности и рекреационного пространства, ведение научно-педагогической деятельности и участие в процессе оптимизации содержания педагогической деятельностиреализация педагогической деятельности осуществляется в рамках специально разработанной программы оптимизации содержания педагогической деятельности преподавателя классической гимназии на основе следующих принципов: универсальность знаний и высокая культура преподавателясформированная потребность в личностном и профессиональном совершенствованииспособность к научно-педагогической деятельностиприменение индивидуального подхода к учащимсясоздание и сохранение гимназических традиций педагогической деятельности;

МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ ИССЛЕДОВАНИЯ составляют фундаментальные положения философии и других общественных наук о природе и сущности человеческой деятельности, ее целесообразном и творческом характере (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.), о личности как субъекте деятельности и собственного развития (К.А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, В. В. Давыдов, Н. В. Кузьмина и др.). Большое значение для нас имели идеи системного (Ю.К. Бабанский, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, Л. И. Новикова и др.) и культурологического (И.Ф. Исаев, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.) подходов, позволивших определить логику исследования содержания педагогической деятельности.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовалась совокупность следующих методов: изучение и теоретический анализ философской, педагогической и психологической литературыизучение нормативных документов Министерства Народного Просвещения Российской Империи, Министерства общего и профессионального образования РФ, областного управления образования, гимназических, архивных материалов, мемуарной и художественной литературыпедагогическое моделированиепедагогический экспериментметоды самооценки и экспертной оценкианкетированиеинтервьюированиепедагогическое наблюдениебеседы с преподавателями, классными воспитателями, учащимися и администрацией гимназийретроспективный анализ собственной педагогической деятельности в качестве преподавателя классической гимназии.

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ БАЗОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ стали Пензенская муниципальная классическая гимназия № 1 им. В. Г. Белинского, где диссертант в течение 8 лет работает преподавателем французского, немецкого и латинского языков, а также гимназии № 6, 42 г. Пензы и № 4 г. Никольска Пензенской области.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ включает три этапа.

ПЕРВЫЙ ЭТАП (1992 — 1996) — поисково-теоретический. Анализ истории развития классического образованияизучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме педагогической деятельностиопределение объекта, предмета, формулирование гипотезы исследования. Проведение констатирующего эксперимента.

ВТОРОЙ ЭТАП (1996 — 1998) — опытно-экспериментальный. Обработка и осмысление экспериментальных данных констатирующего эксперимента. Уточнение гипотезы. Проведение формирующего эксперимента: моделирование и реализация педагогических условий оптимизации содержания педагогической деятельности преподавателя классической гимназии.

ТРЕТИЙ ЭТАП (1998 — 1999) — обобщающий. Завершение формирующего эксперимента. Анализ, систематизация, обобщение результатов исследования, оформление их в виде кандидатской диссертации.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в том, что: проведен системный анализ классического образования как социально-педагогического феномена в теоретическом и историческом аспектеохарактеризована современная классическая гимназия как инновационное образовательное учреждение в условиях развития региональной системы образованияразработана модель содержания педагогической деятельности преподавателя классической гимназии в условиях развития региональной системы образованиявыявлена совокупность условий, способствующих оптимизации содержания педагогической деятельности преподавателя классической гимназии.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ обусловлена тем, что его результаты могут быть использованы в процессе переподготовки и повышения квалификации учителей, в процессе оптимизации педагогической деятельности в условиях классической гимназии и других инновационных учебных заведений, при разработке и проведении теоретико-методологических и экспериментальных исследований в области педагогики, при подготовке студентов вузов к педагогической деятельности в инновационных образовательных учреждениях.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ: содержание педагогической деятельности преподавателя классической гимназии в условиях развития региональной системы образования — это целостная, многокомпонентная структура, созданная для осуществления основных целей функционирования и развития классической гимназии, направленная на освоение и воспроизводство общественных и педагогических ценностей. Педагогическая деятельность преподавателя классической гимназии актуализирует образовательные, воспитательные и научно-творческие возможности целостного педагогического процессацеленаправленное и оптимально организованное содержание педагогической деятельности преподавателя классической гимназии в условиях развития региональной системы образования максимально раскрывает возможности современного классического образованияспособствует интериоризации учащимися универсальных, гуманистических ценностей и научных знанийснимает противоречия между «высоким», антропоцентрическим и социально-предметным знаниемстимулирует потребность учащихся в многообразных социально-ценных и личностно-значимых видах деятельности, в гуманистически ориентированных межличностных отношенияхформирует позитивный опыт социального поведения, необходимый для успешной социализацииэффективность педагогической деятельности преподавателя классической гимназии обеспечивается совокупностью определенных педагогических условий. Условиями оптимизации содержания педагогической деятельности преподавателя классической гимназии в развивающейся региональной системе образования являются: наличие у преподавателя гимназии четкого представления о целях, принципах классического образования, роли и месте классической гимназии в региональной системе образованияадекватность содержания педагогической деятельности преподавателя классической гимназии целям и принципам современного классического образованияуниверсальность знаний и высокая культура преподавателясформированная потребность в личностном и профессиональном совершенствованииспособность к научно-педагогической деятельностиприменение индивидуального подхода к учащимсясоздание и сохранение гимназических традиций педагогической деятельностиосуществление специально разработанной программы оптимизации содержания педагогической деятельности преподавателя классической гимназии.

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Основные результаты исследования апробированы на Всероссийских межвузовских научно-практических конференциях «Проблемы подготовки студентов педагогических учебных заведений к профессиональной деятельности.» (Пенза-Кострома, 1994 г.), «Проблемы социализации в нестабильном обществе» (Пенза, 1995 г.), «Вуз и школа в новых условиях общественного развития России» (Пенза, 1996 г.), «Россия — век XX. Итоги и проблемы» (Пенза, 1998 г.), на первой городской научно-практической конференции учителей им. В. Х. Хохрякова (Пенза, 1998), на научно-практической конференции, посвященной 175-летию К. Д. Ушинского (Пенза, 1999 г.).

Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики ПГПУ им. В. Г. Белинского, педагогических советах и межгимназических конференциях по обмену опытом г. Пензы. Диссертант разработал и ведет авторский курс «Латинский язык и античность» в классической гимназии, составил пособие для практических занятий, методическое руководство, дидактический материал и лекции к данному курсу.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ определяется логикой исследования и поставленными задачами. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Результаты исследования позволили выявить тесную взаимосвязь и взаимообусловленность всех направлений реализации программы. Так, формирование теоретических знаний по проблеме происходит совместно с изучением практических способов их внедрения в содержание учебно-воспитательного процесса. Одновременно с этим в процесс оптимизации включаются механизмы творчества и рефлексии. К наиболее эффективным формам достижения целей программы можно отнести проблемную лекцию, теоретический и научно-практический семинар. Данные эксперимента подтверждают справедливость выдвину тых нами теоретических положений, содержащихся в предложенной ги потезе исследования.

Заключение

.

Современный этап развития образования характеризуется обновлением его содержания, находящем свое выражение в функционировании школ нового типа, внедрении новых образовательных технологий, открытости ранее неиспользуемому педагогическому опыту. Особое место в этом процессе занимают возрожденные классические гимназии — старейшие из русских образовательных учреждений.

Изучение проблемы содержания педагогической деятельности преподавателя классической гимназии имеет глубокий социально-педагогический смысл, ибо от ее разрешения зависит успешность развития и функционирования данного учебного заведения.

Задачи нашего исследования были определены с учетом как общенаучного знания о педагогической деятельности, так и особенностей содержания педагогической деятельности в условиях классической гимназии.

Учитывая особенное в содержании педагогической деятельности преподавателя классической гимназии, а также общее, связывающее ее с содержанием педагогической деятельности других инновационных учебных заведений и обычных общеобразовательных школ, мы сделали попытку определить условия оптимизации содержания педагогической деятельности преподавателя классической гимназии в условиях развития региональной системы образования.

По итогам теоретического и экспериментального исследования можно сделать следующие выводы.

Вопросы содержания педагогической деятельности преподавателя классической гимназии принадлежат к числу недостаточно разработанных в педагогической науке;

Содержание педагогической деятельности преподавателя классической гимназии в условиях развития региональной системы образования — это целостная, многокомпонентная структура, созданная для осуществления основных целей классический гимназии, направленная на освоение и воспроизводство общественных и педагогических ценностей. Педагогическая деятельность преподавателя классической гимназии стимулирует образовательные, воспитательные и научно-творческие возможности целостного педагогического процесса.

Целенаправленное и оптимально организованное содержание педагогической деятельности преподавателя классической гимназии в условиях развития региональной системы образования максимально раскрывает функции и возможности современного классического образованияспособствует интериоризации учащимися универсальных, гуманистических ценностей и научных знанийснимает противоречия между «высоким», антропоцентрическим и социально-предметным знаниемстимулирует потребность учащихся в многообразных социально-ценных и личностно-значимых видах деятельности, в гуманистически ориентированных межличностных отношенияхформирует позитивный опыт социального поведения, необходимый для успешной социализации.

Условиями оптимизации содержания педагогической деятельности преподавателя классической гимназии в развивающейся региональной системе образования являются: наличие у преподавателя гимназии четкого представления о целях, принципах классического образования, роли и месте классической гимназии в региональной системе образованияадекватность содержания педагогической деятельности преподавателя классической гимназии целям и принципам современного классического образованияуниверсальность знаний и высокая культура преподавателясформированная потребность в личностном и профессиональном совершенствованииспособность к научно-педагогической деятельностиприменение индивидуального подхода к учащимсясоздание и сохранение гимназических традиций педагогической деятельностиосуществление специально разработанной программы оптимизации содержания педагогической деятельности преподавателя классической гимназии.

Оптимизация содержания педагогической деятельности преподавателя классической гимназии в условиях развития региональной системы образования — сложный, многогранный процесс. Он зависит от многих факторов: психолого-педагогических особенностей личности преподавателя, характера взаимоотношений в коллективе, от социальных условий жизни преподавателя. Процесс оптимизации содержания педагогической деятельности преподавателя гимназии длителен по времени, складывается под влиянием как специально созданных, так и случайных факторов.

Проведенное нами исследование не исчерпывает проблему оптимизации педагогической деятельности преподавателя классической гимназии в условиях развития региональной системы образования в силу ее сложности. В процессе работы над диссертацией нами были выявлены новые направления в изучении данной проблемы. Среди наиболее значимых представляются проблема содержания педагогической деятельности преподавателей отдельных предметных циклов в условиях классической гимназии, проблема организации управления данным учебным заведением, выявления оптимальных для его условий педагогических технологий и включения их в содержание педагогической деятельности в классической гимназии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни.- М., Мысль, 1991.
  2. А. Истинное образование и классицизм. М. 1891.
  3. Ю.П. Искусство воспитывать. М., Просвещение, 1985 -448с.
  4. И.Н. История гимназического образования в России, -СПб., 1912.
  5. И.Н. Сословный вопрос и политика в истории наших гимназий в XIX в. Русская школа, СПб., 1908.
  6. Н.А. Модели управления образованием и стили преподавания // Вопросы психологии 1994 — № 2, с.88−98.
  7. В. Испытание зрелости. Справочная книга для гимназий и готовящихся к испытанию зрелости. СПб.: тип. Шредера, 1866.-162с.
  8. Н.В. Самораскрытие педагога в общении со старшеклассниками: Автореф. дис. канд. псих, наук М., 1989 — 22с.
  9. .Г. Избр. псих, труды в 2-х т. // Под ред. А. А. Бодалева и др. М.: П, 1980 — 2 т — 287с.
  10. М.В. и др. Индивидуально дифференцированное обучение в гимназии (Результаты пятилетнего исследования) // Педагогика. — 1996. — № 5. — с. 19−23.
  11. Ю.К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса в вопросах и ответах. Киев, 1984.
  12. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., Просвещение, 1982 — 192с.
  13. С. Найди свою дорогу: (из опыта организации обучения в гимназии, созданной на базе 159-ой шк. г. Москвы // Народное образование 1994. — № 1. — с. 67−71.
  14. В.Д. Формирование педагогического мастерства будущего учителя-воспитателя: Автореф. дис. канд. пед. наук Л., 1987 -17с.
  15. Г. И. К вопросу о сущности критериев эффективности обучения // Новые исследования в педагогических науках. М.: П., -1973, № 7, с.26−27.
  16. Л.Ю. Педагогическая импровизация в деятельности учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук Красноярск, 1990 — 18с.
  17. Р. Развитие Я концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986.-425с.
  18. В.П. Слагаемые педагогической технологии.1. М.:П. 1989.- 191с.
  19. А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л. Изд-во ЛГУ, 1970 — 135с.
  20. А.А. Психология о личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. -187с.
  21. А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения // Сов. Пед.- 1990 № 12, с.65−70.
  22. JI.B. Проблема профессионального мастерства учителя в истории отечественной и зарубежной педагогики: Автореф. дис. канд. пед. наук СПб, 1994 — 19с.
  23. А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Псих. ж-л. 1992. — № 6 — с.3−12.
  24. А.С. Гимназия для элиты? / ДЛ, 1991, № 12.
  25. Ш. С. Современные условия формир-ия лингвистических гимназий (1985 1995) Автореф. дис. к.п.н. Институт общего образования МО РФ 1996, — 23 стр.
  26. А.С. Блеск и нищета гимназий: (беседа с директором гимназии № 13 Москвы Бубманом А.С.) // УГ, 1989, 30 нояб.
  27. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.-216с.
  28. .Л. Праздники в нашей жизни: опыт московской славянской гимназии. / Народное Образование, 1991, № 5.
  29. Л. Полеты во сне и наяву (о славянской гимназии на базе шк. № 384 г. Москвы) НО, 1991. № 1
  30. А.Ю. Народное учительство в России в общественно-педагогическом движении конца XIX начала XX вв.: Автореф. дис. канд. пед. наук — М., 1991 — 16с.
  31. В.А. Алгоритмы педагогического творчества. М.: Просвещение, 1993 — 94с.
  32. О.И. Профессиональное совершенствование учителя средних учебных заведений России второй половины XIX начала XX вв. Автореф. дис. к.п.н. Mill У им. В. И. Ленина, 1996, 17 стр.
  33. Н. Учебный курс гимназий. СПБ, 1866
  34. И.П. Приобщение школьников к творчеству. М., Просвещение, 1982. — 136с.
  35. И.П. Учим творчеству. М., Педагогика, 1988. — 94с.
  36. Е.Н. Субъективность как интегративное свойство личности педагога: Автореф. дис. канд. пед. наук М., 1992 — 19с.
  37. Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Знание, 1956.-136с.
  38. В. Колледж, гимназия, лицей. // УГ. 1989. — 27 июня.
  39. Ш. И. Очерки по истории средней школы в России Iой половины XIX в. -М.: Учпедгиз, 1954 301с.
  40. Н.П. Гуманистическая ценностная ориентация деятельности учителя: Автореф. дис. канд. философ, наук Львов, 1990. — 16с.
  41. Г. В. Речи директора гимназии. Работы разных лет. т.1. М., 1972.
  42. А.И. Предположенная реформа средней школы. СПб., 1902.
  43. С.М. о сущности профессионально-педагогической деятельности // Приобщение к педагогической профессии. Воронеж, 1992.
  44. Ф.И. Книга об учителе М.: Просвещение, 1965 -260с.
  45. Н.К. Из истории русской гимназии / СП., 1938, № 8.
  46. Н. В. Шарай Н.А. Школа становится гимназией // Советская педагогика 1991. — № 11. — с. 48 — 50.
  47. Н.В., Шарай Н. А. Управление школами нового типа: Из опыта работы школы-гимназии № 636 г. Москвы. М.: Изд-во РИПКРО МО РСФСР. 1991
  48. В.А. Наш классицизм. М., 1890.
  49. ГротЯ.К. ТрудыЯ.К. Гротав 5 томах. СПб- 1898- 1903.
  50. Т.Н. Ослабление классического преподавания в гимназиях и неизбежные последствия этой системы. М., 1855.
  51. В.В. Развивающее обучение. М., 1989.
  52. В.В. О понятии личность в современной психологии // Психологический журнал. 1988, № 4 — с.22−32.
  53. А.Д. Развитие творческой активности учителей и совершенствование их мастерства. Автореф. к.п.н.: М., 1972 21с.
  54. В.Ф. Очерки по истории среднешкольного движения. -СПб.: тип. О. Богданова, 1909 -70с.
  55. Ю. Последовать славе и добродетели предков: (о лицеях и гимназиях Москвы) Домострой, 1991.№ 42.
  56. А.Д. Гимназическое образование в России (исторический очерк). Иваново: ИИСИ, 1990 — 96с.
  57. С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М.: Просвещение, 1986- 143с.
  58. Е.Н. Успешность педагогической деятельности учителя в зависимости от педагогических и специальных способностей: Автореф. дис. канд. пед. наук- Л., 1983 17с.
  59. В.И. Учитель как исследователь. М.: Знание, 1980 — 96с.
  60. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. — 160с.
  61. В.И. Развтиие педагогического творчества учителей. М.: Знание, 1986. — 40с.
  62. В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука/Инновационные процессы в образовании. Тюмень, 1990.
  63. Закон РФ об образовании // УГ. 1992. № 28. — 4 авг.
  64. Е.Я. Влияние нормативно-ценностных ориентаций педагогов на успешность их деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук -Л., 1989 16с.
  65. Н.В. Среднее образование в системе контрреформ 1880-ых гг.: Автореф. дис. канд. ист. наук. М., 1973 — 16с.
  66. Ф.Ф. Древний мир и мы. СПб 1903.
  67. Е.Н. Искусство общения. М.: Педагогика, 1982. — 1 Юс.
  68. Инновационные учебные заведения России. Информационно-справочное пособие в помощь руководителям школ / Под общ. ред. Э. М. Никитина. М.: Изд-во РИПКРО МО РСФСР, 1992 — 106с.
  69. Инновационная деятельность учителя в учебно- воспитательном процессе школы: Проблемы, опыт, решения: Тез. обл. науч.-практ. конф., 11−13 дек 1991 г. Псков, обл. ИУУ- науч. ред. Фомичева Л. К. -Псков, 1991 -232с.
  70. Исторический обзор деятельности МНП: 1802−1902. СПб., 1902.
  71. Исторические и методологические проблемы изучения отечественной школы и педагогики: Сб. науч. тр. / НИИ общ. пед. АПН СССР, ВНИК. Школа под. ред. Э. Д. Днепрова, О. Е. Кошелевой. М, 1989, -215с.
  72. Л.А. Особенности деятельности педагогов-новаторов: Автореф. дис. канд. пед. наук СПб., 1992. — 16 с.
  73. Е.А. Учительство средней школы как социально-профессиональная группа в русском обществе 2ой половины XIX в.: Автореф. дис. канд. пед. наук М., 1996 — 16с.
  74. Э. Концепция школы гимназии // Народное образование. — 1993. — № 6. — с.42−45.
  75. М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. — 323с.
  76. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный., 1976 — 286 с.
  77. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. -М.: Педагогика, 1990. 144с.
  78. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. Грозный: Чечено-Ингушское книж. изд-во, 1988. — 72с.
  79. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: книга для учителя. -М.: П., 1987. 190с.
  80. Кан-Калик В.А., Ковалев Г. А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования // Вопросы психологии 1985.-№ 4, с. 9−16.
  81. П.А. К вопросу о реорганизации среднего образования. -СПб.: Т-во худож. печ., 1901 107с.
  82. П.А. Классицизм как необходимая основа гимназического образования. М.: Унив. тип., 1891, 203с.
  83. П.А. По поводу отношения некоторой части нашего общества к классическим гимназиям. М.: Унив. тип., 1890 — 13с.
  84. П.Ф. Избранные педагогические сочинения, М., 1982.
  85. A.JI. Симбирская гимназия в годы учения В.И. Ленина, автореф. дис. канд. ист. наук-М., 1959.
  86. А.Г. Педагогические основы обновления содержания образования в современных социально-экономических условиях: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995 — 46с.
  87. А.Г. Педагогическая гимназия. М.: П., 1992 — 112с.
  88. А.Г. Некоторые вопросы видового своеобразия в современной гимназии // Психол. наука и образование. 1997, № 1 — с. 4551.
  89. М.Н. Наша реформа. М., 1890.
  90. Л. Гимназии, лицеи и латинский язык. // ИЯвШ, 1992, № 3−4.
  91. В.К. и др. Основы профессионального самосовершенствования педагога. Чебоксары: Изд-во Чув. ун-та, 1993 — 52с.
  92. Классическая гимназия № 1 им. В. Г. Белинского (из опыта работы). Пенза, 1996 — 136с.
  93. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969 — 278с.
  94. Г. А. Психология взаимодействия теория и практика: Дис. докт. псих, наук — М., 1991.
  95. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодёжи. М.: Знание, 1988−64с.
  96. Н.А. Очерки по истории средней школы. Гимназии и реальные училища с конца XIX в. до февральской революции 1917 г. -М.: Учпедгиз, 1956, 247с.
  97. М.А. Отечественная гимназия : исторический опыт и современные проблемы // Педагогика, 1994.- № 1, с.75−90.
  98. В.В. Преподавание как творческая деятельность учителя // Дидактика средней школы. М., 1982 — 265с.
  99. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: (Методологический анализ) М.: Педагогика, 1977 — 264с.
  100. В.В. Основные характеристики и логика педагогического исследования. Волгоград, 1994.
  101. Краткое обозрение истории гимназий в России. СПб, 1908.
  102. П.У. Опыт исследования эффективности деятельности учителя // Сов. пед., 1980, № 6, с. 88−94.
  103. Н.В. Очерки психологии труда учителя. JL: ЛГУ, 1967- 183с.
  104. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности.-Л.: ЛГУ, 1970. 114с.
  105. Н.В. Педагогическая теория и научный факт. // В кн. Проблемы обучения и воспитания студентов в вузе. Л., 1976 — с.3−9.
  106. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание, 1985−32с.
  107. Н.В. Методы системного педагогического исследования.-Л.: ЛГУ, 1980, — 172с.
  108. Н. В. Гинецинский В.И. Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя // Сов. пед. 1982 № 3, с. 63 — 66.111 .Кулаковский Ю. Проект нового устава гимназий. Киев, 1904.
  109. Ю. Классические языки в русских гимназиях. / Русская школа, 1890, № 4.
  110. В.Б. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблема. Свердловск- Изд-во Урал, ун-та, 1988, -192 с.
  111. С.В. Личностно-ориентированное воспитание: концепция, содержание, реализация: Автореф. дис. докт. пед. наук Ростов-на-Дону, 1995 -43с.
  112. Ю.Н., Сухобская Г. С. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат. М.: П, 1990. — 102с.
  113. Ю.Н. Психологическая природа деятельности педагога. //В. кн.: Теоретическая направленность деятельности педагога. Л., 1978. — 100с.
  114. Т.В. Аналитико-диагностическая деятельность учителя и учащихся как фактор обновления воспитательной работы в школе: Автореф. дис. канд. пед. наук Красноярск, 1991 — 18с.
  115. Л. 2 урока в гимназии (классическая гимназия на базе школы № 388 г. Москвы) // Вечерняя Москва, 1989, 31 окт.
  116. В.И. Особенности перестройки педагогической деятельности учителя при переходе на новое содержание обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук Л., 1983 — 15с.
  117. Н.В. На пути к профессиональному совершенству. М.: Педагогика, 1990. — 159с.
  118. B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы. М.: НШ, 1993 — 48с.
  119. Ш. М. Общественное движение в России в 60−70 гг. XIX в. -М., 1958.
  120. Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: П., 1964.-478с.
  121. . Дочь гимназистка, сын — лицеист / Горизонт. 1990 № 7.
  122. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.-304с.
  123. А.Н. Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974.-368
  124. А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979, -47с.
  125. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.1. V*
  126. Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? М.: 3., 1982 -96с.
  127. Д.С. и др. Школа на Васильевском. М.: Просвещение, 1990.- 159с.
  128. Лицейское и гимназическое образование, 1998, № 3.
  129. Г. А. Психолого-педагогические особенности деятельности преподавателя высшей школы: Автореф. дис. канд. пед. наук Л., 1975.-24с.
  130. В.Я. Инновационное обучение и наука. М., 1992. — 52с.
  131. В.А. Правила и программы классических гимназий и прогимназий Ведомства МНП и правила об испытании зрелости. М., 1909.
  132. В.Г. Формирование профессионально-творческой направленности личности учителя: Автореф. дис. докт. пед. наук М., 1994.-35с.
  133. А.К. Психология труда учителя. М., 1993 — 193с.
  134. Материалы о первой общеобразовательной гимназии в г. Сургуте/УГ, 1992, № 46- 47.
  135. Материалы по истории и статистике наших гимназий. Ч. 2−1., СПб., 1864.- 158с.
  136. Г. И. Психологические особенности гностической деятельности учителя. Автореф. дис. канд. псих, наук Минск, 1979. -18с.
  137. П.Г. Главные моменты в развитии западноевропейской школы. -М., 1913.
  138. JI.M. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994−216с.
  139. А.И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса: Автореф. дис. докт. пед. наук М., 1992 — 32с.
  140. Моделирование педагогических ситуаций: проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Кулюткина Ю. Н., Сухобской Г. С.: П., 1981 120с.
  141. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования. JL, Изд-во ЛГУ, 1984. — 177с.
  142. A.M. Деятельность учителя как процесс подготовки, принятия и реализации педагогических решений В кн.: Проблемы принятия оптимальных решений в педагогической деятельности. — М., 1984, с.38−50.
  143. A.M. Методологические проблемы целеполагания как ведущего элемента деятельности учителя по оптимизации процесса обучения. В кн.: Проблемы оптимизации педагогического процесса в общеобразовательной школе. М., 1983, с. 19−30.
  144. А.В. О воспитании старшеклассников.- М.: Просвещение, 1981.- 176с.
  145. А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1986- 160с.
  146. М.М. Формирование духовной культуры учителя в профессиональной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук М., 1992- 16с.
  147. Э.И. Учитель и всестороннее развитие личности школьника. М.: Знание 1986. — 78с. — (Сер. «Педагогика и психология», № 7).
  148. Московская гимназия 1-е Столетие Московской 1-й гимназии 1804 1904гг. Кр. ист. очерк. Сост. Т. Гобза. М., 1903, 27 стр.
  149. П. Социальная педагогика (теория воспитания воли на основе общности). СПб., 1911 — 360 с.
  150. Научно-методические основы исследования развития педагогической деятельности // Отв. ред. Грибанов В. Л. М., 1975 — 94с.
  151. А.Б. Роль личности педагога в его деятельности // Индивидуальность педагога и развитие личности школьников. Дау-гавпилс, 1988, с. 11−16.
  152. И. Здравствуй, гимназия! (гимназия на базе школы № 67 г. Москвы) / УГ, 1990, № 18.
  153. Нужна ли обществу элита (гимназия: итоги эксперимента. Беседа с директором гимназии № 636 Шарай Н. А. Записала Зиновьева А.) Московская Правда от 17.06.92.
  154. О гимназиях и подготовительных училищах. СПб., 1890.
  155. И.Н. Социально-педагогические условия формирования профессиональной активности личности педагога: Автореф. дис. канд. пед. наук -Л., 1986- 18с.
  156. Основы профессионально-педагогической культуры. / М. В. Ретивых, В. Д. Симоненко, В. В. Шлык / Брянск, 1993 — 62с.
  157. Ф. Исторический очерк развития образования в Германии. М. 1908.
  158. Н.И. Индивидуальный стиль деятельности учителя. -Казань: Каз. пед. ин-т, 1982 76с.
  159. А.В. О психологии личности. М.: Знание, 1971. -64с.
  160. А.В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. М., 1984.-272с.
  161. В .Я. Философия гимназии // УГ. 1989. — 15авг.
  162. М.А. Эффективность педагогической деятельности как предмет анализа учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук СПб., — 1995 -19с.
  163. С., Красильникова Т., На пути к гимназии // УГ., 1992. -№ 37−40.
  164. Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1985.
  165. П.И., Савельев Д. С. Гимназия тип современной школы // Сов. Пед. — 1990. — № 8, — с. 57 — 63.
  166. JI.E. Обучение учителей самоанализу педагогической деятельности как составная часть системы внутришкольного управления: Автореф. дис. канд. пед. наук-М., 1983 16с.
  167. Я.А. Фазы творческого процесса // Исследование проблем психологии творчества. М., Педагогика, 1988 — 265с.
  168. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976 — 258с.
  169. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань: Изд-во КУ, 1989 — 159с.
  170. Т.Д. Целеполагание как основа успешности педагогической деятельности преподавателя: Автореф. дис. канд. пед. наук -СПб., 1994- 16с.
  171. М.М. Как развивать педагогическое творчество. М.: Знание, 1987 — 78с.
  172. М.М. Педагогическое творчество : Проблемы развития и опыт.- Киев, Род. шк., 1988 189с.
  173. М.М., Хомерики О. Г. Структуры инновационного процесса в образовательном учреждении // Магистр. 1994. — № 5.
  174. И. Луч надежды в сумраках просвещения. Возродим дух лучших гимназий России // Известия. 1991, 7 янв.
  175. Проект нового устава гимназий. К., 1904.
  176. Профессионализм педагога: Тезисы докладов и сообщений Международной Научно-практической конференции. Ижевск- СПб., 1992 — 349с.
  177. Психология. Словарь / Под. общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошкевича. М.: Политиздат, 1990.
  178. Развитие социально-профессиональной активности учителей на разных этапах деятельности: сб. науч. т / АПН СССР, НИИ общественного образования взрослых. М., 1990 — 85с.
  179. К. Роджерс. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. — № 1 — с. 164 — 167.
  180. С.В. Исторический обзор деятельности МНП. СПб., 1902
  181. В.В. Сумерки просвещения. / Сост. Щербаков В.Н.-М.: Педагогика, 1990 620 с.
  182. Российская педагогическая энциклопедия. М., БРЭ, 1993, гл. ред. В. В. Давыдов.
  183. C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.-416с.
  184. C.JI. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989−2т.-322с.
  185. Д.С. Исследование взаимодействий между компонентами образовательной системы: (На примере школ- гимназий): Дис. к.п.н. СПб., 1993−240с.
  186. Свод постановлений и распоряжений по гимназиям и прогимназиям МНП СПб.: тип. B.C. Балашева, 1888.
  187. И.Н. Системное исследование мышления в процессе решения творческих задач: Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 1990, 26с.
  188. Системное исследование индивидуальности: Тезисы докладов всесоюзной конференции 19−20 июня 1991 г. Пермь: Перм. пед. ин-т, 1991 -220с.
  189. М.Н. Методология и методика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю. М.: Педагогика 1986 — 150с.
  190. М.Н. Проблемы современной дидактики М.: Педагогика. 1984−95с.
  191. Н. Об организме гимназии. М., 1881.
  192. Е.В. Взаимосвязи педагогической творческой направленности с системой жизнедеятельности личности учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук Тарту, 1986. — 17с.
  193. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., Просвещение, 1976- 159с.
  194. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М., Магистр, 1997 — 222с.
  195. С. Опыт возрождения классической гимназии // НО1992 № 1−2.
  196. В.З. Реформа начальной и средней школы в 60~ гг. Х1Хв.-М.: АПН СССР, 1954−310с.
  197. Современная гимназия и универсальное образование. М.: Ин-терпракс, 1995, — 192с.
  198. В.Я. Избранные педагогические сочинения. АПН СССР. М., Педагогика, 1991.
  199. В.А. О воспитании М.: Политиздат, 1973 -272с.
  200. И.В. Учительство в России в конце XIX начале ХХв. -М., 1994−126с.-
  201. В.В. Каким быть учителю в новой школе. М.: Педагогика-пресс, 1992. — 155с.
  202. В.В. Региональная система педагогического образования учителя: Теоретические подходы, опыт и перспективы развития. -Пенза, 1997.-216с.
  203. Творческая направленность деятельности педагога: сб. науч. т. // Под. ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. Л., 1978 — 100с.
  204. Творчество учителя как необходимое условие совершенствования учебного процесса: из опыта работы учителей московской гимназии на Юго-западе (№ 1543) / Зап. окр. упр. Департамента образования г. Москвы. М., 1994, — 137с.
  205. .К. Правительственная политика в области образования и общественно-педагогическое движение в России конца XIX начала XX вв.: Автореф. дис. докт. пед. наук — М., 1991 — 29с.
  206. Т.М. Личность учителя как субъект педагогического общения: Автореф. дис. канд. пед. наук М., 1995 — 20с.
  207. Е. Откуда есть пошла гимназия по-советски. // Московский журнал 1991, № 5.
  208. А.С. Изучение учителем результата своей деятельности как фактор самосовершенствования. Автореф. канд. пед. наук, Л., 1982- 17с.
  209. Труды первого Всероссийского съезда преподавателей древних языков. 28 31дек. 1911 г. СПб 1912.
  210. Устав гимназий и прогимназий ведомства МНП. 1871.
  211. Учителю о педагогической технике / Ю. И. Турчанинова и др.- под. ред. Л. И. Рувинского. М.: Педагогика, 1987 — 154с.
  212. К.Д. Педагогические сочинения в 6 томах. М., 1988.
  213. И.Л. История СССР. XIX нач. XX вв. — М.: ВШ, 1987.
  214. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
  215. Н.В. Школы в России в конце XIX начале XX вв. Государственные и частные гимназии, прогимназии, домашнее обучение, экстернат. — Л.: Экстерн, 1991 — 96с.
  216. И.В. Сравнительное исследование отношения учителей к профессиональной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук-М., 1993- 18с.
  217. Ф.Ф. Организационно-педагогические условия формирования национального самосознания учащихся гимназии: Дис. к.п.н.: Казань 1994 200с.
  218. В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика / Под. ред. В. А. Сластенина, Ю. М. Сокольникова. М.: В. Магистр, 1992−159с.
  219. О.Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс. М., 1994. — 64с.
  220. О.Г. Инновации в практике обучения / Педагогика. -1993. № 2. — с.41−44.
  221. И.И. Профессиональная этика учителя. Киев: Рад. шк., 1988−223с.
  222. М.Ф. Школа и учительство России в 1ой чтв. ХГХв., дис. докт. ист. наук М., 1955.
  223. Р.Х. Творческий рост педагога. М., Знание, 1985 -80с.
  224. Т.И., Шарай Н. А. Школа-гимназия: цели, содержание, управление // Магистр, 1992, апр., стр. 9−13.
  225. А.П. Петербургская школа в первой половине XIX в: Автореф. дис. канд. ист. наук Л., 1983. — 18с.
  226. Н.А. Особенности управления гимназий: дис. к.п.н.: М., 1993−255с.
  227. Школы нового типа. Часть 1 «Школа-гимназия», «Школа-лицей», «Школа-вуз». М.: MHO «Творческая педагогика», 1991. — 60с.
  228. Г. К. История средних учебных заведений в России Е. Шмидта. СПб.: тип. B.C. Балашева, 1878 — 684с.
  229. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя. Л., 1967.
  230. А.И. Психолого-педагогическая подготовка учителя и пути ее оптимизации в высшей школе // Проблемы совершенствования подготовки учителя. -Л., 1980. -с 12−15.
  231. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 144с.
  232. Г. И. Об эффективности учебного процесса // Сб. науч. тр.-М.: МП СССР, 1978,-стр. 11−24
  233. Н.А., Сосновский А. И., Кулиев С. Н. Критерии оценки деятельности учителя. Красноярск: Кн. изд-во, 1991 -78с.
  234. Ф.Н. Психология взаимопонимания. Казань: Тат. книжн. изд-во, 1991. — 192с.
  235. В.А., Линов Е. Н. Психология педагогической деятельности: учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. — 103с.
  236. Ф.Г. История становления татарской гимназии и ее развитие на современном этапе. Автореф. дис. к.п.н. Ин-т. сред. спец. обр-ия РАО, Казань 1996, 18стр.
  237. Ernest Lavisse. Etudes et educations/ P., 1887, — 347 p.
  238. Jules Simon. A propos des reformes de l’education. P., 1888,-189p.
  239. Otto von Gossler. Ansprachen und Reden. Berlin, 1892, 633 S.
Заполнить форму текущей работой