Лингводидактические основы изучения русского приставочного глагола в национальной (молдавской) аудитории
Диссертация
Методологической основой исследования являются марксистско-ленинская теория познания, учение классиков марксизма-ленинизма о сущности и социальной роли языка и речи в жизни общества, постановления ЦК КПСС, ЦК КПМ, Советского правительства по вопросам народного образования и совершенствования преподавания русского языка в национальных республиках, учение о роли языка в советском обществе… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА I. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ В НАУЧЕО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
- I. Освещение проблем приставочного образования глаголов в лингвистической и методической литературе
- 2. Анализ школьных и вузовской программ, учебников и учебных пособий по русскому языку для молдавской школы и практического курса русского языка для педвузов по данному вопросу
- ГЛАВА II. ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИСТАВОЧНОГО ГЛАГОЛА В РУССКОМ И МОЛДАВСКОМ ЯЗЫКАХ
- I. Общая лингвистическая характеристика приставочного глагольного словообразования в русском и молдавском языках
- 2. Глагольные приставки молдавского языка и их соответствия в русском языке
- 3. Семантическое соотношение глагольных приставок русского и молдавского языков
- ГЛАВА III. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРИСТАВОЧНЫМ ГЛАГОЛАМ РУССКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТОВ-МОЛДАВАН И ПРОВЕРКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
- I. Методика констатирующего среза
- 2. Задачи и методика обучающего эксперимента
- 3. Пути оптимизации процесса обучения русским приставочным глаголам студентов национальных (молдавских) групп
- 4. Система упражнений
- 5. Анализ результатов экспериментального обучения
- ВЫВОДЫ.I3I-I
- ЕШЖОГРАЗМЯ
Список литературы
- Маркс К, Энгельс Ф. О воспитании и образовании: В 2-х т.-М.: Педагогика, 1978, — T.1.- 544 е.- Т.2.- 488 с.
- Ленин В.И. О государстве. ПСС.- Т.39, — С.64−84.
- Программа коммунистической партии Советского Союза: Новая редакция. Принята ХХУП съездом КПСС.- М. Политиздат, 1987.-80 с.
- Постановление ЦК КПМ и Совета Министров МССР «Об улучшении изучения молдавского языка в республике»,"Об улучшении изучения русского языка в МССР".- «Советская Молдавия», 27 мая 1987 г.
- Основные направления перестройки высшего и специального образования в стране: Сборник документов и материалов ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.- М.:Высшая школа, 1987.- 76 с.
- Абдуллаева Т.Ю. Обучение приставочному словообразованию как средство развития русской речи учащихся восьмилетней азербайджанской школы: Дисс. канд.пед.наук.- М., 1978.- 175 л,
- Авилова Н.С. Вид глагола и семантика глагольного слова: Автореф.дисс.д-ра фил.наук.-М., 1976.-40 с.
- Авилова Н.С. Вид глагола и семантика глагольного слова,-М.:Наука, 1976.- 326 с.
- Аджигирей А.К. К усвоению некоторых особенностей русского глагола в молдавской школе// РЯНШ.- Й5.- 1968.- С.40
- Апресян Ю.Д. Лексическая семантика /синонимические средства языка/.- М.: Наука, 1974.- 367 с.
- Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследованийтв физическом воспитании.- М.: Физкультура и спорт, 1978.1. С. 168−178.
- Бакеева Н.З. Основы методики обучения грамматическому строю русского языка в татарской школе: Автореф.дисс.д-ра пед. наук.-М., 1968.- 69 с.
- Барыкина А.Н., Добровольская В. В., Мерзон С. Н. Изучение глагольных приставок.- М.:Рус. яз., 1979.- 192 с.
- Батиашвили Е.Д. Изучение приставок в грузинской школе// ф ШН111.- № 3.- 1963.- С.33−40.
- Баяманова Р.Г. Обратный перевод в практическом курсе русского языка // РЯШ.- т.- 1988.- С.52−54.
- Бернштейн С.Б. Славянские элементы в молдавском языке/Вопросы молдавского языкознания.- М.:АН СССР, 1953.- С.150−158.
- Е^техтина Г. А., К}цина Л. П. Система работы по теме «Глаголы # движения».- М.:Рус.яз., 1985.- 160 с.
- Бондарко И.В. О термине «инфинитив» и его содержании в разных грамматических традициях / Актуальные проблемы лексикологиии словообразования.- Новосибирск, 1977.- С.123−134.- 136
- Бондарко А.В., Буланин Л. Л. Русский глагол/Пособие для студентов и учителей. Под ред. проф. Ю. С. Маслова.-Л.:Просвеще-ние, 1967.- 192 с.
- Вородаева О.Ф., Туницкая М. В. Обучение словообразованию// ШМШ.- Ш 4.- 1984.- С.44−50.
- Вагнер В.Н. Национально ориентированная методика в действии// Русский язык за рубежом.- PI.- 1988.- С.70−75.
- Виноградов В.В. Русский язык /Грамматическое учение о слове/.-М.-Л.: Учпедгиз, 1947.- 784 с.
- Виноградов В.В. Вопросы современного русского словообразования в свете трудов Й.В.Сталина по языкознанию// РЯШ.- ИЧ2,-I95I.-C. 1−10.
- Виноградов В.В. Словообразование и его отношение к грамматике и лексикологии (На материале русского и родственных языков) // Вопросы теории и истории языка в свете трудов
- Й.В.Сталина по языкознанию.- М.:АН СССР, 1952.- С.99−113.
- Виноградов В.В. Исследования по русской грамматике/ Избранные труды.- М.: Наука, 1975.- 559 с.
- Виноградов B.C., Милославский И. Г. Сопоставительная морфология русского и испанского языков.- М.:Руе.яз., 1986.- 160 с.
- Винокур Г. О. Заметки по русскому словообразованию//Известия АН СССР, ОЛЯ.- Т.5.- Вып. 4, 1946.- С. 315−332
- Виссак X. Изучение категории вида// РЯЭШ, — PI.- 1984.-C.7-II.
- Галстян Е.Г. Развитие устной речи на уроках русского языка в старших классах армянской средней школы: Автореф.дисс. канд.пед.наук.- М., 1960.- 18 с.
- Гак В. Г. Беседы о французском слове /Из сравнительной лексикологии французского и русского языков/.-М.: Международныеотношения, 1966.-335 с.
- Гак. В. Г. Русский язык в сопоставлении с французским.-М.:Рус. яз., I975.-278 с.
- Гак В. Г. Сравнительная типология французского и русского языков / Учебное пособие для фак. и ин-тов иностр. яз. -Л.:Просвещение, 1977.- 300 е., ил.
- Гез Н. И. Система упражнений и последовательность развития речевых умений и навыков// ШШ.- № б.- 1969.- С.29−40.
- Гипотеза в современной лингвистике/Отв.ред. Ю. С. Степанов.-М.: Наука, 1980.- 384 с.
- Городилова Г. Г. Речевой опыт на родном языке при формировании навыков иностранной речи/ Вопросы психолингвистики и преподавания русского языка как иностранного.- М.: МГУ, 1971.- С. 39.
- Григорьева В.П. О многозначности и омоноимии приставочных глаголов//Русский язык для студентов-иностранцев. Сборник методических статей.-М.:Высшая школа, 1966.- С.17−35.
- Гриценко И.Д., Думенюк И, 3. Межъязыковое сопоставление и обучение второму языку// РЯМШ.- № 4.- 1982.- С. 34−37.
- Гриценко И.Д., Думенюк И. З. О грамматической интерференции при обучении второму языку// ШШ.- Р 5.- 1983.- С.45−46.
- Гриценко И.Д., Думенюк И. З. Элементы сопоставления и словарная работа// Шт.- №- I.- 1983.- С. 32−37.
- Гуцу В.И. Обучение русским глагольным словосочетаниям в начальных классах молдавской школы: Дисс. .канд.пед.наук.-М., 1983.- 228 л., ил.
- Евдошенко А.П. Сопоставительная фонология и морфология молдавского и русского языков: /В плане содержания/.- Кишинев: Штиинца, 1977.- 208 с.
- Ерицян Ф.П. Изучение видовых пар и видо-временных форм русского глагола в армянской школе: Дисс. .канд.пед.наук.-Ереван, 1979.- 265 л., ил.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М.: Педагогика, 1982.- 160 с.
- Загиров З.М. Преодоление интерференционных ошибок в русской речи учащихся-дагестанцев// ШНП.- Ш 1.- 1988. С.26−30.
- Зелинская Н. И. Учебное пособие для 9−10 классов молдавской школы. Изд. 2-е.- Кишинев: Лумина, 1983.- 135 с*
- Зелинская Н.Й. Трудные вопросы грамматики русского языка/Пособие для учителей.- Кишинев: Лумина, 1985.- 67 с.
- Зелинская Н.И., Иванова В. А. Практические занятия по словообразованию и морфологии современного русского языка.- Кишинев: КГУ им. В. И. Ленина, 1987.- 45 с.
- Зелинская Н.И., Скурту А. Г. Русский язык/ Учебник для 7-го класса молдавской школы. Изд. 5-е.- Кишинев: Лумина, 1985.
- Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование/Учебное пособие для студентов пед.институтов.- М. Шросвещение, 1973.- 304 с.
- Земский A.M. Русский язык/Учебник для учащихся пед, училищ. Часть I.- М.:Просвещение, 1980.- 303 с. 56. йзаренков Д. Й. Обучение диалогической речи.- 2-е изд., испр.-М.:Рус.яз., 1986.- 160 с. /Библиотека преподавателя русского языка как иностранного/.
- Ильина Н.Ё. Морфонология глагола в современном русском языке.-М.: Наука, 1980.- 147 с.
- Казакова К.А., Скурту А. Г., Тотрова I.B. Русский язык/Учебник для 6-го класса молдавской школы. Изд.шестое.- Кишинев: Лумина, 1985, — 175 с.
- Как провести социологическое исследование/Под ред. М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги.- М.: Политиздат, 1985.- 223 с.
- Китросская И.И. К исследованию роли и места переноса в речевой деятельности/ Вопросы психолингвистики и преподавания русского языка как иностранного.- М.: МГУ, 1971.- С.29−38.
- Клибанова Л.И. О значении некоторых орфографических правил-инструкций в национальной школе// ШМШ.- Р I.- 1988.-С.31−34.
- Комлев Н.Г. Компоненты содержательной структуры слова.- М.: МГУ, 1969.- 192 с. с черт.
- Корнфельд Р.Е. Функции глагольных приставок славянского происхождения в молдавском языке: Дисс. .канд.пед.наук.-М.j 1954.- 233 л.
- Корнфельд Р.Е. Славянский префикс «раз-/рас-» в молдавском языке// Ученые записки Кишиневского госуниверситета. Том 71. Вопросы общего и русского языкознания.- Кишинев, 1964.- С. 1320.
- Коротков И.С. Изучение русского глагола в даргинской восьмилетней школе в связи с развитием речи: Автореф.дисс. .канд. пед.наук.-М., 1968.- 23 с.
- Костецкий В.Н., Шматова В. И. Некоторые отклонения от нормы и узуса в русской речи билингва-молдаванина// ШШ, — i 5.1. С. 51−54.- 140
- Кочетков А.П. Приемы определения видов глаголов//РЯШ.-Р2.1957.- С.64−67.
- Кравченко А.Я. Лингводидактические основы обучения русскому словообразованию в национальных группах специализированного вуза: Дисс. .канд.пед.наук.- Ташкент, 1984.- 279 л.
- Кубрякова Е.С. Что такое словообразование.-М.: Наука, 1965.79 л.
- Кумыш В.А. Преемственность в изучении видов глагола между школьным и вузовским курсами русского языка: Дисс. .канд. пед.наук.- М., 1982.- 180 л.
- Куруч Р.Д. Методика преподавания русского языка в молдавской школе. Вып. I. Основы первоначального обучения русскому языку. -Черновцы, 1974.- 41 с.
- Курцхалия A.M. Методика обучения видовым формам русского глагола в неязыковом вузе: Дисс. .канд.пед.наук.- М., 1978.182 л. + Прил. /183 л., ил./.
- Кухаревич Н.Е. Изучение приставочных глаголов в нерусской аудитории." М., 1966.- 67 с.
- Лапидус Б.А. Интенсификация процесса обучения иноязычной устной речи /Пути и приемы/.- М.: Высшая школа, 1970.- 127 с.
- Левитт М.М. Упражнения при изучении видов глагола// РЯШ.-Р2,-1957.- С. 67−68.
- Львова С.И. Формирование представления о морфеме как значимой части слова//Лингвистические знания -основа умений и навыков.- М.: Просвещение, 1985.- С.39−58.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность.- М.: Просвещение, 1969.- 214 с.
- Леонтьев А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному. Психолингвистические очерки.- М.: МГУ, 1970.с.- 141
- Леонтьев А.А. Проблема опоры на родной язык и типология речевых действий// Вопросы психолингвистики и преподавания русского языка как иностранного.- М.: МГУ, 1971.- С.17−28.
- Леонтьев А.А. Мышление на иностранном языке как психологическая и методическая проблема// ИШ1.- № I.- 1972.- 0.24.
- Лешкина Э. 0 семантизации интерферирующей лексики// РЯЭШ.-№ 3.- 1983.- С. 22.
- Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика: Проблемы и принципы описания.- М.: Наука, 1977.- 315 с.
- Максимов В.И. Структура и членение слова.- Л.: ЛГУ, 1977.145 с.
- Мамекбаева С.А. Обучение русским приставочно-предложным сочетаниям нерусских студентов неязыковых вузов/Преподавание русского языка в нерусской аудитории.- Фрунзе, 1978.- С. 8587.
- Маслов Ю.С. Роль так называемой перфективации и имперфектива-ции в процессе возникновения славянского глагольного вида.-М.: Изд. АН СССР, 1958.- 39 с.
- Маслюков П.А., Волонтир Т. А. Русский язык/Учебное пособие для 2-го класса молдавской школы. Изд. 4.- Кишинев: Лумина, 1984.
- Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник/ Гез Н. И., Ляховицкий М. В., Миролюбов А. А. и др. М.: Высшая школа, 1982.- 373 с.
- Методика преподавания русского языка в национальной средней школе/Под ред. Н. З. Бакеевой, З. П. Даунене.- Л.: Просвещение, 1986.- 400 с.
- Методика преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе/ Дергачева Г. И., Кузина О. С., Малашенко Н.М.и др. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Ffyc. яз., 1986.- 239 с.- 142
- Методологические проблемы развития педагогической науки/Под ред. П. Р. Атутова, М. Н. Скаткина, Я. С. Турбовского.- М.: Педагогика, 1985, — 240 с.
- Методы педагогических исследований/ Лекции для студентов пед. институтов под ред. к.п.н. В. И. Журавлева.- М.: Просвещение,• 1972.- 159 с.
- Мещанинов И.И. Глагол.- Л.: Наука, 1982.- 272 с.
- Микаэлян Г. Г. Проблемы методики обучения русскому словообразованию в армянской школе /на материале префиксальных глаголов/: Дисс.. канд.пед.наук.- М., 1974.- 116 л.
- Мирочник Э.Ш. Изучение видов русского глагола в 9 классе// РЯУ1Л.- № I.- I960.- С. 46−61.
- Мотина Е.И. Язык и специальность: лингвометодические основыобучения русскому языку студентов-нефилологов.- 2-е изд., испр.- М.: Рус.яз., 1988.- 176 с.
- Муханов К. К вопросу о дидактических принципах построения практического курса русского языка в неязыковых вузах// Преподавание русского языка в нерусской аудитории.- $рунзе, 1978.- С. 30−32.
- Новак Л. Некоторые методические рекомендации в связи с частотным анализом грамматических категорий в русском и молдавском языках// РЯНШ.- № 4.- 1959.- С. 67.
- S8. Новак Е. П., Занора В. Н., Суханова З. Я. Русский язык /синтаксис/ /Учебник для 8-го класса молдавской школы. Изд. 7.- Кишинев: Лумина, 1983.- 119 с.
- Очерки по методике преподавания русского языка в молдавской средней школе: Пособие для учителей/ Под ред. О. Ф. Бородаевой и др.- Кишинев: Лумина, 1985.- 304 с.
- Палей И.P., Ушаков М. В. К изучению видов глагола// РЙШ.- № 2.1957.- С. 57.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению/Пособие для учителей ин. языков.- М.:Просвещение, 1985.- 208 с.
- ЮЗ.Пешковский A.M. Наш язык/Учебная книга по грамматике дляшкол I ступени.- Изд. 3-е. Часть I.- М.: Гос.изд.-1924.-181с.
- Ю4.Пихлак А. Употребление видов глагола в позиции нейтрализации /в сопоставлении с эстонским языком/ // ШЭШ.- № 6.-1983.-C.I3.
- Полякова Э.И. Перспективность изучения в начальных классах школы морфемного состава и образования слов: Дисс. .канд. пед.наук.- Л., 1980.- 214 л.
- Юб.Потиха З. А. Современное русское словообразование/Пособие для учителя.-М.:Просвещение, 1970.-384 с.
- Потиха З.А. Как сделаны слова в русском языке. Справочник служебных морфем.- Л.: Просвещение, 1974.- 125 с.
- Практический курс русского языка: Часть первая/Учебное пособие для студентов пед. ин-тов/А.Г.Хмара, Е. Н. Ершова, Т.П.Ишано-ва и др. — Под ред А. Г. Хмары.- 2-е изд., перераб.- Л.'.Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1986.- 280 с.
- Ю9.Пригорская А. Г. Преодоление некоторых трудностей при обучении русской лексике и молдавской школе// ШМШ.- № 4.-1982.-С.38.
- ПО.Пригорская А. Г, Методика предупреждения и преодоления лекси-ко-семантической интерференции на уроках русского языка в У1-УШ классах национальной /молдавской/ школы: Дисс. .канд. пед.наук.-М., 1983, — 212 с.
- Ш. Пригорская А. Г. К изучению приставочных глаголов// РЩЦ.-Р4.1. С. 50.
- П2.Пригорская, А. Г. Сущность, характер и причины возникновения лексико-семантической интерференции/Культура русской речи в Молдавии.- Кишинев: Штиинца, 1987.- 86 с.
- Программы пед.институтов. Сборник № 6. Практический курс русского языка.- Л.: Просвещение, 1985.- 31 с.1×5. Протченко И. Ф. Русский язык: проблемы изучения и развития.-М.: Педагогика, 1984.- 222 с.
- Протченко И.Ф. Лексика и словообразование русского языка советской эпохи: Социолингвистический аспект/ Отв.ред.Г. В. Степанов.- 2-е изд.доп.- М.: Наука, 1985.- 351с.
- Протченко И.Ф., Черемисина Н. В. Лексикология и стилистика в преподавании русского языка как иностранного: динамика, экспрессия, экономия.- М.: Рус. яз., 1986.- 184 с.
- Прудникова А.В. Лексика в школьном курсе русского языка/Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1979.- 144с.
- Рассудова О.П. Употребление видов глагола в современном русском языке. Изд. второе, испр. и доп.- М.: Рус.яз., 1982.- 149 с.
- Резник Э.Д. Элементы сопоставления на уроках русского языка// РЯМП.- № 5.- 1983.- С. 15.
- Ройзензон Л.И. Многоприставочные глаголы в современном и в древних славянских языках.- Самарканд, 1974.- 243 с.
- Русский язык: Учебник для 4 класса/ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян и др.- 16-е изд., испр, — М. Просвещение, 1984.- 304 е., ил.
- Русский язык в национальной школе. Проблемы лингводидактики/1 — 145
- Под ред. И. М. Шанского, Н. З. Бакеевой.- М.: Педагогика, 1977.248 с.
- Русский язык для студентов-иностранцев/ Сборник статей fiSO.-М.: Рус. яз., 1931.- 245 с.
- Сайназаров X. Некоторые вопросы лингводидактического сопос-т тавительного анализа иноязычной лексики// Пути преодолениялексико-грамматической интерференции при обучении иностранным языкам в узбекской школе.- Ташкент, I98X.- С. 29−37.
- Сергиевский А.П. Сопоставление при повторении орфографии.-М.: Просвещение, 1966.- 126 с.
- Скалкин B.JI. Основы обучения устной иноязычной речи.- М.: Рус. яз., 1981.- 248 с.
- Соболева П.А. Словообразовательная полисемия и омонимия.1. М.: Наука, 1980.- 294 с.
- Современный русский язык: в 3-х ч./ Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. 4.2. Словообразование. Морфология/Н.М. Шанский, А. Н. Тихонов.- М.: Просвещение, 1981.- 270 с.
- Соколова Г. П. Теория и практика изучения раздела «Словообразование» в 1У классе// Лингвистические знания основа уменийи навыков.- М.: Просвещение, 1985.- С. 58−71.
- Соссюр Фердинанд де. Труды по языкознанию/Переводы с французского языка под ред. А. А. Холодовича.- М.: Прогресс, с. х34.Спагис А. А. Образование и употребление видов глагола в русском языке, — М.: Учпедгиз, 1961.™ d83 с.
- Спагис А.А. Парные и непарные глаголы в русском языке.- М.: Просвещение, 1969.- 339 с.
- Сравнительно-типологическое изучение русского и молдавского языков.- Кишинев: Штиинца, 1986.- 76 с.
- Сычева В.А., Лихоперская Р. И., Черникова Н. М. Русский язык/ Учебное пособие для 3-го класса молдавской школы. Изд. 4.-Кишинев: Лумина. 1984.- 303 с.
- Тихонов А.Н. Глаголы с чистовидовыми приставками в современном русском языке: Автореф. дисс.канд.пед.наук.- М., 1963.-18 с.
- Тихонов А.Н. Видовые корреляции в современном русском языке// Вопросы методики преподавания русского языка нерусским.-Ташкент, 1966.- С. 133−138.
- Тихонов А.Н. Методические проблемы преподавания видов русского глагола нерусским// Вопросы методики преподавания русского языка нерусским.- Ташкент, 1966.- С.37−38.
- Тихонов А. Н. Изучение видов русского глагола в узбекской школе/ Методическое пособие для учителей, — Ташкент: Укутувчи, 1970.- 135 с.
- Туницкая М.В. Лингводидактические основы отбора грамматического материала в 1У-Х классах молдавской, школы: Дисс. канд.пед.наук.- М., 1978, — 200 л.
- Туницкая М.В. Когда спешат, летят, бегут. /обучение глаголам движения в 7 классе/ //Efflffll.- № 6.- 1982.- С.33−37.
- Турсунова К.Д. Теоретические основы методики изучения приставочных глаголов в казахской аудитории// Преподавание русt- 147 ского языка в нерусской аудитории, — Фрунзе, 1978, — С.34−36.
- Турсунова К, Д. Система изучения русских приставочных глаголов в 4−5 классах казахской школы: Дисс. .канд.пед.наук.-Алма-Ата, 1963.- 155 л.
- Улуханов И.С. О замене приставок// ШШ.- № 3.- 1974.- С.89−94.• 147. Улуханов И. С. Словообразовательная семантика в русском языкеи принципы ее описания, — М.: Наука, 1977.- 256 с.
- Успенский М.Б. Совершенствование методов и приемов обучения русскому языку в национальной школе/Под ред.Н. М. Шанского.-М.: Педагогика, 1979- 128 с.
- Успенский М.Б., Бородаева О. Ф. Русская речь/Учебное пособие по русскому языку для 5 класса молдавской школы.- Кишинев: Лумина, 1985.- 204 с.
- Фридман М.В. К вопросу о системном построении методики преподавания видов русского глагола в нерусской аудитории// Пути улучшения преподавания иностранных языков.- М.: Мысль, 1970, — С. 164−227.
- Фролова Л.И. Лингвистические предпосылки изучения категории вида// ШНШ, — № 3.- 1976, — С.22−25.
- Фурсенко Д. И. Некоторые наблюдения над употреблением приставочных глаголов движения /из опыта работы в подготовительных группах/ // Русский язык для студентов-иностранцев/ Сборник методических статей.- М.: Высшая школа, 1966.- С.36−59.
- Хашимов У.Х., Алимов Ш. С. Грамматическая интерференция: методы ее выявления и устранения// Пути преодоления лексико-грамматической интерференции при обучении иностранным языкам в узбекской школе.- Ташкент, 1981.- C. II-I8.
- Хераскова Ё. Значение глагольных приставок и их изучение// ШНШ.- № I, — 1958, — С. 26−29.- 148
- Черепанов М.В. Типология префиксальных и конфиксальныхструктур русского глагола: Автореф.докт.фил. наук.- Л., 1974.- 30 с.
- Черкасова Л.П. Об изучении аффиксов-синонимов и аффиксов-омонимов в курсе современного русского языка// РЯШ.- № I.1988.- С. 92−94.
- Чинчлей Г. С. О префиксе dus -во французском языке в сопоставлении с молдавским// Ученые зап. Кишиневского университета.• Т. 50.- 1963.- С. 102−109.
- Шакирова Л.З. Научные основы обучения категориям вида и времени русского глагола в тюркоязычной школе: Дисс. .докт. пед.наук.- М.- 1973.- С. 160−161.
- Шанский Н.М. Основы словообразовательного анализа.- М.:1. Учпедгиз, i953.- 56 с.
- Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию.- М.: МГУ, 1968, — 310 с.
- Шанский Н.М. Некоторые вопросы лингвистической подготовки учителя-словесника на современном этапе// ШШ, — № I,-1973.- С. 86−88.
- Шанский Н.М. Русский язык. Лексика. Словообразование.- М.: Просвещение, 1975.-239 с.
- Шанский Н.М. Русское языкознание и лингводидактика.-М.: Рус. яз., 1985.- 239 с.
- Шапиро М.А. Очерки по сопоставительной грамматике русского и молдавского языков/Учебное пособие для преподавателей русского языка молдавской средней школы. Под ред. А.Борща.- Кишинев: Картя молдовеняске, 1962.- 122 с.
- Шведова Л.Н., Трофимова Т. Г. Пособие по употреблению видов глагола для работы с филологами-русистами. 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Рус.яз., 1987.- 128 с.
- Шепель Ю.А. О некоторых трудных случаях изучения состава слова в системе вузовского преподавания русского языка// РШП.-Р I.- 1988.- С. 94−97.
- Шекихачева М.Ш. Лингводидактические основы изучения русского словообразования в кабардинских и черкесских школах: Дисс. докт.пед.наук.-Нальчик, 1979.- 420 л., ил. + Прил./III л./
- Шелякин М.А. Приставочные способы глагольного действия и категории вида в современном русском языке: Автореф.дисс. докт.фил.наук.-Л., 1972.- 46 с.
- Штульман Э.А. Методический эксперимент в системе методов исследования.- Воронеж// из-во Воронежского ун-та, 1976.156 с. с ил.
- Штульман Э.А. Функции эмпирических методов исследования// Советская педагогика.- Р 3.- 1986.- С. 46−51.
- Шярнас В.й. Лингводидактические принципы в методике русского языка// ШНШ.- Р I.- 1976.- С. 37.- 150
- Щетинин П.С. Словообразовательные особенности приставки 0ВЁЗ-/7 Филологический сборник. Вып. УШ-XI.-Алма-Ата, 1968.1. С. 299.
- Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку.-М.: МП РСФСР, 1957.- 188 с.
- Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе.
- Общие вопросы методики.- Изд.2-е.- М.: Высшая школа, 1974.112 с.
- Янко-Триницкая Н. А. Возвратные глаголы в современном русском языке.-М.: АН СССР, 1962.- 247 с.
- Дравниекс Ю.К. Использование статистических методов и микро ЭВМ в обработке данных.- Рига: Латвийский гос. институт физической культуры, 1984.- 66 с. /на латышском языке/.
- Еремия А.И. Контрибуций ла студиул формэрий кувинтелор ынлимба молдовеняскэ/ Суб ред. акад. Н. Г. Корлэтяну.-Кишинэу: Штиинца, 1979.- 274 п.- 151
- Корлэтшу Н.Г. Лимба молдовеняска литерарэ контемпоранэ: Лексиколожия/Мануал пентру студенций де ла ф-тя де фило-ложие.- Б^диц. а 2-а, рев. ши комп. .-К.:Лумина, I982.-238 п.
- Лимба молдовеняскэ литерарэ контемпоранэ. Ын 3 волуме/ Субынгрижиря акад. Н. Г. Корлэтяну ши алт.- Кишинэу: Лумина, Вол. I.- 1969 — вол. II 1970- вол. Ill — 1981.
- Лимба молдовеняскэ/ Мануал пентру школиле педагожиче.- Кишинэу: Лумина, 1981.- Вол Л.- 300 п.
- Лимба молдовеняскэ литерарэ контемпоранэ. Морфоложия/ Мануал пентру студенций институциилор де ынвэцэмынт супериор/ А. М. Дырул, Ф. С. Котелник, Й.П.Чорный/ Eft. а 2-а, рев.- Кишинэу: Лумина, 1983.- 471 п.
- Лимба молдовеняскэ: Пентру секцииле прегэтитоаре але институциилор де ынвэцэмынт супериор/ Г. Е. Руснак, В. Г. Загаевский, М. П. Пуриче, П. Н. Гуцу: Суб ред. луй Г. Е. Руснак.- Кишинэу: Лумина, 1983.- 224 п.
- Соловьов В.П. Проблеме дифичиле але лексикографией билингве/ Лексикул ши фразеоложия лимбий молдовенешть контемпоране.- Кишинэу: Штиинца, 1981. П. 184−185.
- Чобану А.И. Проблеме дифичиле де грамматикэ/Материал дидактик пентру семинареле спечиале ла лимба молдовеняскэ пентру студенций де ла факултэциле де филоложие.- Кишинэу: Лу- 152 мша, 1969.- 98 п. 1. Словари:
- Лексическая основа русского языка: Комплексный учебный словарь/Под ред. В. В. Морковкина.- М. :Рус.яз., 1984.-1168 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка:0коло 57 тыс. слов/Под ред. проф. Н. Ю. Шведовой.- 14-е изд., стереот.-М.:Рус.яз., 1983.- 816 с.
- Потиха З.А. Школьный словообразовательный словарь/Около 25 ООО слов. Науч.ред. чл.-корр.АН СССР С. Г. Бархударов. Изд. 2-е, испр. и доп.- М.:Просвещение, 1964.- 391 с.
- Русская грамматика.- М.:Наука, 1982.- T.I.- 783 с.
- Русско-молдавский словарь (около 35 000 слов)/Составитель
- Русско-молдавский словарь/Составители А. П. Борщ, И.Н.Запо-рожан.- Кишинев: Картя молдовеняска, 1976.- 506 с.
- Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х томах. Около 145 000 слов. М. :Рус.яз., 1985.
- Дикционар експликатив ал лимбий молдовенешть.-Кишинэу: Картя молдовеняскэ, 1977.- Вол.1.- 848 п.• 203. Дикционар експликатив ал лимбий молдовенешть.- Кишинэу:
- М.В.Подико.- Кишинэу: Картя молдовеняскэ, 1973.- 1060 с.
- Редакция принчипалэ, а енчиклопедией Советиче Молдовенешть, 1985.- Вол. II.- 876 п.