Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Дозировка домашнего задания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основной причиной утомления является интенсивная и длительная нагрузка. Для умственного утомления такая нагрузка обычно связана с интеллектуальной деятельностью по преобразованию большого потока информации, работой при временных ограничениях, сложности и ответственности задания. Нагрузкой может быть и физическая работа по поддержанию вынужденной позы (например, в 1 классе), перемещению органов… Читать ещё >

Дозировка домашнего задания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цель вышеуказанной работы: определение объема домашнего задания по всем предметам, ежедневной нагрузке с учетом школьного расписания, выявление и анализ причин перегрузки учащихся. Для решения поставленной цели могут быть предложены следующие методы:

  • 1) анкетирование учащихся;
  • 2) анкетирование родителей;
  • 3) сравнение учебного материала, пройденного на уроке и заданного на дом (по учебникам)

По итогам работы необходимо составить таблицы-экраны «Затраты времени на выполнение домашнего задания», где определить точные затраты времени на приготовление домашнего задания по каждому предмету, а также затраты времени на выполнение домашнего задания по дням недели. А на его выполнение должно затрачиваться (по одному предмету) не более 2/3 классного времени (т.е. не более 30 мин.). А чтобы не допускать перегрузки, домашние упражнения не должны быть труднее классных.

В домашних заданиях важно строго соблюдать дозировку материала, особенно для письменного выполнения. Для этого учитель руководствуется, во-первых, нормами непрерывного письма, соответствующими возраста, и, во-вторых, степенью трудности задания. Утомление учащегося при письме делает бесполезной его домашнюю работу. Поэтому слишком большие и сложные по выполнению задания, иногда даваемые в учебнике, учитель должен сократить.

По требованиям к организации учебно-воспитательного процесса домашние задания даются учащимся в следующих пределах:

в 1 классе (со II полугодия) — до 1 часа в 2 классе — до 1.5 часов в 3−4 классах — до 2 часов в 5−6 классах — до 2.5 часов в 7−8 классах — до 3 часов в 9−11 классах — до 4 часов Что снижает риск появления утомления у детей разного возраста.

Состояние утомления сопровождает все виды деятельности человека. Оно является нормальной реакцией организма на рабочую нагрузку, но в острых и хронических формах вызывает нарушение работоспособности Утомление — это функциональное состояние, которое возникает в результате интенсивной или (и) длительной рабочей нагрузки и проявляется во временном нарушении ряда психических и физиологических функций индивида, а также снижение эффективности и качества труда (Бодров В.А. 1988).

При продолжительном воздействии чрезмерных нагрузок и отсутствие условий для полноценного восстановления функциональных нарушений, состояние утомления может перейти в переутомление.

Основной причиной утомления является интенсивная и длительная нагрузка. Для умственного утомления такая нагрузка обычно связана с интеллектуальной деятельностью по преобразованию большого потока информации, работой при временных ограничениях, сложности и ответственности задания. Нагрузкой может быть и физическая работа по поддержанию вынужденной позы (например, в 1 классе), перемещению органов управления и т. п.

К дополнительным причинам утомления, которые могут ускорить развитие этого состояния или усилить выраженность его проявлений, следует отнести:

  • — воздействие на организм неблагоприятных факторов среды (шум, вибрация);
  • — повышенное нервно-психическое напряжение, эмоциональный стресс;
  • — чрезмерную по интенсивности физическую умственную нагрузку перед основной (физкультура, спорт, работа по дому…)

В качестве факторов, предрасполагающих к возникновению утомления, выступают:

  • — нарушение рационального режима труда, отдыха, питания;
  • — длительные перерывы между работой (профессиональная дезадаптация);
  • — остаточное функциональное нарушение (снижение резервов организма) после болезни;
  • — недостаточное физическое развитие личности;
  • — недостаточный уровень физической подготовки…

По видам утомление может быть;

  • — физическим;
  • — умственным;
  • — эмоциональным;
  • — смешанным;
  • — общим;
  • — локальным;
  • — мышечным;
  • — зрительным;
  • — слуховым;
  • — интеллектуальным (творческим).

Все эти виды могут присутствовать у детей во время (после) выполнения какой-либо (физической, умственной) работы, в том числе и домашней, что связанно с объемом задания. Следовательно, учителю необходимо учитывать возрастные и психофизиологические особенности детей.

По формам состояния утомления классифицируется на:

компенсируемое острое хроническое переутомление.

Современная классификация строится на основе 3-х групп показателей;

  • — причина возникновения;
  • — симптомы появления;
  • — способы и продолжительность восстановления работоспособности.

Серьезное влияние на уровень утомляемости учащихся в течение учебного дня оказывает чередование уроков разного содержания и разных типов. Два урока по одному предмету или даже уроки по двум близким предметам быстрее вызовут утомление. Чем те же уроки, разделённые одним уроком по другому предмету, не близкому им.

То же относится к чередованию уроков по одному и тому же предмету в течение недели. Оно должно быть равномерным по дням недели, особенно в случае предметов с малым количеством учебных часов.

В разных классах у детей в течение недели могут быть дни благоприятные и неблагоприятные:

Класс.

Благоприятные.

Неблагоприятные.

1 — 4.

Вторник, среда, четверг.

Понедельник, пятница, суббота.

Понедельник, вторник.

Среда — суббота.

Вторник, четверг — суббота.

Понедельник, среда.

7 — 8.

Вторник — четверг, суббота.

Понедельник, пятница.

9 — 11.

Среда — пятница.

Понедельник, вторник, суббота.

В большинстве случаев понедельник день неблагоприятный для учебы, дети труднее усваивают материал, соответственно быстрее устают, чаще отвлекаются. Рекомендуют в этот день ставить предметы не высокого уровня сложности.

Наиболее благоприятными днями являются вторник, четверг (середина недели). Основная нагрузка предметов должна приходится именно на эту часть недели, а к концу ее дети устают, им требуется меньше «трудных» предметов.

Наблюдения и беседы с родителями убедили учителей в том, что занятия во II половине дня не только снимает усталость, но и развивают воображения, мелкую моторику мышц рук, необходимую для обучения письму, координацию движений и др.

Для учащихся младшего и среднего школьного возраста распределять учебную нагрузку в школьном цикле (по требованиям ОУВП) следует таким образом, чтобы ее наибольшая эффективность приходилась на вторник и четверг, в то время как среда была несколько облегченным днем.

Таким образом утомление детей, их перегрузки связанны с расписанием уроков в школе и предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день школьного расписания.

В требованиях к организации учебно-воспитательного процесса говорится, что в начальной школе давление учебной работы учащихся на уроке по основному предмету не должно превышать 80%. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения с учащимися должны проводится на уроках:

физминутки гимнастики для глаз (при обучении письму, чтению, математике) Для каждого возраста характерны свои особенности восприятия учебного предмета. Так, «трудными» для разных параллелей классов являются:

Класс.

Предметы.

2 — 3.

чтение, природоведение.

история, математика, русский язык.

6 — 7.

география, история, биология, физика, русский язык, литература.

8 — 9.

химия, география, иностранный язык, литература.

химия, география, физика, литература.

литература

химия.

Трудным предметом для восприятия учащихся всех возрастов является математика: уроки этому предмету желательно распределять на часы более высокой работоспособности.

На утомляемость учащихся очень сильно влияет степень психофизиологического напряжения, которое требует для усвоения тех или иных элементов учебной программы. Это следующие факторы:

  • — объем сообщаемой учащимся информации, предназначенной для восприятия и дальнейшей переработки;
  • — сложность учебного материала (что отражается и на домашней работе);
  • — степень новизны учебного материала;
  • — тип урока и его структура;
  • — методическое мастерство преподавателя;
  • — эмоциональное состояние ученика;
  • — степень интереса к предмету;
  • — взаимоотношения учителя и класса, ученика и учителя;
  • — санитарное состояние учебных и домашних помещений.

Последние 4 фактора влияют на отношение ученика к выполнению домашнего задания.

На степень утомленности учащихся также влияют соотношения между объемом изученного материала на уроке и объемом заданного на дом, объемом домашнего задания по каждому предмету и общим объемом заданного. Научными исследованиями установлено, что наиболее эффективная продолжительность выполнения домашнего задания для учащихся разных параллелей составляет:

Класс.

Продолжительность.

первые.

(только со II полугодия) 45 — 60 мин.

вторые.

1 — 1.5 часа.

третьи.

1.5 — 2 часа.

пятые.

1.5 — 2 часа.

6-е — 8-е.

2 — 2.5 часа.

9-е — 11-е.

до 4 часов.

Что подтверждается требованиями к организации учебно-воспитательного процесса (указанными выше на стр. 7).

В течение учебного года необходимо проводить специальную работу по предупреждению перегрузок учащихся, повышению их работоспособности. Особенно много материала для индивидуальной работы с учащимися, их родителями дают результаты анкетирования учащихся, сравнительные данные по классам одной параллели.

Нормы нагрузки можно определить как установленную в методике меру той разнообразной работы, которую выполняют учащиеся. По отношению к предмету «русский язык «следует говорить о нормах устных и письменных работ на уроке, устных и письменных домашних заданий, самостоятельных работах на уроке и др. В связи с установлением той или иной нормы должны быть определены и нормативы: сколько следует выполнить упражнений, чтобы усвоить ту или иную тему; сколько и за какие промежутки времени следует отрабатывать слов в целях обогащения словаря школьников; каким должен быть объем самостоятельной работы, в частности по учебнику, чтобы сформировать навык самообразования и т. д.

Норма предусматривает как среднюю величину работ, так и величину, показывающую предел нагрузки. Особенно важно обозначить минимальную и максимальную нагрузки для различных групп учащихся: определить норму как для тех учащихся, которые перегружены занятиями и не всегда справляются с заданием, так и для тех, которые не обеспечены достаточной учебной нагрузкой. Рационализация учебной нагрузки каждого школьника — сложнейшая задача нормализации учебного труда детей.

В ходе исследований учебной нагрузки школьников по русскому языку выявлен ряд факторов влияющих на учебную нагрузку школьников:

  • 1) качество работы над трудными темами курса;
  • 2) методический уровень организации урока;
  • 3) объем и содержание работ с учебником;
  • 4) требование к домашнему заданию.

Рассматривая последний фактор, его воздействие на учебный процесс, определим методические целесообразные способы деятельности, создающие предпосылки для нормализации нагрузки детей.

На том этапе урока, когда учащиеся должны осмыслить домашнее задание, часто недооценивается фактор заинтересованности, без которого за домашние уроки ученик берётся неохотно.

Для учителя важно знать отношение учащихся к домашнему заданию по русскому языку, оценку сложности домашнего задания самими школьниками, нагрузку детей по предмету во время домашней подготовки, представление учащихся о том, какой должна быть работа по русскому языку. Учитель может провести в классе несложный методический замер, предложив ученикам следующую анкету:

  • 1) Охотно ли вы занимаетесь русским языком?
  • 2) Какой из школьных предметов вы готовите дома особенно охотно?
  • 3) Делаете ли вы русский язык в первую очередь?
  • 4) По какому предмету домашняя работа отнимает у вас особенно много времени?
  • 5) Сколько времени приблизительно вы тратите на выполнение уроков?
  • 6) А сколько времени у вас уходит на русский язык?
  • 7) Какие задания по русскому языку вы бы хотели получать на дом?

Цель и задачи опроса детей, техника заполнения анкеты должны быть разъяснены школьникам. В условиях, когда учитель рассчитывает на искренность детей, он может получить неожиданные для себя ответы.

Вопросы 1, 3 выявляют только фактические данные с ответом «Да» «Нет»; 2, 4 — конкретный ответ учащегося; 5, 6 предусматривают временную величину выполнения задания; 7 — ответ-оценка, суждение ученика, выражение его мнения.

Проведенная анкета позволяет делать выводы:

  • — отношение к домашнему заданию по русскому языку (положительное или отрицательное);
  • — причины, способствующие положительному / отрицательному отношению к домашнему заданию (успехи учеников в предмете, умелая организация уроков, психологический настрой школьников на работу дома, сформированность нравственных качеств ученика трудолюбие, любознательность, усидчивость);
  • — какое количество времени требует домашнее задание (превышает норму или нет);
  • — выявление критериев оценки домашнего задания (содержание, объем по критериям учащихся);
  • — наличие или отсутствие интереса к предмету (основной или второстепенный фактор оценки задания на дом).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой